Правда о Царской Семьѣ и «Темныхъ Силахъ» и «Кара Божiя» ч. 2-ая.

Jul 05, 2015 16:03



       Начало: Правда о «Темныхъ Силахъ» часть 1-ая.
       Дѣла́ оказались вложенными въ обложки съ соотвѣтствующими надписями, подшитыми, занумеро́ванными и свидѣтельствовали о тщательномъ наблюденiи со стороны князя Андро́нникова за ихъ движенiемъ. При изученiи ихъ вы́яснилось, что кн. Андронниковъ за опредѣленную мзду не гнушался никакими хода́тайствами и предстательствами. Такъ одновре́менно кн. Андронниковъ хода́тайствовалъ о выдачѣ пенсiи какой-либо вдовѣ чиновника, не вы́служившаго срокъ на эту пенсiю, какъ ра́вно проводилъ черезъ Министерства Финансовъ и Земледѣлiя весьма сложный проектъ акцiонерной компанiи, въ которой, су́дя по до́говору, онъ лично игралъ одну изъ видныхъ роле́й: объ орошенiи Мурга́бской степи́, насколько помню.       

Система, при́нятая кн. Андронниковымъ, занимавшимъ скромный постъ чиновника особыхъ порученiй Святѣ́йшаго Сνнода, для проведенiя своихъ хода́тайствъ, была очень проста́. Согласно его признанiю, получая свѣ́дѣнiя о назначенiи совершенно ему неизвѣстнаго лица на должность хотя бы директора департамента въ какомъ-нибудь министерствѣ, онъ посылалъ этому лицу поздравительное письмо, трафаретно его начиная: «наконецъ то возсiяло солнце надъ Pocieй, и высокiй отвѣтственный постъ отнынѣ ввѣренъ Вашему Превосходительству», послѣ чего слѣдовалъ рядъ самыхъ ле́стныхъ эпи́тетовъ, украшавшихъ это лицо талантами, добродѣтелями и прочее, а иногда къ такому письму прилагался княземъ Андронниковымъ и о́бразъ въ видѣ его благословенiя.
       Естественно, что полученiе такого письма обя́зывало данное должностное лицо, изъ чувства деликатности и благодарности, отвѣтомъ, а результатомъ этого являлся личный визитъ князя къ озна́ченному сановнику въ его служебный кабинетъ въ Департаментъ, чѣмъ и завязывалось знакомство. Такiя посѣщенiя княземъ административныхъ лицъ сравнительно высокаго ранга создавали у чиновниковъ, слу́жащихъ въ канцелярiи послѣдняго, представленiе о добрыхъ отношенiяхъ князя къ ихъ начальникамъ, отсюда вытекало и болѣе внимательное отношенiе къ бумагамъ, поступившимъ въ Департаментъ черезъ посредство князя. Князь Андронниковъ, при стремленiи своемъ увеличить представленiе объ авторитетности своего влiянiя при Дворѣ, не гнушался никакими средствами, вплоть до дружбы съ гофъ-курьерами, которые, развозя Высочайшiе приказы о пожалованiяхъ, неукоснительно заѣзжали къ другу-князю, а послѣднiй, не стѣсняясь въ угощенiи ихъ виномъ и я́ствами, тѣмъ временемъ осторожно вскрывалъ пакеты и, узнавъ такимъ образомъ содержанiе рескри́пта о неожиданномъ Высокомъ пожа́лованiи, задерживая загулявшаго гофъ-курьера у себя въ столовой, спѣшилъ по телефону поздравить съ высокимъ отличiемъ не ожидавшего или ожидавшаго его сановника, давая ему понять, что ему извѣстно объ этомъ непосредственно изъ «Высоча́йшаго» источника, и тѣмъ, конечно, создавалъ у сановника, когда къ нему дѣйствительно пpiѣзжалъ черезъ полчаса курьеръ съ наградою, представленiе объ исключительныхъ связяхъ князя при Дворѣ.
       Угождая петроградскимъ сановникамъ, князь Андронниковъ, конечно, лѣзъ изъ кожи, чтобы угождать Распутину. Такъ, извѣстно изъ показанiй прислуги Андро́нникова, что онъ предоставлялъ свою квартиру для секретныхъ свиданiй Распутина съ Хвосто́вымъ и Бѣле́цкимъ, а также и съ Епископомъ Варнавою.
       Въ то же время кн. Андронниковъ, желая попасть въ тонъ царившему при Дворѣ религiозному настроенiю и создать этимъ же слухъ о своей религiозности, въ своей спальнѣ, за особой ширмой, устроилъ подобiе часовни, поставивъ большое Распятiе, анало́й, столикъ съ чашей для освященiя воды, кропи́ло, рядъ иконъ, подсвѣчниковъ, полное священническое облаченiе, терно́вый вѣне́цъ, хранившiйся въ ящикѣ аноло́я, и прочее. Достойно примѣчанiя, какъ это мною лично установлено, при осмотрѣ его квартиры и при допросѣ его прислуги, что кн. Андронниковъ въ той же самой спальнѣ, по другую сторону ширмы, на своей двуспальной постели предавался самому гнусному… съ молодыми людьми, дарившими его ласками за обѣщанiе составить протекцiю. Послѣднее обстоятельство нашло себѣ подтвержденiе въ ря́дѣ отобранныхъ мною при обыскѣ у князя Андронникова писемъ отъ такихъ обольщенныхъ имъ молодыхъ людей, которые жаловались въ этихъ письмахъ на то, что онъ ихъ обманулъ въ своихъ обѣщанiяхъ.
