Израильский план принуждения
Авишай Бен Сассон-Гордис, «Телем», 18.09.2024
Стратегия Нетаниягу «управления конфликтом» рухнула. Для идеологических правых это историческая возможность поставить во главу угла план принуждения, предлагающий палестинцам выбор между апартеидом, трансфером или смертью. Гнев и чувство вакуума, охватившие правых, могут склонить избирателей к поддержке идей, способных разрушить Израиль намного эффективнее, что это сделал ХАМАС 7.10.
Когда 7.10 обрушился забор между Израилем и Сектором Газа, вместе с ним с грохотом рухнула и концепция «управления конфликтом» производства премьер-министра Нетаниягу и центристского крыла правого лагеря. «Осколок в заднице», как в 2013 назвал палестинский вопрос бывший премьер-министр Нафтали Беннет, вернулся в центр и стал угрозой нашему существованию.
Соблазн вернуться к разрушительной стратегии, которой полтора десятилетия придерживался Нетаниягу, все еще существует, но в разгар войны, кажущейся войной за существование, ясно, что на этот раз потребуется решение, которое гарантирует существование Израиля. И для того, чтобы это будущее было демократическим, либеральным и с еврейским большинством, либеральному лагерю необходимо серьезно отнестись к идее, которая сегодня стоит в центре повестки дня другого конца политической карты.
В то время, как лево-центристский лагерь предлагает политическое решение на основе двух государств, даже если внутри него есть сильные сомнения по поводу его реализуемости, крайне правые, сегодня контролирующие повестку дня правительства, предлагают разрушительное решение: государство с еврейским превосходством, основанное на оккупации, изгнании и аннексии. С прекращением существования идеи «управления конфликтом» правые считают, что пришло время для продвижения далеко идущих планов. То, что раньше казалось фантазиями, например «план принуждения» (1), в 2017 опубликованный председателем партии Религиозного Сионизма Бецалелем Смотричем в журнале «Шилоах», в мессианском воодушевлении, вызванном войной, становится планом действий.
Это решение, к которому стремится право-поселенческий лагерь. Вскоре в центре общественного дискурса окажутся такие идеи, как этнические чистки, разрушение палестинских деревень, массовые убийства и вторая Накба. Эти идеи станут легитимными пунктами в меню, представленном израильским гражданам. На самом деле все эти идеи уже выложены в общественный дискурс право-поселенческим лагерем и его партнерами.
Возьмем пример Газы. Официально правая коалиция не представила упорядоченный план дня после, кроме «полной победы» (что бы это ни значило), но, судя по всплывающим на поверхность намекам, аннексия Зоны С, о которой говорили раньше, еще покажется умеренной по сравнению с рассматриваемыми сегодня инициативами.
В либеральном лагере есть те, кто предпочитает игнорировать этот дискурс и называть его мессианским, а не видеть в нем то, что может подталкивать к реальным действиям. Но мы не раз убеждались, что не стоит с пренебрежением относиться к возможности претворить в жизнь радикально религиозные идеи. Чтобы убедиться, насколько серьезно относятся к подобным идеям влиятельные фигуры справа, стоит ознакомиться с двумя программными текстами редактора «Шилоах» интеллектуала доктора Йоава Сорека. Один из них, написанный в соавторстве с аналитиком форума «Коэлет» Ногой Арбель, «Добровольная миграция - важный фактор гуманитарного восстановления перемещенных лиц Газы» (2), был опубликован в январе этого года в приложении к «Макор Ришон», мейнстримному голосу религиозного сионизма. Второй, опубликованный в самом «Шилоахе» (3), описывает историю Газы со времен праотца Авраама до ближайшего будущего, 2017, когда в Газа-сити уже нет палестинцев.
«Ребята стартовали в национальном парке Ашкелона, следуя за волнами, - описывает Сорек заполненную приятными беседами прогулку вдоль моря из Ашкелона к месту, где когда-то был город Газа, - пляж Зиким, пляж Шикма, а вот и набережная Рималь… Так мы бежали от асфальта и переполненных городов в благословенную тишину, залитую мягким солнцем нашей южной периферии. Газы больше нет.» Романтика Большого Израиля. В интервью, данному «Макор Ришон», Сорек говорит, что «предпочитает не называть это трансфером».
