Дир и Оскольд. Окончание.

Feb 29, 2012 17:25

На пике своего могущества правители Русского каганата совершили ошибку, которая впоследствии дорога обошлась и им самим и их державе. Вскоре после крещения разгромленной Болгарии они тоже принимают крещение! Об этом важном событии сообщает патриарх Фотий в своем «Окружном послании» 867 года, добавляя также, что русы приняли епископа. В том же году неугодного патриарха сверг убийца царя Михаила Василий I Македонянин, поставив на его место более лояльного патриарха Игнатия. Именно к патриаршеству Игнатия и правлению Василия относит крещение русов Константин Багрянородный. По сообщению царствующего писателя склонить русских вождей к принятию новой веры новому императору удалось «посредством щедрых раздач золота, серебра и шелковых одежд».
Скорее всего, речь идет либо о дарах Михаила разгневанным русам в 860 году, либо о дарах, которые Василий принес русам, стремясь продлить союзные соглашения, заключенные при Михаиле, так как епископ приехал на Русь еще при Михаиле и Фотии. Константин также приводит легенду о чуде, которого потребовал «архонт русов»: архиепископ бросил по требованию варваров в огонь Евангелие, но оно не пострадало, увидев сие чудо, русы начали креститься «без колебаний». Никоновская летопись также сообщает об этом событии, датировав 868 (883 г. - традиционные историки по александрийской эре предлагают 874 г.). Кроме Никоновской, о первом крещении сообщает только Хронограф западнорусской редакции 1512 года. Все прочие русские источники знают лишь владимирово крещение 988 года, тогда как византийские хроники напротив не заметили повторного крещения - для них Русь приняла православную веру еще в 867 году.
Это известие объясняет большое количество русских христиан в Х веке. Они упоминаются в государственных договорах кагана Игоря с ромеями, у них была в Киеве соборная церковь св. Ильи, даже супруга кагана Ольга была христианкой! Вообще тема русов - христиан весьма запутанная. Есть сведения о них и до 867го. Самое древнее из них - легенда о крещении Бравлина из «Жития св. Стефана Сурожского». Второе, наиболее интересное, - уже упоминавшееся сообщение ибн-Хордадбега о русских купцах, которые есть «разновидность славян». Арабский чиновник (он был управляющим почтой в одной из провинций Халифата) писал, что прибывающие в мусульманские страны русские купцы «выдают себя за христиан», чтобы платить особый налог на веру - джизию, который был намного меньше для «людей писания» - христиан и евреев, чем для зороастрийцев и язычников. Едва ли ревностных язычников - русов можно было заподозрить в том, что они из корыстных побуждений притворялись христианами. Все-таки, языческий культ - это не вечно гонимые иудаизм или гностическая секта, которые разрешали своим последователям отрекаться своим последователям от веры, претворяться христианами и мусульманами. Сомнения араба можно объяснить только одним - христианство русских купцов сильно отличалось от знакомых ибн-Хордадбегу христианских учений: православия, тогда еще неразделенного на западное и восточное, арямянского, сирийского и коптского монофизитства и несторианства, распространенного в Персии и Средней Азии. Этим загадочным «русским» христианством может быть арианская ересь.