       При допросѣ кн. Андронниковъ старался о многомъ умолчать или извратить фактическую сторону данныхъ обстоятельствъ, но будучи уличенъ мною, на основанiи письменныхъ документовъ, въ завѣ́домо ло́жномъ освѣщенiи событiй, заявилъ мнѣ: «Вы моя совѣсть», и далъ мнѣ клятвенное обѣщанiе въ дальнѣ́йшемъ не лгать. Однако черезъ нѣсколько минутъ допроса онъ былъ мною вновь изобличенъ въ томъ же искаженiи истины; тогда князь обратился ко мнѣ съ просьбой сообщить ему мое имя; я исполнилъ его просьбу и при слѣдующемъ его допросѣ князь мнѣ заявилъ, что спрашивалъ мое имя для того, «чтобы записать въ помина́ньице и молиться, какъ за святого человѣка».
       Изъ допроса лицъ, близко стоявшихъ ко Двору, какъ напримѣръ Танѣ́евыхъ, Во́ейкова, и другихъ, я выяснилъ, что князь Андро́нниковъ не только не пользовался какимъ либо авторитетомъ при Дворѣ въ Царской Семьѣ, но отношенiе Ея́ къ нему было критически-ироническое.
       Докторъ тибетской медицины Бадма́евъ водилъ знакомство съ Распутинымъ, но ихъ личныя отношенiя не выходили изь рамокъ отдѣльныхъ услугь со стороны Распутина по проведенiю очень немногочисленныхъ хода́тайствъ. Бадма́евъ, бу́дучи бурятомъ, составилъ нѣсколько брошюръ о своемъ краѣ и по этому поводу имѣлъ нѣсколько аудiенцiй у Государя, но эти аудiенцiи не выходили изъ ряда обычныхъ и отнюдь не носили интимнаго характера.
       Хотя Бадмаевъ и былъ врачемъ Министра Внутреннихъ Дѣлъ Протопо́пова, однако Царская Семья относилась критически къ способамъ его врачева́нiя; Григорiй Распутинъ тоже не́ былъ поклонникомъ Тибетскихъ медицинскихъ средствъ Бадмаева, а допросомъ Дворцовой прислуги Царской Семьи было несомнѣ́нно установлено, что Бадмаевъ въ покояхъ Царскихъ Дѣтей въ качествѣ врача никогда не появлялся.
       Дворцовый Комендантъ Во́ейковъ допрашивался мною нѣсколько разъ въ Петропаνловской крѣпости, гдѣ онъ былъ заключенъ. Особымъ авторитетомъ и влiянiемъ при Дворѣ, - су́дя по перепискѣ, на́йденной у него при обыскѣ, и главнымъ образомъ по письмамъ его жены, дочери Министра Двора Графа Фре́дерикса, относящимся къ 1914-1915-1916 годамъ, - онъ не пользовался, но былъ цѣни́мъ, какъ преданный человѣкъ, по крайней мѣрѣ Царская Семья его считала таковы́мъ, хотя лично я, изъ цѣлаго ряда бесѣдъ съ нимъ, такого впечатлѣнiя не вынесъ. Отношенiе Во́ейкова къ Распутину, насколько это отношенiе вылилось въ письмахъ перваго къ женѣ, было отрицательнымъ. Въ нѣкоторыхъ изъ этихъ писемъ Воейковъ называлъ его злымъ генiемъ Императорскаго дома и Росiи, находя́, что онъ дискредитируетъ Тронъ и даетъ богатую пищу для всякаго рода самыхъ невѣроятныхъ слуховъ, то́лковъ и разговоровъ, которые могутъ быть всегда использованы антиправительственными группами. Вмѣстѣ съ тѣмъ, считаясь съ несомнѣ́ннымъ влiянiемъ Распутина на Царскую Семью, Воейковъ не находилъ въ себѣ достаточно гражданскаго мужества отказывать Распутину въ удовлетворенiи отдѣльныхъ частныхъ просьбъ о назначенiяхъ, повышенiяхъ, выдачѣ пособiй и т.д., какъ это видно изъ помѣтокъ Воейкова на вышеупомя́нутыхъ мною письмахъ къ нему Распутина, найденныхъ при слѣдствiи. Вообще Воейковъ произвелъ на меня внечатлѣнiе карьериста, дорожившаго своимъ постомъ и неспособнаго цѣнить то вниманiе и искреннее расположенiе, которое къ нему питали какъ Государь, такъ и Императрица. Въ письмахъ жены къ нему отъ 1915 г. Воейкова умоляла его оставить службу, ввиду нароставшаго революцiоннаго движенiя, при чемъ она предостерегала мужа, что при крушенiи государственнаго аппарата его постигнетъ ужасная участь. Эти письма Воейковой всѣ проникнуты болѣзненной ненавистью къ Распутину, какъ къ несомнѣ́нному виновнику грядущихъ, по ея словамъ, кошмарныхъ событiй. Вполнѣ раздѣляя взгляды жены на этотъ счетъ, Воейковъ тѣмъ не менѣе, оставался на своемъ посту, чтобы разоблачить Распутина и выяснить его настоящую физiономiю передъ Царской Семьей.
