Датировка призвания Рюрика и соперники варягов в Никоновской летописи.

Jun 16, 2012 23:26

    В предыдущих постах на тему Варяжской легенды я отнес призвание Рюрика к 856 году, опираясь на датировку "Аскольдовой" части Никоновской летописи. Вопрос этот принципиален, потому, что даже составитель "Аскольдовой летописи", имея очевидно какие то более древние источники ставит известие о варягах и Рюрике впереди собственно известий о Аскольде. Именно это обстоятельство вероятно привело к летописным легендам о том, что Аскольд пришел от Рюрика, так как в древнейшем варианте сообщение о Аскольде на Днепре следует за призванием варягов. от и еще один источник Варяжской легенды нашелся. Но это же самое  обстоятельство  заставляет нас подвергнуть сомнению датировку призвания "по Никону". То, что изгнание варягов и дальнейшее призвание их же (?) стоит впереди известий "Аскольдовой летописи" указывает лишь на то, что события эти произошли ранее и очевидно, что точная дата их была не известна даже самым древним летописцам, так как не относилась к собственно русской или киево-полянской истории. О событиях этих на юге скорее всего узнали только от "новгородских мужей", бежавших в 861 году от Рюрика в Киев. 
    Когда же имели место быть покорение варягами Приильменья, их изгнание и призвание Рюрика? Как я уже писал ранее, Рюрик, ободритский князь и внук руянского\русского короля Гостомысла, был недолго королем Руяна в 845-846 году, но скорее всего был свергнут из-за его профранкской политики и военных неудач 845 года, когда Боги ясно дали понять, что не благоволят Рюрику. Уже в 860х гг. место Рюрика занимает Табемысл. Очевидно, свержение Рюрика имело место быть в 846 году. После этого, как я предположил, на некоторое время закрепился в русской колонии в Пруссии, откуда его и призвали уставшие от безначалия ильменцы. ПВЛ и Никоновская летопись, отличаясь в хронологии тем не менее согласны, что между изгнанием варягов и призванием Рюрика прошло три года. Очевидно, так оно и было. Возникает вопрос, а когда варяги могли обложить данью Приильменье? В промежутке до 860 года был лишь один период, когда балтийские славяне были достатоно сильны для этого - в 830-начале 840х гг. имело место некоторое затишье в войнах с франками и данами. Это было временем правления Гостомысла, что объясняет его роль в новгородских преданиях о призвании Рюрика! Следовательно, бунт данников против варягов уместно связать с возобновившейся войной с франками в 842-845 гг., которая привела к смерти Гостомысла. Вероятно военные издержки заставили варягов увеличить дань с восточных племен, что привело к бунту и к изгнанию. Если датировать бунт 842-844 годом - годом смерти Гостомысла, то приглашение Рюрика произошло через три года - не позднее 847 года. Это вполне логично, вряд ли он продержался более нескольких лет, захватив руянские земли в Пруссии, где его могли достать политические противники. Приглашение же на словенский престол давало Рюрику огромные ресурсы и главное безопасность! 
    Более ранняя датировка призвания Рюрика позволяет разрешить и еще одну загадку! Согласно Никоновской летописи на историческом вече, определившем судьбу Восточной Европы, выступали сторонники четырех кандидатов - от варягов, от хазар, от Киева и от дунайцев. Варяги - то Рюрик и его братья. С ними все относительно понятно. В 840х Хазария еще не превратилась в того монстра (как показал Лев Прозоров чудовищное Чудо-Юдо - это сказочный образ Хазарии!), ненавистного славянам, каким она станет к 10 веку под иудейским правлением.
Под "Киевом" понимают обычно Русь Аскольда, но Киев не был тогда стольным городом - первым русским князем у полян традиция считала Олега Вещего! Центр Русского каганата в те годы находился в Нижнем Подунавье и именно с ним уместно связать загадочных "Дунайчев" Никоновской летописи (что делал кстати еще Б.А. Рыбаков!).
   Киев и Полянская земля перешел к русам около 846 года, если верны мои расчеты, а до этого по крайней мере несколько лет поляне были данниками Хазарии и были "обижаемы" древлянами и уличами. Согласно ПВЛ в Киеве издревле было "княжение свое", которым правил род потомков Кия. Очевидно, род этот прервался как раз незадолго до 846 года, а на Севере могли еще и не знать об упадке Киева и переходе его под власть сначала Хазарии, а потом русов. Прямого сообщения, вопреки мифу о Пути из варяг в греки, между Приильменьем и Киевом не существовало вплоть до времен Владимира Крестителя и его сына Ярослава. Скорее всего призвание Рюрика и конец независимого Полянского княжества Киевичей были синхроны. Любопытно, что восставшие против Рюрика новгордцы бежали именно к Аскольду в Киев. Очевидно, это были именно сторонники призвания князя из Киева, Дунайской Руси или Хазарии. А потому, можно предположить, что Вадим Храбрый - предвводитель восставших, был южанином. Кстати, в словарях 19 века, если не ошибаюсь, имя Вадима трактовалось как персидское...

Дунайская Русь, Хазария, Рюрик, Аскольд, Новгород, варяги, Гостомысл, Киев, варяжская легенда, Аскольдова летопись, летописание

Previous post Next post
Up