Эти идеи уже определяют политическую повестку дня правых. Уже сейчас большая часть города Газа разрушена и опустела, а правые обсуждают длительное удержание этой территории и создание на ней поселений. Для определенной части этого лагеря это всегда было целью. Для других, например, для Нетаниягу, сохранение власти зависит от союза с ними, при этом «лагерь Нетаниягу» необоснованно считает, что ему удастся предотвратить реализацию самых опасных устремлений своих партнеров.
Одновременно с выстраиванием политической альтернативы и альтернативы в сфере безопасности, гарантирующими демократический, либеральный, справедливый и безопасный Израиль, мы должны понимать мечты сторонников плана принуждения (4), относиться к ним с должной серьезностью и понимать, как они разрушают построенное здесь процветающее государство. Если мы этого не сделаем, то можем оказаться невольно втянутыми в реализацию больных фантазий, которые ввергнут Израиль в реальную опасность.
Пустые стулья на службе у Нетаниягу
Чтобы понять, как идея аннексии переместилась с политической обочины в центр израильской политики, надо сначала понять концептуальный вакуум, в котором сегодня находятся правые. За полтора десятилетия Нетаниягу удалось убедить израильскую общественность в том, что управление конфликтом - это выигрышная стратегия. В отличие от левого и от правого подходов к решению палестинской проблемы, при Нетаниягу от Израиля не требовалось ни идти палестинцам на уступки, ни платить политическую цену за углубление контроля над территориями, по крайней мере, пока он воздерживался от аннексии. В результате в израильском обществе практически исчезло напряжение из-за палестинского вопроса.
Целью стратегии Нетаниягу было удаление палестинской проблемы с израильского и мирового горизонта. Она в том числе основывалась на закреплении раскола между Палестинской администрацией на Западном Берегу и властью ХАМАС в Секторе Газа посредством различных тактик при взаимодействии с каждой из этих властей.
Нетаниягу объяснял, что считает ХАМАС израильским активом, поскольку контроль террористической организации в Газе оправдывала отказ от переговоров с палестинцами в целом, а с ними - и уступки, необходимые для мирного процесса.
При этом Нетаниягу не только решил не свергать власть ХАМАС, но и значительно ее укрепил. Он мирился с агрессивностью группировки по отношению к Израилю, пытался управлять ею при помощи таких рычагов, как ввоз товаров и выход работников, но прежде всего - позволил переводить наличные из Катара, что помогло ХАМАСу выстроить его структуры террора. Одновременно он насколько возможно ослаблял политический статус и экономическую ситуацию Палестинской администрации, хотя она продолжала заботиться о гражданской жизни палестинцев и предотвращении террора.
В сфере безопасности это разделение выразилось в усилении охраны границы с Сектором Газа, в создании многоуровневой системы защиты от дальнего огня и в периодических операциях в периоды вспышек насилия. В последние годы военные операции велись в основном против Исламского Джихада, а ХАМАС пользовался относительной безопасностью, поскольку считалось, что его «сдержали» и что он занят гражданскими вопросами. Максималистский дискурс лидеров ХАМАС воспринимался как мечта, которую не собираются реализовывать, пока группировка занята укреплением своей власти в Газе. При этом на Западном Берегу сохранялось массированное присутствие израильских сил безопасности для охраны поселенческого проекта и для действий в палестинских городах.
План Нетаниягу диктовался его неприятием создания Палестинского государства, но не в меньшей степени - его политическими задачами. В правительствах, созданных в 2009 и в 2013, он опирался на такие партии, как Авода, Тнуа и Еш Атид, а в Белом Доме сидел президент от Демпартии Барак Обама. Соответственно, в своей Бар-Иланской речи Нетаниягу отдал дань двухгосударственному решению, хотя в реальности бесконечно затягивал политические переговоры.