       Много наслышавшись объ исключительномъ влiянiи Вы́рубовой при Дворѣ и объ отношенiяхъ ея съ Распутинымъ, свѣ́дѣнiя о которыхъ помѣщались въ нашей прессѣ и циркулировали въ обществѣ, я шелъ на допросъ къ Вы́рубовой въ Петропаνловскую крѣпость, откровенно говоря, настроенный къ ней враждебно. Это недружелюбное чувство не оставляло меня и въ канцелярiи Петропаνловской крѣпости, вплоть до момента появленiя Вы́рубовой подъ конвоемъ двухъ солдатъ. Когда же вошла Г-жа Вырубова, то меня сразу поразило особое выраженiе ея глазъ: выраженiе это было по́лно неземной кротости. Это первое благопрiятное впечетлѣнiе въ дальнѣйшихъ бесѣдахъ моихъ съ нею вполнѣ подтвердилось. Послѣ первой же недолгой бесѣды, я убѣдился въ томъ, что она въ силу своихъ индивидуальныхъ качествъ, не могла имѣть абсолютно никакого влiянiя, и не только на внѣшнюю, но и на внутреннюю политику Государства, съ одной стороны, вслѣдствiе чисто женскаго отношенiя ко всѣмъ тѣмъ политическимъ событiямъ, о которыхъ мнѣ приходилось съ ней бесѣдовать, а съ другой - вслѣдствiе чрезмѣ́рной ея словоохо́тливости и полной неспособности удерживать въ секретѣ даже такiе эпизоды, которые внѣ достаточнаго анализа, при поверхностной ихъ оцѣнкѣ, могли бы набрасывать тѣнь на нее самое́. Въ дальнѣйшихъ бесѣдахъ я убѣдился, что просьба, обращенная къ Г-жѣ Вы́рубовой удержать что либо въ секретѣ, была равносильна просьбѣ объ этомъ секретѣ объявить всенародно, такъ какъ она, узнавъ что либо такое, чему она придавала значенiе, то́тчасъ же разсказывала объ этомъ не только своимъ близкимъ, но даже мало знакомымъ людямъ.
       Достаточно ознакомившись за время этихъ бесѣдъ съ интеллектуальными особенностями Г-жи Вырубовой, я невольно остановился на двухъ основныхъ вопросахъ: 1) о причинахъ нравственнаго ея сближенiя съ Распутинымъ и 2) о причинахъ сближенiя ея съ Царской Семьей.
       При разрѣшенiи перваго вопроса, я натолкнулся случайно въ разговорѣ съ ея родителями, г.г. Танѣ́евыми, (статсъ-секретарь Александръ Сергѣевичъ Танѣ́евъ, управляющiй Собственной Его Величества Канцелярiей, женатый на графинѣ Толстой), - на одинъ эпизодъ изъ жизни ихъ дочери, который, по моему мнѣнiю, сыгралъ роковую роль въ подчиненiи ея воли влiянiю Распутина. Оказалось, что Г-жа Вырубова, будучи еще 16-ти лѣтнимъ подросткомъ, заболѣла брюшнымъ тифомъ, въ тяжелой формѣ. Болѣзнь эта вскоре осложнилась мѣстнымъ воспаленiемъ брюшины, и врачами положенiе ея было признано почти безнадежнымъ. Тогда г.г. Танѣ́евы, большiе почитатели гремѣвшаго на всю Pociю Протоiерея отца Iоанна Кронштадтскаго, пригласили его отслужить молебенъ у постели болящей дочери. Послѣ этого молебна въ состоянiи больной наступилъ благопрiятный кризисъ и она стала быстро поправляться.
       Этотъ эпизодъ произвелъ, несомнѣ́нно, огромнѣйшее впечатлѣнiе на психику религiозной дѣвушки-подростка и съ этой минуты ея религiозное чувство получило преобладающее значенiе при рѣшенiи всѣхъ вопросовъ, которые возникали у нея по различнымъ поводамъ.
       Г-жа Вырубова познакомилась съ Распутинымъ во дворцѣ Вел. Кн. Мили́цы Николаевны, причемъ знакомство это не носило случайнаго характера, а Великая Княгиня Мили́ца Николаевна подготовля́ла къ нему Г-жу Вырубову путемъ бесѣдъ съ ней на религiозныя темы, снабжая ее въ то же время соотвѣтствующей французской окультисти́ческой литературой; затѣмъ однажды Великая Княгиня пригласила къ себѣ Вырубову, предупредивъ, что въ ея домѣ она встрѣтится съ великимъ молитвенникомъ Земли Руской, одареннымъ способностью врачева́нiя.
       Эта первая встреча Г-жи Вырубовой, тогда еще дѣви́цы Танѣ́евой, произвела на нее большое впечатлѣнiе, въ особенности въ силу того, что она намѣ́ревалась тогда вступить въ бракъ съ лейтенантомъ Вы́рубовымъ. При этой первой встрѣчѣ Распутинъ много говорилъ на религiозныя темы, а затѣмъ на вопросъ своей собесѣдницы, благословляетъ ли онъ ея намѣренiе вступить въ бракъ, отвѣтилъ иносказательно, замѣтивъ, что жизненный путь усѣянъ не розами, а тернiями, что онъ очень тяжелъ, и что въ испытанiяхъ и при ударахъ судьбы человѣкъ совершенствуется.
