Мой комментарий в ходе дискуссии с финнобесом.

Jan 31, 2013 17:23

Археология - палка о двух концах. На одних и тех же материалах ученные доказывают и скандинавскость и славянство летописных варягов. Аналогично и с мерей. Тут есть и другие моменты. Лингвистика одинаково объясняет и топонимы, и этнонимы, и гидронимы из балтских и финно-угорских наречий. А вот такая вещь, как этнография - то, что служит доказательством финнства мери (так на вскидку приходит в голову когти в погребениях), в применении к прибалтийским племенам служит доказательством их балтской природы почему-то. Далее, можно использовать предания и аналогии отношений славян с балтами и финнами. Что мы тут видим? Во-первых, мы видим, что ни славяне с финнами, ни финны со славянами вовсе не стремились смешиваться, когда этого можно было избежать: вепсы сохраняют свою идентичность и особость по сей день, хотя со славянами столкнулись тогда же, когда и меря миф о финнски предках жителей Русского Севера рассеян генетиками и ДНК-генеалогией), удмурты уходили от русских поселенцев до тех пор, пока было куда уходить. Тот же пример мы видим в преданиях Русского Севера о "чуди белоглазой" - в землях чуди появляются березы и старцы утверждают, что это знак скорого прихода русских (видимо не в первый раз им приходилось с ним сталкиваться раньше), понимая, что уходить дальше уже не куда, старцы уводят свой народ под землю (предание прочитал еще в школе - в учебнике литературы приводилось). Были ли финнские племена в Ростовской земле? Были. Это подтверждают и марийские легенды. Что эти легенды рассказывают? Что предки марийцев черемисы (НЕ МЕРЯНЕ!) были вынуждены отступить перед предками русских и уйти в свою нынешнюю землю. Почему славяне так плохо смешивались с финно-уграми? Вероятно дело тут не столько в каких-то расовых причинах (многие финно-угры выглядят "истинными арийцами"), сколько в разном взгляде на мир и образе жизни. Для всех соседей финно-угры были "не от мира сего", "чудным народом", для которого естественно было занятие магией (сравните  взгляд на магию в эпосах славян и скандинавов с "Калевалой"!). О колдунах Эстонии, Бьярмии (Ливония согласно выводам Никитина) и Финнлядии пишут равно и летописи и саги. Кроме того, многие финно-угорские народы сохраняли пережитки  каннибализма (И. Коломийцев "Тайны Великой Скифии"). Это были люди иного мира! Характерно, что более менее активная ассимиляция мордвы начинается только в 16 веке, когда крещение в православие стало означать "превращение в русского" (пример патриара Никона). До этого русские колонисты планомерно оттесняли мордву с ее земель. 

меря, финно-угры, балты

Previous post Next post
Up