Арианское влияние на Руси весьма заметно. Это и латинское происхождение важнейших церковных терминов («церковь», «алтарь», «поп», «крест», «еретик», «паганый») и названий месяцев, само обозначение византийцев - ромеев латинской кличкой «греки», упоминание в народных преданиях некоего места, аналогичного католическому чистилищу, существование которого отвергает греческое православие. Даже киевский летописец в рассказе о крещении Владимира вложил в уста убедившего русского князя - кагана греческого философа не православный, а арианский символ веры! Собственно основным отличием арианского учения от православно-католического заключается в том, что Иисус Христос был человеком, простым пророком, а не Сыном Божиим. Первая часть русских летописей, как уже говорилось, датирована по александрийскому летоисчислению, а основатель ереси Арий был именно александрийским епископом. Против арианства на Руси активно боролись и в XI-XIII веке и позднее. Переводили антиарианские труды византийских борцов с этой ересью (например, сочинение Василия Великого против арианина Евномия и «Слова» Афанасия, главного противника Ария), писали собственные обличительные труды Феодосий Печерский и Кирилл Туровский. Для средневековых христиан арианская ересь ассоциировалась именно с русами. Обвиненного в арианстве просветителя славян Мефодия, первого архиепископа Великой Моравии, называли «Русином». Его ученики бежали в Болгарию и болгарские летописцы, как и на Руси, пользуются александрийским летоисчислением. Тот факт, что построенные при Владимире Крестителе церкви были заново освящены при Ярославе Мудром служат доказательством того, что при Владимире именно арианство, вероятно в его кирилло-мефодиевском виде, господствовало в Русском каганате. Владимир кстати, поссорившись с Византией, именно из Болгарии приглашал священников и получал литературу!
С арианством русы познакомились еще в V веке. Арианами были многие их соседи: остроготы, гепиды, визиготы, бургунды, вандалы, лангобарды. При Фелетее Феве ариаство стало проповедоваться и в Ругиланде. Ярой сторонницей этого учения была супруга Фелетея Гизо, происходящая из остроготского королевского рода Амалов, насаждавшая арианство в Ругиланде и Норике. После крушения державы Одоакра Италию и Норик покинули именно язычники, сторонники Одоакра, так как о христианах мы не находим известий ни в «Волынском царстве» Трояна, ни на Рюгене. Фредерика, сына Фелетея, и Теодориха Готского поддержали ариане. Именно их потомки продолжали жить в Италии и германской Русской марке. После возрождения Русского каганата многие из них могли переехать из Франкской империи, где церковь преследовала ариан, в веротерпимую державу своих родичей. Массовый характер этого переселения объясняет, что со временем память о штирийских и австрийских русах стерлась, а саму Русскую марку переименовали в Штирию. В каганате иммигранты нашли себя в торговле. Купцы со связями на Западе и Востоке были просто необходимы воинственным русским витязям - язычникам. Вероисповедание давало им неоспоримое преимущество перед язычниками и в христианских странах и в мусульманских. Арабские источники рисуют перед нами картину деятельности международной купеческой корпорации, которую франки называли рузариями (Русская марка называлась франками «Русарамаркой»), сравниться с которой могла лишь еврейская корпорация рахдонитов, центром которой был хазарский Итиль. Ибн-Хордадбег пишет о русских купцах в Багдаде. Аль-Масуди: «они путешествуют с товарами в страну Андалус (Испания - А.К.), Румию (Рим (Италия) - А.Г.), Кустантинию и Хазар» (торговля с арабами временно прекратилась с началом войны русов с Хазарией в 883 году). Успехи в торговле давали рузариям крупные капиталы, а вместе с ними и большое влияние на политику каганата. Им были не выгодны войны с Византией, а их ближайшими союзниками были хазарские рахдониты. Две трансконтинентальные корпорации не были соперниками, так как охватывали разные сегменты рынка: рахдониты специализировались на работорговле, а рузарии специализировались на торговле мехами, клинками, британским оловом, воском, медом (который заменял в Средние века сахар) и пенькой, необходимой для кораблей, а также шелком и солью, то есть стратегическими товарами. Они продавали и рабов, но не в таких количествах, как еврейские купцы и надо полагать, что основную массу живого товара они продавали тем же хазарам. Уместно предположить, что принятие христианства в 867 году во многом произошло при их участии (возможно, чтобы сомнения ибн-Хордадбега и арабского правительства, как вероятно и православно-католической Церкви не мешали торговым операциям рузариев).
