«О, бѣ́дственное время! О, бѣ́дственное состояніе! …Сдѣлается жи́тельство по Богѣ́, очень затруднительнымъ по обши́рности, всео́бщности отступле́нія. Умно́жившіеся отступники, называ́ясь и представля́ясь по наружности «хрістіанами», тѣмъ удобнѣе будутъ преслѣ́довать истинныхъ хрістіанъ; …безчисленными ко́знями…, противопоста́вятъ безчисленныя препятствія ихъ благо́му намѣ́ренію спасенія и служенія Богу... Они будутъ дѣйствовать противъ рабовъ Божіихъ и насиліемъ власти, и клеветою, и злохи́трыми ко́знями, и разнообразными обольще́ніями, и гоне́ніями лю́тыми; ...въ послѣднее время истинный хрістіани́нъ, едва найдетъ какой-либо отдаленный и неизвѣстный пріютъ, чтобы въ немъ съ нѣ́которою свободою служить Богу и не увлекаться насиліемъ отступленія и отступниковъ въ служеніе сатанѣ»... Святи́тель Игна́тій (Брянчани́новъ).
Учительная апостасíя: Наше при́стальное всма́триваніе въ происходя́щія событія и сопоставленіе ихъ съ предрече́нными суда́ми Божіими вмѣня́ются намъ въ обязанность Самимъ Господомъ. Отъ смоко́вницы же научи́теся при́тчи, - поучалъ Спаситель учениковъ Своихъ, - егда́ уже́ ва́ія (вѣ́тви) ея́ бу́дутъ мла́ды, и ли́ствіе прозя́бнетъ, вѣ́дите, я́ко близъ есть жа́тва: та́ко и вы, егда́ ви́дите сія́ вся́, вѣ́дите, я́ко близъ есть, при две́рехъ (Мѳ. 24:32-33). За невниманіе же къ зна́меніямъ времени Господь строго обличалъ іудеевъ: Лицемѣ́ри, лице́ не́бу и земли́ вѣ́сте искуша́ти, вре́мене же сего́ ка́ко не искуша́ете? Что же и о себѣ́ не су́дите пра́ведное (Лук. 12:56). На протяженіи всей исторіи Хрістіанской Церкви дѣйствуетъ противобо́рствующая ей та́йна беззако́нія (2 Сол. 2:7), стара́ющаяся увлечь людей къ отпаденію отъ угото́ваннаго намъ Сыномъ Божіимъ спасенія. Хотя́ главнымъ виновникомъ ея́ является діа́волъ, но онъ дѣйствуетъ чере́зъ сыно́въ противле́нія (Ефес. 2:2), которые и являются проводника́ми и исполнителями его злой воли на землѣ. Та́йна беззако́нія, надъ которой дѣ́ятельно трудится «князь тьмы», проходитъ извѣстное развитіе по мѣрѣ ослабленія сопротивляемости ей вѣрующихъ, восходя́ отъ силы въ силу, и достигаетъ своего предѣ́льнаго роста въ ту послѣднюю, особенную эпоху, называемую апостасíей, которая устраня́етъ всѣ препятствія для появленія антихриста и завершается имъ.
Греческое слово апостасíя означаетъ отступленіе отъ Бога (1 Тим. 4:1; Дѣян. 21:21; 2 Пар. 29:19; Іер. 2:19). Но, употребля́емое съ опредѣленнымъ чле́номъ, оно́ имѣетъ въ виду́ не вся́кое отступленіе вообще, а отступленіе особенное по своей силѣ и по своему широкому распространенію, отступленіе громкое, достигшее кра́йней степени своего развитія. Апостасíя является послѣднимъ этапомъ развитія та́йны беззако́нія, непосредственно выдвигающимъ антихріста, имѣ́ющимъ на себѣ его мрачную тѣнь. Полная апостасíя дѣлаетъ приходъ антихріста неизбѣжнымъ. День Хрісто́въ не приде́тъ, а́ще не пріи́детъ отступле́ніе пре́жде, и откры́ется человѣ́къ беззако́нія, сынъ поги́бели (2 Сол. 2 :3).
Бу́детъ бо вре́мя, егда́ здра́ваго уче́нія не послу́шаютъ, но по свои́хъ по́хотехъ изберу́тъ себѣ́ учи́тели, че́шеми слу́хомъ (кото́рые льсти́ли бы слу́ху) (2 Тим. 4:3). И мно́зи послѣ́дствуютъ ихъ нечисто́тамъ, и́хже ра́ди путь и́стинный поху́лится. И въ преумноже́ніи льсти́выхъ слове́съ васъ уло́вятъ (2 Петр. 2:2-3). Не и́мать Духъ Мо́й пребыва́ти въ человѣ́цехъ сихъ вовѣ́къ, зане́ суть плоть (Быт. 6:3).
Су́щностью учи́тельной апостасíи является извраще́ніе здра́ваго ученія и постепе́нное отвлече́ніе всей учи́тельной и воспита́тельной дѣ́ятельности отъ истиннаго Хрістіанства, наполне́ніе созна́нія человѣческаго вся́кою ложью, а сердеце - исключительнымъ стремленіемъ къ получе́нію однихъ чу́вственныхъ удовольствій. По выраженію Святы́хъ Отцо́въ: «Одна мысль ло́жная способна низвести́ во адъ». Сколь же чрева́той великими потрясе́ніями можетъ оказаться замѣ́на единственно здравой и спасительной мора́ли всякими произвольными ученіями, провозглаша́ющими цвѣту́щее здравіе тамъ, гдѣ болѣзнь и поврежде́ніе, гдѣ глубокое нравственное паденіе.
