Финансирование войны. Михаил Ошеров
«Для войны нужны три вещи: деньги, деньги и ещё раз деньги»
Когда государство ведёт войну, которая перерастает в большую или в очень большую войну, военные расходы финансируются за счет текущего государственного бюджета, потом - за счет увеличения военных расходов государственного бюджета и за счет увеличения налогов, за счет увеличения государственного долга и / или инфляции - выпуска денег для финансирования государственных расходов.
Несколько примеров из истории.
Американский конгресс времен американской революции финансировал военные расходы расписками конгресса, которыми уплачивались поставки для армии, в ходу также были частные деньги и долговые расписки.
Революционная Франция - тяжелейшая ситуация с государственными финансами до революции. В 1787 году затраты бюджета королевской Франции на выплату процентов и погашение государственного долга составляли 49% всех расходов. Еще 26% забирали армия и флот и 6% - содержание королевского двора.
Революционная Франция начала печатать бумажные деньги, и эта эмиссия резко увеличила инфляцию. Одновременно рос государственный долг, который в конце концов на две трети был просто аннулирован термидорианским правительством. Военные расходы при Наполеоне финансировались в большей степени за счет увеличения налогов и контрибуций из оккупированных стран Европы, около 10 % военных расходов Наполеона финансировалось новыми государственными займами, размещение которых происходило чрезвычайно трудно после аннулирования предыдущих государственных долгов. Военный бюджет при Наполеоне составлял 67% от всех расходов государственного бюджета, а долги бюджета к 1814 году составляли примерно 50% от бюджета.
Правительство Германии в начале 20 века финансировало военные расходы одновременной эмиссией (за годы войны количество немецких марок в обращении увеличилось в 5 раз) и резким увеличением государственного долга. После окончания войны в Германии был период огромной гиперинфляции и хождения частных денег, помимо государственных.
Этот список можно продолжать. Сейчас во многих странах мира в последние месяцы и годы в связи с военными действиями на Украине и на Ближнем Востоке наблюдается резкий рост военных бюджетов, рост эмиссии национальных валют, налогов и государственных долгов. В ближайшие две недели появится итоговая финансовая отчетность в США (где финансовый год заканчивается 30 сентября), а также отчётность за три первых квартала 2024 года - во всех остальных странах мира.
Анализ этой финансовой отчётности позволит сделать выводы о финансовой устойчивости или неустойчивости воюющих стран и стран, в значительной мере участвующих в этих войнах. Не следует ожидать каких-либо сильных изменений от показателей годового бюджета США, которые появятся после 30 сентября, так как за последние месяцы в СЩА никаких серьёзных изменений в финансовой, в расходной и в налоговой политике не произошло, а финансирование происходило в режиме трех- или шестимесячного финансирования федерального бюджета в текущем режиме. То есть практически в рамках параметров бюджета 2023 года, что в свою очередь означает нарастание финансовых проблем, нарастание государственного долга США, который уже составляет величину свыше 35 триллионов долларов, нарастание суммы процентов по обслуживанию этого государственного долга где-то до уровня 1 триллиона долларов США в год при сумме всех государственных доходов около 4,5 триллионов долларов в год, что, в свою очередь, означает для США приближение к техническому банкротству где-то через 8 - 10 лет.
Самые интересные с аналитической точки зрения данные следует искать в данных исполнения государственного бюджета государства Израиль, который резко увеличился за последний год в части военных расходов, необеспеченных соответственным повышением доходов при падающей конъюнктуре израильской экономики, связанной с войной (падение туризма, изъятие из производительной сферы около 400 тысяч граждан, призванных в армию, и так далее). Соответственно, израильское правительство резко увеличило размеры государственного долга, что привело к резкому падению (сразу на два пункта) кредитного рейтинга государства Израиль по оценке рейтингового агентства «Мудис».
Анализировать бюджет Украины бессмысленно, страна фактически находится в состоянии технического банкротства, не имеет возможность в полной мере оплачивать проценты по государственному долгу и погашать государственный долг.
Ведущие страны Западной Европы - Англия, Германия и Франция - сами не ведут военных действий, но также оказались в ситуации резкого увеличения дефицита государственных бюджетов и роста государственного долга из-за роста цен на энергоносители, на удобрения, на сырьё, а также из-за огромного роста социальных расходов на мигрантов. При этом они по-прежнему пытаются сохранить высокий уровень поддержки Украины, затрачивая на безнадёжное сражение с Россией свои последние финансовые и материальные ресурсы.
После появления официальных данных финансовой отчётности этих стран где-то в первой- второй половине октября, можно будет провести точные анализы и сделать более точные выводы, но уже сейчас можно сказать, что поскольку руководители всех этих стран продолжают воевать или поддерживать военные действия на Украине и на Ближнем Востоке, они продолжают губить финансы и экономику своих стран в угоду несбыточных целей войн вместо попыток их прекращения.
Основная цель такого рода анализов обычно состоит в составлении прогноза, насколько воюющим странам хватит довоенных запасов финансовой прочности, как долго они смогут финансировать интенсивные военные действия. В рассматриваемых нами странах этот запас финансовой прочности явно сокращается.
Михаил Ошеров
https://rusvesna.su/news/1727717348 https://ruskline.ru/news_rl/2024/10/02/finansirovanie_voiny Добавить этот блог в друзьяТелеграм:
https://t.me/veravbuduscheeТвиттер:
https://twitter.com/MikhailOsherov ФейсбукВКонтакте Твиттер #Германия, #финансы, #будущее, #дефолт, #дефицит, #прогноз, #Украина, #бюджет, #Израиль, #Франция, #кризис, #Англия, #война, #США, #Михаил_Ошеров