Св. Патріархъ Тихонъ за свою краткую дѣятельность Первосвятителя Россійской Православной Церкви (1918 - 1925 г.г.) велъ корабль церковный по бурному морю страшныхъ событій необычайно мудро.
Для облегченія невѣроятныхъ страданій духовенства и мірянъ, гонимыхъ безбожной властью, онъ шелъ на цѣлый рядъ уступокъ и компромиссовъ. Совѣтская власть не удовлетворялась этими уступками и требовала духовнаго порабощенія Церкви Государству. Тогда св. патріархъ прекратилъ всякія уступки, за что и былъ арестованъ, а затѣмъ скоропостижно скончался, по-видимому отравленный, въ 1925 г.
Послѣ смерти св. Патріарха, остались въ силѣ три его замѣчательныхъ распоряженія, которыя легли въ основу истиннаго пути Русской Православной Церкви. Первое - касалось сущности Совѣтской власти, которую Св. Патріархъ Тихонъ квалифицировалъ какъ власть антихристову, а поэтому подлежащую анафематствованію. Совѣтская власть была проклята Св. Патріархомъ.
Второе распоряженіе - это предсмертный призывъ ко всѣмъ православнымъ русскимъ людямъ въ Россіи: «Зову васъ, возлюбленныя чада Православной Церкви, зову васъ съ собой на страданія!».
Третье распоряженіе - касалось всѣхъ русскихъ православныхъ людей «въ разсѣяніи по всему міру сущихъ». Въ спеціальномъ указѣ отъ 7/20 ноября 1920 г. за № 362 предлагалось всѣмъ православнымъ людямъ заграницами СССР объединиться и создать Высшій Церковный Административный Центръ. Подъ управленіемъ этого Центра всѣмъ въ разсѣяніи сущимъ православнымъ русскимъ людямъ предлагалось жить обособленно отъ Россійской Матери - Церкви до тѣхъ поръ, пока не установится въ Ней свобода и порядокъ.
Согласно этого Указа и создалась Зарубежная Русская Православная Церковь, подъ высшимъ руководствомъ русскаго заграничнаго Собора и Сѵнода, представителемъ котораго, послѣ смерти высокопреосвященнѣйшаго митрополита Антонія, вплоть до настоящаго времени является высокопреосвященнѣйшій митрополитъ Анастасій. Эта Церковь - единственная мистически, и канонически, и исторически истинная Православная Русская Церковь за границами СССР.
Врагъ рода человѣческаго, великій клеветникъ, лжецъ и человѣкоубійца - діаволъ, послѣ смерти св. Патріарха Тихона, обрушился всѣми силами на Православную Русскую Церковь, желая ее уничтожить или поработить.
За предѣлами СССР начались нестроенія, раздѣленія, расколы, но вѣрная завѣтамъ и повеленіямъ св. Патріарха Тихона, Русская зарубежная Церковь, подъ руководствомъ Русскаго Архіерейскаго Сѵнода за границей, - осталась непорочной Христовой невѣстой, а потому согласно неложнаго обѣщанія Самого Спасителя и неодолимой самимъ адомъ!
Если жизнь заграницей русской Церкви была обильна тяжелыми драматическими событіями, то жизнь Россійской Православной Церкви въ СССР оказалась воистину трагедіей!
Послѣ смерти св. Патріарха Тихона, мѣстоблюстителемъ патріаршаго престола сталъ митрополитъ Петръ Крутицкій. Онъ оказался непоколебимымъ «камнемъ» и безстрашнымъ мученикомъ за чистоту вѣры Христовой. Никакіе соблазны, никакія угрозы, никакія пытки и истязанія не смогли поколебать великомученика - Первосвятителя Россійской Православной Церкви. Имя его навсегда войдетъ въ исторію Русской Церкви cъ именами митрополита Филиппа и патріарха Гермогена.
Арестованный, сосланный, запытанный невѣроятными пытками и замученный до смерти, митрополитъ Петръ остался непоколебимымъ и не подписалъ деклараціи, которую требовала отъ него Совѣтская власть.
Его послѣднимъ повелѣніемъ было указаніе, чтобы его имя, какъ сѵмволъ единства русской Церкви, продолжалось возноситься за литургіей во всемъ православномъ мірѣ; несмотря даже на слухи о его смерти, до тѣхъ поръ, пока смерть его не будетъ вполнѣ точно установлена (см. объ этомъ свидѣтельство епископа Дамаскина, викарія Черниговскаго).
