Вот только кто говорит по славянски на Руси...

Jun 14, 2012 01:01

Эта фраза из летописи давно привекает заслуженное внимание исследователей всех мастей. Сторонники альтернативных версий истории видят в ней доказательство того, что все прочие жители Киевской Руси - кривичи, вятичи, радимичи, тиверцы и уличи, хорваты - были не славянами, а ... сарматами например... ну или на худой конец балтами. Надо сказать, что в отношении к примеру кривичей это вполне допустимая гипотеза, но она разбивается Сказанием о расселении славян, где кривичи и полочане прямо названы ветвью славян и принадлежали в представлении летописца к той же группе переселенцев, что и ильменские словене. Гораздо логичнее видеть в этом перечне границы Русского государства в некий период его истории, а следовательно любопытно определить в какой конкретно период был составлен перечень славянских племен Руси.
 Итак, вот сама летопись:
"И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, - эти говорят на своих языках, они - от колена Иафета и живут в северных странах". Сей отрывок - часть рассказа о строителях Киева Кие, Щеке и Хориве, который входит в свою очередь в Сказание о славянской грамоте и расселении славян. Далее снова рассказывается о судьбе полян после смерти Кия и братьев и вообще вся фраза от слов "От этих последних произошли кривичи" до перечня финнских и балтских данников Руси выглядит как вставка или, что скорее место этой фразы было где-то в другой части этнографического Введения. Место это находится довольно быстро. Именно после перечня потомства Иафета, где упоминается в числе европейских народов Русь, логично было бы видеть  это пояснение. В этом случае текст должен выглядеть так:
"В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку - до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу - до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, - они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым. Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, - эти говорят на своих языках, они - от колена Иафета и живут в северных странах".
Мы не можем предположить, что список описывает территорию сосбтвенно Русской земли, так как в нее не входили ни новгородцы, ни полочане, ни дреговичи. Следовательно, это границы государства Киевская Русь уже после аннексии Русской землей соседних славянских княжеств, а это произоло уже во времена Ярополка.
Теперь, остается предположить, когда именно  сложился этот перечень. Сам список несет в себе датирующие признаки - здесь нет вятичей, радимичей и хорватов, но уже есть новгородцы и полочане. Учитывая особенности "Ярополковой летописи" - крайне отрицательное отношение к Владимиру и благожелательное к Ярополку - можно датировать создание летописи первыми годами правления Владимира еще до окончательного включения Хорватии, Вятичей и Радимичей в систему Киевской Руси. Характерно, что и в рассказах летописи о покорении этих племен указывается, что они платят дань Владимиру в тех же выражениях, что и о финнских и балтских племенах, то есть как внешние по отношению к самой Руси земли.
Любопытно также отсутствие упоминаний Ростова, Суздаля и Мурома. При этом данники, которых контролировали эти города - мурома, черемисы, мордва, пермь - уже упоминаются. Логично предположить, что в описываемое время жители будущей Северо-Восточной Руси назывались именно новгородцами. Это объясняет, почему в летописях нет сообщений о подчинении Ростовской и Муромской земель. Они достались Владимиру и Ярославу по наследству от старых новгородских князей!

Русь, Русская земля, летописание

Previous post Next post
Up