       Вскорѣ послѣ́довавшiй бракъ этотъ былъ совершенно неудачнымъ: по словамъ Г-жи Танѣевой, мужъ ея дочери оказался полнымъ импотентомъ, но при томъ съ крайне извращенной половой психикой, выражавшейся въ различныхъ проявленiяхъ садизма, чѣмъ онъ причинялъ своей женѣ неописуемыя нравственныя страданiя и вызывалъ къ себѣ чувство полнаго отвращенiя. Однако Г-жа Вырубова, помяту́я слова Свяще́ннаго Еνа́нгелiя, Е́же Богъ сочета́лъ, человѣ́къ да не разлуча́етъ, долгое время скрывала свои нравственныя переживанiя отъ всѣхъ, и только послѣ одного случая, когда она была на волосъ отъ смерти на почвѣ сади́ческихъ половыхъ извращенiй своего супруга, она рѣшила открыть матери свою ужасную семейную драму. Результатомъ такого признанiя Г-жи Вырубовой было расторженiе брака въ установленной законной формѣ. При дальнѣ́йшемъ производствѣ слѣдствiя, эти объясненiя Г-жи Танѣевой о болѣзни супруга ея дочери нашли себѣ полное подтвержденiе въ данныхъ медицинскаго освидѣ́тельствованiя Г-жи Вырубовой, произведеннаго въ Маѣ 1917 г. по распоряженiю Чрезвычайной Слѣдственной Комиссiи; данные эти установили съ полной несомнѣ́нностью, что Г-жа Вырубова дѣвственница.
       Вслѣдствiе неудачно сложившейся семейной жизни, религiозное чувство А.А. Вырубовой развивалось все сильнѣе и, можно сказать, стало принимать характеръ религiозной манiи; при этомъ предсказанiя Распутина о тернiяхъ жизненнаго пути явилось для Вырубовой истиннымъ пророчествомъ. Благодаря этому она стала са́мой чистой и са́мой искренней поклонницей Распутина, который до послѣднихъ дней своей жизни рисовался ей въ видѣ святого человѣка, безсере́бренника и чудотворца.
       При разрѣшенiи второго изъ поста́вленныхъ мною выше вопросовъ, уясни́въ себѣ нравственный обликъ Вырубовой, а также и детально изучивъ во время слѣдствiя жизнь Царской Семьи и нравственный обликъ Императрицы Александры Ѳеодоровны, я невольно остановился на при́знанномъ психологiей положенiи, что противоположности часто сходятся и, дополняя другъ друга, придаю́тъ другъ другу устойчивое равновѣсiе. Неглубокiй умъ Вырубовой и чисто философскiй складъ мышленiя Императрицы были двумя противоположностями, другъ друга дополнявшими; разбитая семейная жизнь Вырубовой заставила ее искать нравственнаго удовлетворенiя въ удивительно дружной, можно сказать, идеальной семейной обстановкѣ Императорской Семьи. Общительная и безхитростная натура Вырубовой вносила ту искреннюю преданность и ласку, которой не хватало въ тѣсно замкнутой Царской Семьѣ со стороны Царедворцевъ, ее окружавшихъ. А общее у этихъ столь различныхъ двухъ женщинъ нашлось тоже, - это любовь къ музыкѣ. Императрица обладала прiятнымъ сопра́но, а у Вырубовой было хорошее контра́льто, и онѣ часто, въ минуты отдохновенiя, пѣли дуэты.
       Вотъ тѣ условiя, которыя у непосвященныхъ въ тайны близкихъ отношенiй между Императрицей и Вырубовой должны были породить слухи о какомъ-то исключительномъ влiянiи Вырубовой на Царскую Семью. Но, какъ раньше сказано, влiянiемъ при Дворѣ Вырубова не пользовалась и пользоваться не могла; слишкомъ большой былъ перевѣсь умственныхъ и волевыхъ данныхъ Императрицы надъ умственно ограниченной, но беззавѣтно преданной и горячо лю́бящей сначала фре́йлиной Танѣ́евой, а затѣмъ, сдѣлавшейся домашнимъ человѣкомъ въ Царской Семьѣ, Г-жей Вы́рубовой. Отношенiя Императрицы къ Вырубовой можно опредѣлить отношенiями матери къ дочери, но не больше того. Дальнѣ́йшимъ связывающимъ звеномъ этихъ двухъ женщинъ было одинаково сильно ра́звитое, какъ у одной, такъ и у другой, религiозное чувство, которое привело ихъ къ трагическому поклоненiю личности Распутина.
       Мои предположенiя о нравственныхъ качествахъ Г-жи Вырубовой, вы́несенныя изъ продолжительныхъ бесѣдъ съ нею въ Петропаνловской крѣпости, въ аре́стномъ помѣщенiи, и наконецъ въ Зимнемъ Дворцѣ, куда она являлась по моимъ вызовамъ, вполнѣ подтверждались проявленiемъ ею чисто хрiстiанскаго всепрощенiя въ отношенiи тѣхъ, отъ кого ей много пришлось пережи́ть въ стѣна́хъ Петропаνловской крѣпости. И здѣсь необходимо отмѣтить, что объ этихъ издѣвательствахъ надъ Г-жей Вырубовой со стороны крѣпостно́й стражи я узналъ не отъ нея, а отъ Г-жи Танѣевой; только лишь послѣ этого Г-жа Вырубова подтвердила все сказанною матерью, съ удивительнымъ спокойствieмъ и незлобивостью, заявивъ «они не виноваты, не вѣ́даютъ бо, что творя́тъ» По правдѣ сказать, эти печальные эпизоды издѣвательства надъ личностью Выруборой тюремной стражи, выражавшееся въ формѣ плеванiя въ лицо, сниманiя съ нея одежды и бѣлья, сопровождаемаго битьемъ но лицу и по другимъ частямъ тѣла больной, еле двигавшейся на костыляхъ женщины, и угрозъ лишить жизни «наложницу Государя и Григорiя», побудили Слѣдственную Комиссiю перевести Г-жу Вырубову въ аре́стное помѣщенiе при бывшемъ Губе́рнскомъ Жандармскомъ Управленiи.