Послѣ ареста мѣстоблюстителя, замѣстителемъ мѣстоблюстителя патріаршаго престола сталъ митрополитъ Сергій Нижегородскій въ 1926 году.
Въ 1927 году митрополитъ Сергій измѣнилъ завѣтамъ св. Патріарха Тихона и митрополита Петра и выпустилъ свою знаменитую декларацію, въ которой призывалъ православныхъ людей «радоваться» радостямъ богоборческой власти, и вынести этой проклятой антихристовой власти всенародную благодарность за вниманіе къ нуждамъ православнаго населенія.
Памятуя невѣроятныя гоненія на Православную Церковь, мученическую смерть митрополита Веніамина, и «иже съ нимъ», арестъ и смерть св. Патріарха Тихона, ссылку и страданія митрополита Петра, разрушенія храмовъ, уничтоженіе монастырей, кощунство надъ св. мощами, запрещеніе колокольнаго звона, устройство «комсомольской пасхи», заточеніе многихъ сотенъ епископовъ (въ 1927 году томилось въ концлагеряхъ свыше 200 епископовъ), десятковъ тысячъ священнослужителей и монашествующихъ, и милліоны вѣрующихъ христіанъ, осужденныхъ по церковнымъ дѣламъ, - истинно православные люди не смогли принять Деклараціи митрополита Сергія: произошелъ церковный расколъ 1927 года.
Во главѣ истинно православныхъ людей, оставшихся вѣрными св. Патріарху Тихону, проклявшему совѣтскую власть, и звавшему вѣрныхъ чадъ Православной Церкви на мученія, и митрополиту Петру сосланному на страданія за то, что онъ не согласился подписать той деклараціи, которую подписалъ митрополитъ Сергій, - сталъ Петроградскій митрополитъ Іосифъ.
Приверженцевъ митрополита Сергія стали называть «сергіянами», а послѣдователей митрополита Іосифа - «іосифлянами».
Одобреніе позиціи митроп. Іосифа было получено изъ ссылки отъ митроп. Петра Крутицкаго и отъ митроп. Кирилла Тамбовскаго.
Центромъ истиннаго Православія 1928-29 г.г. становится въ Петроградѣ «Храмъ Воскресенія на крови» (на мѣстѣ убіенія императора Александра II). Настоятелемъ этого храма былъ митрофорный протоіерей о. Василій Верюжскій. Кромѣ этого храма въ рукахъ «іосифлянъ» было еще несколько церквей въ Петроградѣ и его окрестностяхъ: Петр. храмъ во имя св. Николая чудотворца, при убѣжищѣ престарѣлыхъ артистовъ на Петровскомъ островѣ, (настоятелемъ этого храма былъ протоіерей о. Викторій Добронравовъ); храмъ во имя Тихвинской Божіей Матери въ Лѣсномъ (гдѣ настоятелемъ былъ протоіерей о. Александръ Совѣтовъ), храмъ въ «Стрѣльнѣ» (настоятель - о. Измаилъ), и нѣкоторые другіе. Въ храмѣ Воскресенія на крови, кромѣ о. Василія Верюжскаго, выступали замѣчательные проповѣдники: протоіерей о. Феодоръ Константиновичъ Андреевъ (другъ о. Павла Флоренскаго), бывшій профессоръ Московской духовной академіи и протоіерей о. Сергій Тихомировъ. Отецъ Феодоръ былъ духовникомъ многихъ профессоровъ Военномедицинской Академіи, а о. Сергій - духовникомъ многихъ академиковъ Академіи Наукъ и профессоровъ Петроградскаго Университета.
Въ 1929 году умеръ замученный пытками допросовъ въ тюрьмахъ и выпущенный «умирать дома» - о. Ѳеодоръ профессоръ Андреевъ. Похороны этого замѣчательнаго проповѣдника приняли грандіозно- демонстративный характеръ. «Со временемъ похоронъ Достоевскаго Петербургъ не видѣлъ такого скопленія народа» - писалъ профессоръ А. И. Брилліантовъ своему другу.
Къ 1930 году были закрыты всѣ «іосифлянскія» церкви за исключеніемъ одной (Тихвинской Божіей Матери въ Лѣсномъ). Въ 1930 году были разстрѣляны всѣ наиболѣе видные «іосифляне»: епископъ Максимъ, протоіерей Николай Прозоровъ, протоіерей Сергій Тихомировъ, протоіерей Александръ Кремышанскій, іерей Сергѣй Алексѣевъ, и др. Архіепископъ Димитрій (Гдовскій) былъ заточенъ на 10 лѣтъ въ Ярославскій политъизоляторъ, гдѣ и погибъ.
