Ложъ о «папе́ссѣ» Іоа́ннѣ (приложенiе).

Jan 22, 2015 22:52


Начало: «Ложъ о «папе́ссѣ» Іоаннѣ́».

Cвятитель Маркъ Ефесскій († 1442 г.): Это священное ученіе и Сνмволъ Вѣры, возвѣще́нный Первымъ и Вторымъ (Вселенскими) Собо́рами и санкціони́рованный и подтвержденный прочими Собо́рами, - всей душею пріе́мля и храня́, я пріе́млю и цѣлую съ рече́нными Седмію́ Соборами и тотъ Соборъ, который былъ собранъ послѣ нихъ во время Царствованія Благочестиваго Царя Василія Роме́йскаго и Святѣ́йшаго Патріарха Фо́тія, и который былъ называ́емъ «Восьмымъ Вселенскимъ», который въ присутствіи Лега́товъ Іоанна, Блаженнаго Папы Ветхаго Рима, - Павла и Евгенія Епископовъ и Петра пресви́тера и Кардинала, санкціони́ровалъ и подтвердилъ Седьмой Вселенскій Соборъ и постановилъ сочи́слить его къ бывшимъ прежде него Соборамъ, возстановилъ Святѣ́йшаго Фо́тія на его Престолѣ, а также осудилъ и анаѳема́тствовалъ, какъ это дѣлали и прежде него Вселенскіе Соборы, тѣхъ, которые дерза́ютъ дѣлать какое-нибудь но́вшеское прибавленіе или изъя́тіе или вообще вноси́ть какое-ли́бо измѣненіе въ преждерече́нномъ Сν́мволѣ. «Если кто, - говоритъ онъ, - поми́мо этого Свяще́ннаго Сν́мвола дерзне́тъ ино́й писать или прибавлять или убавлять и дерзко отзываться объ этомъ постановленіи, да будетъ осу́жденъ и изве́рженъ изъ всего Хрістіанскаго Общества». Это же са́мое каса́тельно о́наго прибавленія въ Сνмволѣ говоритъ еще бо́лѣе широко́ и очевидно и Папа Іоаннъ въ Посланіи къ Святѣ́йшему Фо́тію…       

[Это тотъ самый Святѣйшiй Патрiархъ, который, по случаю нападенiя нашихъ Рускихъ Князей Аско́льда и Ди́ра на Константино́поль, погрузилъ Омофоръ Царицы Небесной «въ ти́хое море, послѣ чего внезапно наступившая буря разбила корабли Ро́совъ и прекратила ихъ осаду Константинополя»⁶... Въ честь и воспоминанiе этого событiя былъ установленъ Праздникъ «Покро́ва Божiей Матери». И далѣе послѣдовало, какъ пишетъ Митроп. Московскiй Макарiй - «первое Крещенiе [Кiевскихъ] Ру́совъ: Испытавши такимъ образомъ гнѣвъ Божій, по молитвамъ управлявшаго въ то время Церковію Фотія, Ру́сы возвратились въ Отечество [Кiевъ] и спустя немного прислали пословъ въ Константино́поль просить себѣ Крещенія. Ихъ желаніе было исполнено - къ нимъ по́сланъ былъ Епископъ»..., - прим. здѣсь и далѣе iеромонахъ Серафiмъ https://vk.com/ierom.seraphim]
       Источникъ: Архимандритъ Амвросій (Пого́динъ). «Свято́й Маркъ Ефе́сскій и Флорентíйская У́нія». - Jordanville: Тνпографія Преп. Íова Поча́евскаго, 1963. - С. 278-283.

Преподобный Максимъ Грекъ († 1556 г.): При Василіи Царѣ́ Константино́польскомъ, и при Святѣ́йшемъ Патріархѣ Фо́тіи, когда корми́ломъ Патріаршескимъ пра́вилъ Святѣ́йшій Іоаннъ, Папа Римскій, укра́шенный вся́кимъ Православіемъ и честностью Еνа́нгельскаго житія́, по повелѣнію Царя и Святы́хъ Патріарховъ былъ со́бранъ Вселенскій Соборъ въ Константино́полѣ для утвержденія Свята́го Седьмаго Собора и для низложе́нія вновь появи́вшейся и возвы́сившейся Латинской ереси, которая, подобно сильной бурѣ, смущала Святую Божію Церковь. На этомъ Соборѣ были при́сланы отъ Святѣ́йшаго Папы Іоанна Намѣстники его, Паνелъ и Евгеній, Божественные Епископы, и третій съ ними Петръ пресвитеръ и Кардиналъ. Этотъ Свяще́нный Соборъ, послѣ утвержденія Седьмаго Собора, Латинскую ересь достаточно обличи́лъ, и защищающихъ ее пре́далъ ана́ѳемѣ, сдѣ́лавъ такое опредѣленіе противъ тѣхъ, которые дерзну́ли измѣни́ть нѣ́что въ Исповѣ́даніи Вѣры. «Если кто, - говоритъ - поми́мо этого Свяще́ннаго Исповѣ́данія Вѣры осмѣ́лится написать ино́е, или прибавить, или убавить, и дерзне́тъ называть это За́повѣдью Собо́рною, тотъ да будетъ осу́жденъ, и отъ вся́каго Хрістіанскаго Общества отве́рженъ» Такое отлученіе Божественный Священный Соборъ объявилъ противъ того беззаконія. О