О детях в семье

Nov 01, 2013 14:02

Я не могу сказать, что уже все увидела и сформулировала, скорее я в поиске. Но хочу поделиться некоторыми мыслями, направлением размышлений, что ли.
Да-да, я все на ту же тему, неожиданно поднявшуюся волной в моей ленте - тему материнства и сепарации от детей.

Давайте поговорим о таких вещах, как "возрастные потребности ребенка" , "детские учреждения" и "жизнь в семье". Отделить мифы от реальности. А мифов в этом вопросе очень много. В силу определенных социальных процессов такое явление, как "ребенок в семье", обросло мифами не меньшими, чем "ГВ после года".

Сначала коротко о потребностях этого возраста - условно скажем, старше 3-4 лет, когда ребенок выходит из раннего детства и материнской опеки. Понятно, что потребности 3-летки отличаются от потребностей 8-летки, но направление одно - постепенная сепарация от родителей и семьи. Ключевое слово - ПОСТЕПЕННАЯ. Потребности этого возраста - опыт общения и взаимодействие не только с родителями, но и с другими взрослыми без родителей (но с возможностью в любой момент с родителями при желании воссоединиться), социализация в смысле познания границ и правил в обществе, взаимодействие с другими детьми разного возраста, совместные игры и совместное познание мира (куда можно включить и обучение).

Раньше, в эпоху больших семей, общин, иного уклада жизни эти потребности удовлетворялись естественным образом.  Детство большинства людей так или иначе проходило именно в семье, исключения были четко связаны с сиротством и считались бедой. В том мире детей растила "целая деревня", они были с раннего возраста включены в жизнь взрослых. Были у того уклада и другие, неприглядные с точки зрения современного человека, стороны: меньшая ценность детей, детский труд, как следствие меньшая продолжительной детства и т.п.

За последние 100 лет мир изменился. Общины, дворы, большие семьи ушли в прошлое, женщины вышли в офис и на производство. Государство создало учреждения для содержания и воспитания детей, чьи родители работают. Постепенно удлинилось детство (рискну предположить, что именно в связи с пребыванием детей в изоляции от жизни взрослых, от их деятельности). И теперь так выглядит традиционный уклад, так принято. Больше того - появилось весьма устойчивое мнение, что именно таким образом возрастные потребности детей удовлетворяются лучше всего, а современная городская семья удовлетворить этих потребностей не может.

Я позволю себе усомниться в обоих тезисах. :) Даже долго расписывать не буду, думаю, понятно, что именно в стандартной государственной школе в эти самые потребности никак не вписывается, а то и напрямую им противоречит. В некоторые школы родителей вообще не пускают, только на собрания или по звонку учителя. Процесса они видеть не имеют права, выбор учителя тоже весьма ограничен. Учитель один на группу от 25 детей. При этом в школе ребенок получает весьма специфический опыт социализации сродни армейскому или тюремному. Ибо школа была и остается образованием искусственным.

Что касается жизни в семье, вот тут хотелось бы опровергнуть кое-какие мифы. Например, такой:  2-3 час целенаправленного общения с ребенком после работы ничем не хуже, а то и лучше 24-часового пребывания с мамой, которая, о ужас, занята другими делами по дому и все равно ВСЕ ВРЕМЯ дома ребенку не уделяет, а то и вовсе, устав от него, орет и ругается на ребенка же. Я лично вообще не понимаю, как эти вещи можно сравнивать и противопоставлять.

Во-первых, кто сказал, что все эти часы с ребенком ему нужно уделять особое внимание и целенаправленно с ним общаться? И, главное, кто вообще сказал что родители "домашнего ребенка" всегда, обязательно ставят перед собой такую задачу: постоянно уделять ребенку внимание или контролировать его? Во-вторых, кто сказал, что жизнь в семье - это сплошная патока, любовь и взаимопонимание? Всякое бывает, на это она и семья.

На мой взгляд, все проще. Ребенок живет в семье не потому, что родители желают целенаправленно общаться с ним 24 часа или тотально его контролировать. Ребенок живет в семье, потому что вообще-то жизнь в семье - это норма. Пусть и несколько подзабытая и отнюдь не среднестатистическая. Ну точно так же как ребенка 3 лет кормят грудью не потому, что не дают ему другой еды и не для удовлетворения своих комплексов, а потому что это тоже норма. В семье просто люди живут вместе, и все. Ничего сакрального. При этом они могут заниматься чем-то вместе, могут по отдельности, могут уставать друг от друга, могут даже конфликтовать, могут присоединяться к занятиям друг друга, могут планировать совместную деятельность и т.д. Это просто жизнь. И это тоже ОПЫТ. Причем совершенно иной, чем тот, что получает ребенок в школе (особенно если это школа полного дня, например).

И еще - ребенок живет в той семье, в которую пришел, с теми родителями, которых выбрал, а значит, ему необходим опыт именно такой жизни. Считайте это словами поддержки тем, кто, как и я, частенько слышит про "ущемление потребностей", "отсутствие сепарации", "отсутствие социализации", "зацикленность на ребенке" и т.д. Я лично думаю, что возрастные потребности ребенка, живущего в городской семье, все равно удовлетворяются. Патологические случаи откровенного препятствования росту и естественному развитию ребенка я не беру, это будет разговор из серии "сумасшедшая мать бегает за 4-леткой и насильно сует ему грудь, он орет, сопротивляется, но сосет", Все об этом говорят, все этим пугают, но никто своими глазами не видел. Растущий в семье ребенок обычно ходит на кружки и студии, гуляет во дворе, общается с ровесниками, ездит в гости к родственникам, а в более старшем возрасте сам ходит в магазин и т.п. И непременно сепарируется от родителей - просто чуть иначе, другими способами, в другом темпе, чем те, кто с 3 лет большую часть времени проводит вне семьи. Но кто сказал, что это плохо? :)

домашнее обучение, школьное обучение, общество, осознанное родительство, психология ребенка, материнство

Previous post Next post
Up