Еще одно свидетельство о Вещем Олеге?

Aug 20, 2023 23:07

Перечитывая сведения аль-Масуди о славянах, обратил внимание на один эпизод, которому раньше не уделял достаточно внимания. Речь идет об описании удивительных храмов славянских язычников, о локализации которых, к сожалению, мы не можем судить. Понятное дело, что информатор «арабского Геродота» мог несколько приукрасить слухи о красоте храмов (идол ( Read more... )

Русь, Олег Вещий, Русский каганат, былины, Русский род, арабы о русах, Русская земля, волшебник Рус, византийские хроники

Leave a comment

svatopolk August 20 2023, 23:02:21 UTC

Приветствую. Собственно, информации по обоим персонажам - и по упомянутому вождю, и по Олегу - настолько мало, что указанных совпадений, кажется, довольно для отождествления. Хотя имя пресловутого вождя уже расходится. В общем, интересное, но чрезвычайно шаткое предположение.

Офф-топ. Сегодня были в Велеграде/Модре, где реконструировано укрепленное поселение времен Великой Моравии. Постройки воссозданы в основном по находкам из Угерского Градиште и Старего Мнеста (это несколько километров оттуда). Интересные факты: в Старом Мнесте тоже был обнаружен фундамент дворца; население уровнем выше бедного земледельца - те же ремесленники - позволяло себе строить уже не знмлянки, а нормальные наземные дома; присутствует одновременно несколько разных методов строительства - срубы, мазанки, постройки из кирпича-сырца (последнее лично мне, в силу климата, странно); в Угерскем Градишти в рамках так называемого «христианского ареала» обнаружили постройку, которая в итоге была идентифицирована как школа, хотя как по мне, либо это была школа-интернат, либо все же монастырь.

Reply

ortnit August 20 2023, 23:14:03 UTC
Тут не "оба персонажа", а целых четверо, но все связаны с русью и обладают общим качеством - не от мира сего, я бы сказал. А что касается имен, то кроме как у Олега имени ни у кого и нет. То, что Псевдо-Симеон написал, что в честь вещего вождя "росы" получили имя, можно и его догадкой объяснять, и трудностями перевода (мог что-то не так уловить), и книжной ученостью - хотел предложить "кабинетную", книжную версию этимологии названия руси предложить. И библейское влияние никто не отменял. Важнее совпадения в характеристике персонажей.

Reply

ortnit August 20 2023, 23:14:45 UTC
По Моравии. А языческое что-то находят?

Reply

svatopolk August 20 2023, 23:57:17 UTC

Насколько мне известно - нет.

Reply

svatopolk August 21 2023, 21:44:30 UTC

Лично мне великоморавское искусство представляется весьма языческим, несмотря на его некоторые явно христианские черты. Все эти характерного вида лики на рукоятях мечей, фигуры с молотами и рогами для питья, лунницы - отнюдь не христианская история, хотя их и пытаются как-то так интерпретировать.

http://www.morava.maweb.eu/img/n%C3%A1kon%C4%8D%C3%AD%202.jpg

https://cz.pinterest.com/pin/300474606378900519/

Кстати, интересный момент: в Модре, на холме, прямо над реконструкцией, были обнаружены остатки церкви, которые относятся к периоду еще до официального крещения Великой Моравии. Согласно археологическим данным, церковь (архитектурно аналогичная другим великоморавским церквям, напр., сохранившейся св. Маркете) была построена на рубеже 8 и 9 веков, когда Кириллом и Мефодием еще и не пахло.

Reply

ortnit August 22 2023, 10:09:22 UTC
Так официальное врещение Великой Моравии было задолго до Кирилла и Мефодия. Они крещенные были уже в 820-х. Это в источниках не отразилось. Ростислав со товарищи обращались к грекам не за крещением, а за возможностью постигать религию на родном языке.

Насчет искусства, а где оно христианское за пределами иконописи и т.д. Достаточно посмотреть на ворота Дмитровского собора.

Reply

svatopolk August 22 2023, 11:53:44 UTC

Ну, официальное крещение ВМ считается, что произошло в 831 году (согласно «Записям о епископах из Пассау», проводил его епископ Регинар). В 822 был Франкфуртский сейм, тогда мораване еще были язычниками. А церква уже стояла два десятилетия как, получается.

Кстати, еще интересная штука (хотя, я думаю, вы в курсе, конечно). В «Летописях королевства франков» - интересно, как этот источник называется в русском переводе - среди народов, отправивших послов на франкфуртский сейм, упоминаются некие praedenecentes, которые в переводе названы «дунайскими ободритами». Вам что-то о них известно?

Reply

ortnit August 22 2023, 18:56:29 UTC
Я видел несколько версий. 1) Буквальный перевод, там с латыни что-то про разбойников, кажется. 2) Племя называется ободритами, а "praedenecentes" - это "передняя чадь", то есть ободритская знать, из которой состояло посольство. 3) Версия Пауля: он считал, когда мы обсуждали этот момент, что произошла простая ошибка - в то время приходило много посольств, поэтому хронист просто спутал загадочных praedenecentes и ободритов, которых в результате переместили (сдублировали) на Дунай. Рraedenecentes, если не ошибаюсь, упоминались еще примерно в таком же контексте, а вот ободритов в тех краях не упоминали более.
От меня лично: в Великопольской хронике упоминаются князья, получившие разные части "империи Лешека Третьего". Среди них был Владислав, который получил "часть Венгрии, которая находится между реками Тиссой, Дунаем и Моравой". На мой взгляд, это и были praedenecentes.

Reply

svatopolk August 23 2023, 08:54:25 UTC

Имеется в виду балканская Морава, конечно? То есть у вас это фактически Браничевцы? Тут, пожалуй, можно даже подозревать простое искажение оригинального названия племени.

В грабители их, насколько мне известно, записал Имре Боба, который выводил название от латинского «praeda» - «порча», то есть, фактически название их означало «испорченные». В рамках теории Имре Бобы о южной (т.е. балканской) локации Великой Моравии речь шла об «испорченных мораванах». Полагаю, вне этой теории такой перевод теряет смысл.
«Передняя чадь» возникает у Васыля Гюзелева в результате передачи староболгарского «preďn čdi». Да, конечно, но почему, собственно?
Добавлю в копилочку также теорию Габора Веконы (надеюсь, он читается именно так - венгр, все же), по которой слово praedenecenti - славянское и означает оно «люди, живущие на этом берегу реки Донец», «придонецчане».

Да, во «франкских анналах» под 824 годом они названы «абодриты, также называемые преденеценты, занимающие Дакию на Дунае, соседи болгар». Учитывая, что они как раз приходили жаловаться Людовику на болгар, полагаю, что у их дальнейшего неупоминания была весьма уважительная причина ))

Reply

ortnit August 23 2023, 11:19:30 UTC
Какая Морава имеется ввиду из текста "Великопольской хроники" не понятно. У меня больше складывается впечатление, что скорее о верховьях Тисы идет речь, то есть о Западной Словакии и прилегающих землях Альфельда. Возможно, их неупоминание связано с тем, что и с упоминанием есть какие-то проблемы. Сомневаюсь, что эту проблему можно будет решить. Надо бы поискать кого-то подходящего в "Баварском Географе".

Reply


Leave a comment

Up