Митрополитъ Іосифъ, епископъ Сергій Нарвскій, со множествомъ духовенства и мірянъ были сосланы въ концлагеря. Многіе міряне были арестованы и высланы только за то, что они посѣщали единственную іосифлянскую церковь въ Лѣсномъ. Въ 1936 году эта церковь была тоже закрыта.
Еще съ 1928-го года начались въ Петроградѣ отдѣльныя тайныя богослуженія по домамъ. Послѣ 1930 года - количество тайныхъ богослуженій значительно увеличилось. А съ 1937 года можно считать Катакомбную Православную Церковь вполнѣ оформленной. Въ остальной Россіи, особенно въ Сибири, катакомбныя церкви создались нѣсколько раньше. Въ Москвѣ катакомбныхъ богослуженій было недостаточно, и многіе москвичи «оформлялись» въ Петроградѣ. Никакого административнаго центра и управленія катакомбными церквами не было. Духовными руководителями считались митроп. Кириллъ и митроп. Іосифъ. Главой Церкви - признавался законный мѣстоблюститель патріаршаго престола митрополитъ Петръ Крутицкій, а послѣ его смерти - митроп. Іосифъ. Въ 1929-30 годахъ, въ Соловецкомъ концлагерѣ, гдѣ оказались вмѣстѣ нѣсколько «Іосифлянскихъ» епископовъ (Максимъ Серпуховскій, Викторъ, викарій Вятскій, Илларіонъ, викарій Смоленскій и Нектарій Трезвинскій) - были тайныя хиротоніи. Появились тайные епископы и огромное количество тайныхъ священниковъ. Мнѣ лично извѣстна лишь Петроградская область и происходившія въ ней тайныя катакомбныя богослуженія за періодъ съ 1937 по 1941 г. вкючительно. Затѣмъ мнѣ пришлось встрѣтиться съ участниками катакомбныхъ богослуженій въ 1942 - 45 г.г. (съ разныхъ мѣстъ Россіи). Послѣ 1945 года у меня свѣдѣній нѣтъ.
Въ Петроградѣ и Петроградской области съ 1937 по 1941 годъ было чрезвычайно много катакомбныхъ богослуженій. Гдѣ только эти богослуженія не происходили? На квартирахъ нѣкоторыхъ академиковъ, профессоровъ Военно-Медицинской Академіи и Петроградскаго
Университета, въ помѣщеніи морского техникума, школѣ подводнаго плаванія, въ школѣ взрослыхъ воднаго транспорта, въ помѣщеніяхъ больницъ, въ нѣкоторыхъ учрежденіяхъ, куда входъ былъ только по пропускамъ. Очень интенсивно шли тайныя богослуженія въ пригородахъ Петрограда и болѣе отдаленныхъ отъ него мѣстечкахъ: въ Шувалово, Озеркахъ, дер. Юкки подъ Левашево, на ст. Поповка, Колпино, Саблино, Чудово, М. Вишера, Окуловка, на ст. Оксочи (въ дѣтской колоніи им. Ушинскаго), въ Гатчине (на квартирѣ почитателей знаменитой подвижницы матушки Маріи), въ Елизаветино, Волосово, Ораніенбаумѣ, Мартышкино, Стрѣльнѣ (гдѣ подвизался замѣчательный священникъ о. Измаилъ) и многихъ другихъ мѣстахъ.
Гоненія на катакомбную Церковь, которую митроп. Сергій признавъ «контръ-революціей», а молящихся въ ней - «политическими преступниками», - предалъ на растерзаніе безбожной власти, - были необычайно жестокія.
Особенно много было арестовано и запытано до смерти за время 1937-1938 г.г. въ такъ называемое «ежовское время».
