"Три группы русов" на карте Европы.

Mar 13, 2012 22:59

Начиная с Х века в арабо-персидских источниках появляется сюжет о трех видах или группах русов - Куйабе (Кукийана других источников, некоторые делают уточнение, что эта группа называется равас), Славийи (Салав) и Арсанийи, столица которых называется Арса (Уртаб в ХАА). У каждой группы есть свой царь. В целом о расположении этих групп восточные источники не сообщают ничего вразумительного, но ряд характеристик, которые мы находим у разных авторов, позволяют прояснить ситуацию.

Пожалуй, лишь относительно локализации Куйабы у исследователей не возникает сомнений - ее единодушно отождествляют с Киевом и его округой, которую русские летописи называют «Русская земля», а Константин Багрянородный аналогично называет «Киоава». Итак, отметим, что «Русская земля» - это область компактного расселения этнических русов или точнее русинов, как они сами себя называли, независимая от других - нерусских - земель. В летописи «земля» означает государство: «Болгарская земля», «Греческая земля», «Чешская земля» и т.д., а также автономные восточнославянские княжества, вассальные (не все и не всегда) Киеву: «Новгородская земля», «Полоцкая земля», «Деревская земля». Ни Новгородская, ни Полоцкая, ни Деревская, ни Ростовская, ни Муромо-Рязанская, ни Волынская, Туровская или Галицкая земли «Русскими» не назывались и ей противопоставлялись - это были «земли» завоеванные русами и платившие им дань. В «Русь» ездили из Смоленска и Новгорода, из Полоцка и Ростова. Границы днепровской Русской земли четко определены в летописи: Киев и старая земля Полян, Переяславль - Русский, Чернигов, Любеч, Новгород - Северский, Курск и вся Северская земля - бывшая территория Волынцевской культуры. Именно ее В. В. Седов, как мы помним, определяет как Русский каганат.
Славийу историки столь же единодушно объявили Новгородом - Ильменским, стоявшим в земле летописных словен. Однако в восточных текстах говорится именно о землях народа русов, а ни в Новгороде, ни в Киеве, как мы уже успели убедиться Новгородскую землю «русской» не считали. По той же причине должны быть исключены и все восточнославянские земли, завоеванные Русью. Географ аль-Истархи, у которого мы находим самую полную и возможно самую раннюю версию сообщения о «трех группах», примерно в 930-931 гг. писал, что Куйаба - ближайшая группа русов к Волжской Болгарии (в ХАА - «к мусульманам», хан Волжской Болгарии принял ислам примерно в 922 году), а Славийа - самая отдаленная группа. Здесь следует еще несколько слов сказать о Новгородской земле. Ее с Болгарией - на - Волге связывал речной Волго-Балтийский торговый путь, который значительно сокращал время на путешествие, следовательно в глазах путешественников именно Новгород - «Славийа» должен был находится ближе к Востоку, чем лежащий за лесами и степями Киев. Чтобы попасть из Киева на Волгу, нужно было пройти сквозь дремучие вятичские и муромские леса или же двигаться кружными путями к рекам Дону и Оке. Удобное расположение Новгорода и объясняет как раз его экономический расцвет в XI-XIV вв.
Следовательно, Славийа располагалась на запад от Киева. Это было явно значительное государственное образование, а значит всевозможные «русские марки» Германии и Венгрии отпадают. Вспомним, что аналогичным образом - «наиболее отдаленная Русь» - Идриси в ХII веке описывал Дунайскую Русь! Именно со Славийей автор или источник ХАА связывал сюжеты о болгарах: с некоей «страной болгар» русы Славийи могут воевать, а в мирное время - торговать. Вовсе не обязательно связывать это сообщение исключительно с черными болгарами. На Востоке вполне могли спутать две Болгарии - дунайскую и азовскую. Б. Рыбаков, опираясь на сообщения ХАА и Идриси о трех городах русов, считал, что города эти стояли на Днепре и отождествлял Куйабу - с Киевом, Арсу/Уртаб - с Роднем, а Славийу - с Переяславлем - Русским. Однако на Дунае также был известен город Переяславец, более древний, чем днепровский (согласно летописям Переяславль - Русский основал Владимир Креститель). Неслучайно именно сюда Святослав Храбрый намеривался перенести свою столицу из Киева. Кроме того, само сообщение Идриси о «трех группах» относится ко времени деятельности этого правителя!
Самой загадочной из трех групп русов по праву считается Арсанийа. Сами арабо-персидские авторы писали, что никто не знает точно место положение Арсы. В науке высказывались самые разные мнения и конечно по тем же критериям, по которым Славийа была объявлена Новгородом: в Арсе видели Ростов, Белоозеро, Тъмуторокань, Смоленск, Полоцк. Впрочем арабы все-таки оставили нам кое-какие зацепки.
1. Само то обстоятельство, что никто из чужеземцев не знал где находится Арса, потому, что всякого чужестранца русы убивали и «никто не отваживался войти в их землю». Торговлю они вели через киевлян. Такая закрытость говорит только об одном - для русов Арса была священным городом.
2. Исходя из того, что местоположение Арсы было неизвестно, находилась она очень далеко.
3. Из слов ибн-Хаукаля (современник Святослава): «Но для торговли никто не ездит далее булгарской столицы, никто не ездит до Арты», - можно сделать вывод, что в Арсу - Арту - Уртаб можно было попасть по Волго-Балтийскому пути, двигаясь вверх по течению от Болгарии - на - Волге.
4. Одной из основных статей экспорта Арсы было олово, что говорит о его торговых связях с Англией, возможно через посредников.
Все вышесказанное указывает на Балтику, где А.Г.Кузьмин выделял целых четыре Руси! Русские колонии в устье Немана, на Западной Двине, острове Сааремаа и на побережье Эстонии - в провинциях Роталия и Вик мы должны исключить в виду их незначительности, тем более что многие из них возникли гораздо позже, в XI веке. Также мы должны исключить Ладогу. Во-первых, она так же была незначительным владением, рано слившимся с княжеством Словен - Новгородцев, а во-вторых, Ладога совершенно не имела того ареола святости, который окружал Арсу. Таким образом, остается лишь остров Рюген!
Он полностью соответствует всем описаниям Арсы! Во-первых, описания Рюгена - Руяна в германских хрониках почти дословно повторяют арабо-персидские описания «острова Рус». Во-вторых, «остров Рус» в арабских дорожниках всегда помещался к западу от восточных славян и единственный не имел никаких ориентиров относительно соседних народов, то есть он находился так далеко, что восточные географы просто не знали его точное местоположение. В-третьих, как и Арса Рюген был связан с Волжской Болгарией водным торговым путем, именно в Болгарии восточные купцы столкнулись с островными русами в IX веке. В-четвертых, Рюген торговал со всем миром и был связан с Англией в том числе! Наконец, в-пятых, «царь» Рюгена сидел в Арконе, священном граде всей Славянской земли, а «царь» Арсанийи сидел в священном городе Арса!

Дунайская Русь, Руян, три группы, Киев, русы, Остров Русов, Балтийская Русь

Previous post Next post
Up