Потокъ всевозможныхъ ложныхъ ученій до́лженъ покрыть всю землю, подобно Всемірному Потопу. Должны́ быть широко распространя́емы такія ученія, которыя будутъ внушать человѣку горделивое и ле́стное сознаніе возможности неограниченнаго развитія своихъ силъ, возможности устрое́нія соціальной жизни безъ Бога, безъ подвига самоотреченія. Хрістіанская мораль возможна лишь на основѣ смиреннаго сознанія своей личной и общечеловѣческой грѣховности, сознанія глубокаго поврежденія всѣхъ нашихъ природныхъ силъ грѣхомъ и возможности нашего исцѣленія только при содѣйствіи Божественной благодати, даро́ванной намъ Искупи́телемъ. Хрістіанская мораль внушаетъ страхъ Божій и требуетъ подвига. Для новой безрелигіозной морали Хрістосъ становится ненужнымъ. Зачѣмъ Спаситель тѣмъ, которые не признаю́тъ своего неисцѣльнаго никакими человѣческими усиліями духовнаго поврежденія и не чувствуютъ нужды́ въ Боже́ственномъ содѣ́йствіи. Всѣ ложныя ученія будутъ только льстить самолюбію и гордости человѣка и соверше́нно заглуша́ть страхъ Божій, а вмѣстѣ съ нимъ и вѣру въ воздая́ніе въ будущей загробной жизни.
Когда фарисеи отступили отъ Господа, тогда Господь сказалъ ученикамъ Своимъ, что признакомъ близости кончины міра и Втораго Пришествія Его будетъ необыкновенное вещественное развитіе. Лю́ди, я́ко же бысть во дни Но́евы, та́ко бу́детъ и во дни Сы́на Человѣ́ческаго (дня́ми Сы́на Человѣ́ческаго на́звано то время, которое будетъ предшествовать Пришествію Его) - ядя́ху, пія́ху, женя́хуся, посяга́ху, до него́ же дне вни́де Ное́ въ Ковче́гъ; и пріи́де Пото́пъ и погуби́ вся. Та́кожде и я́коже бысть во дни Ло́товы: ядя́ху, пія́ху, купова́ху, продая́ху, сажда́ху, зда́ху (Лук. 17:26-28). Такой широкій разли́въ практическаго матеріали́зма столь удобенъ для діа́вола и его бра́ни противъ Бога, что діаволъ особенно постарается «употребить его въ послѣдніе дни міра для полнаго отвлеченія всего міра отъ Бога. Употребитъ діаволъ этотъ родъ брани и употребитъ съ рѣшительнымъ успѣхомъ». Свят. Игнатій (Брянчаниновъ).
По объясненію Святы́хъ Отцовъ, діаволъ, прису́жденный судо́мъ Божіимъ пресмыка́ться по землѣ на пе́рсехъ свои́хъ и чре́вѣ ходи́ти бу́деши и зе́млю снѣ́си вся дни живота́ твоего́ (Быт. 3:14), употребляетъ всѣ усилія, чтобы и человѣкъ постоянно пресмыкался по землѣ, чтобы онъ исключительно предавался заботамъ объ устрое́ніи своего земнаго положенія и погружался въ иска́нія однихъ удобствъ и наслажденій, во́все забывая о Богѣ и объ ожидающей его Вѣчности. «Діаволъ, - говоритъ Святитель Іоаннъ Златоустъ, - нападаетъ снизу и... побѣждаетъ насъ по той именно причинѣ, что мы не стараемся сами подняться туда, гдѣ бы онъ не могъ насъ ранить. И́бо онъ не можетъ подняться высоко, но пресмыка́ется по землѣ, и потому́ змѣй есть его образъ. Что значитъ нападать снизу? Значитъ, одолѣвать посре́дствомъ земна́го, посре́дствомъ наслажде́ній, богатства и всего житейскаго. Посему́ если діаволъ видитъ кого парящимъ къ Небу, то, во-первыхъ, не въ состояніи напа́сть на него, а во-вторыхъ, если и отва́жится напа́сть, то́тчасъ самъ па́даетъ; потому что, будь безопасенъ, у него нѣтъ ногъ... Не имѣй ничего общаго съ землей, тогда не нуженъ будетъ и трудъ. Діаволъ не умѣетъ сражаться открыто, но какъ змѣй скрывается въ те́рніяхъ, такъ онъ всего ча́ще прита́ивается въ пре́лестяхъ бога́тства». Такой святооте́ческій совѣтъ совсѣмъ не означаетъ осужденія всякому земному попеченію, всякому труду́, имѣющему своею цѣлью обезпече́ніе своего существованія. Грѣхъ и опасность не въ трудѣ́, а въ исключительной и всецѣлой погру́женности человѣка въ однѣ́ матеріальныя заботы при полномъ устраненіи интересовъ и запросовъ духа. Не означа́етъ онъ также и того, что я́кобы одни только богатые могутъ подверга́ться искушеніямъ всецѣ́лаго пристра́стія къ матеріальнымъ бла́гамъ. Эти стремленія не въ ме́ньшей степени могутъ быть сво́йственны и са́мымъ бѣднымъ. При полной нищетѣ человѣка можетъ охватить непреодолимое влеченіе къ богатству, которое можетъ развиться у него въ болѣ́зненную страсть, не желающую знать никакихъ препятствій для своего удовлетворенія и готовую на всевозможныя преступленія. Конечно, въ такой душѣ при такой исключительной ея́ устремленности къ матеріальнымъ бла́гамъ Богъ жить не можетъ. Нужно помнить, что Богъ не столько отрица́емъ, сколько вытѣсня́емъ изъ се́рдца человѣка пристра́стіемъ къ матеріальнымъ попече́ніямъ. Вся́кій человѣкъ, за́нявшійся всецѣ́ло устройствомъ своего временнаго положенія по пло́ти и для пло́ти, непонятнымъ и непримѣ́тнымъ образомъ для себя развиваетъ свое падшее естество; свою невещественную душу содѣ́лываетъ какъ бы вещественною... становится весь грѣхъ, весь - плоть, гдѣ уже нѣтъ мѣста пребыванію Божію.
