Так учил Христос. Но следовал ли Своей заповеди Он Сам, когда отверг искушения дьявола в пустыне, не допустил побивания камнями женщины, взятой за прелюбодеяние, исцелял и даже изгонял бесов? ( Read more... )
Мне всё-таки представляется, что более точный перевод - "не протвтесь злому (или - порочному) [человеку]" - буквально по греческому подстрочнику. То есть речь идёт не о зле, как явлении, а о людях - носителях зла. Тогда и последующие слова Господа оказываются ясно связаными со всем контекстом.
На мой взгляд, напротив, непротивление злому (проповедуемое в синодальном переводе) противоречит самой сути христианства. Ведь, тогда получается, что Христос заповедал нам ни самим не защищаться от убийц, воров, агрессоров, ни защищать от них других: детей, женщин, стариков, Родину. Такая заповедь не только оправдывала бы трусливое бездействие людей, безразлично наблюдающих уличное хулиганство (и иногда даже спокойно снимающих видео и выкладывающих его в сеть). Она оправдывала бы и тех, кто из запрета на противление злому выводит право на пособничество всякой нечисти - не противоречит же этой мнимой заповеди. Таким содействием злому отличились почти все приближенные Императора Николая II, вольно отдавшие его на смерть, негодяи-предатели генерал Власов и иже с ним, своекорыстно продавшие Родину. Примеров тому предостаточно. Если бы заповедь была таковой, то и существование правоохранительной системы шло бы вразрез с христианством. Однако Церковь никогда не принимала подобных воззрений.
Христос Воскресе! А можно мне поучаствовать, т. к. заповедь очень важна и не проста (вон даже Лев Николаевич запнулся об неё). Первое - зла, как сущности, нет, есть только злой(сатана), поэтому мне тоже хочется понимать как "не противиться злому" человеку (ведь он не был бы злым, ели не отдался бы во власть беса злобы) - и эта заповедь есть действительно средство в процессе стяжания Христова смирения нами христианами. Но эта заповедь дана мне только для тех случаев, которые касаются меня лично. Ведь когда от меня что-то требуют, то здесь ущемляется моё самолюбие - значит Промысел дарует мне случай к смирению - или не смирению, если не исполнил заповедь. Второе - зло как нравственная категория - да. И здесь есть заповедь - "удались от зла и сотвори благо". Вот как-то так, думается. с ув. Павел.
Воистину воскресе. Участвуйте ради Бога, Павел. Мой журнал открыт для всех, кто не переходит рамок приличия.
А кто такой Лев Николаевич? Впрочем, он говорил о непротивлении злу насилием, что является сужением заповеди, но не противоречит ей. И не за это он был отлучен от Церкви, но за отрицание христианских догматов (см. Определение Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 годаК этому можно добавить не отмеченный в Определении в явном виде экуменизм Толстого. Вот его слова
( ... )
Если же Вам хочется понимать заповедь как непротивление злому человеку, то прочтите внимательно мой ответ Андрею (выше), и найдите ошибку в моих рассуждениях.
Простите,Дмитрий, но я не умею искать ошибки,.. потому как для меня это очень сложно, - да и вообще по жизни никогда не приходилось этого делать; потому что, читая любой текст, воспринимаю его целиком - ищу главную мысль, идею, смысл. По Вашей же просьбе скажу так, как и упомянул выше: понимаю эту заповедь как относящуюся ко мне и только ко мне, т. е. когда я искушаюсь (исполнить или нет) в тех только случаях, когда у меня тащат, мне угрожают,меня принуждают... - и этому я научился из святоотеческой литературы. А что касается ближних, детей, немощных - всех, кого на моих глазах обижают, - тут есть другая заповедь: о защите угнетаемых(не помню точно, где-то у пророка Исаии) - и вплоть до отдания своей жизни за это... Но вот тут меня помысел и обличает: рассуждать - горазд, а вот исполнить... - трус, да и только. - Помилуй меня, Господи, в немощи моей.
Да, активное сопросивление(противление) злу - есть просто обратная сторона одной медали, - именно по этой причине я отказался принимать участие в любых общественных движениях... Да, чтобы научиться любить Бога, необходимо по заповеди Спасителя научиться любить ближнего - и это процесс(для меня он оказывается и трудным и долгим). Да, в этом суть Христианства и его исключительность. Да, все остальные заповеди только как указательные знаки на пути ((о вере, о страхе Божием, о терпении,об отречении от мира, о взятии своего креста, о непротивлении, о творении добра, причиняющим мне зло и т. д.). В этом контексте у меня все недоумения закончились. Благодарен Вам и Господу Богу. Павел.
Да, Павел, есть даже правило, запрещающее священнослужителям вступать в народные управления. И думаю, смысл этого правила заключается не только в ограждении тех, чья основная задача состоит в служении Богу, от мiрской суеты, но и в исключении возможности противления им злу, появляющейся при исполнении общественных обязанностей. А исполнение заповедей трудно не для Вас одного, но для всех. Но этот труд и есть дело, заключающее в себе единственный смысл жизни - покаяние.