С 2015 Нетаниягу политически опирался на правые партии, представляющие поселенческий проект, и на Ликуд, радикализующийся под влиянием организованного поселенческого лобби. Тактика управления конфликтом обеспечивала ему гибкость, критичную в коалиции, в которой политические уступки стоили бы ему власти. Нетаниягу позволял поселенцам продолжать свою деятельность на территориях, но аннексия не стояла на повестке дня (за исключением короткого периода в конце президентства Дональда Трампа).
Стратегия уклонения от решения была эффективна для Нетаниягу. Она не только обеспечивала ему стабильную коалицию, но и полностью овладела израильской политикой. Даже если соперникам Нетаниягу трудно это признать, но она годами казалась успешной. После бурных и болезненных лет соглашений Осло, Второй интифады, Второй Ливанской войны, размежевания и обоснования ХАМАС в Секторе, израильтяне чувствовали стабильность и, что особенно важно, спокойствие. Экономика процветала, политическое цунами не произошло, подписывались мирные соглашения, американское посольство переехало в Иерусалим, а США признали суверенитет Израиля на Голанах.
Опросы показывают (5), что с 2006 среди избирателей центристских партий выросла доля тех, кто считает конфликт неразрешимым. Нетаниягу их убедил: решения нет, можно только управлять. Центристские партии, якобы оппозиция Нетаниягу, скорректировали свой курс соответственно. В Кнессете присутствовало несколько десятков их депутатов, но в вопросах мира и безопасности это были пустые стулья на службе у Нетаниягу.
7.10.2023 разрушило все компоненты этой концепции (6). В то утро оказалось, что палестинцам забыли сообщить, что их вопрос успешно управляется. Абсцесс, взорвавшийся нам в лицо, вызревал под покровительством Нетаниягу, который в действительности не управлял никаким конфликтом, а систематически его игнорировал.
И сейчас, когда война длится уже год, Нетаниягу неспособен предложить другую перспективу. Поэтому он отвечает «нет» всему, что похоже на решение: ХАМАС не останется властью в Газе, но там не будет ни Палестинской администрации, ни Израиля, ни международной коалиции. Он говорит «нет» и мирному соглашению, и созданию поселений в Газе (хотя в последнее время, когда министр диаспор Шикли начал продвигать инициативу создания поселений по обе стороны забора, эта позиция слегка пошатнулась). «Нет» принудительному изгнанию палестинцев, но «нет» и окончанию войны, даже ценой смерти похищенных и риска полномасштабной региональной войны.
Нетаниягу верит, что сможет вернуться в 6-е октября. Но «естественные партнеры», никогда не бывшие в восторге от пассивного подхода «управления конфликтом», считают, что в нем больше нет необходимости. С точки зрения правых, суть управления конфликтом в том, что ХАМАС продолжит укрепляться, поселенческий проект не будет расширяться, не будет аннексии, и при этом Израиль останется под дипломатическими атаками с перспективой международной изоляции. Для них война стала и доказательством необходимости другого видения, и созданием условий для его воплощения. Они могут прийти к выводу, что нужно полностью принять план принуждения Смотрича или другие подобные идеи.
Маргиналы во власти
А теперь - предупреждение для читателей. Есть идеи, само описание которых и размышление о них вызывают чувство тяжелого дискомфорта. Это здоровая реакция на позиции, полностью противоречащие тому, как мы воспринимаем мир и себя. Но когда существует реальная возможность реализации этих идей, необходимо признать заложенную в них угрозу, хотя бы для того, чтобы понять, как их остановить.
В классическом споре о будущем территорий левые сионисты обвиняют правых в том, что их цель - аннексия территорий и создание государства апартеида: одно еврейское государство на всей территории между морем и Иорданией, в котором будут жить около десяти миллионов израильских граждан, арабов и евреев, и еще около пяти миллионов палестинцев, живущих под израильским суверенитетом без гражданских прав. Левые предупреждали, что такое государство будет преследовать международный суд, и это будет иметь тяжелые последствия для стабильности и процветания Израиля и закончится двунациональным государством, которое больше не будет еврейским.
