«Посланія Святѣйшаго Патріарха Тихона» часть 1-ая.

Jan 16, 2016 14:33



Грамота по случаю вступленія на Патріаршій Престолъ
(отъ 18 Декабря 1917 года).       Смиренный Тихонъ, Божіею милостію Патріархъ Московскій и всея Росіи, Преосвященнымъ Архіереямъ, благоговѣйнымъ іереямъ, честны́мъ инокамъ и всему Православному Народу о Господѣ радоватися.
       Нынѣ всѣмъ возвѣщаемъ, что волею Божіею вступили мы на Священ- ный Престолъ Патріаршій. Преподае́мъ чадамъ Православной Російской Церкви въ Великіе Праздники сіи́ Рождества Господа нашего Іисуса Хрiста и Крещенія Его въ вода́хъ Іорданскихъ патріаршее благословеніе.
       Дѣяніемъ Священнаго Собора Російской Православной Церкви въ градѣ Москвѣ, въ лѣто отъ воплощанія Бога Слова тысяча девятьсотъ сем- надцатое, въ согласіи съ Божественными правилами Церковными, опре- дѣлено́ было возвратить вдовствующей Церкви Російской законнаго Ея Главу́, ко́его, попущеніемъ Божіимъ, Она лишена была болѣе двухъ столѣ- тій, и вновь яви́ть представителя Ея въ Церкви Вселенской. Соборнымъ избраніемъ наимено́ваны Іерархи, ко́ихъ воля Соборная предопредѣля́ла къ сему́ удѣ́лу, да́бы Промыслъ Божій изъ нихъ указалъ избранника.       

Божественнымъ жребіемъ намъ пове́лѣно было прія́ть на себя великое и страшное служеніе. Преклоняя покорную вы́ю, да совершится воля Божія, молимъ и васъ попечительною любовію понести съ нами сіе́ тяжелое бремя и ею восполнить человѣческую немощь нашу. О себѣ же вѣ́даемъ, что сила Божія и въ немощахъ совершается, и уповаемъ, что возстановленіемъ Патріаршества я́влена новая милость Господня къ Церкви Російской.
       Въ годину гнѣва Божія, въ дни многоскорбные и многотрудные, вступили мы на дре́влее мѣсто Патріаршее. Испытаніе изнурительной войны и гибельная смута терзаютъ Родину вашу, скорби и отъ нашествія иноплеме́нникъ и междоусо́бныя брани. Но всего губительнѣе снѣда́ющая сердца́ смута духовная. Затемнились въ совѣсти народной Хрiстіанскія начала строительства государственнаго и общественнаго, ослабѣла и самая́ вѣра, неи́стовствуетъ безпощадный духъ міра сего. Но среди свирѣпѣ́ющей бури слышится вѣрному сердцу слово Господа: что та́ко страшли́ви есте́? ка́ко не и́мате вѣ́ры? (Мк. 4:40), и чаемъ спасенія отъ Божественнаго прещенія вѣтру и морю бушующему, молчи́, преста́ни (4:39). Отъ небреже́нія чадъ своихъ, отъ хла́дности сердецъ стра́ждетъ наша Святая Церковь, а съ Нею страждетъ и наша Російская Держава. Но имѣетъ съ нами Святыхъ печальниковъ и молитвенниковъ за Рускую Землю. И въ Народѣ Православномъ не всѣ преклонили колѣна предъ Ваа́ломъ; они неотступно взываютъ ко Господу о спасеніи. Нынѣ потребно сіе́ дерзновеніе вѣры, безтрепетное ея́ исповѣданіе во всякомъ словѣ и дѣ́ланіи. Да возгорится пламя свѣ́точа вдохновенія въ Церкви Російской, да соберутся силы, расточе́нныя во безвре́меніи. Пусть вѣрныя чада въ союзѣ любви соединяются съ Архипастырями и пастырями своими и вку́пѣ являютъ служеніе въ духѣ и силѣ. Молимъ Господа силъ о ниспосла́ніи вамъ сей ревности къ дѣлу Божію, намъ же благодати, укрѣпляющей къ неукоризненному служенію Первосвяти́тельскому, къ любви отеческой къ чадамъ Церковнымъ.
       Благословеніе Господне да будетъ со всѣми вами, молитвами Богородицы и Святыхъ Отецъ нашихъ Петра, Алексія, Іоны, Филиппа, Ермогена, Святителей Московскихъ и Чудотворцевъ, и всѣхъ Святыхъ въ Російстей Землѣ отъ вѣка богоугоди́вшихъ. Аминь.
       Смиренный Тихонъ, Патріархъ Московскій и всея Росіи. 18 Декабря 1917 г. Москва.
       Источникъ: «Грамота Святѣйшаго Патріарха Тихона по случаю вступленія на Патріаршій Престолъ». // «Церковныя Вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сνнодѣ. Еженѣдельное изданіе съ прибавленіями». № 1. - 5 Января 1918 года. - Пг.: Тνпографія М. П. Фроловой (влад. А. Э. Коллинсъ), 1918. - С. 1-2.

Новогоднее слово.
(1 Января 1918 года)       Минувшій годъ былъ годомъ строительства Російской Державы. Но увы! Не напоминаетъ ли онъ намъ печальный опытъ Вавνлонскаго строительства?
