Перечитывая сведения аль-Масуди о славянах, обратил внимание на один эпизод, которому раньше не уделял достаточно внимания. Речь идет об описании удивительных храмов славянских язычников, о локализации которых, к сожалению, мы не можем судить. Понятное дело, что информатор «арабского Геродота» мог несколько приукрасить слухи о красоте храмов (идол
(
Read more... )
Приветствую. Собственно, информации по обоим персонажам - и по упомянутому вождю, и по Олегу - настолько мало, что указанных совпадений, кажется, довольно для отождествления. Хотя имя пресловутого вождя уже расходится. В общем, интересное, но чрезвычайно шаткое предположение.
Офф-топ. Сегодня были в Велеграде/Модре, где реконструировано укрепленное поселение времен Великой Моравии. Постройки воссозданы в основном по находкам из Угерского Градиште и Старего Мнеста (это несколько километров оттуда). Интересные факты: в Старом Мнесте тоже был обнаружен фундамент дворца; население уровнем выше бедного земледельца - те же ремесленники - позволяло себе строить уже не знмлянки, а нормальные наземные дома; присутствует одновременно несколько разных методов строительства - срубы, мазанки, постройки из кирпича-сырца (последнее лично мне, в силу климата, странно); в Угерскем Градишти в рамках так называемого «христианского ареала» обнаружили постройку, которая в итоге была идентифицирована как школа, хотя как по мне, либо это была школа-интернат, либо все же монастырь.
Reply
Reply
Reply
Насколько мне известно - нет.
Reply
Лично мне великоморавское искусство представляется весьма языческим, несмотря на его некоторые явно христианские черты. Все эти характерного вида лики на рукоятях мечей, фигуры с молотами и рогами для питья, лунницы - отнюдь не христианская история, хотя их и пытаются как-то так интерпретировать.
http://www.morava.maweb.eu/img/n%C3%A1kon%C4%8D%C3%AD%202.jpg
https://cz.pinterest.com/pin/300474606378900519/
Кстати, интересный момент: в Модре, на холме, прямо над реконструкцией, были обнаружены остатки церкви, которые относятся к периоду еще до официального крещения Великой Моравии. Согласно археологическим данным, церковь (архитектурно аналогичная другим великоморавским церквям, напр., сохранившейся св. Маркете) была построена на рубеже 8 и 9 веков, когда Кириллом и Мефодием еще и не пахло.
Reply
Насчет искусства, а где оно христианское за пределами иконописи и т.д. Достаточно посмотреть на ворота Дмитровского собора.
Reply
Ну, официальное крещение ВМ считается, что произошло в 831 году (согласно «Записям о епископах из Пассау», проводил его епископ Регинар). В 822 был Франкфуртский сейм, тогда мораване еще были язычниками. А церква уже стояла два десятилетия как, получается.
Кстати, еще интересная штука (хотя, я думаю, вы в курсе, конечно). В «Летописях королевства франков» - интересно, как этот источник называется в русском переводе - среди народов, отправивших послов на франкфуртский сейм, упоминаются некие praedenecentes, которые в переводе названы «дунайскими ободритами». Вам что-то о них известно?
Reply
От меня лично: в Великопольской хронике упоминаются князья, получившие разные части "империи Лешека Третьего". Среди них был Владислав, который получил "часть Венгрии, которая находится между реками Тиссой, Дунаем и Моравой". На мой взгляд, это и были praedenecentes.
Reply
Имеется в виду балканская Морава, конечно? То есть у вас это фактически Браничевцы? Тут, пожалуй, можно даже подозревать простое искажение оригинального названия племени.
В грабители их, насколько мне известно, записал Имре Боба, который выводил название от латинского «praeda» - «порча», то есть, фактически название их означало «испорченные». В рамках теории Имре Бобы о южной (т.е. балканской) локации Великой Моравии речь шла об «испорченных мораванах». Полагаю, вне этой теории такой перевод теряет смысл.
«Передняя чадь» возникает у Васыля Гюзелева в результате передачи староболгарского «preďn čdi». Да, конечно, но почему, собственно?
Добавлю в копилочку также теорию Габора Веконы (надеюсь, он читается именно так - венгр, все же), по которой слово praedenecenti - славянское и означает оно «люди, живущие на этом берегу реки Донец», «придонецчане».
Да, во «франкских анналах» под 824 годом они названы «абодриты, также называемые преденеценты, занимающие Дакию на Дунае, соседи болгар». Учитывая, что они как раз приходили жаловаться Людовику на болгар, полагаю, что у их дальнейшего неупоминания была весьма уважительная причина ))
Reply
Reply
Leave a comment