Роды и мужчина: «свой» и «чужой»
Традиции мужского присутствия в родах
6 60 параллель / 60 Parallel №4(39) 2010
Присутствие мужчины при родах и даже его непосредственное участие в родовспоможении - сегодня дело обычное. Врач-гинеколог уже не вызывает смущение
у женщин, а некоторые даже отправляются на роды с мужем. Однако врач-мужчина
появился в пространстве родов всего несколько столетий назад, с развитием медицины и появлением родильных домов. До этого акушерство повсеместно считалось почётной работой женщины. Сегодня общество вновь обращается к архаическим - женским - традициям ведения родов. Вместе с тем, по-новому осмысливается и роль отца ребёнка - он становится полноправным партнёром женщины и единственным мужчиной, достойным находиться внутри пространства родов.
Роды. Персонажи. Женщина-повитуха
С древних времён женщинам помогали в родах женщины - именно они были первыми носителями медицинской помощи, они же, в основном, занимались сбором hастений, изучением их свойств и применением на практике. В письменных памятниках человеческой истории, в священных книгах индусов, египтян и евреев упоминается об акушерках как особом классе специалистов, у древних греков и римлян, у славян и в индийской мифологии многие богини почитаются как покровительницы рожениц.
На Руси помощь роженице оказывали повивальные бабки и просто опытные женщины старшего поколения. Сами по себе роды считались делом обычным, поскольку рожали русские женщины часто. Рождение ребёнка воспринималось в первую очередь с практической точки зрения - как появление ещё одного работника и помощника родителям в старости. Роды были, безусловно, событием радостным, оставаясь при этом делом обычным, частью повседневности любой семьи.
Первый роддом был открыт в Страсбурге в 1729 г., в дальнейшем родильные
дома начали появляться по всей Европе. В России впервые родильный дом открылся по указу Екатерины II в 1764 г. Точнее, это был Родильный госпиталь в составе Воспитательного дома. Особо нужно отметить, что первый петербургский родильный дом поначалу предназначался только для тех женщин, кто хотел избавиться от младенца: все дети, рождённые в этом отделении, оставались в Воспитательном доме. Остальные российские женщины долгое время рожали дома, приглашая на роды повитуху или врача частной практики.
Но и после появления роддомов ещё долгое время в сознании простого русского человека лучшим местом для родов оставались хлев и особенно баня. Они ценились в первую очередь за свою укромность. Кроме того, баня - это место очищения, душевного и телесного. Она ассоциировалась у наших предков с возрождением («в бане помылся - как заново родился»). Баня была лучшим местом для родов в силу ещё и практических
соображений: именно здесь в достаточном количестве и в любое время года имелась
тёплая вода, необходимая для омовения роженицы и младенца.
Для благополучного разрешения от бремени роженица должна была протопить
баню перед самыми родами, самостоятельно наносив дров и воды (считалось, что кроме облегчения собственно родов это ещё и сделает ребёнка здоровее в будущей жизни). Полки и пол устилались соломой, в баню роженица шла босой. Если роды происходили в доме, то женщина рожала на пороге. В этих случаях к верхней балке избы привязывался крепкий кушак, на котором она повисала, держась руками, во время потуг - для более
эффективного и направленного усилия.
Веря, что это поможет облегчению родов, женщины развязывали все узлы на
своей одежде и расплетали косы. Затяжные трудные роды объясняли «порчей» и поили, обливали заговорной водой, заставляли переступать через красный пояс, в доме отпирали все замки, а в особо тяжёлых случаях открывали царские врата в церкви и читали специальные молитвы.
Летописи сохранили имя знаменитой повитухи Евпраксии, внучки Владимира
Мономаха, которая в начале XIII в. написала первый трактат о гигиене женщины.
От периода раннего христианства до нас дошла молитва роженицы:
«Стану, благословясь, пойду перекрестясь,
из избы дверьми, из двора воротами,
во чистое поле, во синее море.
Есть там у Христа на престоле
сидит Пресвятая Матерь Богородица,
держит золотые ключи,
отмыкает мясные ларцы,
отпускает младенца из плоти, из утробы;
отпускает младенца из плоти, из горячей крови,
чтобы не чуять ни щипоты, ни ломоты, аминь».