       Въ смыслѣ освѣщенiя интересовавшихъ меня событiй, Г-жа Вы́рубова являлась полной противоположностью князя Андро́нникова: всѣ ея объясненiя на допросахъ въ дальнѣйшемъ, при провѣркѣ на основанiи подлежа́щихъ документовъ, всегда находили себѣ полное подтвержденiе и дышали правдой и искренностью; единственнымъ недостаткомъ показанiй Г-жи Вырубовой являлось чрезвычайное многословiе, можно сказать болтливость и поразительная способность перескакивать съ одной мысли на другую, не отдавая себѣ въ томъ отчета, т.-е. опять таки такiя качества, которыя не могли создать изъ нея политическую фигуру. Г-жа Вырубова всегда просила за всѣхъ, потому къ ея просьбамъ при Дворѣ и было соотвѣтствующее осторожное отношенiе, какъ бы учитывались ея простодушiе и простота.
       Нравственный обликъ Императрицы Александры Ѳеодоровны достаточно ярко вы́яснился для меня изъ переписки ея съ А.А. Вырубовой и съ Государемъ. Эта переписка, веде́нная на французскомъ и на англiйскомъ языкѣ, была вся проникнута горячимъ чувствомъ любви къ мужу и дѣтямъ. Воспитанiемъ и образованiемъ Своихъ Дѣтей Императрица завѣдывала Сама лично, почти по всѣмъ предметамъ, кромѣ узко-спецiальныхъ. Въ помя́нутой перепискѣ Императрицы неоднократно указывалось на то, что Дѣтей не надо балова́ть игрушками и пробуждать у нихъ страсть къ роскоши. Вмѣстѣ съ тѣмъ переписка носила печать глубокой религiозности. Государыня въ письмахъ къ мужу часто описываетъ свои переживанiя во время прослу́шанныхъ Ею Богослуженiй и часто говоритъ о чувствѣ полнаго удовлетворенiя и нравственнаго покоя, который Она испытывала послѣ горячей молитвы.
       Вообще надо замѣтить, что во всей этой обширной перепискѣ почти нѣтъ никакихъ указанiй или разсужденiй на политическую тему; переписка эта носила чисто интимный, семейный характеръ. Tѣ мѣста́ переписки, въ которыхъ говорится о Распутинѣ, именуемомъ въ ней старцемъ, достаточно освѣщаютъ отношенiя Императрицы къ этому человѣку, какъ къ проповѣднику Слова Божiя, къ прорицателю и искреннѣйшему печа́льнику за Царскую Семью.
       Во всей этой перепискѣ на протяженiи почти десяти лѣтъ, мнѣ не попадалось ни однаго письма на нѣмецкомъ языке, а допросомъ приближенныхъ ко Двору лицъ я установилъ, что нѣмецкiй языкъ еще задолго до послѣдней войны при Дворѣ не примѣнялся. Въ связи́ съ упорными слухами объ исключительной симпатiи Императрицы къ нѣмцамъ и о существованiи въ Царскихъ покояхъ прямого провода въ Берлинъ, мною были произведены осмотры помѣщенiй Императорской Фамилiи, причемъ никакихъ указанiй на сношенiе Императорскаго Дома съ нѣмецкимъ, во время войны, установлено не было. При провѣркѣ же мною слуховъ объ исключительно благожела́тельномъ отношенiи Императрицы къ раненымъ военноплѣннымъ нѣмцамъ, выяснилось, что отношенiе Ея къ раненымъ нѣмцамъ было такимъ же одинаково теплымъ, какъ и къ раненымъ рускимъ воинамъ, причемъ такое свое отношенiе къ раненымъ Императрица объясняла выполненiемъ лишь Завѣта Спасителя, говорившего, что кто посѣтитъ больного, тотъ пocѣтитъ Его Самого.
       Въ силу многихъ обстоятельствъ, въ томъ числѣ и постояннаго болѣзненнаго состоянiя Императрицы, вслѣдcтвie ея болѣзни сердца, Царская Семья вела удивительно замкнутый образъ жизни, что естественно способствовало самоуглубленiю и развитiю религiознаго чувства, при́нявшаго у Государыни совершенно исключительный, преобладающiй характеръ. На почвѣ этой религiозности Александра Ѳеодоровна вводила монастырскiй уставъ Бoгocлyжeнiя въ нѣкоторыхъ придворныхъ церква́хъ, и съ особымъ наслажденiемъ, несмотря на болѣзненное состоянiе, выста́ивала до конца длившiяcя долгими часа́ми службы. Это исключительное религiозное настроенiе Императрицы Александры Ѳеодоровны и послужило единственной причиной преклоненiя Ея передъ личностью Григорiя Распутина, который несомнѣ́нно, какъ уже было объяснено, обладая способностью внушенiя, благотворно дѣйствовалъ въ нѣ́которыхъ случаяхъ на состоянiе здоровья тяжко больного Наслѣдника. При этомъ, вслѣдствiе своей религiозной настроенности, Императрица не могла объективно оцѣнивать источникъ несомнѣ́нно поразительнаго влiянiя Распутина на состоите здоровья Наслѣдника, и искала этотъ источникъ не въ гипнотической силѣ, а въ тѣхъ высшихъ Небесныхъ Силахъ, которыми былъ надѣленъ, по Ея глубокому убѣжденiю, за свою святую жизнь, Распутинъ. Года за полтора до переворота 1917 г. извѣстный бывшiй монахъ Илiодо́ръ Труфа́новъ, о которомъ было уже выше упомя́нуто, прислалъ въ Петроградъ изъ Хрiстiа́нiи свою жену съ порученiемъ предложить Царской Семьѣ купить у него въ рукописи написанную имъ книгу, выпущенную впослѣдствiи подъ названiемъ «Святой Чертъ», гдѣ онъ описываетъ отношенiе Распутина къ Царской Семьѣ, набрасывая на эти отношенiя тѣнь скабре́зности*. Этимъ вопросомъ заинтересовался Департаментъ Полицiи, и на свой рискъ и страхъ вступилъ въ переговоры съ женою Илiодора о прiобрѣте́нiи этой книги, за которую Илiодо́ръ просилъ, насколько помню, 60.000 рублей. Въ концѣ концовъ дѣло это было представлено на усмотрѣнiе Императрицы Александры Ѳеодоровны. Которая съ негодованiемъ отвергла гнусное предложенiе Илiодо́ра, заявивъ, что «бѣлое не сдѣлаешь чернымъ, а чистаго человѣка не очернишь».