       На всей землѣ былъ одинъ язы́къ и одно нарѣ́чіе. И сказали люди: построимъ себѣ городъ и башню высотою до небесъ, и сдѣ́лаемъ себѣ́ и́мя, прежде не́жели разсѣемся по лицу всей земли. И сошелъ Господь посмотрѣть городъ, и башню, которую строили сыны́ человѣческіе. И сказалъ Господь: Сойде́мъ и смѣшаемъ тамъ языкъ ихъ такъ, чтобы одинъ не понималъ рѣчи другого. И разсѣялъ ихъ Господь оттуда по всей землѣ (Быт. 11:1, 4-5, 7-8). Не угодно было Господу строительство Вавνлонское, противно планамъ Божественнаго домостроительства. Сотвори́мъ себѣ́ и́мя, - не напоминаетъ ли это желаніе нашихъ Прародителей быть я́ко бо́ги (Быт. 3:5); и единый дото́лѣ языкъ смѣшался въ разныя нарѣчія и единый народъ раздѣлился на разныя племена, враждебныя другъ другу и истреблявшія одно другое.
       А́ще не Госпо́дь сози́ждетъ домъ, всу́е труди́шася зи́ждущіе его, напрасно рано встаютъ и поздно просиживаютъ (Пс. 126:1-2). Это исполнилось въ древности на Вавνлонскихъ строителяхъ. Сбывается днесь и воо́чею на́шею. И наши строители желаютъ сотворить себѣ имя, своими реформами и декретами облагодѣтельствовать не только несчастный Рускій Народъ, но и весь міръ, и даже народы гораздо болѣе насъ культурные. И эту высокомѣрную затѣю ихъ постигаетъ та же участь, что и замыслы вавνлоня́нъ: вмѣсто блага приносится горькое разочарованіе. Желая сдѣлать насъ богатыми и ни въ чемъ не имѣющими нужды, они на самомъ дѣлѣ превращаютъ насъ въ несчастныхъ, жалкихъ, нищихъ и наги́хъ (Апок. 3:17). Вмѣсто такъ еще недавно великой, могучей, страшной врагамъ и сильной Росіи, они сдѣлали изъ нея одно жалкое имя, пустое мѣсто, разбивъ ее на части, пожирающія въ междоусобной войнѣ одна другую. Когда читаешь «Плачь Іереміи», невольно оплакиваешь словами Пророка и нашу дорогую Родину.
       Какъ Господь повергъ на землю красу́ нашу, какъ разру́шилъ укрѣпленія, какъ отвергъ Царей и Князей нашихъ. Страна, нѣкогда многолюдная, стала одинока какъ вдова, Великій между народами, Князь надъ областями дѣлается да́нникомъ. Горько плачетъ онъ, и слезы на лани́тахъ его, и нѣтъ у него утѣ́шителя. Враги его стали во главѣ, непріятели благоденствуютъ, и врагъ простеръ руку на самое драгоцѣнное у него. Воззри, Господи, и посмотри, какъ мы уни́жены, и есть ли болѣзнь, какъ наша, какая постигла насъ. Весь народъ вздыхаетъ, ища хлѣба, отдаетъ драгоцѣнности свои за пищу, дрова достаетъ за большія деньги и наслѣдіе наше переходитъ къ чужимъ. Дѣти просятъ хлѣба и никто не подаетъ имъ. Ѣвшіе сладкое истаева́ютъ на улицахъ и воспи́танные на багряни́цѣ жмутся къ навозу (Пл. Іер. 2:1-2; 1:1-2. 5. 10-12; 4:4-5; 5:2-4). И это въ странѣ, бывшей житницею цѣлой Европы и славившейся своими богатствами.
       И вся эта разруха и недостатки оттого, что безъ Бога строится нынѣ Руское Государство. Развѣ слышали мы изъ устъ нашихъ правителей Святое имя Господне въ нашихъ многочисленныхъ совѣтахъ, парламентахъ, предпарламентахъ? Нѣтъ, они полагаются только на свои силы, желаютъ сдѣлать имя себѣ, а не такъ, какъ наши благочестивые предки, которые не себѣ, а имени Господню воздавали славу. Оттого Вы́шній посмѣется планамъ нашимъ и разрушитъ совѣты наши. Подлинно праведенъ Ты, Господи, и́бо мы не покорны были Слову Его (Пл. Іер. 1:18).
       Забыли мы Господа! Бросились за новымъ счастьемъ, стали бѣгать за обманчивыми тѣня́ми, прильнули къ землѣ, хлѣбу, къ деньгамъ, упились виномъ свободы, - и такъ, чтобы всего этого достать какъ можно больше, взяли именно себѣ, чтобы другимъ не оставалось. Заботимся о томъ, что прехо́дитъ, - прилежа́ти же о душѣ́ ве́щи безсме́ртнѣй совсѣмъ забываемъ. Оттого и наши заботы о созданіи «хра́минъ и жи́тницъ» постигаетъ неудача. Церковь осуждаетъ такое наше строительство, и мы рѣшательно предупреждаемъ, что успѣха у насъ не будетъ никакого до тѣхъ поръ, пока не вспомнимъ о Богѣ, безъ Котораго ничего добраго не можетъ быть сдѣлано (Ін. 15:5), пока не обратимся къ Нему всѣмъ се́рдцемъ и всѣмъ помышле́ніемъ свои́мъ (Мѳ. 22:38). Теперь все чаще раздаются голоса, что не наши замыслы и строительныя поту́ги, которыми мы были такъ богаты въ мимошедшее лѣто, спасутъ Росію, а   т о л ь к о   чудо, - если мы будемъ достойны этого.
       Будемъ же молить Господа, чтобы Онъ благослови́лъ вѣне́цъ наступа́ющаго лѣ́та Свое́ю бла́гостію и да будетъ оно для Росіи лѣ́то Госпо́дне, благопрія́тное (Ис. 61:2).
       Патріархъ Тихонъ. Января 1 дня 1918 г. Москва.