Но похоже, что контроль лишенных прав подданных - это еще не самое проблематичное последствие решений правых. Правые идеологи предлагают апартеид, трансфер или массовые убийства. Они публично заявляют, что контролировать всю Землю Израиля, но при этом не держать под контролем бесправных палестинцев, можно при помощи второй Накбы (7), при которой значительное число палестинцев будет изгнано или убито. С их точки зрения, раз Израиль и так в разгаре войны, то их планы можно реализовать, и вряд ли для них найдется более подходящий момент.
Начиная с 7.10 в правых партиях и СМИ раздаются призывы к уничтожению и изгнанию. В январе председатель партии Религиозного Сионизма министр финансов Бецалель Смотрич заявил, что решение в поощрении эмиграции (8 ) палестинцев из Газы и создание поселений в Секторе.» В августе (9) он выразил огорчение тем, что «никто не даст нам уморить голодом два миллиона гражданских, хотя это, пожалуй, было бы и морально, и справедливо, раз они не возвращают наших похищенных.» И это еще умеренная позиция по сравнению с министром Амихаем Элияху, не исключавшим применение в Газе атомной бомбы (10).
К поощрению к эмиграции присоединилось и министерство разведки во главе с Гилой Гамлиэли (11). Многие министры и члены Кнессета приняли участие в «съезде победы» (12), на котором призывали к заселению Газы за счет палестинских населенных пунктов. Министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир сообщил, что будет рад первым поселиться в Газе (13), а возникшее новое движение (14) готово отказаться от заселения, но призывает к аннексии города Газа после изгнания его жителей.
Заманчиво видеть в этих заявлениях лишь пустую болтовню, играющую на струнах гнева и страха израильского общества, но пренебрегать ими опасно. Это последовательная и систематическая политическая программа, время которой настало.
Как уже было сказано, в 2017 Бецалель Смотрич опубликовал свое решение проблемы конфликта, «план принуждения». План предлагает палестинцам две «мирные опции». Первая - отказаться от национальных устремлений и жить под еврейским суверенитетом без собственного статуса, за исключением права избирать в местные органы самоуправления, лишенные национальных черт. Смотрич обещает, что в будущем «появится возможность добавить модели постоянного жительства и даже гражданства». Вторая опция остается тем, кто не захочет отказаться от национальных устремлений. Он и смогут их реализовать, но в другой стране, в которую «мы им поможем эмигрировать».
А что будет с палестинцем из Рамаллы, который и не откажется от своей национальной идентичности, и не согласится оставить свой дом? Его назовут террористом, а террористов нужно убивать: «Логично предположить, что не все согласятся на эти два варианта, и найдутся те, кто выберет третий - продолжать насильственные действия против ЦАХАЛ, Государства Израиль и еврейского населения. Этими террористами будут неустанно заниматься силы безопасности с мощью, которая еще не применялась, и в гораздо более удобных для нас условиях.» Сразу после этого Смотрич постановляет: «Это и самый справедливый и самый моральный план во всех отношениях - историческом, сионистском и еврейском - и только он предоставит нам тишину, мир и сосуществование.»
Когда этот «моральный» и «мирный» план был опубликован в 2017, Смотрич был последним номером из восьми мандатов, которые «Еврейский дом» во главе с Нафтали Беннетом получил на выборах в 2015, и правее него в Кнессете никого не было. Поэтому, и еще потому, что тактика «управления конфликтом» производила впечатление успешной, план молодого амбициозного политика был задвинут на обочину дискурса как продукт самых радикальных и безумных маргинальных сил. Сегодня Смотрич возглавляет фракцию с 14-ю мандатами, он министр финансов, но это второстепенная должность, а главная и историческая - министр в министерстве обороны, ответственный за гражданскую жизнь на территориях и за их фактическое подчинение израильскому закону.
«В жизни наций случаются исторические шансы, и когда они появляются, принимающие решения ищут планы, хранящиеся на полках, в том числе те, которые когда-то считались ‘безумными’, - говорит Сорек в интервью для «Макор Ришон», - Можно с уверенностью заявить, что сегодня мы стоим перед такой возможностью. Это в самом деле не трансфер. Мы имеем дело с населением, начавшим войну с нами и уже эвакуированном из своих домов, это не принудительное изгнание.»