Вот не знаю... Ведь по правой щеке бьёт не абстрактное зло, а конкретный человек (тот же уличный хулиган, например), и предписывается от него не защищаться, а наоборот - подставить и левую щёку.
Андрей, тебе известны и другие заповеди: - "аще же око твое десное соблажняет тя, изми е и верзи отъ себе" (Мф 5: 29); - "аще десная твоя рука соблажняет тя, усецы ю и верзи от себе" (Мф 5: 30). Буквальное понимание и исполнение этих заповедей привело бы к тому, что отличительным признаком христианина было бы отсутствие правого глаза и правой руки. И если бы кто-то, понимая заповедь "вы должны умывать ноги друг другу" (Ин 13: 14) буквально, пытался умывать ноги каждому встречному, то от него шарахались бы, как от чумы, а может быть и стали бы гнать, но не как христианина - за веру, а как обремененного навязчивой идеей. Не все заповеди следует понимать буквально. Ведь, нет никакой необходимости подставлять другую щеку, если по одной уже получил. Смысл сказанного Христом в том, что не надо мстить, но важно потерпеть зло, смириться и, если можешь, признать свою худость, воспринять действие ударившего как данный Богом повод к осмыслению своих дел и своего настроения.
Кстати, блаж. Феофилакт Болгарский вот чего написал по поводу:
Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб (Ис. 21, 24). Закон из снисхождения допустил равное возмездие, чтобы из-за страха потерпеть равное, не обижать друг друга. А Я говорю вам; не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Злым Господь называет здесь дьявола, который действует посредством человека. Итак, разве дьяволу не должно противостоять? Да, должно, только не ударом с своей стороны, но терпением, ибо огонь угашают не огнем, а водою. Но не думай, что здесь идет речь только об ударе в щеку, но и о всяком другом ударе, и о всякой вообще обиде.
Reply
Ведь, тогда получается, что Христос заповедал нам ни самим не защищаться от убийц, воров, агрессоров, ни защищать от них других: детей, женщин, стариков, Родину.
Такая заповедь не только оправдывала бы трусливое бездействие людей, безразлично наблюдающих уличное хулиганство (и иногда даже спокойно снимающих видео и выкладывающих его в сеть). Она оправдывала бы и тех, кто из запрета на противление злому выводит право на пособничество всякой нечисти - не противоречит же этой мнимой заповеди.
Таким содействием злому отличились почти все приближенные Императора Николая II, вольно отдавшие его на смерть, негодяи-предатели генерал Власов и иже с ним, своекорыстно продавшие Родину. Примеров тому предостаточно.
Если бы заповедь была таковой, то и существование правоохранительной системы шло бы вразрез с христианством.
Однако Церковь никогда не принимала подобных воззрений.
Reply
Reply
А кто такой Лев Николаевич? Впрочем, он говорил о непротивлении злу насилием, что является сужением заповеди, но не противоречит ей. И не за это он был отлучен от Церкви, но за отрицание христианских догматов (см. Определение Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 годаК этому можно добавить не отмеченный в Определении в явном виде экуменизм Толстого. Вот его слова ( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
И думаю, смысл этого правила заключается не только в ограждении тех, чья основная задача состоит в служении Богу, от мiрской суеты, но и в исключении возможности противления им злу, появляющейся при исполнении общественных обязанностей.
А исполнение заповедей трудно не для Вас одного, но для всех. Но этот труд и есть дело, заключающее в себе единственный смысл жизни - покаяние.
Reply
Reply
- "аще же око твое десное соблажняет тя, изми е и верзи отъ себе" (Мф 5: 29);
- "аще десная твоя рука соблажняет тя, усецы ю и верзи от себе" (Мф 5: 30).
Буквальное понимание и исполнение этих заповедей привело бы к тому, что отличительным признаком христианина было бы отсутствие правого глаза и правой руки.
И если бы кто-то, понимая заповедь "вы должны умывать ноги друг другу" (Ин 13: 14) буквально, пытался умывать ноги каждому встречному, то от него шарахались бы, как от чумы, а может быть и стали бы гнать, но не как христианина - за веру, а как обремененного навязчивой идеей.
Не все заповеди следует понимать буквально. Ведь, нет никакой необходимости подставлять другую щеку, если по одной уже получил.
Смысл сказанного Христом в том, что не надо мстить, но важно потерпеть зло, смириться и, если можешь, признать свою худость, воспринять действие ударившего как данный Богом повод к осмыслению своих дел и своего настроения.
Reply
Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб (Ис. 21, 24). Закон из снисхождения допустил равное возмездие, чтобы из-за страха потерпеть равное, не обижать друг друга.
А Я говорю вам; не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Злым Господь называет здесь дьявола, который действует посредством человека. Итак, разве дьяволу не должно противостоять? Да, должно, только не ударом с своей стороны, но терпением, ибо огонь угашают не огнем, а водою. Но не думай, что здесь идет речь только об ударе в щеку, но и о всяком другом ударе, и о всякой вообще обиде.
(Толкование на Евангелие от Матфея)
Reply
Reply
Думаю, именно поэтому славянский текст оперирует словом "зло", а не "злой".
Reply
Leave a comment