       Источникъ: Патріархъ Тихонъ. «Новогоднее слово». // «Прибавленія къ Церковнымъ Вѣ́домостямъ, изданіе Православной Руской Церкви. Еженѣдельное изданіе». № 1. - 5 Января 1918 года. - Пг.: Тνпографія М. П. Фроловой (влад. А. Э. Коллинсъ), 1918. - С. 1-3.

Росія въ проказѣ.       (Поученіе, сказанное при служеніи Литургіи въ Николо-Воробьинской церкви въ Москвѣ 14 Января 1918 г.)
       Возлюбленные братіе, вы только что выслушали въ Еνангельскомъ чтеніи повѣствованіе о томъ, какъ Господь нашъ Іисусъ Хрiстосъ исцѣлилъ десять прокаженныхъ мужей.
       Проказа - ужасная, тяжкая болѣзнь, часто встрѣчающаяся на Востокѣ. Тѣло больного покрывается язвами и струпьями, кожа лопается и гноится, члены по частямъ отпадаютъ (Íов. 7:5), и все это длится по цѣлымъ годамъ! Страдальцы ждутъ смерти, и нѣтъ ея, и обрадовались бы до восторга, если бы нашли гробъ (Іов. 3:21-22). Прокаженнаго всѣ чуждаются, близкіе покидаютъ и знакомые забываютъ его, гнушаются тѣ, которые раньше любили его (Íов. 19:13-19).
       Эти мучительныя переживанія прокаженныхъ невольно напоминаютъ собою то ужасное состояніе, въ которомъ находится нынѣ наша дорогая Родина, страдалица Росія.
       Все тѣло ея покрыто язвами и струпьями, чахнетъ она отъ голода, истекаетъ кровью отъ междоусобной брани. И какъ у прокаженнаго отпадаютъ части ея - Малоросія, Польша, Литва, Финляндія, и скоро отъ Великой и могучей Росіи останется только одна тѣнь, жалкое имя. Какъ сокрушенъ жезлъ силы, посохъ славы (Іер. 48:17). Великій между народами, Князь надъ областя́ми, становится да́нникомъ. Горько плачетъ онъ ночью, и слезы его на ланитахъ его. Нѣтъ у него утѣ́шителя изъ всѣхъ любившихъ его (Плач. 1:1-2). Какъ прокаженный, Родина наша покрылась стыдомъ и стала посмѣя́ніемъ и ужасомъ для всѣхъ, окружающихъ ее (Іер. 48:39). Вы, конечно, читали сообщеніе о томъ, какъ иногда за границей наши союзники при появленіи рускихъ въ общественныхъ мѣстахъ спѣшатъ уйти отъ нашихъ соотечественниковъ, какъ бы отъ заразы. И мы сами у себя дома нерѣдко отме́жевываемся отъ тѣхъ, кого еще недавно считали своими защитниками и на кого взирали съ гордостью и упованіемъ. Такъ происходитъ «переоцѣнка цѣнностей», столь для насъ плачевная!
       Гдѣ же выходъ изъ современнаго печальнаго положенія нашего? Все чаще и чаще раздаются голоса благомыслящихъ людей, что «только чудо можетъ спасти Росію». Вѣ́рно сло́во и вся́каго прія́тія досто́йно, что силенъ Богъ спасти погибающую Родину нашу. Но достойны ли мы этой милости Божіей, - того, чтобы надъ нами было сотворено чудо? Изъ Святаго Еνангелія мы знаемъ, что Хрiстосъ Спаситель въ иныхъ мѣстахъ не творилъ чудесъ за невѣрствіе жителей (Мѳ. 13:53) и съ другой стороны Господь, предсказу́я ученикамъ Своимъ грядущія бѣдствія - во́йны, гла́ды, мо́ры, землетрясенія, изре́къ, что избра́нныхъ ради прекратя́тся э́ти тяже́лые дни (Мѳ. 24:22). Есть ли среди насъ, братіе, хотя бы немногіе праведные мужи́, ради ко́ихъ Господь милуетъ народы. То вѣ́даетъ одинъ Богъ! А мы, подобны Еνангельскимъ прокаженнымъ, ставши издале́ча, вознесемъ гласъ, глаголюще: Іису́се наста́вниче, поми́луй ны (Лк. 17:12-13). Да не взы́щеши дѣлъ, оправда́ющихъ насъ, а́ще бо праведника спасе́ши, ничто́же ве́ліе; и а́ще чи́стаго поми́луеши, ничто́же ди́вно: досто́йно бо суть ми́лости Твоея́, но на насъ грѣ́шныхъ удиви́ милость Твою и спаси́ ны, пре́жде да́же до конца не поги́бнемъ.
       Источникъ: «Посланія Святителя Тихона, Патріарха Московскаго и всея Руси (Сборникъ трудовъ Патріарха Тихона)». - М.: Фондъ славянской письменности и культуры, 1990. - С. 11-12.

СМИРЕННЫЙ ТИХОНЪ
Божіею Милостію Патріархъ Московскій и всея Росіи,
возлюбленнымъ о Господѣ Архипастырямъ, пастырямъ и всѣмъ вѣрнымъ
чадамъ Православной Церкви Російской.       Да изба́витъ насъ Госпо́дь отъ настоя́щаго вѣ́ка лука́ваго (Гал. 1:4).
       Тяжкое время переживаеть нынѣ Святая Православная Церковь Хрiстова въ Руской Землѣ: гоненіе воздвигли на Истину Хрiстову явные и тайные враги сей Истины, и стремятся къ тому, чтобы погубить дѣло Хрiстово и вмѣсто любви Хрiстіанской всюду сѣять сѣмена злобы, ненависти и братоубійственной брани.