семъ Блаже́ннѣйшій Папа Іоаннъ возрадовался, бу́дучи этимъ доволенъ, и написалъ къ Святѣ́йшему Патріарху Фо́тію простра́ннѣе и яснѣ́е, совершенно отвергая прибавленіе въ Священномъ Сνмволѣ Вѣры. Онъ говоритъ: «Твоему братству хорошо извѣстно, что когда пришелъ къ намъ тотъ, кто незадолго предъ тѣмъ былъ посланъ, и разспросилъ насъ о Свято́мъ Исповѣ́даніи Вѣры, то нашелъ насъ сохраняющими о́ное въ цѣлости, какъ сначала намъ было препо́дано, и что мы ничего не прибавляемъ и не убавляемъ, зна́я достовѣрно, что дерза́ющихъ таково́е ожидаетъ тягча́йшее осужденіе. Поэтому опять объясняемъ свя́тости твое́й, что касательно извѣ́стнаго мудрова́нія, по поводу котораго произошли соблазны въ Церква́хъ Божіихъ, мы не только не говоримъ этого, но и тѣхъ, которые прежде осмѣ́лились самовольно это дѣлать, считаемъ преступниками Бо́жіихъ глаго́ловъ и изврати́телями Богословія Господа Іисуса Хріста и Святы́хъ Отце́въ, которые, собра́вшись на Соборахъ, препо́дали Свято́е Исповѣ́даніе Вѣры. Мы тѣхъ преступниковъ считаемъ наравнѣ съ Іудою, такъ какъ они дерзну́ли сдѣлать тоже, что и онъ, преда́въ на смерть не Госпо́дне Тѣло, но вѣрныхъ, которые суть чле́ны Его Тѣла, разлучивъ и раздѣливъ ихъ другъ отъ друга и преда́въ такимъ образомъ вѣчной смерти, и въ особенности себя сами́хъ, какъ непра́ведно поступилъ на́званный ученикъ». Вотъ какъ ясно Блаженнѣйшій тотъ Отецъ этими краткими слова́ми показалъ, что ересь эта ненавистна и отве́ржена, такъ что съ Іудою сравниваетъ тѣхъ, которые ее изобрѣли́ и которые по́слѣ нихъ поддерживаютъ ее…
       Источникъ: «Сочиненія Преподобнаго Максима Гре́ка въ Рускомъ переводѣ». Часть вторая. «Догма́тико-полеми́ческiя его сочиненiя». // «XII. Противъ Латиня́нъ, о томъ, что не слѣдуетъ ничего ни прибавлять, ни убавлять въ Божественномъ Исповѣ́даніи непоро́чной Хрістiанской Вѣры». Свя́то-Тро́ицкая Сѣ́ргіева Лавра. Собственная тνпографія. 1910 г.

Послѣ смерти Адріа́на Папой сталъ Іоаннъ VIII (872-882), мудрый Cта́рецъ, которому до извѣстной степени удалось загладить ошибки своихъ двухъ предшественниковъ.
       Въ 878 г. скончался Патріархъ Игнатій. Василій, во время Собора 869-870 г. достаточно убѣдившійся въ огромной популярности Фо́тія и ви́дя приверженность къ нему всего Епископата и уваженіе, которое онъ сниска́лъ своей стойкостью въ защитѣ Православія, черезъ три дня послѣ смерти Игнатія предложилъ ему снова стать Патріархомъ. Противъ Фотія осталась лишь незначительная группа сторонниковъ покойнаго Игнатія, неукротимыхъ «акрибíйцевъ» (послѣ пораженія еретиковъ-иконоборцевъ возникъ вопросъ: какъ поступать съ ними? Образовалось двѣ партіи: сторонники безпощадной борьбы съ еретиками - «акрибíйцы» [въ послѣдствiи извѣстны подъ названiемъ «зелоты», - прим.], и «эконо́мы», стоявшіе за снисходительное къ нимъ отношеніе. «Акрибíйцы» ревностно поддерживали суроваго Патріарха Игнатія, сына Императора Мiхаила Ранга́вы, выбраннаго въ 846 г. считали необходимымъ безпощадную борьбу съ иконоборцами. «Эконо́мы» стояли за ученаго Богослова Фо́тія).
       Не зная еще о смерти Патріарха, Папа въ Апрѣлѣ 878 г. отправилъ въ Константинополь двухъ лега́товъ [т.-е. довѣренныхъ, оффиціальныхъ представителей Римскаго Папы, - прим.] съ письмомъ къ Игнатію, въ которомъ была просьба вывести Греческое духовенство изъ Болгаріи, такъ какъ Ку́рія [подобiе нашего Сνнода, возглавляемая Папой Римскимъ и управляющая Католической Церковью и Государствомъ Ватиканъ, - прим.] убѣдила Папу, что Страна эта подлежитъ не Греческой, а Римской юрисди́кціи.
       Каково́ же было удивленіе лега́товъ при видѣ про́клятаго Римомъ Фо́тія, занимавшаго Патріаршій Престолъ. Они были такъ поражены, что запросили Римъ относительно своей миссіи, прося его возстановить миръ между двумя Церква́ми.