Поэтому, съ 1939 года катакомбныя церкви стали чрезвычайно оберегаться, и попасть въ нихъ было чрезвычайно трудно. Но, искренно ищущіе-находили. И если количество тайныхъ катакомбныхъ богослуженій въ 1939 году значительно сократилось, то качество ихъ - необычайно духовно выросло. Воистину это были новыя первохристіанскія времена: легенда о дивномъ невидимомъ градѣ Китежѣ превращалась въ явь! Какъ мнѣ пришлось слышать позднѣе, за время войны, особенно послѣ избранія митроп. Сергія совѣтскимъ патріархомъ, катакомбныя богослуженія, несмотря на жесточайшія гоненія, вновь усилились, ибо истинно православные люди не могли примириться съ полнымъ духовнымъ порабощеніемъ Прав. Церкви, проклятому антихристову режиму. При патріархѣ Алексѣѣ - гоненія еще болѣе усилились, ибо теперь уже нѣтъ никакихъ оправданій тѣмъ, кто не посѣщаетъ открытыхъ храмовъ и совершаетъ тайныя богослуженія на дому! «Участники катакомбныхъ церквей причислены были къ самымъ тяжкимъ политическимъ преступникамъ!». Но, «къ злодѣямъ причтенъ» былъ даже и самъ Спаситель!
Отсюда ясно, какъ приходится хранить и скрывать имена участниковъ катакомбныхъ церквей, особенно имена епископовъ и священниковъ. Такъ много хотѣлось бы разсказать о дѣятельности о. Алексія, о. Георгія, о. Александра, о. Петра, о. Владиміра и др., многихъ, хорошо ивѣстныхъ истиннымъ православнымъ въ Петроградской области. Но не пришло еще время! Вѣдь можетъ быть они живы и служатъ тайно до сего дня! А малѣйшая деталь, могущая выдать ихъ - грозитъ смертными муками имъ и роднымъ ихъ. Да, они и не ждутъ славы человѣческой. Они, эти многочисленные мученики и мученицы (ибо среди активныхъ дѣятелей катакомбныхъ церквей много монахинь) кладутъ души свои за други своя, исполняя заповѣдь Христову о высшей любви.
Здѣсь, за рубежомъ, иногда встрѣчаются люди, которые, признавая заслуги катакомбной Церкви, признаютъ въ тоже время и правду «сергіанской церкви». Такимъ слѣдуетъ знать, что въ СССР ихъ позиція была бы рѣзко отвергнута съ обѣихъ сторонъ. Ибо, «если патріархъ Сергій и патріархъ Алексѣй» - запретили въ служеніи и заклеймили «политическими преступниками» дѣятелей «іосифлянской» церкви, то послѣдніе, въ свою очередь - запретили ходить вѣрующимъ въ совѣтскіе открытые храмы.
Вообще русское православное населеніе СССР можно раздѣлить на слѣдующія группы:
Первая группа строго и истинно православныхъ церковныхъ людей, живущихъ по преимуществу духовной жизнью и интересами Церкви, какъ Тѣла Христова. Эта группа ни подъ какимъ видомъ, никогда, не признавала и не признаетъ Совѣтскую патріархію. Эта группа вся ушла въ катакомбы.
Вторую группу составляютъ мало-вѣрующіе, малоцерковные люди, которые по традиціонной инерціи продолжаютъ теплохладно вѣрить въ Бога, или же эстетически привлекаются православнымъ богослуженіемъ. Такіе - не разбираются въ тонкостяхъ церковнаго духа. Они замѣчаютъ лишь «одежду» Церкви, которая не измѣнилась. Они охотно ходятъ въ храмы, открытые совѣтской безбожной властью, разрѣшающей небольшія дозы «опіума» для народа.
Третью группу составляютъ «дипломаты», раціоналисты, живущіе интересами Церкви, какъ организаціи, (а не какъ органа Святаго Духа). Они оправдываютъ церковную политику и Сергія и Алексѣя, которая, по ихъ мнѣнію, спасаетъ Церковь. Эти - охотно посѣщаютъ совѣтскія церкви, не замѣчая, что при сохранившейся организаціи ея-утеряно самое главное - духъ Христовъ.
Четвертую группу составляютъ тѣ, которые мучительно тяжко принимаютъ и Декларацію митроп. Сергія 1927 г. и всѣ послѣдущія слова и дѣла совѣтскихъ патріарховъ, но считаютъ, что благодать въ Православной Церкви все же сохранилась ради тѣхъ милліоновъ несчастныхъ русскихъ людей, которые получаютъ въ Церкви великое утѣшеніе. Съ крайне тяжелымъ чувствомъ слушая панегерики совѣтской церкви совѣтской безбожной власти, они продолжаютъ ходить въ открытые храмы и молятся со слезами предъ чудотворными иконами. Это люди душевные, которые еще не доросли до духовнаго пониманія религіи. Душевныя утѣшенія они принимаютъ за благодатныя духовныя таинства.