«Люди забу́дутъ Бога, забудутъ Небо, забудутъ Вѣчность и въ обольщеніи своемъ... все вниманіе устремятъ на землю, на доставленіе себѣ ни́зменнаго благосостоя́нія» Свят. Игнатій (Брянчаниновъ). На почвѣ ложной морали, заглуша́ющей страхъ Божій, и на почвѣ всецѣ́лаго погруженія людей въ пло́тскую жизнь обильно вырастутъ чудовищный развра́тъ и всякіе пороки. Грѣховные примѣ́ры и собла́зны такъ умно́жатся, что увлекутъ въ грѣховную жизнь безчисленное множество людей. Картину моральнаго развраще́нія человѣчества въ эпоху апостасíи Святой Апостолъ Паνелъ изображаетъ такъ: Сіе́ же вѣ́ждь, я́ко въ послѣ́днія дни наста́нутъ времена́ лю́та. Бу́дутъ бо человѣ́цы самолю́бцы, сребролю́бцы, велича́вы, горды́, ху́лницы, роди́телемъ проти́вящіися, неблагода́рни, непра́ведни, нелюбо́вни, непримири́телни, проде́рзиви, возно́сливи, прелага́тае, клеветницы́, невозде́ржницы, некро́тцы, неблаголю́бцы, преда́теле, на́гли, напы́щени, сластолю́бцы, па́че не́жели боголю́бцы, иму́щіе о́бразъ благоче́стія, си́лы же его отве́ргшіися. И сихъ отвраща́йся (2 Тим. 3:1-5). Господствующимъ тономъ жизни станетъ небывалая повсемѣстная злоба. Еνа́нгельская любовь между людьми совершенно изся́кнетъ. Взаимоотношенія людей будутъ лишены́ всякаго довѣрія и полны́ коварства. Другъ дру́га предадя́тъ, и возненави́дятъ другъ дру́га (Матѳ. 24:10). Злоба охва́титъ людей съ небывалой силой и разольется повсюду - во всѣхъ слоя́хъ общества и даже въ са́мыхъ тѣ́сныхъ круга́хъ семейныхъ. Преда́стъ же братъ бра́та на смерть, и оте́цъ ча́до: и воста́нутъ ча́да на роди́тели и убію́тъ ихъ (Марк. 13:12).
«Когда приблизится конецъ сего́ вѣка, - писалъ Лакта́нцій, - тогда необходимо измѣ́нится состояніе человѣческихъ дѣлъ и по причинѣ возрастающей неправды сдѣлается ху́дшимъ, такъ что даже настоящія наши времена́, въ которыя неправда и злоба возросла до велича́йшей степени, въ сравненіи съ тѣмъ временемъ неисцѣ́льнаго зла могутъ быть при́знаны счастли́выми и почти золотымъ вѣкомъ. Потому что правда тогда сдѣлается столь рѣ́дкой, а несчастіе, жадность, страсти и распутство до того умно́жатся, что если и будутъ нѣ́которые добрые, то они сдѣлаются добычею злодѣ́евъ и будутъ ограблены беззаконниками. Одни только злые и будутъ богаты, а добрые подвергнутся вся́кимъ поноше́ніямъ и впаду́тъ въ нищету́». Но, какъ бы люди ни утопа́ли во злѣ, они никогда не пожелаютъ открыто объявить себя послѣ́дователями зла, они постоянно будутъ стремиться выка́зать себя съ внѣшней стороны добродѣ́тельными. И чѣмъ бо́лѣе люди будутъ позволя́ть себѣ беззаконіе, тѣмъ болѣе они будутъ заботиться оправда́ть себя ло́жными уче́ніями и покрыть себя благови́дною личи́ною (Лук. 16:15). Наряду́ со злобой разолью́тся въ небыва́лыхъ размѣрахъ ложь и лицемѣріе. Такая лицемѣ́рная показна́я добродѣ́тельная внѣ́шность совершенно выт́ѣснитъ потребность и́стинной пра́ведности.
Жизнь немногихъ благочестивыхъ и добродѣтельныхъ люде́й въ обстановкѣ апостасíи - среди́ торжества́ практическаго матеріализма, среди всеобщей злобы, коварства и лицемѣрія - содѣ́лается му́ченичествомъ, подобнымъ томле́нію Ло́та въ Содо́мѣ. Но вѣрующій человѣкъ долженъ помнить, что и са́мое ма́лое усиліе сопротивленія разлагающему ду́ху вѣка будетъ имѣть цѣ́ну предъ Богомъ. На вѣса́хъ Божіихъ будутъ взвѣ́шены не́мощь наша и сре́дства наши, и обстоятельства, сопу́тствующія намъ, и самое́ время.