Это будет уже не Израиль
План принуждения предлагает израильтянам фантазию, будто бы придет день, когда здесь больше не будет палестинцев, а если будут, то безропотно смирятся с еврейским превосходством. Это израильский аналог веры ХАМАС в то, что если они будут портить нам жизнь, то «вернутся в страны, из которых приехали». Но даже если мы уверены в том, что этот план не достигнет своих целей, стоит задаться вопросом, чего будет стоит попытка его реализовать?
Сторонники изгнания палестинцев, пользующиеся эвфемизмом «добровольная эмиграция», исходят из двух тезисов: что все палестинцы - нацисты, и что есть страны, заинтересованные в абсорбции этих нацистов. Оба эти тезиса оторваны от реальности. Нет достаточного числа палестинцев, готовых уехать, и уж точно достаточного для правых, и нет готовых их принять.
Таким образом остается опция уничтожения. Здравый смысл отказывается всерьез относиться к таким жестоким вариантам, как фантазии о Накбе, но именно поэтому важно озвучить, что это значит: ЦАХАЛу придется осознанно наносить массированные удары по палестинским гражданских лицам. Для поселений в Газе, о которых фантазируют на 14 канале и на интеллектуальных площадках выпускающего «Шилоах» форума Тиква, и для мечты о «добровольной эмиграции», которую продвигает в том числе институт Мисгав во главе с близким к Нетаниягу бывшим председателем Совета национальной безопасности Меиром бен Шабатом, недостаточно будет десятков тысяч тел палестинцев Газы; для этого понадобится намного больше погибших.
Более того, этот процесс не сможет обойти три миллиона палестинцев Западного Берега. Во-первых, как мы уже видим, жестокость в Газе ведет к эскалации на Западном Берегу. Но кроме того, право-поселенческому лагерю решение необходимо прежде всего на территории исторического обитания праотцев народа Израиля, где уже сейчас проживают сотни тысяч израильтян. Это одна из причин, по которым Бецалель Смотрич изо всех сил старается демонтировать Палестинскую администрацию, несмотря на ее важную роль в борьбе с террором. По этой же причине радикальные поселенцы с начала войны систематически создают новые форпосты, чтобы закрепить израильский контроль на территориях.
С другой стороны, когда палестинцы будут сопротивляться изгнанию или истреблению, их борьба еще больше ожесточится. Логично предположить, что к ней присоединятся и те, кто сегодня воздерживаются от сопротивления. Из-за этой эскалации Израилю придется направить еще тысячи солдат срочной службы и резервистов и на Западный Берег, и в Сектор Газа, и многие откажутся от выполнения этих задач. Одновременно продолжится и усилится борьба с Хизбаллой и другими иранскими прокси, которые уже много месяцев демонстрируют, что продолжат борьбу по крайней мере, пока Израиль воюет с палестинцами. А если они увидят, что Израиль пытается ввести на территориях новый порядок, то активизируются еще больше. При этом логично предположить, что большинство западных союзников Израиля, и в первую очередь США, прекратят поставлять ЦАХАЛу технику гораздо быстрее, чем во время войны в Газе.
Политическим последствием процесса принуждения палестинцев будет разрыв мирных договоров с Египтом и Иорданией, до сих пор работающих на израильскую национальную безопасность. Затем распадутся соглашения Авраама, одним из условий которых было данное Израилем обязательство не аннексировать территории. О расширении региональной нормализации с упором на Саудовскую Аравию и говорить нечего. На следующем этапе западные страны вряд ли смогут продолжить поддерживать Израиль вопреки общественному давлению за его изоляцию.
