Личность и лицо

Mar 31, 2017 22:00

В тексте Священного Писания слово «личность» не встречается, а при указании на конкретную личность в нем используется слово «лицо».
Read more... )

лицо, богословие, личность

Leave a comment

iron_jezlov April 3 2017, 10:10:26 UTC
Бог Троица говорит о Себе "Мы" - т.е. 3 "Я":
а) и сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт. 1:26);
б) и сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно (Быт. 3:22);
в) и сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого (Быт. 11:6-7).

Когда же Бог говорит о Себе "Я" - это говорит Бог Отец, нак Начало и Причина:
«Речé же емý бóгъ: áзъ бóгъ твóй» (Быт 35:11).

митр.Макарий (Булгаков).Православно-догматическое Богословие. Том 1.§ 27.
II. Из мест второго рода, т.е. свидетельствующих преиму­щественно о действительной личности Божеских Лиц, одни показывают личность и раздельность всех трех Лиц вместе,
а другие, в частности, изображают или личность Отца, или личность Сына, или личность Святого Духа.
....
2) В частности Священное Писание изображает:
а) Личность Отца, когда приписывает Ему:
аа) ведение: никто не знает Сына, кроме Отца (Матф. 11:27; срав. Матф. 24:36; 6:4,8,32; Деян. 1:7);
бб) волю: не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Иоан. 5:30; срав. 6:38-40; Лук. 12:32; Матф. 6:9-10);
вв) деятельность: Отец Мой доныне делает (Иоан. 5:17-19), и когда с подробностью говорит, что Отец послал в мир Сына (Иоан. 6:39; 8:16) и потом Святого Духа (Иоан. 14:26). что Отец любит Сына (Иоан. 3:35; 5:20; 15:9) и мир (Иоан. 3:16; 14:21; 1 Иоан. 4:9-10), открывает людям истину (Матф. 16:17; Евр. 1:1), дает блага просящим у Него (Матф. 7:11; Лук. 11:13; Иоан. 16:23), прощает грехи (Матф. 6:14; Лук. 23:34), спасает (Иоан 12:27), прославляет (Иоан. 17:5) и под.
б) Личность Сына, когда и Сыну, как Отцу, усвояет:
аа) ведение: Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца (Иоан. 10:15; 17:25; Матф. 11:27, Лук. 10:22);
бб) волю: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною (Иоан. 17:24; 10:18; 5:30);
вв) деятельность: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Иоан. 5:17-36; 17:4), и когда говорит с подробностью, что Сын приходил в мир и вопло­тился для нашего спасения (Иоан. 1:14; Евр. 2:14), а по вознесении своем на небеса ниспослал на землю от Отца иного Утешителя, Святого Духа (Иоан. 16:7; 17:18; 20:21; Лук. 24:49), что Сын любит Отца и мир (Иоан. 10:11; 14:31; 15:9), сообщил людям откровение (Иоан. 1:18; 8:28; 17:6,26), дарует блага просящим (Иоан. 14:13), прощает грехи (Марк. 2:9-10) и под.
в) Личность Святого Духа, когда и Ему, как Отцу и Сыну, приписывает:
аа) ведение: ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11);
бб) волю: ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого (Деян. 15:28; 2:4; 1 Кор. 12:11);
вв) деятель­ность: каждому дается проявление Духа на пользу…; Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12:7,11), и когда говорит с подробностью, что Он свидетельствует о Сыне и прославляет Его (Иоан. 15:26; 16:14), возрождает людей (Иоан. 3:5-8; 1 Петр. 1:3; Тит. 3:5), наставляет их на всякую истину (Иоан. 14:26; 16:13), возвещает будущее (16:13), поставляет па­стырей (Деян. 20:28) и под.