       Считаю нужнымъ обратить вниманiе, заканчивая этотъ очеркъ, что въ дѣлѣ выдвиженiя Распутина ко Двору принимали въ свое время особо горячее участiе Великiя Княгини Анастасíя и Мили́ца Николаевны, Духовни́къ Ихъ величествъ Епископъ Феофа́нъ (Быстро́въ) и Епископъ Гермоге́нъ. Поэтому отношенiе Императрицы Александры Ѳеодоровны къ Распутину было съ первыхъ же шаговъ довѣрчиво-благожелательнымъ и съ теченiемъ времени оно только усиливалось, вслѣдствiи причинъ, уже нами указанныхъ.
       Подлинное подписалъ: Бывшiй командиро́ванный въ Чрезвычайную Слѣдственную Комиссiю по разслѣдованiю злоупотребленiй министровъ, главноуправляющихъ и другихъ должностныхъ лицъ, съ правомъ производства слѣдственныхъ дѣйствiй, Товарищъ Прокурора Екатеринославскаго Окружнаго Суда, Владимiръ Михайловичъ Ру́дневъ. Г. Екатериносла́въ. 28-го Марта 1919 г.

Кара Божiя.       «Ты положи́лъ на него́ благослове́нiя на вѣ́ки, возвеселя́лъ его́ ра́достiю лица́ Твоего́, и́бо Царь упова́етъ на Го́спода и по бла́гости Всевы́шняго не поколе́блется. Рука́ Твоя́ найде́тъ всѣхъ враго́въ Твои́хъ, десни́ца Твоя́ найде́тъ всѣхъ ненави́дящихъ Тебя́. Во вре́мя гнѣ́ва Твоего́ Ты сдѣ́лаешь ихъ какъ печь о́гненную; во гнѣ́вѣ Свое́мъ Госпо́дь погу́бить ихъ, и пожре́ть ихъ ого́нь Ты истреби́шь плодъ ихъ съ земли́ и сѣ́мя ихъ - изъ среды́ сыно́въ человѣ́ческихъ, и́бо они́ предпри́няля про́тивъ Тебя́ зло́е, соста́вили за́мыслы, но не могли́ вы́полнить ихъ». (Псаломъ Давида 20).
       «Свобода, равенство и братство» - лозунги «великой» французской революцiи, по существу своему, такiе идеальные, красивые. Но при проведенiи ихъ въ жизнь они, въ лучшемъ случаѣ, обращаются въ ничто́, надъ ними же вы́сится неотъемлемая принадлежность революцiи - кровавая гильоти́на, ножомъ которой дѣйствительно свободно, ра́вно и по братски рубились го́ловы всѣмъ не желавшимъ, а часто просто не умѣ́вшимъ во́ время поклониться кровожадному революцiонному Мо́лоху. Ложь, лицемѣрiе и потоки кро́ви, кро́ви безъ конца - вотъ истинные сνмволы революцiи. Съ особенной яркостью выражаются они и въ потрясающей нынѣ весь мiръ «великой» руской революцiи. Красной нитью проходятъ эти сνмволы черезъ дѣятельность всѣхъ дѣ́ятелей революцiи. Bсѣ эти Гучко́вы, Милюко́вы, Родзя́нки, кн. Льво́вы, Винаве́ры, Макла́ковы, крестные отцы революцiи, крупные по своей разрушительной работѣ и столь блѣ́дные и безвольные въ дѣлѣ созиданiя, ихъ воспитанникъ, въ сущности, психически больной Ке́ренскiй и наконецъ ихъ естественные преемники по ка́иновому дѣлу - Ленинъ и Троцкiй, эти умные, наиболѣе яркiе, но демоническiе слу́ги князя тьмы, затопившiе Pociю потокомъ кро́ви и закончившiе на́чатую ихъ предшественниками работу по ея разрушенiю - всѣ они такъ или иначе послужили этимъ революцiоннымъ сνмволамъ.
       Мрачна картина нашей революцiи, что въ душѣ признаютъ и разочаровавшiеся искреннiе и честные ея приверженцы, но не менѣе темна́ и безобразна предшествовавшая ей эпоха, когда шла подготовка къ ней и производился планомѣрный натискъ на самое дорогое достоянiе Росiи - Царскую Семью.
