В июле 2011 г. мы с мужем отправились в двухнедельную турпоездку по нескольким странам Европы, в том числе мы провели несколько дней во Франции, в Париже.
Нашим гидом была молодая, привлекательная и артистичная женщина, преподаватель петербургского университета, серьезно подготовившаяся к туру, знаток истории, культуры, быта страны. Мы путешествовали в основном на автобусе и по пути она вдохновенно рассказывала о знаменательных местах, показывала небольшие документальные фильмы или отрывки из художественных фильмов.
Группа у нас была очень разношерстная по возрасту, интересам, эрудиции. Особенно запомнились мне две сестры - немолодые женщины-музыкантши. Поездка в Париж была их давней мечтой, осуществить которую они смогли только после кончины матери. Многие годы они ухаживали за своей полупарализованной матерью, сменяя друг друга. Эти женщины запомнились и тем, как прекрасно они знали французскую музыку и искусство и тем, что постоянно спорили друг с другом, уточняя даты, названия, имена. Одна из них всюду ходила в «лягушках» (кроксах), резиновых тапках с дырочкам. И это - в Париже!
Неприятность случилась с парой молодоженов, поглощенных друг другом. Группу привезли в ресторанчик пообедать. Гид постоянно предупреждала, чтобы мы не оставляли вещи без присмотра. Эта же парочка как бы закрепила за собой столик, повесив сумочку на спинку стула и отправилась выбирать еду. Вернулись с тарелками, а сумочки нет. Документы, деньги, обратные билеты были украдены. Группа скинулись.
Как только мы приехали в Париж, группу, не завозя в гостиницу, сразу отправили на небольшую прогулку на речном трамвайчике по Сене. Был солнечный день и мы с удовольствием смотрели на людей, расположившихся на берегу, веселящихся, пританцовывающих, приветливо машущих проплывающим судам. Остался в памяти великолепный солнечный день и беззаботные, наслаждающиеся жизнью люди.
Не забуду необычный памятник на бульваре Монмартр: «Человек, проходящий сквозь стену». На памятнике изображен человек, наполовину застрявший в стене. Памятник создан Жаном Маре, знаменитым актером, сыгравшем хорошо знакомых старшему поколению Фантомаса и графа Монте-Кристо. Переступив порог пятидесятилетия, он решил, что хватит скакать на лошадях, сражаться на шпагах, выполнять опасные трюки и занялся тем, к чему у него давно лежала душа - живописью и скульптурой. Его талант художника высоко ценил П. Пикассо.
Человек, проходящий сквозь стену. Фото из интернета
Вспоминается забавная сценка в Люксембургском саду. Посреди широкой аллеи на стуле сидит человек и, положив ногу на ногу, невозмутимо читает газету. Люди с улыбкой обходят его.
Люксембургский сад
Здесь же в Люксембургском саду мы увидели уменьшенную копию статуи свободы, подаренную Францией США по случаю столетия подписания декларации о независимости. Позже вандалы повредили ее, отрезав руку с факелом, ее отреставрировали и поместили в охраняемую галерею музея Орсе.
Я прочла в путеводителе о церкви, украшенной витражами знаменитого американского художника, ювелира и мастера декоративно-прикладного искусства периода модерна Луиса Комфорта Тиффани (1848-1933). Гуляя по улицам города, мы оказались перед этим собором и зашли, чтобы полюбоваться витражами. Шла служба, на скамьях сидели верующие, держа в руках книжечки с нотами и словами псалмов и вполголоса пели. Мы смутились и хотели незаметно уйти, но люди на ближайшей к нам скамье с улыбкой подвинулись, освобождая место и передали нам такие же книжечки. Мы остались до конца службы, чтобы никого не потревожить. Затем все поднялись и по очереди стали причащаться. Нас тоже причастили: дали нам просфору с улыбками, очень доброжелательно. До конца дня настроение у нас было отменное.
Американская церковь
Еще одно незабываемое впечатление - это уникальное надгробие на могиле Рудольфа Нуриева (1938-1993) на знаменитом кладбище Сент-Женевьев-де- Буа под Парижем. Этот шедевр современного мозаичного искусства выполнен в виде роскошного восточного ковра. Только подойдя к нему вплотную, понимаешь, что перед тобой не тканый ковер.
надгробие на могиле Рудольфа Нуриева
Мы много слышали об изысканной французской кухне и решили сами отправиться в «нормальный» французский ресторанчик, чтобы отведать настоящие французские блюда, а не корм для туристов.
Зайдя в небольшой ресторанчик рядом с гостиницей, я изучила меню, и все таки, осмотревшись, выбрала хорошо знакомую отбивную с жареной картошкой, салат и бокал вина. Приготовлено все было великолепно.
Мимо нас пронесли огромное блюдо с чем-то тонко нарезанным и муж попросил принести ему такое же. Официантка назвала это блюдо карпаччо, а я тогда не знала, из чего его готовят. Оказалось, что это тонкие ломтики сырого мяса. Алексей остался голодным, ругал Францию и французов и, разочарованный, не стал больше ничего заказывать.
Должна признаться, что мы так и не отважились попробовать ни лягушачьи лапки, ни луковый суп, ни улиток. Улитки мы попробовали несколько лет спустя в Италии и оказалось, что это очень вкусно.
Мы не побывали в Лувре, куда нужно было выстоять многочасовую очередь, не увидели Версальского дворца, закрытого на реставрацию, не увидели многого другого за эти несколько дней.
Но главное, мы убедились в том, что это необыкновенный, незабываемый город и все восторженное, написанное и сказанное о нем - правда.