Весьма показательным примером двух купеческих корпараций - рузариев и рахдонитов - является первый морской поход русов на Каспий. Историк ибн-Исфендийар сообщает, что в правление эмира Табаристана (область на южном берегу Каспия) Алида ал-Хасана ибн-Зайда(864-884 гг.) русский флот разграбил южное побережье Каспийского моря, в том числе остров Абезгун. Уместнее всего этот поход датировать 872 годом, когда дейлемиты (жители соседней области Гилян, в эти годы дейлемская династия Буидов захватила Багдад и взяла под свой контроль Халифат, вплоть до своего свержения сельджуками) захватили торговые города Прикаспия и дестабилизировали всю каспийскую торговлю, а это существенно отразилось на русах и хазарах. Это последнее событие русской истории известное нам вплоть до убийства Оскольда Олегом Вещим в 882 году.
По сути именно Дир и Оскольд (будем называть его имя все же так, вслед за Никоновской летописью) создали то государство, которое историки называют Киевской Русью. При этих правителях Киев подчинил половину восточнославянских княжеств. При этих правителях ни варяги, ни степняки не осмеливались тревожить ранее всеми разоряемую Полянскую землю. При этих правителях имя Руси услышали едва ли не во всех концах Европы и Азии, а русская торговля достигла своего расцвета. При этих правителях Византия впервые задрожала от имени русов. Наконец, при этих правителях Русь приняла христианство, что для нынешних христианствующих историков является главным доказательством сложения у народа государственности (именно на том факте, что Ольга и Владимир Креститель были христианами они объявлены строителями русского государства, тогда как их предшественники объявляются «князьями-разбойниками», а Русь - сборищем неорганизованных племен!). Однако, имена этих князей вызывают немало вопросов. Речь идет не о «варяжском» их происхождении. Здесь то все как раз достаточно легко объяснить. Все что мы узнали о деятельности Дира и Оскольда свидетельствует, что они были наследниками Бравлина и первых Рус-каганов Хольмгарда - Рюгена. Летописное «варяжество» Дира и Оскольда родилось из воспоминаний о приходе русов Бравлина в VIII веке с берегов Балтики - Варяжского моря. Вопросы вызывает именно «братство» первых киевских князей!
Дело в том, что целый ряд намеков в источниках позволяет разделить правление Дира и Оскольда:
1. Иоакимовская летопись в изложении В. Н. Татищева рассказывает только о Оскольде и не упоминает Дира.
2. Никоновская летопись, хотя и называет обоих князей, но использует глаголы единственного числа.
3. Согласно летописи князья были похоронены в разных районах Киева.
4. Аль-Масуди упоминает одного Дира (кстати, единственный из киевских правителей, отмеченный в арабской литературе и первый, отмеченный вообще в иностранных источниках!), без Оскольда.
Историки то объявляют Оскольда наследником Дира, то наоборот. Родилась даже гипотеза, что Оскольд правил в IX веке и был убит Олегом Вещим, а Дир правил после смерти Вещего князя в 920х гг., поэтому его имя попало в труд аль-Масуди, и был убит сыном Олега Олегом Моравским и Игорем. Эта гипотеза основана на сообщении так называемого «Кембриджского анонима» - хазарского источника весьма сомнительного происхождения - о русскои князе Х-л-г-у, то есть Хельги - Олеге, который воевал против византийского императора Романа Лакапина в 930-940х гг., во времена Игоря, а также на датировках Новгородской I летописи, которая относит правление Игоря и его воеводы Олега в Киеве к 920м гг.
