Нигилизм в отечественной исторической науке и тайны смерти сыновей Владимира Крестителя.

Jun 28, 2012 21:20

Интересно откуда это берется? Наибольшим нигилизмом окутаны  сообщения 10 века из ПВЛ. Сомнивались раньше только в достоверности договоров 907 и 971 года - мол прочитал летописец, что договоры русь с греками заключала и стал сочинять  их на основе других - 912 и 944 (этим договорам повезло - в них верят), так как самих договоров не нашел. Но потом пошли еще дальше! Второй популярный объект (если не считать Рюрика, варягов и Олега Вещего с походом 944 года на греков) - семейство Владимира Святославича Крестителя. Согласно летописи у сего князя было большое семейство - 12 сыновей, которым он раздал  в управление города и области, по сути назначил губернаторами. Но вот беда - другие источники не знают столько сыновей. Титмар пишет про трех сыновей - Ярослава, Святополка и одного безымянного (скорее всего Бориса), "Прядь об Эймунде" тоже трех сыновей - Ярицлейва\Ярослава, Бурицлейва, который то ли Борис, то ли Святополк, то ли Болеслав Польский (то есть вообще не Владимирович!), то ли обобщенный образ из трех врагов Ярослава Мудрого, двое из которых с очень похожими именами, а третий - Вартилаф, вообще внук Владимира Брячислав Полоцкий. Бруно только одного сына упоминает и то без имени...  Ах вот оно что! - закричали нигилисты от истории, - а в летописи сыновей12 - это же сказочно-эпическое число! А еще имена странные какие-то - Позвизд, Станислав - никогда потом на Руси так князей на называли! Чуть больше повезло Судиславу и Мстиславу. Судислав был такой неудачник, что сочинять такого князя просто не было смысла. Мстислав - кто то считает, что и он выдумка, а кто-то, что он не Владимирович, а сын другого Святославича, не известного летописям, но засветившегося в византийских хрониках, когда помогал подавлять восстание в Херсонесе. Эта версия кстати заслуживает внимания. Еще не сомневаются в историчности Изяслава Владимировича, так как умер еще раньше отца и оставил после себя целую Полоцкую династию. Ну и Глеб еще - святой все таки. А вот остальные - Вышеслав, Святослав Древлянский, Позвизд, Станислав, которым не повезло пережить отца или междоусобицу, оставить потомство или попасть в сонм святых - это вообще выдумка летописца, чтобы число ровно 12 было! Вот так и сидел чернец, чтобы не молиться, выдумывал Крестителю сыновей наверное... Основателем этого нигилистического направления стал наверное Никитин. Я во всяком случае впервые эту позицию увидел в его "Основаниях русской истории"...  К сожалению даже у уважаемого мною Сергея Эдуардовича Цветкова встретил такие рассуждения. Задаться вопросом зачем это ему было нужно историки как то не подумали... А между тем, о ранней смерти многих Владимировичей есть известия в летописях. Кроме Вышеслава и Изяслава есть известия о ранней смерти Всеволода Волынского и сменившего его Позвизда, даже христианское имя которого сохранилось  в одной летописи - Василько. В конечном итоге, учитывая сообщения об убийстве Святослава и Глеба с Борисом по приказу то ли Святополка Окаянного, то ли Ярослава, мы не имеем известий о судьбе только одного Владимировича - Станислава.
   Станислав, если верить Татищеву, был князем-наместником Смоленска. Упоминается он единственный раз - во втором списке сыновей Владимира. Интересно, что после смерти Владимира из Руси бежит некий "родич Владимира", которого византийские хроники называют Хрисохиром, то есть Златоруким. Это был весьма могущественный правитель, учитывая, что его дружина составляла 800 воинов! Вполне допустимо, что именно Станислав предпочел сбежать от братоубийства. Точно также поступил другой Владимирович - Святослав Древлянский, по преданию настигнутый убийцами на границе с Венгрией (между прочим, для тех кто сомневается в историчности этого князя неплохо было бы объяснить происхождение преданий о смерти Святослава в местечке Сколье). 
   Вопросы вызывает ранняя смерть Вышеслава, Всеволода и Позвизда, как впрочим и Изяслава. О причинах - естественных или вызванных другими обстоятельствами - летописи молчат. Между тем, биография Ярослава Мудрого или Хромого и святого Глеба  показывает, что одной из важных составляющих  функций молодых князей было крещение подвластных им территорий. Крещение огнем и мечом продолжалось все правление Владимира и вряд ли ограничилось Киевом и Новгородом. Как свидетельствует археология крещения не пережили треть поселений Киевской Руси! Это треть населения! Люди бежали от крестителей в леса и "умножились разбои". Никоновская летопись уделила  внимание интересному эпизоду с покаянием разбойника Могуты, весь текст наполнен религиозным смыслом и напоминает эпизод из истории франков - крещение Видукинда Саксонского. Очевидно речь  шла об  одном из известных вождей язычников. Историю реального крещения подробно рассматривает Лев Прозоров в "Язычниках крещенной Руси", для нас же важно, что летопись вообще крайне скупо описывает историю правления Владимира после его крещения. По справедливому замечанию исследователя - темные стороны крещения описывать не хотелось, а светлых было  мало... Логично предположить, что такая смертность Владимировичей могла быть связана с их деятельностью борцов с Древней верой!
   Мое внимание привлекли два обстоятельства:
1. князья рано умирают в областях наиболее стойкого сопротивления язычников - на Волыни (умирают при жизни отца Всеволод и следом сменивший его Позвизд-Василько), в Полоцкой земле (Изяслав Владимирович и вскоре сменивший его старший сын Всеслав), в Новгородии (Вышеслав);
2. второй сын Изяслава Полоцкого Брячислав, судя по тому, что его наследник Всеслав Чародей был рожден от волхвования сделал  какие-то выводы и пошел на сближение с язычниками! Вышеслава в Новгороде сменяет Ярослав, уже прославившийся, как талантливый борец с язычниками Ростовской земли.
   К сожалению дошедшие до наших дней источники ни подтверждают, ни опровергают мое предположение, так что каждый вправе сам решать согласиться или нет...

Владимировичи, крещение, Владимир Креститель, летописание

Previous post Next post
Up