Повитухи не имели официального медицинского образования, но обладали знанием, накопленным опытом многих поколений. В некоторых деревнях существовал обычай рожать первого ребёнка в доме матери молодухи, которая под благовидным предлогом удаляла из избы остальных членов семьи. Иногда теснота крестьянских помещений заставляла роженицу из большой семьи спешить к повитухе и рожать у неё. Однако чаще всего роды проходили дома. Если не было отдельной комнаты, то в горнице занавеской отгораживали угол.
«... Деревенские повитухи - это всегда пожилые женщины, по большей части
вдовы. «Бабят» иногда и замужние женщины, но только те, которые сами перестали рожать и у которых нет месячных очищений. Девица, хотя и престарелая, повитухой быть не может, да и бездетная жена - плохая повитуха. Какая она бабка, коли сама трудов не пытала? При ней и рожать трудно, и дети не всегда в живых будут... Повитуха приглашается на все трудные роды, обязательно бывает по их окончании, чтобы перевязать пуповину, вымыть и попарить роженицу и новорожденного, и первые дни поухаживать за ним» (Г. Попов. «Русская народно-бытовая медицина». 1903 г.).
Визит повитухи к беременной окружался тайной. Она проходила всегда задними дворами, через огороды и входила в дом со словами: «Помогай Бог трудиться!» Повитуха переодевала роженицу в чистую рубаху, давала выпить крещенской водицы и зажигала перед иконами свечу. На протяжении всех родов она ободряла роженицу, приговаривая, что всё идёт хорошо, поглаживала ей поясницу. Почти до момента прорезывания
головки ребёнка принято было водить роженицу под руки по избе.
Пуповину новорожденному перевязывали ниткой, свитой с волосами матери, -
чтобы связь между ними, по народному поверью, оставалась на всю жизнь. Особенным было и отношение к «детскому месту». Если советские родильные дома ещё в недалёком прошлом выполняли план по сдаче плаценты для производства различных лекарств (плацента - сильный биологический стимулятор), то в русских деревнях к плаценте относились с трепетом. Существовал настоящий ритуал захоронения «детского места»:
его тщательно промывали и, завёрнутое в тряпочку, зарывали в землю, произнося при этом особые заклинания. Наилучшим для будущего здоровья новорождённого
считалось посадить на этом месте дерево.
Роды. Персонажи. Отец ребёнка
В большинстве деревень муж при родах не присутствовал, но обязательно поджидал где-то неподалёку... Считалось, что «не место мужикам видеть, как бабские
дела делаются». Лишь иногда, при затянувшихся родах или реальной угрозе жизни роженицы, именно ему полагалось молиться Богу и обходить дом с иконами.
Важно отметить, что хотя отец ребёнка участвовал в родах самым активным
образом, всё же роль его была специфической. Он не принимал непосредственно роды, но, как бы сказали сегодня, «энергетически оберегал пространство», и это было не менее важной задачей, чем непосредственная помощь роженице.
На представлении о духовной связи между отцом и детьми в момент их рождения основан, в частности, древнеславянский обряд - кувада. Мужу полагалось охать и стонать во время родов жены, чтобы таким образом отвлекать на себя злых духов. В различных видоизменениях кувада встречается у многих народов Африки и Азии, она известна в виде культурного переживания и в Европе; в некоторых местах Великороссии, например, в Смоленской губернии, мужья при родах жены стонали, а в Малороссии - развязывали на себе узлы.
А у кочевников появление на свет нового члена племени было просто немыслимо
без участия отца ребёнка ещё и в силу бытовых причин: женщины рожали в чистом поле, сидя на корточках, опираясь спиной на спину мужчины. Тот, поддерживая жену, одновременно, что называется, «держал пространство», охраняя роженицу и высматривая врага.
7 апреля в христианской традиции - это день непорочного зачатия, когда Пречистая Дева понесла во чреве Божье Дитя. Примечательна в этой евангельской истории роль её мужа Иосифа. В спутники Деве был дан Богом благочестивый старец. Он - верный спутник Марии по пути в Вифлеем. Он же - хранитель пространства родов, которые неожиданно застают Деву Марию в пути: Божье Дитя появилось на свет в яслях, а Иосиф присутствовал неподалёку, оберегая чистоту и неприкасаемость священного места.