       Забыты и по́праны Заповѣди Хрiстовы о любви къ ближнимъ: ежедневно доходятъ до насъ извѣстія объ ужасныхъ и звѣрскихъ избіеніяхъ ни въ чемъ неповинныхъ и даже на одрѣ́ болѣзни лежащихъ людей, виновныхъ только развѣ въ томъ, что честно исполняли свой долгъ передъ Родиной, что всѣ силы свои полагали на служеніе благу народному. И все это совершается не только подъ покровомъ ночной темноты, но и въя́вь при дневномъ свѣтѣ, съ неслыханною досе́лѣ дерзостію и безпощадной жестокостію, безъ всякаго суда и съ попраніемъ всякаго права и законности, - совершается въ наши дни во всѣхъ почти городахъ и ве́сяхъ нашей Отчизны: и въ столицахъ, и на отдале́нныхъ окра́инахъ (въ Петроградѣ, Москвѣ, Иркутскѣ, Севастополѣ и пр.).
       Все сіе́ преисполняетъ сердце наше глубокою болѣзненною скорбію и вынуждаетъ насъ обратиться къ таковымъ извергамъ рода человѣческаго съ грознымъ словомъ обличенія и преще́нія по завѣту Св. Апостола: согрѣша́ющихъ предъ всѣ́ми облича́й, да и про́чіи страхъ и́мутъ (1 Тим. 5, 20).
       Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавыя расправы. Вѣдь то, что творите вы, не только жестокое дѣло, это - поистннѣ дѣло сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому въ Жизни будущей - загробной и страшному проклятію потомства въ жизни настоящей - земной.
       Властію, данною намъ отъ Бога, запрещаемъ вамъ приступать къ Тайнамъ Хрiстовымъ, анаѳема́тствуемъ васъ, если только вы носите еще имена Хрiстіанскія и хотя по рожденію своему принадлежите къ Церкви Православной.
       Заклинаемъ и всѣхъ васъ, вѣрныхъ чадъ Православной Церкви Хрiстовой, не вступать съ таковыми извергами рода человѣческаго въ какое-либо общеніе: изми́те зла́го отъ васъ самѣ́хъ (1 Кор. 5:13).
       Гоненіе жесточайшее воздвигнуто и на Святую Церковь Хрiстову: Благодатныя Таинства, освящающія рожденіе на свѣтъ человѣка, или благословляющія супружескій союзъ семьи Хрiстіанской, открыто объявляются ненужными, излишними; Святые храмы подвергаются или разрущенію чрезъ разстрѣлъ изъ орудій смертоносныхъ (Святые Соборы Кремля Московскаго), или ограбленію и кощунственному оскорбленію (часовня Спасителя въ Петроградѣ); чти́мыя вѣрующимъ народомъ Обители Святыя (какъ Александро-Невская и Почаевская Лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы вѣка сего и объявляются какимъ-то якобы народнымъ достояніемъ; школы, содержавшіяся на средства Церкви Православной и подготовлявшія пастырей Церкви и учителей Вѣры, признаю́тся излишними и обращаются или въ училища безвѣрія, или даже прямо въ разсадники безнравственности. Имущества Монастырей и Церкве́й Православныхъ отбираются подъ предлогомъ, что это - народное достояніе, но безъ всякаго права и даже безъ желанія считаться съ законною волею самого народа... И, наконецъ, власть, обѣщавшая водворить на Руси право и правду, обезпечить свободу и порядокъ, проявляетъ всюду только самое разнузданное своеволіе и сплошное насиліе надъ всѣми и въ частности - надъ Святою Церковью Православной.
       Гдѣ же предѣлы этимъ издѣвательствамъ надъ Церковью Хрiстовой? Какъ и чѣмъ можно остановить это наступленіе на Нее враговъ неистовыхъ?
       Зовемъ всѣхъ васъ, вѣрующихъ и вѣрныхъ чадъ Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой нынѣ Святой Матери вашей.
       Враги Церкви захватываютъ власть надъ Нею и Ея достояніемъ силою смертоноснаго оружія, а вы противостаньте имъ силою вѣры вашей, вашего властнаго всенароднаго вопля, который остановитъ безумцевъ и покажетъ имъ, что не имѣютъ они права называть себя поборниками народнаю блага, строителями новой жизни по велѣнію народнаго разума, и́бо дѣйствуютъ даже прямо противно совѣсти народной.
       А если нужно будетъ и пострадать за дѣло Хрiстово, зовемъ васъ, возлюбленныя чада Церкви, зовемъ васъ на эти страданія вмѣстѣ съ собою словами Святого Апостола: Кто ны разлучи́тъ отъ любве́ Бо́жія? Скорбь ли, или́ тѣснота́, или́ гоне́ніе, или́ гладъ, или нагота́, или́ бѣда́, или́ мечъ? (Рим. 8, 35).
       А вы, братіе Архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа въ вашемъ духовномъ дѣ́ланіи, съ пламенной ревностію зовите чадъ вашихъ на защиту попираемыхъ нынѣ правъ Церкви Православной, немедленно устроя́йте духовные союзы, зовите не нуждо́ю, а доброю волею становиться въ ряды́ духовныхъ борцовъ, которые силѣ внѣшней противопоставятъ силу своего святаго воодушевленія, и мы твердо уповаемъ, что враги Церкви будутъ посрамлены́ и расточатся силою Креста Хрiстова, и́бо непрело́жно обѣтованіе Самого Божественнаго Крестоносца: Сози́жду Це́рковь Мою́, и врата́ а́довы не одолѣ́ютъ Ей.
       Тихонъ, Патріархъ Московскій и всея Росіи. Января 19-го 1918 г.

