В комментариях
к одному из последних постов, мой уважаемый соавтор и оппонент
Aloslum вновь поднял вопрос о том, как связаны друг с другом Вещий Олег и Игорь. Точнее, кто из них захватил Киев, убив местных варяжских правителей Аскольда и Дира. По версии ПВЛ это сделал Вещий Олег, а по версии НПЛмл, которая восходит к реконструируемому мною "
(
Read more... )
Из источников в пользу твоей концепции остаётся Баварский географ с русами рядом с хазарами, но там они могут относиться к разным «блокам», как и венгры например, которые тогда ещё были в Причерноморье, а не по соседству с вислянами. К слову, напомню, что ещё раньше писал по поводу трёх вождей: по моему мнению больше оснований связывать их с распрей у болгар после Крума.
Составитель НПЛ (как и составитель Хронографа до него) несомненно знал предание о походе Олега, и судя по всему связывал их с той же русью, с которой «И сѣде Игорь княжа в Кыевѣ; и бѣша у него варязи мужи словенѣ, и оттолѣ прочии прозвашася русью» (и придя с которой к Киеву «творящася подугорьскыми гостьми»). Однако описывая его новые владения / завоевания (причём уже будто бы с Олегом, притянутым из Хроногрофа), не привлёк никаких сведений о северянах и радимичах, хотя с первыми можно связать черниговский фронтир и упоминание у Константина Багрянородного.
Если «Сказание» складывалось при Владимире («снова» покорившем радимичей), то возможно его современники, даже если и знали предания о покорении северян и радимичей Олегом, не связывали их со «своей» державой и «своим» Олегом.
Reply
Reply
С моей точки зрения это можно объяснить тем, что предания о покорении северян и радимичей Олегом, были восприняты от них самих или через них, когда они стали данниками киевских Рюриковичей, и эти предания стали соотносится с собственной историей, как и давнее предание о походе Олега на греков. А вот предания о походах на Каспий, даже если были известны, соотносились с другой русью (вроде «пургасовой» в 13 веке, о которой летописец даже не счёл нужным что-то пояснять, в смысле о её «инаковости», судя по всему тривиальной для него, и тривиальность эта по всей видимости давняя).
Сведения Устюжской и других летописей о дани, установленной Олегом, не выглядят уникальными, но простым сокращением и выборкой из ПВЛ (черная куница из сообщения о древлянской дани, хазары из сообщения о радимичах, не указанных в Устюжской летописи).
- Софийская первая и Новгородская четвёртая летописи (из свода начала 15 века):
В лѣто 6391. Иде Олегъ на древляны и на сѣверы, и возложи дань на нихъ по чернѣ кунѣ.
(в СПЛ В лѣто 6392. В лѣто 6393. В лѣто 6394)
В лѣто 6395. И Леонъ царствова и т. д. (в СПЛ нет) с перечнем княжений и списками греческих и русских епархий.
О Мефоді и Костянтинѣ. В лѣто 6406. Идоша угри мімо Киевъ горою и т. д.
- Никаноровская и Вологодско-пермская летописи (из свода конца 15 века):
В лѣто 6391. Иде Олегъ на древляны и на сѣверы, и возложи дань на нихъ по чернѣ кунѣ.
В лѣто 6392. В лѣто 6393. В лѣто 6394.
В лѣто 6395. Перечень княжений.
В лѣто 6411. Игореви же возрастъшу и т. д.
- Воскресенская (1530-е):
Въ лѣто 6391. Иде Олегъ на древляны и на сѣверы, и возложи дань на нихъ по чрънѣ кунѣ.
Въ лѣто 6392. Посла Олегъ къ радимичемъ: «Кому дань даете?». Они же рѣша: «Козаром» и т. д.
О угрехъ. Въ лѣто 6406. Идоша угри мимо Кіевъ горою и т. д.
- Никоновская (из свода митр. Даниила, дополненного по Воскресенской летописи):
Въ лѣто 6391. Иде Олегъ на древляны и на сѣверы, и возложи дань на нихъ по чрънѣ кунѣ.
Въ лѣто 6395. Леонъ царствова и т. д. с Перечнем княжений.
Въ лѣто 6406-е. О угрехъ. Идоша угри мимо Кіевъ горою и т. д.
- Устюжская летопись:
В лѣто 6391-го. Иде Олег на древляны и на северы и на козары, и наложи на них дань по чернои кунице с человека в год и т. д.
В лѣто 6408-го (а не 6415). Иде Олег на греки и т. д.
Reply
Leave a comment