В экономическом аспекте есть риск того, что Израиль присоединится к таким странам, как Иран и Россия, и подвергнется крайне болезненным санкциям. Уже сейчас США и несколько европейских стран наложили жесткие санкции на израильтян, участвующих в нападениях на палестинцев, но это крайне ограниченный объем по сравнению с ситуацией «принуждения». Если Израиль решит сделать изгнание, а то и истребление, своей официальной национальной политикой, то санкции наложат на всю страну и ее граждан, а не на отдельных лиц.
Израилю угрожает опасность оказаться отрезанным от мировой финансовой системы, и это окажет разрушительное воздействие на его экономику, и от этом можно спросить у русских или иранцев. Но, в отличие от России или Ирана с их природными ресурсами и союзами, позволяющими им противостоять давлению, Израилю придется это делать со своей экспортно-ориентированной экономикой, без природных ресурсов и возможности присоединиться российско-китайскому авторитарному блоку (15). К этому следует добавить цену, которая наша экономика уже платит за непрекращающуюся войну. Интенсифицируется начавшееся в период переворота бегство инвесторов и фрилансеров (16), а с ним снизится социальный и экономический уровень. В таких условиях возможность удовлетворять дорогостоящие требований безопасности снизится еще больше.
Правовой переворот на стероидах
Что касается внутренней политики, то для воплощения мечты об одном государстве и принуждения палестинцев потребуются глубокие изменения режима, которые сотрут остатки либерализма госинститутов. Религиозный Сионизм во главе со Смотричем и Симхой Ротманом был ведущей силой правового переворота 2023 года; для реализации плана принуждения понадобится его еще более радикальная версия.
Борьба религиозно-сионистского течения с правовой системой - явление новое и совершенно не очевидное для тех, кто знаком с историей этого течения. Но в ходе длящихся десятилетиями процессов поселенческий проект стал главным политическим проектом этого течения и усилил его столкновения с юридической системой (те носители кип, для которых эта тема менее важна, стали избирателями центристских партий Кахоль-Лаван и Еш Атид).
У крестового похода религиозного сионизма против юридической системы есть три причины. Во-первых, сторонники поселенческого проекта обвиняют ее в размежевании с Сектором Газа в 2005 (17). Хотя размежевание было инициативой правительства Ликуда, а суд как раз упорядочил компенсации эвакуированным, но с точки зрения оранжевого лагеря, раз суд отклонил апелляцию против закона о размежевании, значит, выступил на стороне «тирании большинства». Таким образом, юридический переворот и возвращение в Газу исправят ту несправедливость, «тот переворот».
Кроме того, БАГАЦ несколько раз тормозил поселенческий проект на Западном Берегу, защищая права палестинцев на частную собственность или приказывая эвакуировать такие незаконные форпосты, как, например, Амона. Конфликт достиг пика, когда БАГАЦ отменил закон об урегулировании, целью которого было позволить израильтянам строить на частной земле палестинцев. Так что для беспрепятственного расширения поселений необходимо остановить юридическую систему.
И с перспективой на будущее те, кто собираются аннексировать миллионы палестинцев (тех, что откажутся от своих национальных устремлений) и не утратить еврейский контроль в госинститутах, должны не давать им гражданские права. В плане принуждения Смотрич называет это неравенство «явным дефицитом демократии» Израиля. Сегодняшняя юридическая система и в целом либерально-демократический подход, согласно которому равенство - это один из базовых принципов, могут стать препятствием.
Для принуждения палестинцев понадобится подавление демократии внутри страны. Израиль от реки до моря с юридически закрепленным еврейским превосходством не может одновременно быть либерально-демократическим Израилем. Поэтому религиозный сионизм в его сегодняшней ипостаси упорно старается провести далеко идущие правовые шаги, которые разорвут ткань израильского общества и подтолкнет наших врагов к нападению.
Кроме того, из- за войны с палестинцами на территориях и крушения израильской демократии жертвой насилия и желания изгнать станут и израильские граждане арабы. Их будут считать фактором риска, и поэтому необходимо будет обращаться с ними так же, как с их братьями за Зеленой чертой. Это станет разворотом на 180 градусов от исторического события всего трехлетней давности, когда партия РААМ вошла в правительство. Тогда многие представители еврейской общественности приветствовали готовность ключевых частей арабского общества интегрироваться и назвали это «новой эрой»; правые увидели в этом настоящую электоральную угрозу сохранения своей власти и назвали арабских граждан Израиля «сторонниками террора». Отношение к ним стало для еврейского общества тестом на ценности и на мораль.