Воззваніе Священнаго Собора Православной Руской Церкви.       Православные Хрiстіане! Отъ вѣка неслы́ханное творится у насъ на Руси Святой. Люди, ставшіе у власти и назвавшіе себя народными комиссарами, сами чу́ждые Хрiстіанской, а нѣкоторые изъ нихъ и всякой вѣры, издáли Декретъ (законъ), названный ими «о свободѣ совѣсти», а на самомъ дѣлѣ устанавливающій полное насиліе надъ совѣстью вѣрующихъ.
       По этому закону, если онъ будетъ приводиться, какъ мѣстами и приво́дится уже въ исполненіе, всѣ храмы Божіи, съ ихъ святымъ достояніемъ, могутъ быть у насъ о́тняты, ризы съ Чудотворныхъ Иконъ станутъ снимать, Священные Сосуды перельютъ на деньги или обратятъ во что угодно, колокольный звонъ тогда смолкнетъ, Святыя Таинства совершаться не будутъ, покойники будутъ зарываться въ землю не отпѣтыми по Церковному, какъ и сдѣлано это въ Москвѣ и Петроградѣ, на кладбища Православныя понесутъ хоронить кого угодно. Было ли когда послѣ Крещенія Руси у насъ что-нибудь подобное? Никогда не бывало. Даже татары больше уважали нашу Святую Вѣру, чѣмъ наши теперешніе законодатели. Досе́лѣ Русь зва́лась Святою, а теперь хотятъ сдѣлать ее поганою.
       И слы́хано ли, чтобы дѣла́ми Церковными управляли люди безбожные, не Рускіе и не Православные? По приказу, подписанному неправославною женщиною, на Святую Александро-Невскую Лавру въ Петроградѣ, какъ на какой-то вражескій лагерь, наѣхали вооруженные люди и произвели неслыханное безчинство и даже убили священника (о. Петра Ски́петрова), желавшаго вразумить словами обезумѣвшихъ людей. И совсѣмъ захватили бы эту Святыню, если бы народъ не защитилъ ее, - безъ оружія, только своею грудью, воплями и рыданіями.
       И по другимъ мѣстамъ происходитъ и, навѣрное, еще будетъ происходить подобное поруганіе Святыни и попытки ограбить ее, и́бо корысть къ наживѣ способна на всякое зло.
       Объединяйтесь же Православные, около своихъ храмовъ и пастырей, объединяйтесь всѣ - и мужчины и женщины и старые и малые - составляйте союзы для защиты завѣтныхъ Святынь. Эти Святыни - ваше достояніе. Ваши благочестивые предки и вы создали и украсили храмы Божіи и посвятили это имущество Богу. Священнослужители - при нихъ только духовная стража, которой Святыня эта ввѣрена на храненіе. Но пришло время, когда и вы, Православные, должны обратиться въ неусы́пныхъ ея стра́жей и защитниковъ, и́бо «правители народные» хотятъ отнять у Православнаго Народа это Божіе достояніе, даже не спрашивая васъ, какъ вы къ этому относитесь. Оберегайте же и защищайте вѣками созданное лучшее украшеніе Земли Руской - храмы Божіи, не попустите перейти имъ въ дерзкія и нечистыя руки невѣрующихъ, не попустите совершиться этому страшному кощунству и святотатству. Если бы это совершилось, то вѣдь Русь Святая, Православная, обратилась бы въ землю антихрiстову, въ пустыню духовную, въ которой смерть лучше жизни. Громко заявляйте всѣмъ забывшимъ Бога и совѣсть и на дѣлѣ показывайте, что вы вняли голосу отца и вождя своего духовнаго Святѣйшаго Патріарха Тихона. Въ особомъ Посланіи онъ зоветъ васъ послѣдовать за собою, итти на подвигъ страданія въ защиту Святынь, повинуясь гласу Апостола: Вамъ дано́ ра́ди Хрiста́ не то́лько вѣ́ровать въ Него́, но и страда́ть за Него́ (Флп. 1:29). Лучше кровь свою пролить и удостоиться Вѣнца мученическаго, чѣмъ допустить Вѣру Православную врагамъ на поруганіе.
       Мужайся же, Русь Святая. Иди на свою Голгоѳу. Съ тобою Крестъ Святой, оружіе непобѣдимое. На помощь тебѣ притеку́тъ невидимо: Матерь Божія, Пресвятая Богородица, - Стѣна Нерушимая, Заступница Усердная рода Хрiстіанскаго, умягча́ющая сердца́ всѣхъ злыхъ людей. Съ тобою Воинства Небесныя, ревнители славы Божіей. Съ тобою всѣ Святые, вмѣстѣ съ Псалмопѣ́вцемъ Давидомъ, сладкозву́чно воспѣ́вшимъ красоту Селе́нія славы Божіей, взывающе: Го́споди, ре́вность о До́мѣ Твое́мъ снѣда́етъ насъ (Пс. 68:10). А Глава Церкви - Хрiстосъ Спаситель вѣща́етъ каждому изъ насъ: Бу́ди вѣ́ренъ до сме́рти, и дамъ ти Вѣне́цъ Живота́ (Апок. 2:10).
       Источникъ: «Посланіе Святѣйшаго Тихона, Патріарха всея Росіи». // Журналъ «Богословскiй Вѣстникъ», издаваемый Московскою Духовною Академіею. - Се́ргіевъ Посадъ: «Тνпографія И. И. Иванова». - 1918. - Томъ I. - Январь-Февраль. - С. 74-76; 76-78. (Ос. пагин.)

Рѣчь на торжественномъ собраніи
Священнаго Собора Російской Православной Церкви, посвященномъ
памяти мученически скончавшагося Высокопреосвяще́ннаго Владиміра (Богоявле́нскаго),
Митрополита Кіевскаго и Га́лицкаго, 15 (28) Февраля 1918 года.       Преосвященные Архипастыри, отцы и братіе.
