Новая версия отношений Вещего Олега и Игоря

Aug 16, 2023 01:11

В комментариях к одному из последних постов, мой уважаемый соавтор и оппонент Aloslum вновь поднял вопрос о том, как связаны друг с другом Вещий Олег и Игорь. Точнее, кто из них захватил Киев, убив местных варяжских правителей Аскольда и Дира. По версии ПВЛ это сделал Вещий Олег, а по версии НПЛмл, которая восходит к реконструируемому мною " ( Read more... )

Игорь, Хазария, Олег Вещий, Русский каганат, поляне, русско-хазарские войны, русская торговля, Ольга, Русская земля, летописание

Leave a comment

aloslum August 18 2023, 18:23:57 UTC
Насчёт Русского каганата также полагаю, что он был создан после падения Аварского, вроде как «взамен» его. Но тогда связь с ЛРК прослеживается только у новой Русской державы Рюриковичей. Из наших давних споров у меня засело в голове, что русов в ХАА ты отождествлял с самой ЛРК, только сейчас выяснил, что по вопросу русов к востоку от славян у нас как раз консенсус, разве что связываю их ещё с Русом и Хазаром, что были от одной матери и отца, ещё до прихода Славянина, а также с хрусами Псевдо-Захарии и русиями Псевдо-Калисфена.
Из источников в пользу твоей концепции остаётся Баварский географ с русами рядом с хазарами, но там они могут относиться к разным «блокам», как и венгры например, которые тогда ещё были в Причерноморье, а не по соседству с вислянами. К слову, напомню, что ещё раньше писал по поводу трёх вождей: по моему мнению больше оснований связывать их с распрей у болгар после Крума.

Составитель НПЛ (как и составитель Хронографа до него) несомненно знал предание о походе Олега, и судя по всему связывал их с той же русью, с которой «И сѣде Игорь княжа в Кыевѣ; и бѣша у него варязи мужи словенѣ, и оттолѣ прочии прозвашася русью» (и придя с которой к Киеву «творящася подугорьскыми гостьми»). Однако описывая его новые владения / завоевания (причём уже будто бы с Олегом, притянутым из Хроногрофа), не привлёк никаких сведений о северянах и радимичах, хотя с первыми можно связать черниговский фронтир и упоминание у Константина Багрянородного.
Если «Сказание» складывалось при Владимире («снова» покорившем радимичей), то возможно его современники, даже если и знали предания о покорении северян и радимичей Олегом, не связывали их со «своей» державой и «своим» Олегом.

Reply

ortnit August 19 2023, 14:54:51 UTC
//Если «Сказание» складывалось при Владимире («снова» покорившем радимичей), то возможно его современники, даже если и знали предания о покорении северян и радимичей Олегом, не связывали их со «своей» державой и «своим» Олегом// - все может объясняться куда проще. Особенно, учитывая, что эти самые северяне и скорее всего радимичи таки платили дань Игорю. Кто-то же их должен быть обложить этой самой данью. А значит, автору "Сказания" они были просто не инетерсны, так как его произведение было посвящено довольно узкой темой, под которую он подбирал материал. А летописец, разбавивший "Сказание" (и, судя по всему, сокративший его) походами на греков, не сильно заморачивался, в отличие от автора ПВЛ, поиском новых сведений. Можно предположить, еще, что в Начальной летописи покорение "воеводой Олегом" северы и радимичей было, но новгородский летописец выкинул эти сведения для экономии. В пользу последнего косвенно свидетельствуют уникальные известия Никоновки, Воскресенской и Устюжской летописей, которые могли быть почерпнуты с наибольшей вероятностью именно из Начальной летописи.

Reply

aloslum August 19 2023, 18:36:06 UTC
В рамках моей схемы Игорь мог покорить северян (откуда их упоминание у Багрянородного) заодно с вытеснением донской руси и установлением контроля над Приазовьем. По твоей схеме мы вполне могли бы ожидать, что наряду и даже заодно с преданием о покорении Олегом данников хазар ходило предание о походе на Каспий, пусть даже отдельно, но тоже связанное с Олегом. Однако в летописи это не отразилось, разве что в ремарке НПЛ о том, что «Друзии же сказають, яко идущю ему за море», которую впрочем составитель ПВЛ, привлекавший дополнительные сведения об Олеге, вовсе опустил.
С моей точки зрения это можно объяснить тем, что предания о покорении северян и радимичей Олегом, были восприняты от них самих или через них, когда они стали данниками киевских Рюриковичей, и эти предания стали соотносится с собственной историей, как и давнее предание о походе Олега на греков. А вот предания о походах на Каспий, даже если были известны, соотносились с другой русью (вроде «пургасовой» в 13 веке, о которой летописец даже не счёл нужным что-то пояснять, в смысле о её «инаковости», судя по всему тривиальной для него, и тривиальность эта по всей видимости давняя).

Сведения Устюжской и других летописей о дани, установленной Олегом, не выглядят уникальными, но простым сокращением и выборкой из ПВЛ (черная куница из сообщения о древлянской дани, хазары из сообщения о радимичах, не указанных в Устюжской летописи).

- Софийская первая и Новгородская четвёртая летописи (из свода начала 15 века):
В лѣто 6391. Иде Олегъ на древляны и на сѣверы, и возложи дань на нихъ по чернѣ кунѣ.
(в СПЛ В лѣто 6392. В лѣто 6393. В лѣто 6394)
В лѣто 6395. И Леонъ царствова и т. д. (в СПЛ нет) с перечнем княжений и списками греческих и русских епархий.
О Мефоді и Костянтинѣ. В лѣто 6406. Идоша угри мімо Киевъ горою и т. д.

- Никаноровская и Вологодско-пермская летописи (из свода конца 15 века):
В лѣто 6391. Иде Олегъ на древляны и на сѣверы, и возложи дань на нихъ по чернѣ кунѣ.
В лѣто 6392. В лѣто 6393. В лѣто 6394.
В лѣто 6395. Перечень княжений.
В лѣто 6411. Игореви же возрастъшу и т. д.

- Воскресенская (1530-е):
Въ лѣто 6391. Иде Олегъ на древляны и на сѣверы, и возложи дань на нихъ по чрънѣ кунѣ.
Въ лѣто 6392. Посла Олегъ къ радимичемъ: «Кому дань даете?». Они же рѣша: «Козаром» и т. д.
О угрехъ. Въ лѣто 6406. Идоша угри мимо Кіевъ горою и т. д.

- Никоновская (из свода митр. Даниила, дополненного по Воскресенской летописи):
Въ лѣто 6391. Иде Олегъ на древляны и на сѣверы, и возложи дань на нихъ по чрънѣ кунѣ.
Въ лѣто 6395. Леонъ царствова и т. д. с Перечнем княжений.
Въ лѣто 6406-е. О угрехъ. Идоша угри мимо Кіевъ горою и т. д.

- Устюжская летопись:
В лѣто 6391-го. Иде Олег на древляны и на северы и на козары, и наложи на них дань по чернои кунице с человека в год и т. д.
В лѣто 6408-го (а не 6415). Иде Олег на греки и т. д.

Reply


Leave a comment

Up