«Идутъ, идутъ страшнѣ́е волнъ Всемірнаго Пото́па, истребившаго родъ человѣческій, иду́тъ во́лны лжи и тьмы, окружаютъ со всѣхъ сторонъ, готовы потопить вселенную, истребляютъ Вѣру во Хріста, разруша́ютъ на землѣ Его Царство, поврежда́ютъ нра́вы, притупля́ютъ, унижа́ютъ совѣсть, устана́вливаютъ владычество всезлобнаго міродержца». Такъ видѣлъ только первые нача́льные признаки надвигающейся апостасíи Святи́тель Игна́тій (Брянчани́новъ). У всего человѣчества есть, несомнѣ́нно, предощуще́ніе гряду́щей катастрофы. Но, какъ во время Потопа, всѣ продолжаютъ ѣсть, пить и веселиться, пока не придетъ бѣдствіе. Развитіе техники помогаетъ современнымъ людямъ ускорить темпъ жизни, чтобы заглуши́ть внутреннюю тоску́, которая гло́жетъ ихъ сердце. Человѣчество, томи́мое тяжелыми предчу́вствіями, не хочетъ остановиться и задуматься надъ своею судьбою. Оно стремится какъ бы убѣжать отъ самого́ себя, или, лучше сказать, отъ той бездны небытія́, которая уже начинаетъ притягивать его къ себѣ.
Религіозная, или церковная, апостасíя: Духъ же я́вственнѣ глаго́летъ, я́ко въ послѣ́дняя времена́ отсту́пятъ нѣ́цыи отъ Вѣ́ры, вне́млюще духово́мъ ле́стчымъ и уче́ніемъ бѣсо́вскимъ (1 Тим. 4:1).
Отступленіе отъ Истинной Вѣры можетъ проявля́ться въ слѣ́дующихъ формахъ:
1) въ извраще́ніи (искаженіи) и́стиннаго содержанія вѣроученія, въ измѣне́ніи ея́ Догматовъ, т.-е. въ ереся́хъ;
2) въ лжевѣріи или въ отрицаніи всего Хрістіанства, но съ сохраненіемъ вѣры въ Бога (какъ у магометанъ, іудеевъ, язычниковъ...);
3) въ невѣріи или въ полномъ равнодушіи ко всякой вѣрѣ, въ атеизмѣ, т.-е. въ отрицаніи предметовъ вѣры: бытія́ Божія, безсмертія души;
4) въ богоборчествѣ, т.-е. въ активной борьбѣ со всякой религіозной вѣрой и ожесточенномъ возстаніи противъ Бога и всего святого.
Са́мой распространенной формой отступленія, какъ полагаетъ Святи́тель Ѳеофа́нъ Затво́рникъ, будетъ извращеніе Истиннаго Хрістіанства - ереси или такъ называемое ложное хрістіанство. «Еνа́нгеліе будетъ всѣмъ извѣ́стно, - пишетъ онъ, - но одна́ часть пребу́детъ въ невѣріи ему, другая, наибо́льшая, будетъ ерети́чествовать, не Богопре́данному ученію слѣ́дуя, а построева́я себѣ свою́ вѣру свои́мъ измышле́ніемъ, хотя́ на основаніи сло́ва Божія... И всѣ такіе будутъ присвоя́ть себѣ имя хрістіанъ. Будетъ часть и содержащихъ Истинную Вѣру, какъ она пе́редана Святы́ми Апостолами и храни́тся въ Православной Церкви, но изъ этихъ нема́лая часть будетъ только по имени православными, въ сердцѣ же не будетъ имѣть того стро́я, какой требуется Вѣрою, возлюбивъ нынѣшній вѣкъ... Хотя имя хрістіанское будетъ слышаться повсю́ду и повсю́ду будутъ видны́ храмы и чины́ церковные, но все это только видимость, внутри же отступленіе полное. На этой почвѣ (на почвѣ ложнаго и лицемѣрнаго хрістіанства) народи́тся антихрістъ и вырастетъ въ томъ же ду́хѣ ви́димости, безъ существа́ дѣла. Потомъ, отдавшись сатанѣ, я́вно отступитъ отъ Вѣры и... всѣхъ, не содержащихъ Хрістіанства въ истинѣ, увлече́тъ къ я́вному отступленію отъ Хріста Господа, заставивъ себя самого почитать за бога». Здѣсь важно отмѣтить тотъ мало примѣча́емый законъ, въ силу котораго вся́кое ложное и лицемѣрное хрістіанство неизбѣжно приведетъ своихъ послѣдователей къ признанію антихріста или къ тому теченію, которое будетъ приготовля́ть его явленіе. Во всякомъ лжеученіи, какъ и въ фарисейскомъ отношеніи къ истинѣ, таится сѣмя вѣчной погибели. Напрасно многіе не придаю́тъ до́лжнаго значенія Догматамъ. По ученію Церкви, въ дѣлѣ спасенія нѣтъ ничего важнѣе исповѣданія Богооткровенной Истины. Само́ слово Божіе свидѣтельствуетъ, что Богу ду́хомъ и и́стиною досто́итъ кла́нятися и что то́лько таки́хъ покло́нниковъ Богъ и́щетъ и пріе́млетъ (Ін. 4:23-24). Истина совсѣмъ не такая малозна́чащая вещь, съ которой можно было бы обращаться какъ угодно. Въ Истинѣ реально присутствуетъ и Духъ Истины, И́же отъ Отца́ исхо́дитъ. А во вся́кой лжи́ реально присутствуетъ и отецъ лжи, си́рѣчь діа́волъ. И потому человѣкъ, исповѣдующій истину, принимаетъ и Духа Истины, а исповѣдующій ложь непремѣнно усваиваетъ и духа лжи, духа отверженнаго.