Reply

ortorus April 3 2017, 13:53:22 UTC
Слово "мы" употребляется в отношении себя многими человеческими личностями.
Бог употребляет это слово лишь для того, чтобы раскрыть людям Свою троичность.
Ты же постоянно пытаешься приравнять человека к Богу.
Повторю уже в который раз: Троица нераздельна, и поэтому Лица Троицы не являются личностями, то есть отдельными сущностями.
Если же ты понимаешь под личностью нечто другое (например, свои глаза, читающие эти слова, и руки, пишущие так, будто глаза не видели), то дай свое определение личности, из которого будет следовать возможность признания Лиц Троицы личностями.

Что касается Макария Булгакова, то я ничего не слышал о его святости.
Если "святой праведный" выдумал бога-имя, то этот вообще отрицает спасение Христом человека, отрицая Его причастность первородному греху.
И если он состоит в прямом противоречии со святыми отцами в главном, то как можно ориентироваться на его выдумки в тех вопросах, которые святые даже не обсуждали ввиду очевидности?

Если же говорить о процитированном тобой отрывке по сути, то неужели тебя не смущают слова Булгакова "раздельность всех трех Лиц", явно противоречащие Символу веры, прямо утверждающему нераздельность Лиц Троицы?

Reply

iron_jezlov April 3 2017, 18:11:55 UTC
Если так плох Булгаков, то вот тебе Н.Малиновский, Догматическое
богословие т.1, стр 344:
"В новом завете есть немало и таких свидетельств, в которых раздельно показывается в частности личность того или другаго лица Троицы и отдельность его от других лиц."

там же, стр. 345:
"Ясно, что Отец есть не то же, что Сын или Дух Св. в триипостасном Существе Божием,
но отдельная от Них Личность"

А это был основной учебник богословия до революции:
http://dishupravoslaviem.ru/o-nikolaj-malinovskij-dogmaticheskogo-bogoslovie-skachat/

Reply

ortorus April 3 2017, 19:12:43 UTC
Ты бы еще Зубахина процитировал.

Я уже неоднократно объяснил тебе, что Лица Святой Троицы не подпадают по понятие "личность".
Возразить тебе нечего, и поэтому ты просто игнорируешь это объяснение.
Я спросил тебя, каково твое понимание личности.
Ты не отвечаешь. Опять же потому, что сказать нечего.
Можно ли так вести разговор? Ты о чем вообще говоришь? Тебе заняться не чем?

Reply

iron_jezlov April 4 2017, 08:21:58 UTC
Твое определение личности:
"Личность - отдельное, самостоятельно существующее «я», индивидуум (от лат. individuum - неделимый)".

Я не знаю , богословское определение личности, просто признаю церковные
документы, напр. учебники, т.к. церковь свята.

Но в психиатрии "Я", индивидуум и личность - это разные понятия.

Индивид - самостоятельно существующий живой организм; особь

Личность - системное социальное качество, приобретаемое индивидом в
предметной деятельности и общении и характеризующее уровень
и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Я - Эго (др.-греч. Εγώ, лат. ego - «я») - та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия.

Reply

ortorus April 4 2017, 12:03:44 UTC
У личности нет частей, а есть самостоятельно существующее «я».
Лица Троицы не имеют самостоятельное существования (повторяю уже, наверное, в 10-й раз).
Эго и есть личность.

Что касается определения личности в психиатрии, то мне на него глубоко наплевать.
Но если принять это определение, то по твоей логике Лица Троицы - это качества.
Что может быть богохульнее и нелепее?

Reply

iron_jezlov April 5 2017, 09:48:50 UTC
Тебе наплевать и на Предание Церкви, которое говорит,
что употребление "Я" в ВЗ Богом - это слова Отца.