А в самом деле - что будет с моральными ценностями израильского общества? Каким обществом мы станем, если будем вынуждены вести с палестинцами бескомпромиссную войну, включающую в себя уничтожение или разрушение, даже если на минутку допустить, что нам удастся это сделать и не заплатить цену, рассмотренную выше? Это уже не избитая фраза о том, что оккупация развращает, а намного более тяжелое высказывание. Есть решения, которые можно принимать только если мы уже полностью развращены.
Сможем ли мы смотреть на себя в зеркало и верить, что ЦАХАЛ - моральная армия, после того, как истребим сотни тысяч палестинцев или будем этим угрожать, чтобы заселиться там, где они живут сейчас? Кем мы будем перед лицом нашей истории как народа, ставшего жертвой истребления? Согласимся ли мы, чтобы наши дети, наши мужья и жены сражались в войне, в которой мишенью стал бы каждый палестинец - дети, женщины, младенцы, - а не только те, кто с нами воюет?
Крушение правых 7.10
План, который мы сейчас рассматривали, - эта самая радикальная версия право-поселенческой мечты, которую публично поддерживают относительно немногие. Тем не менее, подходу правых радикалов удается запутать центристов и левых: из-за ужаса 7.10 запутавшиеся говорят, что, может, правые все время были правы? Может, именно тотальное силовое устрашающее решение и есть способ разрешить конфликт с палестинцами? На это намекают Смотрич и Бен-Гвир, когда без конца говорят, что вся остальная политическая система в плену «концепции».
Но верно обратное. 7.10 опровергло не только теорию управления конфликтом, но и позиции радикалов в сфере политики и безопасности.
«Лагерь Накбы» характеризуют три базовых тезиса: во-первых, палестинцы понимают только силу и поэтому капитулируют и расхотят нападать, когда поймут, что Израиль тоже действует только силой, закрыл канал для переговоров, торгов и политических уступок; во-вторых, Израиль может и должен отгородиться от западного мира, который против строительства поселений и за создание Палестинского государства; в-третьих, поселения вносят вклад в безопасность государства.
Во-первых, нападение 7.10 продемонстрировало, что политическое отчаяние палестинцев не приводит к отказу от террора. Последний раз, когда Израиль вел переговоры с целью достичь всеобъемлющего политического урегулирования, был в 2009. С тех пор усилилось законотворчество и голоса, продвигающие аннексию и деструкцию палестинской автономии (18), особенно в последние полтора года. Смотрич и Бен-Гвир предприняли ряд шагов, реализующих мечты правых поселенцев, таких, как отмена размежевания, легализация форпостов, объявление десятков тысяч дунам на территориях государственной землей, ухудшение условий содержания заключенных, овладение процессами планирования и строительства на Западном Берегу и фактическое изменение статус-кво на Храмовой горе.
Но палестинцы не в курсе, что они должны прийти в отчаяние и отказаться от террора. Наоборот: это только их мотивировало. Израиль должен лишить ХАМАС власти и военного потенциала, но нельзя тешить себя иллюзией правых радикалов о том, что палестинское сопротивление можно подавить только военной силой.
Все наоборот: миф о том, что каждый политический шаг чреват угрозами безопасности, снова оказался необоснованным. Даже на пике самой жестокой войны Израиля за много десятилетий его две самые протяженные границы - с Египтом и с Иорданией - остаются спокойными и защищены арабскими армиями благодаря подписанным Израилем мирным договорам. Таким образом Израиль может мобилизовать силы на действия против удушающего иранского кольца, окружившего его за время власти Нетаниягу.
Во-вторых, выяснилось, насколько опасно для Израиля отворачиваться от западного мира и от союза с ним, как уже годами обсуждают в право-идеологических кругах. Этот подход провалился во всех отношениях. Пока московские друзья правых (19) поддерживают и вооружают Иран, Хизбаллу и ХАМАС, Израиль полагается на военную мощь Запада. Самолеты, бомбы, снаряды и ракеты поступают к нам на кораблях из США и Западной Европы.