       Ввиду того что Папа желалъ помощи отъ Императора противъ угрожавшихъ Италіи Сараци́нъ, а также герцога Споле́тскаго, захватившаго почти всю Римскую область, Ку́рія дала лега́тамъ предписаніе признать Фо́тія, если онъ возвратитъ Риму Болгарію, а сторонникамъ Игнатія даже пригрозить анаѳемой, если они не признаютъ Фотія Патріархомъ.
       Замѣтимъ, что, не въ примѣръ папамъ XIII и XIV вѣковъ, шантажировавшихъ Грековъ помощью противъ Турокъ взамѣнъ у́ніи съ Римомъ, Константинополь дѣйствительно пришелъ на помощь Риму: въ X вѣкѣ Греческій Флотъ подъ командой Нiки́фора Фо́каса, разбилъ мусульманъ и спасъ Италію.
       Въ Ноябрѣ 879 г. Патріархъ Фотій устроилъ Соборъ въ Св. Софіи (879-880), на который были приглашены лега́ты. Участниками Собора являлись 383 Епископа. Соборъ этотъ полностью оправдалъ всѣ дѣйствія Фо́тія и торжественно подтвердилъ «Сνмволъ Вѣры», который рѣшено́ было ничѣмъ не измѣнять, ни извращать. Папа Іоаннъ даже прислалъ письмо Фотію, въ которомъ онъ приравниваетъ къ Іудѣ всякаго, кто дерзнетъ измѣнить «Сνмволъ». Папа сознавался, что нѣ́которые на Западѣ допустили прибавку, только благоразуміе требовало дѣйствовать постепенно и осторожно къ ея устраненію (L'Abbe Fleury. «Histoire Ecclesiastique», t. XI, p. 380, 443).
       Объ этомъ Папа увѣ́домилъ также Короля Святопо́лка Мора́вского, приказавъ Св. Меѳо́дію, Епископу Мора́вскому, придерживаться «единственнаго правильнаго Исповѣ́данія «Сνмвола Вѣры», при́знаннаго 6-тiю Вселенскими Соборами».
       Итакъ, вновь при́знанный всѣми, включая и Римъ, законнымъ Патріархомъ, Фо́тій первымъ правиломъ Софíйскаго Собора поста́вилъ слѣдующее: «Въ преимуществахъ, принадлежавшихъ Святѣ́йшему Престолу Римской Церкви и Ея Предсѣда́телю, соверше́нно да не будетъ никакого нововведе́нія ни теперь, ни впредь».
       Подъ конецъ своей жизни Фо́тію суждено́ было снова сдѣлаться жертвой политическихъ интригъ: преемникъ Василія Левъ VI добился его низложе́нія въ 886 г. и заточилъ въ Монастырь, гдѣ онъ и скончался въ 891 г. Церковь причи́слила Фо́тія къ Ли́ку Святыхъ какъ стойкаго борца за чистоту Православной Вѣры.
       Въ 1950 г. о Патріархѣ Фо́тіи появилась книга на Французскомъ языкѣ извѣстнаго ученаго іезуита о. Ф. Дво́рника. Въ заключеніи онъ пишетъ слѣдующее: «...Изъ нашего изслѣдованія вытекаетъ, что къ личности Фо́тія, этого Великаго Патріарха и Отца Восточной Церкви, со стороны Запада были проя́влены въ продолженіе всѣхъ этихъ вѣковъ презрѣніе и недостатокъ Хрістіанской любви. Обязанность историка - не только подчеркнуть эти ошибки, но и возстановить честь пострадавшаго отъ нихъ. Это долгъ Исторіи по отношенію къ Патріарху Фо́тію».
       Приводя́ эти стро́ки, ды́шащіе справедливостью, критикъ труда о. Дворника о. Филиппъ де Режи́съ, іезуитъ, бывшій директоръ «Руссикума» въ Римѣ, добавляетъ: «Патріархъ Фотій скончался въ полномъ единеніи съ Римскимъ Престоломъ» (см. газету «За Правду», Буэносъ-Айресъ, № 127, 3.XI.51).
       Малоосвѣдомле́нный читатель, прочтя́ эти строки, можетъ вообразить, что Фотій отказался передъ смертью отъ убѣжденій, защитѣ которыхъ онъ посвятилъ всю свою жизнь. Въ комментаріяхъ отца де Режи́съ - налицо извѣстная, свойственная Римскимъ писателямъ, недомолвка: не Фотій, а мудрый Папа Іоаннъ VIII дѣйствительно примирился съ Вселенской Церковью, призна́въ Фо́тія законнымъ Патріархомъ, что было до него при́знано всѣми Восточными Церква́ми. Папа сдѣлалъ еще больше, призна́въ «сообщниками Іуды» приве́рженцевъ еретической прибавки «филіо́кве» къ Сνмволу Вѣры, при́знанной съ IX вѣка католиками, и не ссыла́ясь, какъ Нiколай I, на «Лже-Иси́доровскіе Декрета́ліи» для утвержденія правъ Римскаго Престола надъ Вселенской Церковью. Поэтому, мы вправѣ считать, что Іоаннъ VIII дѣйствительно умеръ въ едине́ніи и молитвенномъ обще́ніи съ Православіемъ (чего нельзя сказать о его же преемникѣ, Мари́нѣ, въ 882 г. отве́ргнувшемъ Софíйскій Соборъ и отлучившемъ Фо́тія, котораго ненавидѣлъ, когда былъ въ 880 г. за грубое поведеніе посаженъ Императоромъ на мѣсяцъ въ тюрьму).