       То ужасное кошмарное злодѣяніе, которое совершено́ было по отношенію къ Высокопреосвяще́нному Митрополиту Владиміру, конечно, еще долго и долго будетъ волновать и угнетать нашъ смущенный духъ. И еще, надѣемся, много и много разъ Православный Рускій Народъ будетъ искать себѣ выхода изъ тяжелаго состоянія духа и въ молитвѣ, и въ другихъ сладостныхъ воспоминаніяхъ о почи́вшемъ убіенномъ Митрополитѣ. Поэтому вполнѣ естественно, достойно и праведно Освященный Помѣстный Соборъ почти сейчасъ же послѣ полученія извѣстія объ убіеніи Митрополита рѣшилъ, чтобы ему, въ Бо́зѣ почи́вшему Митрополиту, посвятить особенное печально-торжественное засѣданіе, которое я нынѣ и имѣю честь объявить открытымъ. Послѣдующіе ораторы, безъ сомнѣнія, съ достаточною полнотою исчерпа́ютъ жизнь и дѣятельность въ Бо́зѣ почи́вшаго Митрополита и какъ Архіерея, проповѣдника и какъ человѣка частнаго. Я позволю себѣ сказать только нѣсколько словъ о немъ, какъ членѣ Святѣйшаго Сνнода. Мнѣ Господь судилъ еще лѣтъ 15 тому назадъ засѣдать съ Высокопреосвяще́ннымъ Митрополитомъ Владиміромъ въ Святѣ́йшемъ Сνнодѣ. И тогда, а особенно впослѣдствіи, неоднократно во время такихъ засѣданій невольно бросалась въ глаза его великая ревность, которая снѣда́ла его о словѣ Божіемъ, о Домѣ Божіемъ, о пользѣ Святой Церкви. Особенно эта ревность его пылала, когда онъ сдѣлался перве́нствующимъ членомъ Святѣйшаго Сνнода. Онъ былъ вѣренъ Канонамъ Святой Православной Церкви, Преданіямъ Отеческимъ и безбоязненно и смѣло, честно и благородно исповѣдывалъ эту снѣда́ющую его ревность предъ всѣми, какими бы послѣдствіями это не сопровождалось. Можетъ быть, нѣкоторымъ изъ тѣхъ, ко́и любятъ сообразова́ться съ вѣкомъ, казалось это отсталостью, ко́сностью, неподвижностью, но всѣ истинные сыны́ Царства Божія оцѣнятъ эту ревность и вѣрность Канонамъ и Преданіямъ Отеческимъ въ Бо́зѣ почи́вшаго Митрополита. Господь за эту ревность увѣнча́лъ его мученическою кончиною и на немъ исполнилось слово Святого Апостола Паνла, который говоритъ: вамъ дано не только вѣровать во Хрiста, но и пострадать за Него. Въ Бо́зѣ почи́вшій Митрополитъ не только имѣлъ горячую вѣру и исповѣдывалъ ее, но и мученическою кончиною запечатлѣ́лъ эту вѣру во Хрiста.
       Конечно, су́дя по человѣчески, ужасною кажется эта кончина, но нѣтъ ничего напраснаго въ путяхъ Промысла Божія, и мы глубоко вѣримъ, какъ высказалъ на прошломъ засѣданіи Высокопреосвященный Митр. Антоній (Храповицкiй), что эта мученическая кончина Владыки Владиміра была не только очищеніемъ вольныхъ и невольныхъ грѣховъ его, которые неизбѣжны у каждаго, плоть нося́щаго, но и жертвою благово́нною во очищеніе грѣховъ Великой Матушки - Росіи. Да будетъ же почи́вшему Владыкѣ Митрополиту Владиміру вѣчная и признательная память отъ всѣхъ вѣрующихъ. Вѣчная ему память, вѣчная память, вѣчная память. Всѣ присутствующіе поютъ: «Вѣчная память», трижды.
       Источникъ: «Памяти убіеннаго Митрополита Кіевскаго Владиміра». Священный Соборъ Православ- ной Російской Церкви. Дѣяніе 85-ое, 15 (28) февраля 1918 года. // «Прибавленія къ Церковнымъ вѣ́домостямъ, изданіе Православной Руской Церкви. Еженѣдельное изданіе». № 9-10. - 16 (29) Марта 1918 года. - Пг.: Тνпографія М. П. Фроловой (влад. А. Э. Коллинсъ), 1918. - С. 339-340.

ПОСЛАНІЕ ПАТРІАРХА.       Смиренный Тихонъ, рабъ Іисусъ Хрiстовъ, волею Божіей Патріархъ Московскій и всея́ Руси - Архипастырямъ, пастырямъ и всѣмъ чадамъ Православной Російской Церкви.
       Возмога́йте во Го́сподѣ и въ Держа́вѣ крѣ́пости Его́, облецы́тесь во вся ору́жія Бо́жія, я́ко возмощи́ вамъ ста́ти проти́ву ко́знемъ діа́вольскимъ (Ефес. 6:10-11).