       Росiя вела въ то время величайшую за свое бытiе́ войну, вынося на своихъ плечахъ всѣ ея тя́готы, такъ какъ ея конституционно-парламентарные союзники только подготовля́лись еще къ борьбѣ, задѣ́лывая свои прорѣ́хи въ дѣлѣ оборудованiя и формированiя Армiй. Верховный Повелитель Росiи, столь миролюбивый по Своей натурѣ, съ болью въ сердцѣ согласившiйся на войну, всей Своей благородной душею, всѣми Своими помыслами отдался дѣлу служенiя Родинѣ. Вся Его Семья, во главѣ съ Государыней Императрицей Александрой Ѳеодоровной, всецѣло была за́нята заботами о раненыхъ, бѣженцахъ, семьяхъ запасныхъ солдатъ при́званныхъ на войну, снабженiемъ войскъ бѣльемъ. И въ это время у Нихъ же за спиной свила себѣ гнѣздо подлѣ́йшая измѣна. Умѣло направленная интернацiональными темными силами, съ успѣхомъ продѣлавшими то же съ Людовикомъ XVI и его женой, и нынѣ использовавшими безмѣрное чecтoлюбie различныхъ политическихъ и общественныхъ дѣ́ятелей, - со змѣинымъ шипѣнiемъ поползла гнусная клевета. Ловко играя именами дѣйствительно нежелательныхъ лицъ, подъ покровомъ святости проникшихъ въ глубоко́ религiозную Царскую Семью, вcѣ эти политика́ны начали обвинять въ измѣнѣ Императрицу Александру Ѳеодоровну, окреще́нную ими «нѣмкой», подобно тому, какъ ихъ учителя́ столѣтiе тому назадъ называли «австрiя́чкой» несчастную Mapiю Антуане́ту Затѣмъ дошли даже до того, что обвинили Самого Государя Императора въ томъ, что Онъ, пренебрегая интересами государства, желаетъ заключить невыгодный для Росiи сепара́тный миръ.
       Несмотря на всю явную нелѣпость возводимыхъ обвиненiй, клевета успѣшно работала, проникая всюду, начиная и, что особенно позорно, иногда исходя́ изъ Великокня́жескихъ дворцовъ, проползая въ дворянскiе хоро́мы и доходя даже, черезъ офицеровъ, въ солдатскiе окопы. И вмѣсто того, чтобы встрѣтить сразу рѣзкiй горячiй отпоръ со стороны тѣхъ, кто въ силу традицiй, долга, а главное яснаго смысла данной присяги, долженъ былъ оказать его, эта клевета расползалась все болѣe и болѣе и часто съ какимъ то психопати́ческимъ наслажденiемъ распространялась именно этими лицами. Си́мы и Iафе́ты, въ тайника́хъ души болѣвшiе о ко́е чемъ происходящемъ у Трона, пробовали возражать противъ гнусной клеветы, но ихъ заглушали многочисленные голоса́ послѣдователей ихъ третьяго брата, чувствовавшаго себя тогда господиномъ положенiя.
       Казалось, массовое помѣшательство охватило всѣхъ. Государственная полицiя, недостаточно внимательно относившаяся къ подготовля́вшимся разными «общественными» дѣ́ятелями за́говору, изощрялась въ составленiи докладовъ о шумныхъ похожденiяхъ Распутина. Дворянскiе съѣзды изощря́лись другъ передъ другомъ въ вынесенiи наиболѣе ѣ́дкихъ резолюцiй о «темныхъ силахъ». Прогрессивный блокъ Государственныхъ Совѣта и Думы, покровительствовавшiй, если даже просто не руководившiй этой антидинасти́ческой работой, пестрѣ́лъ придворными мундирами и «монархисты» Пуришке́вичъ и Шульги́нъ въ запуски старались проявить и себя въ этомъ вопросѣ. Офицерству, и даже гвардейскому, прiѣзжавшему съ истрепанными нервами на отдыхъ въ столицы, привива́лся тотъ же ядъ, проникавшiй и на передовыя позицiи, гдѣ не шифро́ванными телефоногра́ммами, къ тому же съ комментарiями, сообщалось извѣстiе объ убiйствѣ Распутина. Нервно взвинченныя дамы, жены сановниковъ, писали Императрицѣ дерзновенныя пи́сьма, дѣлавшiяся сразу извѣстными во всѣхъ свѣтскихъ гостинныхъ и когда затѣмъ слѣдовала мягкая кара, то почти весь сано́вный Петроградъ спѣшилъ заѣхать съ соболѣ́знующимъ визитомъ къ «опа́льнымъ» лицамъ.
       Появись въ то время благородный герой «Войны и мира» Николай Ростовъ, съ его, столь ярко выраженной гр. Львомъ Толстымъ, чистой и единственно возможной идеей вѣрнопо́дданности, исповѣ́дывавшейся нашими предками - онъ былъ бы жестоко вы́смѣянъ въ своемъ же кругу, провозгласи́вшимъ своимъ кумиромъ дворянина новаго типа - Михаила Родзя́нко, эту наиболѣе позорную личность изъ эпохи рускаго лихолѣ́тiя, - дорожи́вшаго своимъ камерге́рскимъ мундиромъ, проведеннаго въ 4-ую Государственную Думу благодаря давленiю центральнаго правительства и оперировавшаго именемъ Государя Императора, якобы желавшаго его избранiя, «случайно» заѣзжавшаго и именно въ день рожденiя къ Митрополиту Питириму, считавшемуся его же единомышленниками ставленникомъ Распутина и въ то же время участвовавшаго въ антидинасти́ческомъ походѣ, позволя́вшаго себѣ грубыя выходки въ Царскомъ Дворцѣ.