       Католическіе историки разли́чно судятъ о миролюбивомъ Папѣ Іоаннѣ VIII. Кардиналъ Баро́ній, извѣстный историкъ XVI вѣка, строго порица́етъ этого Папу за его довѣрчивость и чрезмѣ́рную снисходительность къ Фо́тію, доходя даже до весьма страннаго заключенія: поведеніе-де́ маститаго Іоанна VIII въ отношеніи Фо́тія зароди́ло я́кобы въ ма́ссахъ легенду о томъ, что Папа Іоаннъ былъ... папе́ссой Іоа́нной (cуществованіе женщины на Престолѣ Cв. Петра допускалось рядомъ Западныхъ историковъ. Доказательствомъ этому они разсматриваютъ, напримѣръ, хронику древняго Кентерберíйскаго Монастыря (основаннаго Аνгусти́номъ, посланнымъ въ Англію Папой Св. Григоріемъ Великимъ)... болѣе шестидесяти Латинскихъ и Греческихъ писателей допускали фактъ [пребыванiе женщины на папскомъ Престолѣ, - прим.]... Мезе́ръ въ «Жизни Карла Лысаго» пишетъ, что существованіе Іоанны признавалось Историческимъ фактомъ въ теченіе 500 лѣтъ [!!!]. Ея Царствованіе длилось, согласно этимъ писаніямъ, съ 853 по 855 годъ. Одно предположеніе существованія папе́ссъ уже характеризуетъ репутацію «Хрiстовыхъ Намѣстниковъ» этой эпохи!).
       [Но не вызываетъ ни какихъ сомнѣнiй тотъ фактъ, что] до смерти Патріарха Фо́тія Римская Церковь по́длинно не оторвалась еще отъ Вселенскаго Православія…

Соборъ 879-880. «Filioque»: Софійскій Соборъ открылся въ Константинополѣ 8 Ноября 879 г. Когда въ храмъ Св. Софіи вошли лега́ты Папы, къ нимъ навстрѣчу вышелъ Заха́рій, Митрополитъ Халкидо́нскій, и сказалъ имъ слѣдующее: «Вы при́были сюда для того, чтобы очиститься отъ жа́лобъ и обвиненій, возводимыхъ на васъ почти со всего міра, изъ-за содѣ́янныхъ вами неправдъ въ отношеніи насъ. Говоря откровенно, для васъ мы и созва́ли этотъ Соборъ. Да, отцы мои и братья, для васъ и для Святой Римской Церкви, для вашего добраго имени, чтобы послѣдніе остатки схизмати́ческой партіи (т.-е. акрибíйцевъ - сторонниковъ покойнаго Патріарха Игнатія) перестали бы насъ преслѣдовать, обвиняя насъ въ смутахъ и раздорахъ».
       Даніилъ, Митрополитъ Анки́рскій сказалъ въ свою очередь: «Слѣдуя примѣру Хріста, Бога нашего, Святѣйшій Владыка нашъ, Патріархъ Фо́тій, принимаетъ прише́дшихъ въ первый часъ такъ же, какъ и прише́дшихъ въ одиннадцатый. Первымъ воздае́тъ заслуженную ими честь, всѣхъ соединяетъ и всѣмъ одинаково открываетъ свое отцовское сердце».
       Папскіе лега́ты привѣтствовали Соборъ и отъ имени Іоанна VIII поднесли Фотію слѣдующіе дары́: омофо́ръ, стиха́рь, фело́нь и санда́ліи. Во время Собора эти лега́ты, Епископъ Паνелъ Анко́нскій, Епископъ Евгеній Остíйскій и кардиналъ Петръ, подписали Актъ, осуждающій Константинопольскій Соборъ 869 г. и глася́щій: «Я признаю́ Фо́тія - законно и́збраннымъ Патріархомъ и вхожу съ нимъ въ общеніе, согласно Папскимъ предписаніямъ. Я осуждаю и анафѳема́тствую Соборъ, со́званный противъ Фо́тія, ра́вно какъ и все сдѣланное противъ него въ эпоху блаженной памяти Папы Адріа́на, и не считаю на́званный Соборъ дѣйствительнымъ».
       Въ числѣ предписа́ній, да́нныхъ Папой Іоанномъ VIII лега́тамъ (Commonitorium, 10), зна́чилось уничтоженіе Собора 869 г. въ слѣдующихъ выраженіяхъ: «Соборъ, содѣ́ланный противъ Фо́тія,... отнынѣ да будетъ отбро́шенъ, уничтоженъ и лишенъ силы и да не чи́слится съ прочими Святы́ми Соборами».
       На второмъ засѣданіи лега́ты торжественно дали слово всѣми силами поддерживать Церковный миръ между Римомъ и Византіей. На третьемъ имъ было объявлено, что, относительно просьбы Рима не вмѣ́шиваться въ Болгарскіе дѣла́, вопросъ предоставля́ется волѣ Императора, что означа́ло дипломатическій отказъ. На пятомъ засѣданіи совмѣстно съ легатами было рѣшено подтвердить, что Соборъ 787 г., осудившій ересь иконоборцевъ, признается VII Вселенскимъ Соборомъ. Это подтвержденіе было отвѣтомъ на приведенные нами самочи́нные выступленія Фра́нкскихъ епископовъ Карла Великаго въ защиту ереси (см. § 1).