блаженный Феодорит Кирский
Сокращенное изложение Божественных догматов
О начале и Отце:

"И ветхозаветное, и новозаветное Писание учит, что начало всего едино, Бог всяческих и Отец Господа нашего Иисуса Христа, нерожденный, негиблющий, вечный, бесконечный, неописуемый, беспредельный, несложный, бесплотный, невидимый, простой, благой, правдивый, мысленный свет, сила, никакою мерою непознаваемая, измеряемая же единым божественным изволением; потому что всё то может, что изволяет. И сему ясно научил нас Пророк; ибо говорит: «вся елика восхоте Господь, сотвори» (Пс. 113:11).
   Учителем же сказанного выше о единстве Божием - Божественное Писание. Ибо слышим, в начале законоположения сказует Бог: «Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския... Да не будут тебе бози инии разве Мене» (Исх. 20:2, 3); и еще: «слыши Израилю: Господь Бог твой, Господь един есть» (Втор. 6:4). Согласно с сим учит Бог и устами пророка Исаии, ибо говорит: «Аз Бог первый, и Аз по сих, кроме Мене несть Бога» (Ис. 44:6); «прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет,... и несть разве Мене» (Ис.43:10, 11); и еще: «Аз... Бог, и несть еще» (Ис.45:6); и: «Аз есмь «Бог, и несть инаго разве Мене: праведен и спаситель, несть кроме Мене» (Ис.45:21). "

Reply

ortorus April 5 2017, 10:00:13 UTC
Где же тут о "личностях" Лиц Троицы? Фантазии твои безграничны.

Reply

iron_jezlov April 5 2017, 11:59:15 UTC
Это не о личности а о "Я" Бога Отца.
А вот св. патр. Тихон о том, что у Христа не было человеческой личности:
"О лице Господа Иисуса Христа":
"То правда, что Христос страдал и умер по человечеству, но если бы Личность Его была человеческая, - личность простого смертного, то и страдания и смерть Его не имели бы искупительного значения, не в состоянии были бы возродить человечества и основать царства Божия на земле, ибо «человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него; дорогá цена искупления души их» (Пс. 48:8-9). "

В этой работе у св.патр. Тихона лицо и личность одно и то же.
https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/o-litse-gospoda-iisusa-hrista/

Reply

ortorus April 5 2017, 12:47:10 UTC
Что-то не видно там ничего ни о личности, ни о "я" Бога Отца, что, впрочем, одно и то же.

А патриарх Тихон, разумеется, говорит о Личности Христа. Но ни словом не упоминает о "личностях" Лиц Троицы.

Ты уже совсем заврался, Саша.

Reply

iron_jezlov April 5 2017, 13:46:04 UTC
Святой Феодорит пишет именно о том, что фраза Бога "Я" - принадлежит Богу Отцу .
Вот текст полностью:
https://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/sokrashennoe_izlogenie_Bogestvennih_dogmatov/1

Reply

ortorus April 5 2017, 14:39:37 UTC
Ты предлагаешь мне искать в этом тексте то, чего в нем нет?

Reply

iron_jezlov April 6 2017, 11:45:31 UTC
"Аз есмь альфа и омега. Начало и конец" - кто это сказал ? Иисус человек или Бог Слово ?

Reply

ortorus April 6 2017, 15:53:49 UTC
Конечно, Иисус.
Я уже объяснял тебе, что Бог Слово не умеет говорить.
Объяснял и то, что Лица Троицы не являются личностями как не самостоятельные, то есть неотделимые от Троицы, а потому не могут называть Себя "я".
Но возразить на это тебе нечего, и ты игнорируешь мои аргументы, подменяя возражения не относящимися к делу доводами.
Так нельзя разговаривать. И об этом я тоже тебе говорил.

Reply

iron_jezlov April 7 2017, 11:03:27 UTC
Св. Андрей Кесарийский (Толкование на Апокалипсис)
твое учение не признает:

"Откр.1:8. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
   Словами «Альфа и Омега» означается Христос, как Бог, все содержащий, безначальный и бесконечный: «Сый», и прежде сый, и конца не имый, соприсносущный Отцу, и потому имеющий «воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12). "

Reply

ortorus April 7 2017, 13:18:50 UTC
Ну, да. А как же иначе?
Как же не признает, если утверждает, что «Альфа и Омега» - это о Христе?
То же сказал тебе и я.

Reply


Leave a comment

Up