Как правило, сторонники разделения правлений Дира и Оскольда отождествляют Дира, именуемого аль-Масуди «первым среди царей славян», с каганом русов, который отправил посольство 839 года, и с «владыкой славян», к которому обращались за помощью санарийцы в 853 году. Было бы весьма соблазнительно согласиться с ними. В этом случае мы бы получили прямую линию приемственности каганов IX века: Бравлин - Дир - Оскольд. Однако на самом деле у нас нет никаких оснований разделять правление и недоверять указанию летописей на то, что Дир и Оскольд были братьями, а вышеупомянутые намеки легко объяснить особенностями государственного строя Русского каганата. Как уже говорилось выше, каган русов, как и хазарский тархан-каган, выполнял в первую очередь сакральные функции, являлся живым идолом Царя Богов, живым талисманом русов, обеспечивающим божественную благодать. Реальным правителем был его «заместитель», который занимался сбором дани и ходил с войском в походы. Уместно предположить, что столь важную должность занимал представитель того же священного рода, что и каган, иначе на Руси могло произойти тоже, что произошло в Хазарии, где потомки рода Ашина, древних каганов тюрок, были отстранены от управления государством родом полу-еврейских (их предки все же были знатными хазарами) «царей». Это подтверждается и русским эпосом, былинами и «Тидрек-сагой»: «заместителем» князя Владимира Красно Солнышко был его незаконнорожденный брат Илья Моровлин - Муромец. Разобраться, кто из братьев был каганом, а кто его заместителем нам помогает аль-Масуди. Именно Дира он называет «царем славян». Соответственно военные подвиги в летописях связываются с именем Оскольда, которого при описании военных походов ставят всегда на первое место или вовсе называют одного. Находит объяснение и странное разделение Русского каганата на «Дунайцев» и «Киев», в результате которого при составлении киевских летописей многие подвиги русов, например их каспийские походы, оказались забыты, ведь именно Дунайская Русь была морской базой русов, так как Киев в те годы еще был отрезан от моря и не имел собственных военно-морских баз в Крыму. Забыто о существовании Дунайской Руси. Аналогичное разделение мы видим в первых каганатах в Азии - Жужаньском (Первом Аварском) и созданных на его традициях телесском государстве Гаогюй и Первом Тюркском каганате. Держава разделена на две части - крыла: восточную и западную или северную и южную, в одной правит сам каган, а в другой его заместитель (тюркский ябгу), который часто является и наследником, как в Гаогюе. Тюрки изменили систему, превратив два крыла - Западный и Восточный - фактически в независимые друг от друга государства, в которых наследование шло в двух параллельных династиях, происходящих от рода Ашина: титул кагана (точнее ильхана, так как сами тюрки (так же и гаогюйский правитель принял китайский титул «Сын Неба») не использовали аварский титул, но соседние властители всегда обращались к ним как к каганам) неизменно оставался за восточными Ашина, а титул заместителей - ябгу - за западными. Таким образом, в Дунайском и Киевском государствах можно видеть два крыла Русского каганата. Дир, священный «царь» русов, скорее всего, перебрался в Киев, подальше от болгарской угрозы, ведь все-таки именно его источники называют «царем славян», хотя прекрасно были знакомы с русами, а Оскольд остался править русами на Дунае и воевать с Болгарией, в одной из битв с которой погиб его сын. Когда на болгарской границе становилось тихо или угрожала опасность Киеву, русское войско с Оскольдом отправлялось на Днепр, покоряя окрестные славянские княжества. Альянс мудрого владыки и талантливого полководца привели к расцвету Русского каганата. О существовании этого тандема свидетельствует также сообщение патриарха Фотия. Вождя русского флота, осадившего в 860 году Константинополь, то есть Оскольда, он называет «вепрем прегордого кагана». Священный каган остался в стольном Киеве, а его «вепрь» руководил флотом, морской базой которого, как я говорил выше, был в то время Дунай.
Очевидно, именно Дир был тем самым «Русом», основателем Киевского государства и «братом» «Хазара», о котором говорится в персидской легенде.
Наконец такое устройство каганата объясняет отсутствие стычек русов с мадьярами, которые довольно долго жили в междуречье Днепра и Днестра, не подчиняясь уже хазарам, союзникам русов. Мадьяры просто не рисковали: нападение на одно русское государство открывало возможность другим русам напасть на самих мадьяр, а сил воевать одновременно с Киевом и Дунайцами у мадьяр не было, когда же угроза нападения мадьярам с тыла миновала, они напали на русов. И нападение это русская летопись связывает с именем Олега Вещего.

860 год, Русь, Олег Вещий, Русский каганат, Оскольд, Дир

Previous post Next post
Up