       Такъ Папа Іоаннъ осудилъ Соборъ, впослѣдствіи при́знанный Римомъ «VIII Вселенскимъ». Первое правило, при́нятое во время 5-го засѣданія, подтверждало полное ра́венство между Римскимъ и Константинопольскимъ Патріархами.
       На шестомъ засѣданіи, состоявшемся 12 Марта 880 г., присутствовавшій Императоръ Василій выразилъ желаніе, чтобы было торжественно провозглашено́ Опредѣленіе Вѣры Церкви, не какое-нибудь новое или введе́нное тайно и людьми не уполномоченными на то, а подтвержденное Великимъ Первымъ Вселенскимъ Соборомъ и послѣдующими Святыми и Вселенскими Соборами.
       Участники Собора единодушно на это согласились, былъ оглашенъ «Сνмволъ Вѣры Нике́йско-Константино́польскій» и постано́влено ничего отъ него не убавлять, ни къ нему прибавлять или въ немъ измѣня́ть и извраща́ть. Лега́ты присоединились къ этому рѣшенію, еще разъ торжественно признали Фо́тія Патріархомъ отъ имени Римской Церкви и изрекли́ ана́ѳему его противникамъ…
       На седьмомъ и послѣднемъ засѣданіи, 13 Марта, рѣшено было не допускать никакихъ нововведеній въ управленіи Вселенской Церковью. Соборные Дѣя́нія были подписаны всѣми участниками, въ томъ числѣ кардиналомъ Петромъ и другими лега́тами. Въ заключеніе, да́бы отмѣтить полное едине́ніе между Соборомъ и Римомъ, къ Актамъ было приложено письмо Папы Іоанна, въ которомъ онъ «не только сожалѣетъ объ употребленіи «филіоквѣ» въ нѣкоторыхъ Западныхъ странахъ, но далѣе уподобляетъ Іудѣ предателю вся́каго, кто дерзне́тъ измѣнить Сνмволъ Вѣры». Относительно «филіо́квѣ», Іоаннъ VIII, кромѣ того, совершенно ясно осудилъ эту приставку въ своемъ посланіи «Ad Sfendopulcrum, Comitem».
       Одинъ изъ Каноновъ Собора содержа́лъ слѣдующее рѣшеніе: если кто-ли́бо изъ Итальянскаго кли́ра, Епископата или міря́нъ окажется отлученнымъ отъ Церкви или низло́женъ Папой Іоанномъ, то Фо́тій, Патріархъ Константинопольскій, будетъ его таковы́мъ разсматривать и у себя, а Папа будетъ придерживаться того же въ отношеніи отлуче́нныхъ Греками.
       По возвращеніи лега́товъ въ Римъ, Іоаннъ VIII отвѣтилъ 13 Аνгуста на привѣтственные Грамоты Императора Василія и Патріарха Фо́тія и выразилъ имъ свою радость тому́, что возстановленъ миръ Церковный и Патріархъ Фотій вновь при́знанъ законнымъ Патріархомъ Византіи.
       Какъ видно, Софíйскій Соборъ согласіемъ всѣхъ Церкве́й, включая и Римскую, подтвердилъ незы́блемость Святоотеческихъ Правилъ, отвергъ еретическую приставку «филіо́кве», осужденную Соборомъ 867 г. и трудами Св. Фотія, и водвори́лъ миръ Церковный. Велика́ тутъ была заслуга Папы Іоанна VIII, давшаго примѣръ Истинно Хрістіанской любви къ Правдѣ и справедливости. По слова́мъ католическаго историка Даніеля Ропса, это былъ первый Папа, осозна́вшій необходимость едине́нія всего Хрістіанства въ цѣломъ. Его ожидала трагическая кончина: нѣ́которые изъ его приближенныхъ, осуждавшихъ Папу за его политику, учини́ли противъ него коварный за́говоръ. Папѣ былъ данъ ядъ, и злодѣи, считая дѣйствіе его чересчуръ медленнымъ, схватили Старца и звѣрски проломили ему голову мо́лотомъ.
       Іоаннъ доказалъ свою мудрость еще въ другой области, разрѣшивъ совершеніе Богослуженій на Народномъ языкѣ. Въ 865 г. при́были въ Мора́вію, по благословенію Константинопольскаго Патріарха, Святые братья Кiриллъ и Меѳодій, будущіе Просвѣтители Славянъ. Чтобы обле́гчить проповѣдь Хрістіанства въ Славянскихъ Зе́мляхъ, они передѣлали Греческій алфавитъ и перевели на Народный языкъ Священное Писаніе и Богослужебные книги. Позже ихъ переводы проникли въ Болгарію, а затѣмъ въ Росію. Алфавитъ, ими составленный, получилъ названіе «Глаго́лицы», затѣмъ «Кiри́ллицы».