       Въ тяжелые дни скорби всенародной пріе́млю долгъ вѣща́ть вамъ слово истины и любви: вмѣстѣ съ вами страдаемъ, вмѣстѣ съ вами скорби́мъ и плачемъ. Къ ужасамъ жизни, полной бѣдствій, скорбе́й и лишеній, когда голодъ, холодъ и страхъ за свою жизнь сковали по́мыслы всѣхъ одною заботой о ну́ждахъ земныхъ, когда въ междоусобной кровавой борьбѣ Земля наша, по слову Псалмопѣвца, упоена́ кровми́ непови́нныхъ сыно́въ и дще́рей на́шихъ (Пс. 105:37), прибавилось нынѣ еще новое, тягчайшее для лю́бящаго Родину сердца Рускаго, горе: тотъ сильнѣйшій   в р а г ъ,   съ которымъ уже болѣе трехъ лѣтъ велъ Рускій Народъ кровавую брань, въ борьбѣ съ которымъ погибли цѣлые милліоны лучшихъ сыно́въ Руской Земли, нынѣ устремляясь съ своей боевой силой въ глубину нашей Родины, чтобы овладѣть и «главо́ю» и «сердцемъ» ея, съ неслыханной дерзостью шлетъ намъ свои требованія и предписываетъ принять самыя позорныя условія мира. И позоръ совершился: условія приняты... Куда же дѣвалась былая мощь нашей Родины? Гдѣ вы вѣрные сыны ея, гдѣ вы, люди ратные, прежде грудью своей защищавшіе, Землю Родную? Неужели всѣ вы погибли въ кровавой борьбѣ, всѣ полегли́ на поля́хъ боевы́хъ? Или, быть можетъ, нѣтъ у васъ уже больше орудій въ рукахъ, нѣтъ у васъ силы въ мышцахъ, нѣтъ огня пылкаго въ сердцѣ? Вѣдь, гремятъ же орудія смерти во взаимной братоубійственной брани; вѣдь, въ жестокихъ кровавыхъ бояхъ только не съ врагами Отчизны, а съ братьями же вашими по кро́ви и Вѣрѣ, проявляется и сила мышцъ вашихъ и пламенная ревность вашего сердца... А съ поля ратнаго, предъ лицомъ врага иноземнаго, бѣжите вы съ оружіемъ въ рукахъ, чтобы этимъ же оружіемъ разстрѣливать другъ друга въ междоусобной борьбѣ... По истинѣ оскверни́ся земля наша въ дѣ́лѣхъ вашихъ и заблудились вы въ начина́ніяхъ своихъ (Пс. 105:39). Изсякли въ васъ не крѣпость тѣлесная, даже и не мужество духа вашего, а исчезла любовь къ Землѣ Родной, погасло въ сердцахъ вашихъ пламя Вѣры Святой, - той Святой Вѣры, которая воодушевляла предковъ вашихъ проливать кровь за Отчизну свою и на всемъ протяженіи тысячелѣтняго бытія́ Руской Земли воздвигала среди нихъ муже́й силы и духа, достойныхъ вѣчной и славной памяти въ потомствѣ.
       А нынѣ... позоромъ покрылась наша Родина и невольно припоминается слово древняго Церковнаго витіи́, рисовавшаго картину злого Татарскаго ига: «Кровь и отецъ и братій нашихъ, а́ки вода́ мно́га, землю напои́; воеводъ нашихъ крѣпость исчезе́; храбрыи наши, страха напо́льшеся, бѣжа́ша; мно́жайша же бра́тія и ча́да на́ша въ плѣнъ веде́ни бы́ша; вели́чество наше смири́ся, красота наша поги́бе, богатство наше инíи наслѣ́доваша, земля наша иноплеме́нникомъ достоя́ніе бысть. Въ поноше́ніе бы́хомъ живущимъ въ скра́й земли́ на́шея, въ посмѣ́хъ бы́хомъ врагомъ нашимъ..» (сл. Серапіо́на Владим., XIII в.). Съ какой поистинѣ изумительной точностью повторились въ наши дни ужасы древняго Рускаго лихолѣтья! Поистинѣ, и днесь, какъ и прежде, за невѣрствіе наше, за необузданное своеволіе сыновъ вѣка сего, забывшихъ совершенно Святой, Хрiстіанскій долгъ любви къ Родинѣ, - разгнѣ́вася я́ростію Госпо́дь на лю́ди Своя́ и омерзи́ достоя́ніе Свое́ и предае́тъ ны въ ру́ки враго́въ на́шихъ, да возоблада́ютъ на́ми ненави́дящіе насъ (Пс. 105:40-41).
       Гдѣ же спасеніе отъ гибели? У кого и въ чемъ искать избавленія отъ бѣдъ и напастей?
       Изстрада́вшіеся сыны́ Родины нашей готовы даже малодушно кинуться въ объятія враговъ ея, да́бы искать среди нихъ и подъ ихъ властію успокоенія жизни общественной, прекращенія ея ужасовъ. Горе той власти, которая довела Рускихъ людей до такого отчаянія! Но не здѣсь наше спасеніе, не отъ враговъ надо ждать избавленія; имъ только пріятны всѣ наши нестрое́нія и раздоры, они только и стремились къ тому, чтобы посѣять въ нашей жизни сѣмена́ вражды и междоусобій внутреннихъ, да́бы обезсилить воинство наше и тѣмъ сокрушить могущество Руской Земли. Нѣтъ, не туда, не во вражескій станъ устремляйте взоры свои, всѣ жаждущіе мира и спокойствія для нашей Отчизны. Внегда́ скорбѣ́ти намъ, Гóспода призове́мъ (Пс. 17:7). Только Богъ намъ прибѣ́жище и си́ла, Помо́щникъ въ ско́рбехъ, обрѣ́тшихъ ны зѣло́ (Пс. 45:2). Но будьте достойны милости Господней: обрати́теся ко Мнѣ, глаго́летъ Госпо́дь, и спасе́теся (Ис. 45:22).
       Пе́рвѣе всего - прекратите взаимныя распри и междоусобную брань, измы́йте ру́ки ва́ша кро́ви испо́лненныя и научи́теся добро́ твори́ти (Ис. 1:16-17). Оставивши злобу и вражду взаимную, возлюбите кíйждо ближняго своего; богатые, кормите и одѣвайте нищихъ, бѣдные и убогіе, не зло́бствуйте на имущихъ достатокъ, не ожесточа́йте серде́цъ ва́шихъ (Евр. 3:8), не кляни́те жребія своего и дово́льни бу́дете обро́ки ва́шими (Лк. 3:14). Наипа́че же миръ Бо́жій да водвори́тся въ сердца́хъ ва́шихъ (Кол. 3:15).