Пятую группу составляютъ тѣ, кто лично не бесѣдовалъ съ патріархами и митрополитами совѣтской церкви, и потому являются неосвѣдомленными о сущности этой церкви. Большинство изъ этихъ людей, зная рядъ фактовъ опубликованія въ СССР различныхъ декларацій безъ вѣдома якобы подписавшихся подъ ними, полагаютъ, что все сообщенное отъ имени патр. Сергія и патр. Алексія или напечатанное въ оффиціальной церковной прессѣ - просто ложь, сочиненная совѣтской властью. Поэтому, не обвиняя лично патріарховъ и митрополитовъ совѣтской церкви, но не принимая сердцемъ того, что якобы только отъ ихъ имени говоритъ антихристова власть, - эта группа хотя и не уходитъ въ катакомбы, но продолжаетъ поминать на тайныхъ литургіяхъ имена первосвятителей Церкви. Но тѣ, кто имѣлъ возможность лично побесѣдовать съ представителями Высшей Іерархіи совѣтской церкви, знаютъ, что послѣдніе добровольно и сознательно солидаризируются съ совѣтской властью и искренно защищаютъ противоестественную дружбу Христовой Церкви съ антихристовымъ государствомъ.
Совершенно невозможно даже приблизительно опредѣлить %% вѣрующихъ, ушедшихъ въ катакомбы. Одно можно сказать: ушли лучшіе и ихъ милліоны! Не имѣя возможности всѣхъ ихъ выявить и уничтожить, Совѣтская власть стала отрицать наличіе Катакомбной Церкви и называть ее мифомъ.
Если существуетъ «мифъ о Христѣ», написанный пасторомъ проф. Артуромъ Древсомъ, то возможенъ и «мифъ о Катакомбной Церкви въ СССР». Я лично посѣщалъ катакомбную церковь съ 1937 по 1941 г.г. включительно. Позже я встрѣчался съ людьми, которые посѣщали ее съ 1942 по 1945 годъ. Духовное настроеніе все время оставалось въ этой Церкви высокимъ и чистымъ.
1937 годъ, декабрь мѣсяцъ. Послѣ концлагеря я не имѣю права проживать въ столицѣ и живу въ 200 километрахъ отъ Петрограда. (Ленинградомъ мы называемъ городъ с. Петра только въ оффиціальныхъ случаяхъ).
Тамъ, гдѣ я живу - въ окружности болѣе 100 километровъ нѣтъ ни одной церкви. Въ Петроградѣ существуютъ только 2 церкви: Морской Никольскій Соборъ (вблизи Маріинскаго театра) и церковь св. Князя Владиміра (у Тучкова моста). Обѣ церкви - «сергіанскія». Въ сергіанскія храмы я и мои многочисленные друзья не ходимъ съ конца 1927 года, т. е. уже 10-лѣтъ. Тайкомъ я пріѣзжаю въ Петроградъ и иду къ одной своей знакомой? Къ ней приходитъ одна тайная монашенка. Эта послѣдняя везетъ меня на тайное богослуженіе катакомбной Церкви. Я ничего не спрашиваю и не интересуюсь, куда мы ѣдемъ. Я нарочно не хочу знать, чтобы потомъ, если сохрани Боже буду арестованъ, даже подъ пытками не сказать, гдѣ я былъ.
Поздній вечеръ. Темно. На одномъ изъ вокзаловъ садимся въ поѣздъ. Ѣдемъ больше часу. Вылѣзаемъ на маленькомъ полустанкѣ и идемъ въ темноту 2-3 километра. Приходимъ къ какой-то деревушкѣ. На краю первый домикъ. Почти ночь. Темно. Тихо. Тихій стукъ въ дверь. Дверь отворяется и мы входимъ въ избу. Проходимъ въ чистую комнату. Окна глубоко занавѣшены. Въ углу нѣсколько старинныхъ образовъ. Передъ ними теплятся дампадочки. Народу - человѣкъ 15, больше женщины, въ платочкахъ; трое мужчинъ среднихъ лѣтъ, нѣсколько дѣтей 12-14 лѣтъ. Батюшка - мой знакомый. Когда-то онъ былъ преподавателемъ въ гимназіи, гдѣ я учился. Онъ помнитъ меня еще мальчикомъ. Батюшка привѣтливо меня встрѣчаетъ, благословляетъ, цѣлуетъ. «Сейчасъ начнемъ!» - говоритъ онъ, облачаясь. «А Вы пока напишите нѣсколько рецептовъ на медицинское вазелиновое масло» - обращается онъ ко мнѣ, зная, что я врачъ. Это масло еще можно достать въ аптекахъ по рецепту. Другого нѣтъ. Господь проститъ. А для лампадочекъ это хорошо...»