       Ихъ проповѣдь встрѣтила неожиданные препятствія со стороны Нѣмецкихъ Епископовъ, подчиненныхъ Риму, и Государей, владѣльцевъ Славянскихъ Земе́ль. Св. Меѳодій былъ ими обвиненъ въ распространеніи лжеученія, въ неповиновеніи Папѣ и въ употребленіи для Богослуженія не Латинскаго, а Народнаго языка. На Западѣ тогда считалось, что Священное Писаніе могло быть писано лишь на трехъ языкахъ, на которыхъ была написана дощечка, прибитая ко Кресту Господню, то есть, на Еврейскомъ, Греческомъ и Латинскомъ.
       Братья обратились съ жалобой въ Римъ, и Адріанъ II вызвалъ ихъ къ себѣ, приня́въ обоихъ съ больши́мъ почетомъ. Разобра́въ обвиненіе Нѣмецкихъ Епископовъ и Принцевъ, онъ одо́брилъ ихъ Вѣроученіе, а также ихъ перево́ды, не возразивъ и противъ проповѣди Сνмвола Вѣры безъ «филіо́квѣ», такъ какъ эта прибавка еще не была́ при́нята въ Римѣ…
       Однако по его возвращеніи, онъ не заме́длилъ убѣдиться въ томъ, что эта честь не заставила умолкнуть его Нѣмецкихъ противниковъ, и онъ подвергся тя́жкимъ гоненіямъ за свою проповѣдь. Въ 880 г. Іоаннъ VIII снова вызвалъ Меѳодія въ Римъ, послѣ чего Папа оффиціально написалъ Королю Моравскому Святополку, что ученіе Меѳодія соотвѣтствуетъ доктринѣ Отцовъ Вселенскихъ Соборовъ…
       Теперь надлежи́тъ разсмотрѣть, какимъ же о́бразомъ приви́лось въ Римской Церкви еретическое «филіо́кве», о которомъ мы уже неоднократно говорили, такъ какъ оно яви́лось главнымъ камнемъ преткновенія въ сношеніяхъ Рима со Вселенской Церковью.
       Отцы́ двухъ первыхъ Вселенскихъ Соборовъ, соста́вившіе «Сνмволъ Вѣры», опредѣляя Догма́тъ объ исхожде́ніи Св. Духа, руководствовались слова́ми Самого Хріста: Егда́ же пріи́детъ Утѣ́шитель, Его́ же пошлю́ вамъ отъ Отца́, Духъ И́стины, И́же отъ Отца́ исхо́дитъ, То́й свидѣ́тельствуетъ о Мнѣ́ (Ін. 15:26). Латиня́не не отрицаютъ этого и Бенедикти́нскій ученый о. Дюмо́нъ пишетъ: «Сνмволъ Вѣры въ по́длинникѣ соде́ржитъ: и въ Ду́ха Свята́го, Го́спода Животворя́щаго, И́же отъ Отца́ исходя́щаго».
       Любопытно, что между Первымъ и Вторымъ Вселенскими Соборами, утвердившими наше «Вѣрую...», Римская Церковь прежде другихъ разъясни́ла правильно этотъ Догматъ на своемъ Помѣстномъ Соборѣ въ 379 году, опредѣливъ исхожде́ніе Свята́го Духа отъ Отца. Вотъ рѣшенія по этому вопросу: «Тому, кто не признае́тъ, что Святы́й Духъ - отъ Отца́ исхо́дитъ, бу́дучи, какъ и Сынъ, Боже́ственнаго естества́ и Богомъ Истиннымъ, да будетъ ана́ѳема.
       Тому́, кто не признае́тъ, что Духъ Святы́й до́лженъ быть всѣ́ми поклоня́емъ, какъ Сынъ и Отецъ, да будетъ ана́ѳема.
       Тотъ, кто правильно мыслитъ объ Отцѣ и Сынѣ, а не о Свято́мъ Ду́хѣ, явля́ется еретико́мъ».
       Со́званный въ Константинополѣ Императоромъ Ѳеодо́сіемъ Великимъ въ 381 г. Второй Вселенскій Соборъ продо́лжилъ и дополнилъ «Сνмволъ Вѣры», вы́работанный въ Нике́ѣ, и навсегда утвердилъ Догма́тъ объ исхожде́ніи Свята́го Духа отъ Отца, какимъ исповѣдуетъ его Православная Церковь. Всеобщее приня́тіе этого «Сνмвола» всей Церковью подтверждено Католическимъ историкомъ аббатомъ Флери́, который дословно приводитъ подлинный текстъ о́наго по-Французски.
       Въ 589 г. въ Испаніи имѣлъ мѣсто Толе́дскій Соборъ въ присутствіи Короля Рекаре́да и съ участіемъ 70 Епископовъ Испаніи и Га́лліи. Въ анаѳема́тствованіи третьемъ говорится: «Кто не вѣруетъ, что Духъ Святы́й исходитъ отъ Отца и Сына и совѣ́ченъ Имъ, анаѳема да будетъ». Вмѣстѣ съ тѣмъ, въ другихъ рѣшеніяхъ того же Собора заповѣдуется читать въ Церква́хъ «Сνмволъ» по образцу Восточныхъ Церквей... Такое противорѣчіе объясняется тѣмъ, что приставка и отъ Сына «филіо́кве» была́ прибавлена къ Соборнымъ Актамъ позже. Однако существуетъ и другое мнѣніе, а именно, что аріа́нскіе Го́ты, занимавшіе тогда Испанію, признава́ли «филіо́кве» и что они пе́редали эту ересь другимъ Западнымъ Народамъ.