Внѣ Единой Православной Церкви нѣтъ и не окажется ни средствъ для вѣрнаго познанія антихріста, ни благодатныхъ силъ для стойкаго противостоянія ему и всѣмъ его искушеніямъ. Этотъ законъ неизбѣ́жнаго обольще́нія и вѣчной поги́бели всѣхъ, любве́ и́стины не прія́вшихъ, во е́же спасти́ся имъ, И сего́ ра́ди пошле́тъ имъ Богъ дѣ́йство льсти, во е́же вѣ́ровати имъ лжи, да судъ пріи́мутъ вси не вѣ́ровавшіи и́стинѣ, но благоволи́вшіи въ непра́вдѣ... Тѣ́мже у́бо, бра́тіе, сто́йте и держи́те преда́нія, и́мже научи́стеся или́ сло́вомъ, или́ посла́ніемъ на́шимъ (2 Сол. 2:10-12, 15). Тотъ же са́мый законъ вы́раженъ и в сν́мволѣ Свята́го Аѳана́сія: И́же хо́щетъ спасти́ся, пре́жде всѣхъ подоба́етъ ему́ держа́ти Каѳоли́ческую Вѣ́ру, Ея́ же а́ще кто цѣ́лы и непоро́чны не соблюде́тъ, кромѣ́ вся́каго недоумѣ́нія, во вѣ́ки поги́бнетъ (Псалтырь съ возслѣдованіемъ). Объ и́стинной же Церкви въ это время (въ эпоху апостасíи) можно будетъ сказать слова́ми Пророка: Бысть пуста́ весьма́ (Іез. 38:8). Сто́йкость и самоотве́рженность въ борьбѣ за Истину станетъ чрезвыча́йно рѣдкимъ явленіемъ. Любовь къ міру и къ его бла́гамъ будетъ превозмога́ть надъ любовью къ Истинѣ. Церковные іерархи со своимъ клиромъ и своею паствою, порвавшіе связь съ Хрістовой Истиной, но продолжающіе лицемѣрно выказывать себя членами истинной Церкви, составятъ общество, именуемое въ Писаніи церковь лукавнующихъ.
Такъ какъ въ эпоху антихріста должно́ совершиться объединеніе всѣхъ религій или сліяніе ихъ въ одну религію поклоненія человѣко-богу, то и подготовка къ антихрісту въ эпоху апостасíи должна́ состоять въ постепенномъ объединеніи всѣхъ хрістіанскихъ вѣроисповѣ́даній въ одну церковь лукавнующихъ при одновре́менныхъ стараніяхъ разрушить Истинную Церковь Хрістову. Все это мы видимъ въ наше время. Теперь совершается са́мая ужасная поддѣлка Церкви отвлеченнымъ хрістіанствомъ. Большинство все значеніе Хріста́ усматриваетъ въ Его ученіи, забыва́я о томъ, что Хрістосъ приходилъ на землю во́все не для того только, чтобы сообщить людямъ нѣ́сколько новыхъ истинъ. Нѣтъ, Онъ приходилъ, чтобы создать совершенно новую жизнь человѣчества, т.-е. Церковь. Это новое общество человѣческое, по мысли Самого Создателя его, суще́ственно отличается отъ вся́кихъ другихъ соединеній людей въ разныя общества. Господь Іисусъ Хрістосъ далъ не только Свое ученіе, но и необходимыя силы благодатныя для исполненія Его ученія. Послѣ́днія сообщаются вѣрующимъ только въ Церкви черезъ Святыя Таинства и жительство по уставу Церкви. Благодать Божія, или Духа Свята́го, и созида́етъ въ сердцѣ человѣка Царствіе Божіе. Поэтому только въ Церкви, а не въ отвлеченномъ хрістіанствѣ устанавливается и поддерживается единеніе человѣка съ Богомъ, а въ Богѣ и тѣсное единеніе другъ съ другомъ. Свято́й Апостолъ Паνелъ, говоря́ о едине́ніи людей, всегда говоритъ о Духѣ Свято́мъ какъ объ источникѣ этого единенія, хранимаго въ Церкви. Такимъ образомъ, въ Церкви живущій Духъ Святы́й даетъ каждому чле́ну Церкви силы быть новою тварью. Безцерковное же хрістіанство - это не что иное, какъ приниже́ніе и искаженіе Хрістовой идеи Церкви, убивающее всякую подлинно хрістіанскую благодатную церковную жизнь... И это мы должны твердо помнить, чтобы не соблазниться современной пропагандой общаго хрістіанства взамѣнъ я́кобы раздѣлившейся Церкви. Нѣтъ Хрістіанства, нѣтъ благодати, нѣтъ Истины, нѣтъ жизни, нѣтъ спасенія - ничего нѣтъ безъ Церкви, и все это есть только въ Единой Церкви.
* * *
Указавъ грозные признаки современной апостасíи, которая должна завершиться приходомъ антихріста, мы должны возде́рживаться отъ всякихъ попытокъ опредѣле́нія какихъ-либо сро́ковъ его явленія. Подготовка къ его появленію можетъ разверну́ться и очень быстро, но можетъ и быть заде́ржанной неожиданными событіями. Задержка рѣшительной развязки вызывается милосердіемъ Божіимъ ради покаянія и желанія спасенія хотя бы и небольшого остатка вѣрующихъ. Но когда истощаются въ сердцахъ людей спасительный страхъ Божій и способность покаянія, тогда быстро наступаю́тъ всѣ казни, предреченные суда́ми Божіими.