Я пишу рецепты почти всѣмъ присутствующимъ, предупреждая, чтобы они не покупали масла въ одинъ день и въ одной аптекѣ.
Начинается вечерня. И говорятъ и поютъ шепотомъ. У многихъ на глазахъ слезы умиленія. Молиться легко!.. Ничто не мѣшаетъ, не отвлекаетъ. Никогда и нигдѣ я не переживалъ такъ ясно и глубоко правоту требованій св. Іоанна Лѣствичника: «заключай умъ въ слова молитвы!».
Кромѣ батюшки, кругомъ всѣ чужіе. Но они всѣ родные, больше чѣмъ родные! У всѣхъ глаза такіе чистые, такіе ясные, такіе тепло-привѣтливые, лица одухотворенныя!..
Словами передать невозможно, что пережилъ я на этой всенощной. По окончаніи службы выпилъ чашку чая съ хлѣбомъ. Прощаясь, - облобызался трижды со всѣми… Ночь на исходѣ. Идемъ тихонько вдвоемъ съ монашенкой назадъ. На душѣ спокойно и сосредоточенно. Садимся въ поѣздъ. Ѣдемъ въ Петроградъ. Перехожу на другой вокзалъ и ѣду домой на службу...
1938 годъ, второй кошмарный годъ «ежовшины»... Незадолго до Пасхи меня арестовываютъ. Стою 4 дня въ «собачникѣ». Такъ называется камера, гдѣ стоятъ, ибо сѣсть невозможно, слишкомъ тѣсно. Изрѣдка вызываютъ на допросы. Одни возвращаются скоро, другіе задерживаются. Чѣмъ дольше задерживаются, тѣмъ тревожнѣе за нихъ. Вѣдь все равно они подпишутъ все, что уже написано заранѣе. Только будутъ избиты и измучены. Наконецъ, вызываютъ меня. Иду и молюсь: «Господи вразуми, спаси и сохрани!» Никогда я такъ не молился, ибо зналъ, что никакой человѣческой надежды нѣтъ! Молился закрывъ глаза, всей душой, всѣмъ умомъ, всѣмъ сердцемъ: «Господи, освободи!», чувствовалъ ясно, что Богъ тутъ, рядомъ справа, все слышитъ, все знаетъ, все понимаетъ, все можетъ!...
«Господи, освободи!.. Молитвами мучениковъ Твоихъ во всей Россіи! Молитвами вотъ сейчасъ по всей Россійской землѣ, тайно, въ катакомбахъ молящихся Тебѣ шепотомъ, со слезами!.. Господи, освободи! Освободи, чтобы потомъ, гдѣ нибудь на свободѣ разсказать другимъ о томъ, что творится теперь въ Россіи!..»
Молитву услышалъ Господь. Случилось чудо! Какъ все это обернулось - трудно разсказать, трудно самому повѣрить, что случилось!..
Провинціальное районное отдѣленіе НКВД. Сижу на табуретѣ въ большой комнатѣ. Стѣны фанерныя. Слышу все, что говорятъ за стѣной.
«Ахъ, дуракъ какой! - кричитъ начальникъ на слѣдователя (слѣдователи большей частью мальчишки 16- 18 лѣтъ, «практиканты», т. к. изъ-за огромнаго количества арестованныхъ настоящихъ слѣдователей не хватаетъ). «Ты по какой статьѣ его обвинилъ?»
- «По 59-ой».
- «Эта статья за что полагается?»
- «За бандитизмъ!»;
- «Ну, а кого ты допрашивалъ? ..»
- «Да онъ признался и протоколъ подписалъ!»...
- «Ахъ дуракъ, дуракъ, я тебя не о томъ спрашиваю... Теперь и мертвый подпишетъ!... Не въ подписи дѣло... А ты отвѣчай, кто онъ, этотъ старикъ, сектантъ?»
- «Да, Толстовецъ!