Роды. Персонажи. Врач-мужчина
Оберегающая, духовная роль отца ребёнка отошла на задний план с развитием научной медицины и открытием первых родильных домов. В XVIII веке мужчина-врач вытесняет из пространства родов мужчину-отца. Происходит это не по злому умыслу, а в силу причин, непосредственно с родами не связанных. Дело в том, что долгое время подавляющее число учёных и врачей составляли мужчины.
Тенденция прослеживается с древности: со времён Гиппократа, Цельзия и Галена труды по акушерству были написаны мужской рукой. XVI-XVII вв., на которые пришёлся расцвет медицины в Европе, также сохранили научные труды по родовспоможению Реслина, Паре, Лавальера… И крайне редко встречаются упоминания об известных акушерках-женщинах.
Это объясняется тем, что доступ к высшему образованию в те времена имели
исключительно мужчины. Что касается нашей страны, то практически до конца XIX в. высшее образование для женщин в России было недоступным - первые государственные женские гимназии начинают создаваться в 1862 г., но и там девушек полагалось учить лишь педагогическим дисциплинам, рукоделию и искусствам, а греческий и латынь не
преподавались. Поступать же в высшие учебные заведения (где обучение велось преимущественно на латыни), женщинам по-прежнему запрещалось даже пореформенным уставом 1863 г.
Да, первые акушерские школы в Петербурге и Москве были устроены ещё в 1754 г., но женщины были допущены в них (и к высшему образованию вообще) только спустя сто с лишним лет! В 1869 г. в связи с волнениями студентов и нестабильной политической обстановкой правительству пришлось пойти на уступки, и министр народного просвещения граф Д.А. Толстой разрешил открыть в Петербурге и в Москве Высшие
женские курсы - в основном педагогические и врачебные.
Удивительно, как общественность не заметила этой подмены: с древних времён принимать роды считалось почётной (и интимнейшей) обязанностью исключительно женщин, и, как мы помним, важным условием для повитухи был именно личный - и обязательно удачный - опыт рождения ребёнка. Однако, с внедрением медицины в эту сферу жизнедеятельности человека, роды отдают в руки чужого мужчины, который по определению не может иметь собственного опыта рождения ребёнка.
«Квалифицированный», то есть с высшим медицинским образованием, женский персонал попадёт в родовую палату лишь через 115 лет! Однако к тому времени врач-мужчина успеет обустроить родовое пространство по своему усмотрению - такие «высокотехнологичные» операции как извлечение ребёнка с помощью акушерских щипцов или кесарево сечение были изобретены (и поначалу проводились) именно мужчинами. С течением времени сам факт родоразрешения начинает всё более рассматриваться с естественнонаучной точки зрения, а подход к родовспоможению приобретает мужской, технологичный характер, отодвинув на второй план интуитивное, женское ведение родов повитухами.
Однако, вывод о том, что вмешательство мужчины и привнесённых им элементов медицины только испортило акушерство, был бы несправедлив. Движимые горячей
любовью к женщине, врачи-мужчины во все века искренне желали облегчить её страдания и снизить смертность в родах.
Так, венгерский акушер Игнац Земмельвейс в середине XIX в. сделал открытие
о необходимости стерильной обработки рук перед акушерскими вмешательствами. До этого тысячи женщин умирали от так называемой «родильной горячки» (за 60 лет в одной только Пруссии от родильной лихорадки умерло 363 624 роженицы, то есть больше, чем за то же время от оспы и холеры, вместе взятых...). Однако при жизни Земмельвейс
подвергся гонениям за свои идеи, и надпись «Спаситель матерей» появится на его могиле спустя несколько лет после его смерти. А изобретатель обезболивания родов Джеймс Симпсон поначалу подвергся гонениям и нападкам со стороны служителей церкви (считавших родовую боль наказанием божьим для всех дочерей Евы).Но позднее важность его открытия признали, рожать под наркозом решилась сама королева Виктория, а Симпсон за своё изобретение был удостоен титула пэра.