Теперешняя жизнь требуетъ отъ каждаго изъ насъ са́мого внимательнаго и высокаго духовнаго отношенія ко всѣмъ явленіямъ, чтобы предохранить себя отъ ошибочнаго принятія лжи за Истину, чтобы удержаться отъ ошибочныхъ шаго́въ въ направленіи неотвратимой погибели. Для этого необходимо вся́кое свое разсужденіе провѣря́ть Сло́вомъ Божіимъ и ра́зумомъ Святы́хъ Отцо́въ. Нужна́ правильная духовная жизнь по указаніямъ Святой Православной Церкви. «Надо оставить пло́тскую и грѣховную жизнь, потомъ посредствомъ покаянія и жительства по еνангельскимъ За́повѣдямъ очистить и укра́сить душевный храмъ, по совершеніи чего́ Святы́й Духъ осѣня́етъ его, совершаетъ въ немъ окончательное очищеніе и убра́нство. Въ такой храмъ нисхо́дитъ Богъ и учрежда́етъ въ немъ Свое духовное, невидимое, но вмѣ́стѣ вполнѣ́ ощуща́емое и познава́емое Царство. Кто при́метъ внутрь себя Царство Божіе, тотъ сможетъ имѣть я́сное понятіе о Второмъ Пришествіи Богочеловѣка, тотъ сможетъ узна́ть и избѣжать антихріста или противоста́ть ему. Кто же не при́метъ внутрь себя Царствія Божія, тотъ не узнаетъ антихріста, тотъ непремѣ́нно непоня́тнымъ для себя о́бразомъ содѣ́лается его послѣ́дователемъ, тотъ не узнаетъ приближа́ющейся кончи́ны міра и наступающаго Стра́шнаго Втора́го Пришествія Хрістова (Лук. 17:20-21; 2 Петр. 3:3-4), оно́ застанетъ его неготовымъ. Никако́е человѣческое ученіе, никако́е ученіе сло́вомъ недостаточно для наставле́нія тому́, что требуетъ наставле́нія въ душевной клѣ́ти, наставле́нія отъ Самого́ Бога. Стяжа́вшій внутри себя́ Царство Божіе имѣетъ руководителемъ Свята́го Духа, Который наставля́етъ на вся́кую и́стину (Ін. 16:13) руководимаго Имъ человѣка, не допуска́етъ его быть обманутымъ ложью, облекающейся для удобнѣйшаго обмана въ призраки истины». Свят. Игнатій (Брянчаниновъ).
Совреме́нная эпоха апостасíи является для насъ послѣднимъ предупрежденіемъ о томъ грозномъ бѣдствіи, которое можетъ очень скоро охватить весь міръ. Она же является для насъ и сильнѣ́йшимъ побужденіемъ къ сохраненію своей тѣснѣ́йшей свя́зи съ Истинной Хрістовой Церковью, въ Которой мы только и можемъ стяжа́ть спасительную благодать Божію, не допускающую насъ до невольныхъ губительныхъ ошибокъ въ распознаніи вѣрнаго пути.
Прот. Борисъ Молчановъ,
РПЦЗ († 1963 г.)
Знаме́ніе приближе́нія конца́: «Времена́ чѣмъ да́лѣе, тѣмъ тяжелѣ́е. Хрістіанство, какъ духъ, непримѣтнымъ о́бразомъ для суетя́щейся и служа́щей міру толпы́, очень примѣ́тнымъ о́бразомъ для внима́ющихъ себѣ, удаля́ется изъ среды́ человѣческой, предоставляя его (міръ) паде́нію его». Здѣсь въ этихъ слова́хъ очень важно отмѣтить, что отступленія какъ бы не видятъ, не замѣчаютъ тѣ люди, которые принадлежа́тъ къ «суетя́щейся и служа́щей міру толпѣ́», тѣ, которые са́ми настолько осуетились, преда́вши себя служенію этому міру, во злѣ лежащему, по слову Апостола (1 Ін. 5:19), что потеря́ли духовное зрѣніе, и потому все происходящее нынѣ въ мірѣ кажется имъ совершенно естественнымъ, нормальнымъ, съ чѣмъ нужно примиряться. И они страшно сердятся на тѣхъ, кто пытается открыть имъ глаза.