       Замѣтимъ выступленіе на этомъ Соборѣ Епископа Леа́ндра Севи́льскаго, родного брата Исидо́ра, который замѣнилъ его на этой каѳедрѣ и управлялъ Севи́льской епархіей въ теченіе 40 лѣтъ. Исидо́ръ, о которомъ мы говорили въ связи́ съ сочиненными имъ «Декрета́ліями», безъ разбора употреблялъ «филіо́кве» и на VIII Толе́дскомъ Соборѣ, имѣвшемъ мѣсто подъ его предсѣдательствомъ въ 633 г., внесъ эту приставку въ Исповѣ́даніе Вѣры. Умеръ Исидо́ръ въ 636 г.
       Аббатъ Флери́ о рѣшеніяхъ этого Собора пишетъ слѣдующее: «Было составлено 12 каноновъ, если только можно такъ назвать правила, написанные столь сбивчивымъ и фигурнымъ стилемъ, трудно поня́тнымъ... Первое правило, или кано́нъ, содержало Нике́йско-Константино́польскій «Сνмволъ Вѣры», но съ прибавкой «и отъ Сына» (филіо́кве) относительно исхожде́нія Свята́го Духа».
       Отецъ Дюмо́нъ предполагаетъ, что приставка эта была при́нята для того, чтобы бороться противъ «адоптіа́нскихъ тенде́нцій» (еретическое ученіе, согласно котораго Хрістосъ былъ «пріемнымъ сыномъ» Бога Отца).
       Вслѣдствіе царившихъ въ ту эпоху смутъ, вы́званныхъ постоянными нападеніями Лангоба́рдовъ на Италію и завоеваніемъ само́й Испаніи Арабами, «филіо́кве» долго оставалось незамѣченнымъ. Безпорядки эти помѣшали примѣненію древняго правила, сообщенію каждымъ Митрополитомъ своего вѣроисповѣ́данія всѣмъ Церква́мъ. Слѣдовательно, Вселенская Церковь лишилась возможности слѣдить, какъ раньше, за лжеученіями, возникавшими на Западѣ.
       Изъ Испаніи приставка проникла въ Га́ллію, гдѣ, какъ мы указывали, е́ю увлекся Карлъ Великій, который фактически управлялъ тогда Церковью на Западѣ. Помѣстные Соборы во Фрежюсе́ (791) и Фра́нкфуртѣ (794) свидѣтельствуютъ объ укорене́ніи «филіо́квѣ» въ Германіи и Франціи, гдѣ извраще́нный «Сνмволъ» стали пѣть, чего не дѣлалось въ Римѣ.
       Наконецъ, на Аахе́нскомъ Соборѣ въ 809 г. Карлъ и его Архіереи рѣшили испросить у Папы утвержденія приставки. Для этого въ Римъ отправился Епископъ Берна́рдъ Во́рмсскій и игуменъ Абела́рдъ Корбíйскій, которые стали убѣждать Льва III въ пра́вильности «филіо́квѣ», прося́ его оставить ее въ «Сνмволѣ». Какъ мы видѣли, Папа, обязанный Карлу своимъ утвержденіемъ на Римскомъ Престолѣ, дрожалъ передъ Коронованнымъ имъ Императоромъ. Аббатъ Флери́ приводитъ ихъ бесѣду: «...Послы сказали: «Вы согласились бы съ нами, если бы знали, какое огромное количество вѣрующихъ выучили «Сνмволъ» въ такомъ видѣ, и не Вы ли разрѣшили его пѣть у себя?» - «Мы не поемъ «Сνмвола», - отвѣчалъ Папа, - а читаемъ, не прибавляя къ нему ничего. Но если это сдѣлано у васъ, то можно постепенно переставать пѣть «Сνмволъ» и, такимъ образомъ, то, что было введено́ безъ всякаго основанія, незамѣтно будетъ всѣми оставлено». Послы Карла не послѣдовали совѣту Папы, и все осталось по-прежнему.
       Левъ III, понимая опасность видоизмѣненія «Сνмвола», приказалъ для сохраненія чистоты Вѣроученія немедленно повѣсить въ храмѣ Св. Петра два огромныхъ серебряныхъ щита́ вѣсомъ около ста фунтовъ [45.36 кг.] каждый, изобража́вшихъ «Сνмволъ» бе́зо всякихъ приставокъ, съ одной стороны по-Латыни, а съ другой по-Гречески.
       Слѣдовательно, Левъ III и Іоаннъ VIII въ началѣ и въ концѣ IX в. опредѣленно осудили приставку, но политическіе соображенія помѣшали имъ обоимъ съ нею бороться, прину́дивъ ихъ дѣйствовать для ея устраненія «съ осторожностью и кротостью».