Мужчина изменяет сам подход к родовспоможению: больше внимания он уделяет помощи женщине в избавлении от родовых мук, но, сосредоточившись на внешней стороне дела, упускает из виду главную - инстинктивную, глубинную составляющую процесса рождения.
Роды. Доминанта медицины
Хотя на сегодня большинство персонала родильных домов составляют всё-таки
женщины, акушерство продолжает нести на себе следы мужского вторжения и по сути остаётся агрессивным вмешательством в интимность. За долгие годы учёбы и работы мышление врача складывается таким образом, что здоровые люди словно выпадают из его поля зрения: «Раз вы пришли к врачу, стало быть, вы больны, давайте лечиться». Врач остаётся врачом, даже когда на приём приходит беременная, забывая, что беременность - не болезнь, а роды - не операция.
Достижения медицины каждый день помогают спасти тысячи жизней, в том числе - и в родах. Но в какой-то момент медицина из помощницы превратилась в диктатора, в вершителя судеб: на сегодня врач-акушер и уровень доступных ему технологий решают вопрос о том, кому жить, а кому умереть: те, кто в древности были обречены на гибель, получают шанс на выживание благодаря возможностям медицины. Но, научившись несколько столетий назад спасать человека от смерти, сегодняшняя медицина (разделом которой по нелепости является и акушерство) по инерции продолжает спасать человека и от самой жизни.
Женщину спасают от родов, мать спасают от ребёнка, а ребёнка - от матери…В последние 20 лет невероятно вырос процент кесаревых сечений.
В последние 20 лет невероятно вырос процент кесаревых сечений. На сегодняшний день путём кесарева сечения на свет появляются до 25% малышей! Изобретённая в древности, эта операция проводилась исключительно в экстренных случаях - сегодня же кесарево могут сделать даже по желанию женщины: заснула - проснулась, и всё готово.
Кесарево сечение проводят в том числе и по так называемым «условным показаниям» - когда роды и могли бы совершиться естественным путём, но основываясь на вероятности патологии (часто ничтожной), врач принял решение произвести операцию.
Между тем знаменитый на весь мир акушер, основатель первой во Франции
клиники, где практиковался подход естественного родовспоможения, Мишель Оден считает кесарево сечение угрозой безопасности человечества. В 2008 г., давая комментарий «Британскому Медицинскому Журналу» (British Medical Journal), он с сожалением констатировал:
«…Судя по всему, люди, рождённые путем кесарева сечения, имеют более низкую фертильность - способность производить потомство. И если ставить вопрос о том, могут ли врачи спасти человечество, то уж, по крайней мере, спасти планету от перенаселённости они могут, просто делая как можно больше кесаревых сечений».
Опасность кесарева сечения для ребёнка подчёркивается педиатрами и психологами - они отмечают, что дети, рождённые через кесарево, имеют проблемы
с мозговым кровообращением и кишечной микрофлорой, они более возбудимы в первые месяцы жизни и нуждаются в большем проявлении телесного внимания, а впоследствии очень сильно переживают отрыв от матери при окончании грудного вскармливания или период адаптации к детскому саду.
Как противовес официальной больничной системе родовспоможения в 70-е гг.
прошлого века сначала на Западе, а затем и в Советском Союзе возникает движение за естественное рождение. Чувствуя угрозу своему благополучию в условиях стационара, многие женщины решаются рожать на природе или в домашней обстановке. А решение о том, как и где рожать, всё чаще принимается родителями совместно, и роды постепенно обретают статус семейного события.
В 1980-е гг. выпускник одного из советских физкультурных институтов Игорь Чарковский, рассуждая о пользе водных процедур для здоровья человека, предлагает использовать их для обезболивания схваток, а позже - и принимать в воде роды. Основная идея Чарковского состоит в том, чтобы сделав менее болезненными сами роды, облегчить ребёнку момент вхождения в новый мир. Идея находит живейщий отклик на Западе - сегодня многие зарубежные клиники практикуют роды в воду.