- «Ну, вотъ видишь! А знаешь ли ты, что они даже сапогъ не носятъ, а въ галошахъ ходятъ, эти толстовцы-то, спятъ безъ подушекъ... Почему? Чтобы, значитъ, кожей животныхъ не пользоваться и куриными перьями...
Они муху убить за грѣхъ считаютъ… А ты - бандитизмъ ему пришпилилъ! Пойди, исправь на 58-ю (58 ст. 10 пунктъ уголовнаго кодекса СССР - полагается за агитацію противъ совѣтской власти).
«Въ Москвѣ-то не дураки сидятъ». - продолжалъ ворчать начальникъ, «протоколъ-то въ Москву пойдетъ, иди, исправь!».
«Товарищъ начальникъ! - слышится другой робкій голосъ, «я вотъ тутъ тоже не совсѣмъ понимаю. Допрашивалъ я старовѣра. Объясните мнѣ, что такое «начетчикъ», чинъ что-ли такой?... или вотъ - «безпоповцы», что это значитъ?»
- «Чортъ ихъ знаетъ, что это значитъ» - обрываетъ начальникъ...
- «Товарищъ начальникъ», - слышится третій тихій голосъ, «тутъ на допросъ привели какого-то врача - сектанта, онъ навѣрно знаетъ все это и можетъ объяснить!. ..
- Ну, зови его!
И меня позвали...
- Къ какой вы сектѣ принадлежите?
- Ни къ какой!
- А почему въ церковь не ходите?
- Молюсь дома!
- Ну, а въ сектахъ понимаете что нибудь?
- Понимаю.
И вотъ, я оказываюсь экспертомъ и консультантомъ по ряду вопросовъ о расколѣ. Въ результатѣ - вдругъ, внезапно, оказываюсь освобожденнымъ - почему? отчего? Правда, у меня не было абсолютно никакой вины, кромѣ той, что я будучи вѣрующимъ православнымъ христіаниномъ, почему то не ходилъ въ совѣтскія церкви.
Я недавно освободился изъ концлагеря и хорошо запомнилъ дружескій совѣтъ одного начальника: «Ну, докторъ, теперь на свободѣ работайте все время на пять съ плюсомъ, тогда мы (то-есть органы НКВД) поставимъ вамъ тройку съ двумя минусами. Всякая ошибка ваша - будетъ преступленіемъ».
Я такъ и работалъ, постоянно на пять съ плюсомъ, вѣчнымъ «ударникомъ», отличникомъ...
У меня не было никакой вины и меня выпустили на свободу! Вѣдь это невѣроятное чудо, въ условіяхъ СССР.
На страстной недѣлѣ я оказался на свободѣ. Въ страстную субботу удалось тайкомъ поѣхать въ Петроградъ съ маленькой пятилѣтней дочкой. Заутреня была на одной изъ квартиръ большого оффиціальнаго казеннаго учрежденія, куда входъ разрѣшался только по особымъ пропускамъ. Мнѣ и моей маленькой дочуркѣ достали такой пропускъ.
Пришли мы въ чистенькую и уютную квартиру. Народу было до 30-ти человѣкъ. Нѣсколько человѣкъ оказалось знакомыхъ. Служилъ старенькій священникъ о. Георгій. Эту заутреню невозможно никогда забыть.
«Христосъ Воскресе» пѣли тихо и радостно. Казалось, что пѣли не люди, - а ангелы!.. Дочурка моя стояла со свѣчкой въ рукахъ и сама сіяла какъ свѣчечка. Болѣе радостныхъ, болѣе счастливыхъ глазъ, чѣмъ были у нея - я никогда въ жизни не видалъ.
Было ли это? Не былъ ли это золотой сонъ? Словами я не могу, не смѣю разсказывать о томъ, что было... Небеса спустились на землю и люди становились какъ ангелы! Море любви!
Другъ друга обымемъ,
Другъ другу простимъ;
Христово имя въ себя вмѣстимъ!
Радость, полученная отъ этой свѣтлой заутрени катакомбной церкви - до сихъ поръ даетъ силы жить, потерявъ все: семью, Родину, счастье, научную карьеру, друзей, здоровье!...
Проф. И. Андреевъ.
«Православная Русь», №14, сент. 1947 г.
[1] Также, если Высшее Церковное Управление перестанет существовать.Оригинал взят у
pisma08 в
ЗАМѢТКИ КАТАКОМБНИКА - Проф. И. Андреевъ - 1947 г.