       Распространенію приставки, несомнѣнно, способствовало также и невѣжество, царившее на Западѣ, допустившее успѣхъ «Лже-Исидо́ровскихъ Декрета́лій» и самовольные еретическіе Акты Карла Великаго. Что касается самого́ Рима, то тамъ еще «Сνмволъ» пребыва́лъ пока безъ измѣненія. «Филіо́кве» толковалось еще тамъ по-разному…
       Вселенское осужденіе приставки въ 867 г., а также торжественное подтвержденіе незы́блемости «Сνмвола» на Софíйскомъ Соборѣ, заставили незадачливыхъ Латинскихъ богослововъ изощря́ться, чтобы, вопреки́ Еνангелію и Церкви, оправдать «филіо́кве». Такъ была вы́думана туманная теорія, согласно ко́ей Св. Духъ исходитъ отъ Отца и Сына, какъ отъ еди́наго принципа. Въ подкрѣпленіи говорилось, что Свв. Отцы всегда «подразумѣвали» эту теорію, но тексты, приведенные въ ея защиту, оказывались ли́бо подло́жными, ли́бо неточными. Царя́щее невѣжество принимало все за чистую монету...
       Урба́нъ созвалъ Соборъ въ Ба́ри въ 1098 г., «филіо́кве» торжественно провозглашено́ было Догматомъ и всѣ не признаю́щіе его были пре́даны ана́ѳемѣ.
       Этимъ Римъ окончательно узаконилъ у себя эту ересь.
       Греческій историкъ Мiхаилъ Пселлъ справедливо считалъ, что раздѣленію Церкве́й способствовали не только обря́довые но́вшества, придуманные Римомъ, какъ опрѣсноки, субботніе посты́ и т. д., сколько главнымъ о́бразомъ извраще́ніе Догмата о Свято́мъ Духѣ... «Филіокве» сдѣлалось для Рима вопросомъ самолюбія и принципа съ тѣхъ поръ, какъ эта приставка подве́рглась осужденію и критикѣ со стороны ненавистной соперницы - Византіи. Ересь, введенная Карломъ Великимъ и его невѣжественными архіереями, вопреки Папамъ, и двѣсти лѣтъ терпи́мая Римомъ, въ XI вѣкѣ должна была оффиціально быть при́нятой Латиня́нами, да́бы не преклони́ться передъ Греками.
       Подобное упорство, не дѣлающее чести Римской Церкви, порожда́ло иногда самые абсурдные Акты со стороны Рима. Начальникъ Папской миссіи въ Константинополѣ кардиналъ Гу́мбертъ, вопреки исторіи и здравому разсудку, оффиціально обвинялъ Грековъ въ... изъя́тіи «филіо́квѣ» изъ Сνмвола Вѣры...
       Кромѣ невѣжества, Риму приходилось къ тому же бороться съ распущенностью нравовъ среди духовенства. Рядъ Помѣстныхъ Соборовъ посвященъ былъ спеціально этому злу. Въ 909 г. Соборъ въ Тро́сли запретилъ священникамъ имѣть любовницъ. Въ 952 г. въ Аугебу́ргѣ было постано́влено таковы́хъ женъ сѣчь и стричь; этимъ же вопросомъ занимались Соборы 994 и 1000 гг. въ Аузѣ́ и Пуатьѣ́. Въ 1023 г. Соборъ въ Павíи по указанію Папы Венедикта VIII приказалъ дѣтей священниковъ и монаховъ отдавать въ рабство.

Окончательный разрывъ: Мудрая политика Папы Іоанна VIII оказалась безсильной пріостановить устремленіе Рима къ расколу, путь къ которому положилъ Нiколай I. Моральное состояніе Римскаго Двора постепенно приходило въ упадокъ съ тѣхъ поръ, какъ Папы, ставши свѣтскими Государями, оказались вовлеченными въ политику, посре́дствомъ которой они добивались расширенія своей власти. Матеріальные бла́га сильно осла́били Церковную дисциплину и въ средѣ́ Высшаго духовенства укоренились роскошь и развратъ. Епископъ Рате́ріусъ, жившій въ X вѣкѣ и три раза лишенный каѳедры за свои чересчуръ правдивые выступленія противъ упадка Церковныхъ нравовъ, пишетъ слѣдующее о Римскомъ Епископатѣ: «Итальянскіе Епископы проживали во Дворцахъ, блиста́вшихъ золотомъ, пу́рпуромъ и бархатомъ, ѣ́ли, подобно Принцамъ, на золотыхъ тарелкахъ, а вино пили изъ драгоцѣнныхъ чашъ или рого́въ. Церкви ихъ стояли закопченные сажей, а бочки украшались живописью. На пира́хъ взоръ ихъ услаждался танцовщицами, а слухъ - музыкантами. Нерѣдко оставляли они Алтари́, передъ которыми со шпорами на сапогахъ и съ привѣ́шенными сбоку кинжалами совершали они Ме́ссу (Литургію), чтобы отправиться на соколиную охоту, си́дя на зо́лото-взну́зданныхъ коня́хъ и на Саксонскихъ сѣдлахъ»…
       Источникъ: Историкъ Руской Православной Зарубежной Церкви Нiколай Нiколаевичъ Во́ейковъ. «Церковь, Русь и Римъ». // Въ двухъ частяхъ. Изданiе Свя́то-Троицкаго Монастыря Джорданвилль, Н.I., США, 1983 г.

Желающимъ оказать мнѣ финансовую поддержку см. по ссылкѣ: Оказать поддержку.

Интернетъ-сайтъ Руской Зарубежной Церкви: http://www.roca-sobor.org/

Духовное наслѣдiе, Хрiстiанство, #РПЦЗВ, Ересь секты

Previous post Next post
Up