А вотъ что далѣе говоритъ Святитель Игнатій: «Соверша́ется предрѣченіе Писанія объ отступленіи отъ Хрістіанства народовъ, перешедшихъ отъ язычества къ Хрістіанству. Отсту́пничество предсказано со все́ю я́сностію Священнымъ Писаніемъ и слу́житъ свидѣтельствомъ того, ско́лько вѣрно и и́стинно все, сказанное въ Писаніи». Вотъ почему у истиннаго, подлинно вѣрующаго хрістіанина не можетъ быть никакой «паники» при созерцаніи этой мрачной картины отступленія, чего какъ-то совсѣмъ наивно и неразумно боятся нѣ́которые, предпочитая поэтому «не замѣчать» отступленія и молчать о немъ. Истинный хрістіанинъ вѣдь знаетъ со словъ Самого Хріста Спасителя, что всему этому надлежи́тъ быть (Марк. 13:7; Лук. 21:9), и онъ не долженъ закрывать глаза на это, а обязанъ вполнѣ сознательно относиться къ происходящему, правильно оцѣнивать и взвѣ́шивать всѣ событія, въ которыхъ проявля́ется отступленіе, да́бы знать, какъ вести себя, да́бы не быть самому́ увлеченнымъ потокомъ отступленія, что можетъ случиться незамѣтно для него самого при его небреженіи и недостаточномъ вниманіи. Въ руководство намъ Святитель Игнатій говоритъ: «Отступленіе попу́щено Богомъ; не покусись остановить его не́мощною рукою твоею»... Что же? Развѣ это значитъ, что нужно примириться съ отступленіемъ и самому «включиться» въ него? Отнюдь нѣтъ, конечно! «Устрани́сь, охрани́сь отъ него самъ; и этого съ тебя́ достаточно. Ознакомься съ духомъ времени, изучи его, чтобы по возможности избѣгнуть вліянія его». Обратимся къ дальнѣ́йшимъ мыслямъ Святителя Игнатія, которыя открываютъ намъ глаза на то, что сейчасъ происходитъ въ мірѣ: «Милосе́рдный Господь да покро́етъ оста́токъ вѣрующихъ въ Него. Но оста́токъ этотъ ску́денъ; дѣлается скуднѣ́е и скуднѣ́е... Дѣло Православной Вѣры можно призна́ть приближающимся къ рѣши́тельной развя́зкѣ... Одна осо́бенная милость Божія можетъ остановить нра́вственную всегубя́щую эпидемію, остановить на нѣ́которое время, потому что надо же исполниться предрече́нному Писа́ніемъ. Су́дя по духу времени и по броже́нію умо́въ, до́лжно полага́ть, что зданіе Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро. Не́кому остановить и противостоя́ть. Предпринима́емыя мѣ́ры поддержки заи́мствуются изъ стихíй міра, враждебнаго Церкви, и скорѣе ускорятъ паденіе ея́, не́жели остановятъ».
Послушайте, что вы говорите, - скажутъ нѣ́которые, - о какомъ «паденіи Церкви» можно говорить, когда мы имѣемъ такое рѣшительное обѣтова́ніе Хрістово, какъ: Сози́жду Це́рковь Мою́, и врата́ а́дова не одолѣ́ютъ Е́й (Мѳ. 16:18)? Совершенно вѣрно, и слова́ Хрістовы, конечно, непрело́жны. Но почему-то забывается о томъ, что вѣдь въ этихъ словахъ Хрістовыхъ не указывается предѣ́ловъ Церкви, врата́ а́дова которой не одолѣ́ютъ. Не сказано, какая именно это будетъ Церковь: Константинопольская, Руская, Сербская, Болгарская или еще какая-ли́бо ина́я: сказано просто - Це́рковь, то есть что до скончанія вѣка и Втораго Прише́ствія Хрістова Истинная Церковь не исчезнетъ съ лица́ земли, а будетъ существовать. Церковь останется Церковью со всѣми принадлежащими Ей высокими обѣтова́ніями и благода́тными полномо́чіями и права́ми и въ томъ слу́чаѣ, если въ ней останется хотя бы одинъ Епископъ и са́мое ма́лое количество вѣ́рующихъ. А все остальное «поколе́блется» и «паде́тъ», будетъ «одолѣно́ врата́ми а́довыми», хотя́ бы и впредь продолжа́ло именова́ть себя «церковью». Вотъ о чемъ говоритъ здѣсь Святи́тель Игна́тій и вотъ что надо имѣть въ виду для правильной оцѣнки происходящихъ въ наше время событій! Архiепи́скопъ Аве́ркiй (Та́ушевъ) РПЦЗ.
Святитель Кириллъ Іерусалимскій: Блюди́те, да никт̀о же васъ прельсти́тъ. Слова́ сiи́ убѣждаютъ всѣхъ васъ внима́ть тому, что говорится. И́бо это не исторiя о дѣла́хъ проше́дшихъ, но пророчество о будущемъ и непремѣ́нно случи́тся имѣ́ющемъ. Мы не пророчествуемъ, и́бо мы недостойны, но признаки, находя́щiеся въ Писанiи, открываемъ и объясняемъ. Примѣча́й же ты, что случилось уже и что должно́ случиться, и предостерегай самъ себя... Но мы ищемъ своего при́знака касательно Пришествiя; принадлежа́ къ Церкви, церковнаго ищемъ при́знака. Спаситель говоритъ: и тогд̀а соблазня́тся мно́зи, и дру́гъ дру́га предадя́ть, и возненави́дять дру́гь дру́га (Мѳ. 24:10). Е́жели услы́шишь, что Епископы даже до кровопроли́тiя иду́тъ противъ Епископовъ, приче́тники противъ приче́тниковъ, и мiря́не противъ мiря́нъ, то не сму́щайся: и́бо о семъ предска́зано въ Писанiи; не на то смотри́, что происходить ны́нѣ, но на то, что напи́сано. И хотя бы я, науча́ющiй тебя, погибъ, ты не погибнешь вмѣстѣ со мною... Когда въ Апостолахъ откры́лось преда́тельство, то чему́ дивиться, если въ Епи́скопахъ откроется братоненави́дѣнiе? Но знаме́нiе касается не прави́телей только Церкви, но и мiря́нъ. И́бо говоритъ Хрiстосъ: и за умноже́нiе беззако́нiя изся́кнетъ люб̀ы мно́гихъ. Похва́лится ли кто изъ предстоящихъ тѣмъ, что онъ имѣетъ къ ближнему нелицемѣрную любовь? Не бо́льшею ли частiю лобза́ютъ уста́ми, явля́ютъ веселый видъ и радостный взоръ, а въ сердцѣ стро́ятъ ко́вы, замышля́ютъ зло, говоря́ слова́ мира (Псал. 27:3)?»