Когда 10.10 президент Джо Байден пригрозил Хизбалле (20), чтобы она не вступала в войну, в те часы и дни, когда правительство Израиля хранило молчание, это сыграло решающую роль в стабилизации поля боя и переходе к наступлению. В апреле 2024, когда Израиль впервые в истории вступил в прямое столкновение с Ираном, западная и региональная коалиция во главе со США сыграла, как и многослойная защита Израиля, решающую роль в перехвате иранских ракет и беспилотников. Это же справедливо и в отношении напряженных дней после ликвидаций Исмаила Хания в Тегеране и Фуада Шукра в Бейруте.
С другой стороны, во всем мире на призывы правого лагеря отреагировали жесткой критикой, и это ограничило Израилю пространство маневра. Призывы к массовому изгнанию, пренебрежение к жизни палестинских гражданских лиц и к их имуществу, вербальное и практическое противодействие поставке гуманитарной помощи в Газу, вето на обсуждение дня после и действия радикальных поселенцев по отношению к палестинцам на юге Хевронского нагорья и в других частях Западного Берега стали топливом для антиизраильских и антисионистских сил и подтверждением их заявлений о том, что цель Израиля - геноцид палестинцев. Каждый раз, когда мы отрицаем, что намерены совершить этническую чистку, какой-нибудь высокопоставленный министр заявляет, что именно таковы наши намерения.
В более широкой перспективе моральные, культурные, академические и ценностные связи Израиля с Западом (21) - ключ к экономической и военной мощи Израиля. Арабские суннитские страны, до последнего стремящиеся сблизиться с Израилем, понимают, что путь в Вашингтон лежит через Иерусалим. И все это пытается разрушить лагерь фантазий.
И в-третьих, вторжение 7.10 болезненно опровергло тезис о том, что гражданское заселение служит безопасности. На границе было немало израильских населенных пунктов, но проблема в том, что они сами были зоной безопасности, и с ними не было достаточно военных сил. Сегодня на Западном Берегу силы безопасности борются с террором внутри палестинских городов ради безопасности гражданских лиц, перемещающихся вблизи палестинского населения, а также с жестоким и радикальным еврейским населением, действующим против ЦАХАЛ и против палестинцев и обостряющих ситуацию.
Когда правые радикалы перетянут на свою сторону умеренных правых, а, возможно, и часть центристов, и в центре общественного дискурса окажется план принуждения как он есть или его более сложная версия, Израиль окажется перед реальной угрозой, внутренней и внешней. Уставшее, травмированное, униженное и рассерженное общество, которому пообещают полную тишину, если только оно поверит в себя и применит еще немного силы, может поверить этой фантазии, не думая о тяжелых последствиях этого выбора. И даже если не удастся убедить многих, эти круги под прикрытием войны работают над реализацией этой мечты.
Против плана принуждения должна быть выдвинута стойкая альтернатива сохранения Израиля как либеральной демократии с еврейским большинством в договоренных и безопасных границах. Но для того, чтобы к этому прийти, нельзя соблазняться, игнорировать или смиряться с опасными процессами, которые сегодня ведет право-поселенческий лагерь.
https://www.facebook.com/anna.kats.10/posts/pfbid0noKNfBj5fm5pN6NA9d4S7EFQNEY3JGy7SfS95RXTmyFQTLBSwh9saWVmTKQAqVAkl?__cft__[0]=AZVsWnAFMytlHXIxB6y1x6Nic-zvMvd4XrQbIe5DB4uDj8VrK6qVZXsJDr68O9toSDx0C3CRbLU1MNeheV5nrA2x3WabSdBTk9JL89QGRMB3xhwCQ0VODiPEjCQGXgpDt8NoR9zozEu-dqZwK7rXLrYzYtlHAgYLtt-kVRsY8AYE8A&__tn__=%2CO%2CP-R