       При такомъ Истинно-Хрiстіанскомъ настроеніи вашего сердца, нестрашны́ вамъ будутъ никакія козни вражескія. Пусть даже врагъ сильнѣ́йшій и плѣнитъ на время ваши города и селенія: вы при́мите сіе́ какъ выраженіе гнѣва Божія, на васъ низведе́ннаго волею Провидѣ́нія за прошлое, и въ глубокомъ чувствѣ искренняго сердечнаго покаянія почерпне́те силу для своего духовнаго возрожденія въ будущемъ, но возрожденія, возможнаго   т о л ь к о   подъ сѣ́нію Святой Церкви Православной, подъ мощной защитой оружія Вѣры Хрiстовой.
       Возмога́йте во Го́сподѣ и въ Держа́вѣ крѣ́пости Его́; облецы́теся во вся ору́жія Бо́жія, я́ко возмощи́ вамъ ста́ти проти́ву ко́знемъ діа́вольскимъ. Тихонъ, Патріархъ Московскій и всея Росіи.

Смиренный Тихонъ, Божіею Милостію Патріархъ Московскій и Всея Росіи, возлюбленнымъ о Господѣ Архипастырямъ, пастырямъ и всѣмъ вѣрнымъ чадамъ Православной Церкви Російской.       Посрами́лись мудрецы́, смути́лись и запу́тались въ сѣть; вотъ, они́ отве́ргли сло́во Госпо́дне; въ чемъ же му́дрость ихъ... Они́ говоря́тъ: «миръ, миръ! а ми́ра нѣтъ (Іер. 8:9, 11).
       Благословенъ миръ между народами, и́бо всѣ братья, всѣхъ призываетъ Господь мирно трудиться на Землѣ, для всѣхъ угото́валъ Онъ Свои неисчисли́мыя блага. И Святая Церковь непрестанно возноситъ молитвы о мирѣ всего міра, упова́я, что восторжествуетъ на Землѣ правда Хрiстова и соединитъ враждующихъ братьевъ въ единое стадо подъ водительствомъ единаго Небеснаго Пастыря. И несчастный Рускій Народъ, вовлеченный въ братоубійственную кровавую войну, нестерпи́мо жаждалъ мира, какъ нѣ́когда Народъ Божій жа́ждалъ воды въ палящей зноемъ пустынѣ. Но не было у насъ Моνсея, который бы напоилъ свой народъ чудодѣ́йственной водой, и не ко Господу, Своему Благодѣтелю, воззва́лъ народъ о помощи, - явились люди, отрекшіеся отъ Вѣры, гонители Церкви Божіей, и они дали народу миръ.
       Но тотъ ли это миръ, о которомъ молится Церковь, котораго жаждетъ народъ?
       Заключенный нынѣ миръ, но которому отторга́ются отъ насъ цѣлыя о́бласти, населенныя Православнымъ Народомъ, и отдаются на волю чýждаго по вѣрѣ врага, а десятки милліоновъ Православныхъ людей попадаютъ въ условія великаго духовнаго соблазна для ихъ Вѣры, миръ, по которому даже искони́ Православная Укра́йна отдѣляется отъ братской Росіи и Стольный Градъ Кіевъ, Мать городовъ Рускихъ, колыбель нашего Крещенія, хранилище Святынь, перестаетъ быть городомъ державы Російской, миръ, отдающій нашъ Народъ и Рускую Землю въ тяжкую кабалу, - такой миръ не дастъ народу желаннаго отдыха и успокоенія, Церкви же Православной принесетъ великій уронъ и горе, а Отечеству неисчислимыя потери.
       А между тѣмъ у насъ продолжается все та же распря, гу́бящая наше Отечество. Внутренняя междоусобная война не только не прекратилась, а ожесточается съ каждымъ днемъ. Голодъ усиливается, и, чтобы осла́бить его, грозятъ даже изгонять изъ столицъ мирныхъ жителей, не знающихъ, гдѣ имъ преклони́ть главу́. Рабочимъ угрожаетъ лишеніе за́работка, возвращающіеся изъ полко́въ воины не находятъ работы. Умножаются грабежи и убійства, и для борьбы съ ними населеніе часто прибѣга́етъ къ ужасному самосуду.
       Устранитъ ли объявленный миръ эти вопіющія къ Небу нестрое́нія? Не принесетъ ли онъ еще бóльшихъ скорбе́й и несчастій? Увы, оправдываются слова Пророка: они́ говоря́тъ: миръ, миръ, а ми́ра нѣтъ. Нѣтъ мира и нѣтъ радости, спутницы мира.
       Святая Православная Церковь, искони́ помогавшая Рускому Народу собирать и возвеличивать Государство Руское, не можетъ оставаться равнодушной при видѣ его гибели и разложенія.
       По волѣ Пастыреначальника, Главы Церкви, Господа нашего Іисуса Хрiста, поставленные на великое и отвѣтственное служеніе Первосвятителя Церкви Російской, по долгу преемника древнихъ собирателей и строителей Земли Руской, Святителей Петра, Алексія, Іоны, Филиппа и Ермогена, Мы призываемся совѣстію своею возвысить голосъ свой въ эти ужасные дни и громко объявить предъ всѣмъ міромъ, что Церковь не можетъ благословить заключенный нынѣ отъ имени Росіи позорный миръ.

Продолженiе: «Посланія Святѣйшаго Патріарха Тихона» часть 2-ая.

Посланiя Постановленiя Опредѣленiя

Previous post Next post
Up