«Братоненави́дѣнiе даетъ уже мѣсто антихрiсту. И́бо дiаволъ напередъ произво́дитъ раздо́ры въ народѣ, да́бы, когда придетъ антихрiстъ, удобнѣe при́няли его. Не дай Боже, чтобы кто ли́бо изъ служителей Хрiстовыхъ, здѣсь или въ другомъ какомъ мѣстѣ находя́щихся, присоединился ко врагу сему́. …Отступленiе и нынѣ есть. И́бо люди отступили отъ Истинной Вѣры... Прежде были я́вные еретики, а нынѣ Церковь наполнена скры́тными еретика́ми. Отступили люди отъ истины, че́шемы слу́хомъ (2 Тим. 4:3). Слово лестное для самолюбiя, и всѣ слушаютъ съ удовольствiемъ. Слово о обращенiи, и всѣ отвращаются. Бо́льшая часть отступила отъ правильныхъ поня́тiй, и удобнѣе избира́ютъ злое, не́жели соглашаются на доброе. Вотъ то отступленiе, послѣ котораго на́добно ожидать врага. И уже на́чалъ онъ отча́сти посылать своихъ предшественниковъ, чтобы приготовленъ былъ ему путь для ло́вли. Посему́ береги самого себя, человѣкъ, и укрѣпляй душу твою. Церковь свидѣтельствуетъ ны́нѣ тебѣ предъ Богомъ Живымъ, предостерегаетъ отъ антихрiста прежде, не́жели онъ я́вится. Случится ли это при жизни твоей, мы не знаемъ; случится ли послѣ тебя, не знаемъ. Впрочемъ хорошо будетъ, если ты, зная cié, предостереже́шься».
«Посему́ укрѣпляй себя, человѣкъ! Извѣ́стны тебѣ признаки прише́ствiя антихрiстова. Не только одинъ ты помни о́ные, но и всѣмъ сообщай съ любовiю. Если имѣешь сына по плоти, и его вразуми. И если породи́лъ кого посре́дствомъ наставленiя въ и́стинахъ Вѣры, и его предостереги́, да́бы не приня́ть ему лжи вмѣсто истины. Та́йна бо уж̀е дѣ́ется беззако́нiя (2 Сол. 2:7). Устрашаютъ меня брани народныя, устрашаютъ раздоры церковные, устрашаетъ ненависть брата къ брату. Пусть будетъ такъ только ска́зано; не дай Боже, чтобы это случилось при насъ. Однакоже должны мы быть осторожными».
Свято́й Пра́ведный Іоа́ннъ Кроншта́дтскій: «Вѣра слову и́стины - Слову Божію исчезла и замѣнена́ вѣрою въ разумъ человѣческій; печать, имену́ющая себя гордо шестой великой державой въ мірѣ подлунномъ, въ большинствѣ изолга́лась; для нея не стало ничего святого и досточти́маго, кромѣ своего лукаваго пера, нерѣдко пропитаннаго ядомъ клеветы и насмѣшки; не стало повинове́нія дѣтей родителямъ, уча́щихся - уча́щимъ и сами́хъ уча́щихъ - подлежа́щимъ властя́мъ; бра́ки пору́ганы; семейная жизнь разлагается; твердой политики не стало, вся́кій политика́нствуетъ, ученики и учителя́ въ большинствѣ поброса́ли свои настоящія дѣла́ и судятъ о политикѣ; всѣ желаютъ автономіи - едва не всякій ребенокъ мнитъ быть автоно́момъ; даже среднія и высшія духовно-учебныя заведенія позабыли о своемъ назначеніи: быть слу́гами Церкви и спасенія людей. Не стало у интеллигенціи любви къ Родинѣ, и она готова продать ее инородцамъ, какъ Іуда пре́далъ Хріста злымъ книжникамъ и фарисеямъ; уже не говорю о томъ, что не ста́ло у нея вѣры въ Церковь, возродившей насъ для Бога и Небеснаго Отечества; нра́вовъ хрістіанскихъ нѣтъ, всюду безнра́вственность; наста́лъ въ прямую противоположность Еνангелію культъ природы, культъ страсте́й плотски́хъ, полное неудержи́мое распу́тство съ пьянствомъ; расхище́ніе и воровство казенныхъ и частныхъ банковъ и почто́выхъ учрежде́ній и посылокъ... Правды нигдѣ не ста́ло... Чего ожидать впереди, если будетъ продолжаться такое безвѣріе, такая испорченность нра́вовъ, такое безначаліе? Снова ли приходить на землю Хрісту? Снова ли распинаться и умирать за насъ? - Нѣтъ; по́лно глумиться надъ Богомъ; полно попира́ть Его Святы́е Законы. Онъ скоро придетъ, но придетъ судить міръ и возда́ть каждому по дѣла́мъ его... Человѣкъ, именующійся хрістіаниномъ, одумайся, возвратись къ Вѣрѣ, къ здра́вому смыслу, къ Слову Божію!»
Блаже́нный Ѳеофила́ктъ Болгарскій: «Онъ (антихрістъ) будетъ страшенъ повсюду своею властію, потому что все будетъ дѣлать съ жестоко́стью, чтобы прельсти́ть людей и причинить имъ зло, разрушая ихъ спасеніе. Но чтобы кто не пришелъ въ недоумѣніе, говоря́: для чего Богъ попусти́лъ прійти ему, когда люди должны́ потерпѣ́ть столько вреда́? Апостолъ отвѣчалъ: не бойся! Онъ возоблада́етъ надъ погиба́ющими, которые, хотя бы онъ и не пришелъ, остались бы невѣрующими». Аминь!