Однако, на родине изобретателя ситуация иная: в 90-е годы сторонники Чарковского, рожающие дома в ванных комнатах или специальных надувных бассейнах, подвергаются гонениям, движение водных и домашних родов объявляется подпольным, и официальный больничный метод родовспоможения по сей день остаётся главенствующим видом помощи в родах в нашей стране. И пожалуй, единственным местом в России, где официально принимают роды в воде, является на сегодня родильный дом №2 города Волгограда. Там под патронажем профессора Медакадемии Николая Жаркина уже почти 15 лет работает программа водного родительства.
«Здравствуй, папа!» Возвращение Отца
На протяжении XIX-XX веков сам факт присутствия врача и его активная позиция в родах стали привычными. Однако, в конце XX-го века лучшие умы человечества задумались над вопросом: почему женщинам всё труднее рожать? Распространённый диагноз современных акушеров: «слабость родовой деятельности» (именно этим часто оправдывают спешные медицинские вмешательства в процесс, такие как искусственная стимуляция гормонами, наложение акушерских щипцов или кесарево сечение).
Отчего это происходит? Оказавшись в больничной палате одна, лицом к лицу с посторонними людьми (причём, некоторые из них - мужчины), рожающая женщина постепенно утрачивает связь со своей природой и забывает инстинкты рожающей самки. Акушерам хорошо известен феномен, встречающийся в дикой природе: у самок диких животных родовая деятельность может временно прекратиться в ответ на сильный испуг.
Так, рожающая в укромном месте самка оленя, почуяв приближение хищника, поднимается на ноги и стремительно убегает в чашу - роды на этот момент прекращаются. Сходные процессы наблюдаются и в организме человека. Физиологи так объясняют этот процесс: сокращением матки управляет гормон окситоцин (его иногда называют гормоном любви, поскольку он же выделяется в момент оргазма). Антагонист окситоцина - адреналин (известный как гормон страха) напротив, снижает выработку окситоцина. В ситуации страха - не до любви, и потому в ситуациях, связанных с повышением уровня адреналина (страх, раздражение, неуверенность), роды протекают с трудом.
Вот тут-то женщина и вспоминает об отце ребёнка! С конца ХХ века в США и Европе, а затем и в России входит в моду практика партнёрских родов - женщина зовёт с собой мужа, чтобы с помощью его присутствия защитить интимность рождения.
Как и жене древнего кочевника, сегодняшней женщине нужен «хранитель пространства», святой Иосиф, энергетический защитник, который имеет достаточно силы, чтобы уберечь своё дитя от нежелательных медицинских манипуляций. Отец, который, удерживая внешний контур пространства родов, даст возможность процессам внутри него протекать естественным путём.
Роды - дело интимное. Возвращение к истокам
И вот, в ходе своей эволюции общемировой подход к родовспоможению совершает виток, чтобы в XXI-м веке вернуться к истокам: всё больше акушеров начинают понимать, что роды - процесс интимный, определяющую роль в нём играют примитивные инстинкты человека, и вмешательство посторонних лишь усложняет его течение.
Спустя века вновь обращаются к почётной роли женщины-акушерки, наилучшим профессиональным навыком которой является умение не вмешиваться и оказывать молчаливую поддержку. Что же до мужчины, то посторонние постепенно вытесняются из пространства родов - всё больше и акушеры и сами женщины задумываются о желательности участия в родах отца ребёнка. Он рассматривается как единственный мужчина, достойный присутствия на Празднике Рождения.
Появляется термин «духовные роды». Вышедшая в 70-е годы книга американки Айны Мэй Гаскин «Духовное акушерство» совершает настоящий переворот в сознании родителей. Для Гаскин акушерка - сродни наставнику для пары, готовой пережить рождение своего ребёнка как этап духовного становления семьи. Говоря о подготовке к родам, она даёт родителям следующие рекомендации:
«Важная часть подготовки пары к рождению ребёнка - это налаживание отношений друг с другом. К этому следует приложить особые усилия ещё до наступления беременности. Если вы не ладите друг с другом, то, вероятно, вам придётся нелегко и в естественных родах, потому что характер энергии рождения сходен с энергией любви, в то время, как менее гармоничные вибрации нарушают ход родов… Так что если вы всё ещё имеете привычку не говорить друг другу то, что вы чувствуете, и в глубине души таите негативные чувства, вы должны уже сейчас найти в себе силы и сказать партнёру обо всём, что вы чувствуете. Но скажите это с любовью, с чувством сотрудничества и с пониманием. Не забывайте, ваша задача - не критиковать, а устранить недопонимание и прийти к соглашению».
