Наш последний перед отъездом день в Риме прошёл просто великолепно! Первую половину дня провели в Галерее Боргезе. Это римская Третьяковка, но в некотором отношении гораздо круче. Потому что находится на великолепной вилле Боргезе. Почему она так называется? По имени её владельца, Шипионе Боргезе, который приходился племянником папе Павлу V. Именно Папа подарил своему родственнику виноградник, на котором тот построил загородный дом, где разместил свою собственную коллекцию скульптур и картин. Дом окружён садом с растениями редких и ценных сортов, фонтанами, скульптурами, причудливыми постройками. Сама прогулка по парку доставляет огромное эстетическое удовольствие, а непосредственно вилла, не говоря уже о выставленных там шедеврах, супермегауникальна!
Потом мы чудеснейшим образом попали на церемонию смены конного караула на площади Квидринале. Зрелище ошеломительное: красавцы кони, сначала белые - это музыкальный взвод, - потом чёрные, наездники в исторических костюмах- одним словом, нам сказочно повезло!
В довершение ко всему, удачненько пошопились на предмет дизайнерских сумок и перчаток и, как говорится, усталые, но довольные, вернулись в отель.
Вот тут начинается собственно история.
… Оправившись от эйфории, проверяю почту и, обнаружив письмо от турецких авиалиний, вспоминаю, что надо бы зарегистрироваться на завтрашний рейс. Открываю письмо и не верю своим глазам: НАШ РЕЙС ОТМЕНЯЕТСЯ. Из-за непогоды в Турции. Перечитываю несколько раз. Действительно, cancelled. Варианты - получить обратно деньги или обменять билеты на другой рейс - не проясняют, какой должен быть алгоритм действий. Перед глазами всплывают картины, которые любят показывать на нашем ТВ: толпы народа в аэропорту, измученные дети, на полу люди спят... Умом потом понимаю, что, если это и есть, то скорее всего, в аэропорту Стамбула, а не здесь, в Риме. Успокаиваюсь.
Здравый смысл подсказывает, что вопрос можно бы решить не выходя из отеля. А что, обмениваем рейс, продляем отель (я уже и на ресепшн договорилась), остальное время гуляем по Риму! Но как это сделать? Тупо трачу две с половиной тысячи рублей на телефонные звонки в компанию, чтобы услышать на двух языках сообщение автоответчика, куда и по каким вопросам обращаться, а потом: пи-пи-пи (занято).
Потом бесчисленные совещания с сыном, изучение вопроса на форуме турецких авиалиний, письмо с вопросами туда же .... (Спасибо быстро ответившему безымянному администратору!) Короче, утром надо ехать в аэропорт. А сейчас спать…
Ночь время такое, всякое приходит в голову, а в ту ночь и сон и не сон, а какой-то клубок противодействия двух Я: одно из них как бы является персонажем триллера с билетом в один конец, другое время от времени (очевидно в моменты просветления) благоразумно успокаивает: никто не заинтересован в том, чтобы оставить нас здесь, следовательно нас наверняка должны отправить до родины.
Странные ощущения продолжаются утром (вылет по расписанию должен был быть часов в 11), потому как торопиться в аэропорт с одной стороны нет смысла, с другой - нет смысла не торопиться: как говорится, раньше сядешь - раньше выйдешь, в нашем случае раньше выедешь, раньше прилетишь.
… Аэропорт Ленардо да Винчи встретил нас просторным залом, практически пустым, и огромной мужской фигурой с золотым сечением, ну вы знаете, по рисунку собственно Леонардо да Винчи.
Единственное место, где толпился народ - это были стойки Турецких авиалиний. Вполне цивильная очередь. Не так уж и страшно. Пристраиваемся в конце, прицениваемся: хвост извивающейся змеи из людей и их чемоданов. Отмечаем место: прямо напротив входной двери, а с противоположной стороны электронные часы. Время на часах 10.00 утра. По приблизительной оценке, стоять до самого вечера, но это не смущает: в текущие сутки вопрос обещает решиться.
Проводим рекогносцировку. За стойкой обслуживания две тётеньки, типичные итальянки неопределённого возраста. Спокойные, улыбающиеся. Несмотря на нервозность некоторых пассажиров, особенно обладающих восточной внешностью, по всей видимости турков. Обслуживаются очередники - сколько времени они, интересно, простояли? - - долго: каждому подыскивается вариант перелёта без участия Турецких авиалиний. Долго, но плодотворно: отойдя от стойки, пассажиры-счастливчики деловито складывают документы, потом озираются по сторонам в поисках табло вылета - словом, вопросы действительно решаются.
Порою наш оптимизм угасает, когда видим, что вместо одного человека к стойке подтягивается целая группа, порою большая: в ожидании своей очереди они кантовались по залам аэропорта, а теперь вот по одному подходят совсем не с нашей стороны. Оттого основная змейка - не змейка, а змеища! - надолго замирает без движения.
Некоторые молодые люди, преимущественно с хвоста, решаются на покупку билета собственными силами и за свой счёт, в других кассах: у всех свои обстоятельства. Ради любопытства направляюсь к соответствующей стойке и справляюсь насчёт билетов в Москву. Недовольная кассирша сообщает, что на ближайшие рейсы остались только очень дорогие. Что ж, хорошо, что нас не припёрло, будем ждать.
Нас двое, поэтому пока одна томится в очереди, другая расхаживает на свободе. Относительной, конечно. Аэропорт большой: много магазинов, кафе, зона ожидания с креслами - всё это немного, но скрашивает наше существование в этой - чего уж там, назовём своими словами - западне.
Иногда мимо проходят представители авиакомпании и, стараясь не привлекать к себе внимания, предлагают сухой паек: бутылочку питьевой воды и какую-то лепёшку в бумажном пакете. Многие просто не успевают даже увидеть тележку, потому как быстренько распределив немногочисленные пакеты, служащие незаметно удаляются.
Как ни странно, время проходит без особенных мучений, но, усталость на финишной черте, конечно, ощущается. Стрелки всё тех же часов уже сделали полный круг и показывают 22 с минутами. То есть мы простояли более двенадцати часов!
За стойками всё те же итальянки, что и утром. Всё так же улыбаются и настроены очень миролюбиво (умеют же работать с людьми!). Покопавшись в компьютере, наша тётенька с сочувствием роняет: «Даже не знаю, куда вас посадить…», но звучит это как «Сейчас найдём, как вас отправить!», поэтому мы не опускаем руки. Действительно, через какое-то время, поворачивает к нам компьютер, чтобы продемонстрировать один единственный маршрут, который нам подходит: Рим-Лондон-Москва-Уфа. Извиняющимся голосом говорит: «Только через Хитроу, ladies…». Да хоть через Сидней, главное, что мы будем двигаться и окажемся в конце концов дома!
Получив добро от нас (да у нас и нет другого выбора), тётенька оформляет билет, довольно долго. «Вылет утром. Да, вам предоставят отель», - объявляет она прокуренным голосом. «Нет, в город ехать не надо, только пройти по переходу. Вы увидите, Хилтон. Вам один номер или два?»
Обалдевшие от такой щедрости - я не про Хилтон, не, я про кровать и возможность раздеться и лечь - и от наступившей наконец-то определённости, означающей свободу, мы направляемся в отель. Выдыхаем …