       Послѣдствiемъ этого нравственнаго маразма, охватившаго культурнѣйшiе слои Росiи - должно было случиться то, что переживается теперь ими въ теченiе этихъ лѣть. Росiя, и въ то время - 1915-1917 г.г. - главнымъ образомъ не мужицкая, тяжко согрѣшила передъ Потомкомъ тѣхъ, кто изъ Княжествъ Кiевскаго и Новгородскаго, изъ Царства Московскаго создалъ Великую Имперiю, омыва́емую двумя океанами, населенную десятками народностей, необъятную въ своемъ пространствѣ, передъ тою Династiей, которая разъ уже вы́вела нашу Отчизну изъ безнадежнаго положенiя въ 1613 году, передъ Тѣмъ, Кто такъ мисти́чески глубоко́ понималъ, что на Немъ больше чѣмъ правъ лежитъ обязанностей и что, неся́ нравственную высшую отвѣтственность за су́дьбы врученнаго Ему свыше Государства, Онъ не можетъ отдавать его на потокъ и разграбленiе отдѣльнымъ политическимъ партiямъ. Онъ сознавалъ всю тяжесть носи́маго Имъ по Божьему изволенiю, Царскаго Вѣнца, но не считалъ Себя въ правѣ переса́живать его фактически на го́ловы разныхъ псевдо-отвѣтственныхъ министровъ, являвшихся бы простыми игрушками въ рукахъ тѣхъ же парiй.
       Вслѣдствiе бунта невоюющихъ солдатъ петроградскаго гарнизона, бунта не подавленнаго по винѣ проникшихъ всюду заговорщиковъ, возстанiя че́рни, возглавленнаго столь популярной въ то время Государственной Думой, - Государь Императоръ былъ отня́тъ отъ Росiи. Еще ранѣе въ душѣ нару́шивъ долгъ присяги, хотя бы непротивле́нiемъ распространя́вшейся клеветѣ, большинство сочло себя и формально освобожденнымъ отъ нея, удово́льствовавшись появившейся въ газетахъ телеграммой Государя объ отреченiи отъ Престола, не подтвержденной, требуемымъ дѣйствовавшими въ то время Основными Законами, соотвѣтствующимъ Манифестомъ. Одурманенные долгой разрушительной работою люди, и среди нихъ много вполнѣ честныхъ и порядочныхъ, не понимали, вѣроятно, что отъ этого обязательства, даннаго передъ Святымъ Еνангелiемъ и Крестомъ, никто освободить не можетъ. Массовое клятвопреступленiе было совершено́, - съ этого момента въ немъ принялъ участiе и простой народъ, - за этимъ неминуемо должно было слѣдовать и возмездiе.
       И оно пришло немедленно. Съ первыхъ же дней револющи, когда сразу вы́явилась полная неспособность къ управленiю великой страной всѣхъ популярныхъ любимцевъ общественнаго мнѣнiя, кори́вшаго раньше Государя за непризы́въ къ власти этихъ «лучшихъ» людей, тогда, когда въ Храмахъ Божiихъ впервые начинали святота́тственно возносить молитвы за «благовѣ́рное» временное правительство, ясно было, что Росiя докатится и до большевизма, и до проигрыша войны.
       Теперь Росiя голодная, мерзнущая, вымирающая отъ болѣзней, захле́бывающаяся въ потокахъ кро́ви - являетъ собою ужасную картину. Переживъ революцiонныя вре́менныя правительства различныхъ формированiй, она изнываетъ теперь подъ гнетомъ одной изъ его разновидностей, именуемой совѣтскимъ правительствомъ (которое до сихъ поръ остается у власти, переодически мѣняя цвѣта и оттѣнки, - прим. 2015 г.). А всѣ тѣ, кто такъ храбро боролся съ Царскою Властью, жалобно ноютъ по различнымъ столицамъ Европы и ничего не могутъ сдѣлать съ тою властью, которая сумѣла во́ время снять плоды съ посаженнаго ими дерева.
       И это тяжелое испытанiе, ниспо́сланное за грѣхи нашей Родинѣ, будетъ продолжаться, какъ и триста лѣтъ тому назадъ, до тѣхъ поръ, пока огромное большинство Рускаго Народа не покается въ своихъ прегрѣшенiяхъ и, въ особенности, не познаетъ того, насколько оно безмѣрно виновато передъ своимъ Государемъ, Помазанникомъ Божiимъ, свѣтлый духовный образъ Котораго еще ярче вырисовался въ эти мрачные годы лихолѣтiя.
       «О Го́споди, Бо́же милосе́рдный, Бо́же прему́дрый, Бо́же всемогу́щiй! Па́ки и па́ки припа́даемъ Тебѣ и сле́зно въ покаянiи и умиле́нiи се́рдца вопiе́мъ: согрѣши́хомъ, беззако́нновахомъ, непра́вдовахомъ предъ Тобо́ю, и вои́стинну пра́ведно по дѣло́мъ на́шимъ наказу́емы есмы́», - эти проникновенныя слова молитвы противъ крамо́лы долженъ постоянно повторять каждый честный рускiй, желающiй спасенiя имъ же, вольно или невольно, ввергнутой въ бездну несчастной Родинѣ. Николай Та́льбергъ. 30 Iюля ст. ст. 1920 г.
       Источникъ: П. Савченко. «Сборникъ статей о Царевичѣ-Мученикѣ Алексѣѣ и другихъ Царственныхъ Мученикахъ». «Свѣтлый Отрокъ». Свя́то-Тро́ицкiй монастырь, Джорданвилль, Н.I. 1984 г. С. 9-14; 36-40.

Распутинъ Гришка, Клятвопреступники, Монархiя, Новомученики Росiйскiе, О возстановленiи Росiи, Не забываемъ исторію

Previous post Next post
Up