Когда к родам каждому удаётся подойти с полным осознанием своей личной ответственности за происходящее, в полной готовности помогать супругу и сделать всё от него зависящее - роды действительно становятся плюсом в совместном жизненном багаже пары.
Если говорить о практической стороне дела, то в партнёрских родах важна «расстановка фигур по позициям». Пространство родов внешне можно разделить на две части: Зона Матери (то есть, изголовье женщины сюда попадают все, кто стоит сбоку от неё или у неё за спиной), и Зона Ребёнка (пространство спереди от женщины, зона, где действует акушерка, где она встречает ребёнка). И если стоять за спиной у жены, поддерживать её за плечи, разговаривать с ней (даже после небольшой подготовки) сможет любой любящий муж, то встречать ребёнка вместе с акушеркой «оттуда» - это может оказаться непосильной задачей даже для мужчины, доселе считавшего себя хорошо подготовленным. Ведь рассказы о мужчинах, упавших в обморок в родовой палате, - это отнюдь не вымыслы.
Не многие из современных мужчин действительно готовы отважно принимать участие в родах. Не зря человеческое тело устроено так, что в родах женщина не может видеть свою промежность; и уж тем более, нечего там разглядывать и мужчине. Но он может оказывать посильную поддержку доступными ему методами - главное, чтобы он не был «выключен» из процесса.
Психика современного мужчины требует внятных задач - он может по-разному осознавать степень своего участия, но важно, чтобы он сохранял ощущение рождения собственного ребёнка. Его отцовская забота о поддержании «внешнего контура» может сводиться к сбору вещей или обустраиванию детской, переговоров с медперсоналом и с покупкой всего необходимого, в поддержании контакта с участливыми родственниками или с поддержкой жены в изголовье непосредственно в родах... Если он чувствует себя готовым помогать принимать роды - что ж, это его мера ответственности.
Но где бы ни находился супруг во время родов, важнее всего внутренние переживания всех участников происходящего. Если семья настроена именно на участие в родах, на совместное их проживание и прочувствование каждой минуты, то никто из них не будет пассивным наблюдателем, а сами роды станут Рождением Семьи.
Мы можем проследить закономерность от древних времён до наших дней: во все времена женщины рожали детей, а мужчины, лишённые этой природной возможности, в меру своих сил пытались облегчить женскую участь. Движимые подсознательным желанием сопричастности к Чуду Рождения, они изобретают всё новые и новые способы помощи роженице и ребёнку. Однако, поняв, что перемещение родов в больницу и их индустриализация не приносят пользы, а лишь тормозят естественные процессы, снова именно мужчины задумываются об улучшении ситуации - книги о необходимости естественного родовспоможения пишутся в основном мужчинами, методы психологической подготовки к родам и всевозможные немедикаментозыне техники снятия боли, опять же, внедряются в основном акушерами-мужчинами…
Все действия мужчины на протяжении веков словно кричат о его позиции: «Не отстраняйте меня! Я тоже хочу быть причастным к появлению на свет нового человека!»
И наконец, в начале XXI-го века женщины услышали этот призыв - но услышали по-своему: сохраняя приверженность естественности, и вместе с тем, научившись принимать помощь мужчины в родах, все больше и больше современных женщин открываются навстречу отцу ребёнка, принимая в круг «приближённых», в первую очередь, его самого, и изгоняя за пределы этого круга всех посторонних мужчин.
Родам возвращается статус интимного семейного события, но эта первобытная естественность переосмысливается современным человеком: роды рассматриваются уже не как рождение очередного помощника по хозяйству, - но становятся этапом на пути духовного развития всех участников этого удивительного события, где каждый важен и уважаем в своей роли.