В комментариях
к одному из последних постов, мой уважаемый соавтор и оппонент
Aloslum вновь поднял вопрос о том, как связаны друг с другом Вещий Олег и Игорь. Точнее, кто из них захватил Киев, убив местных варяжских правителей Аскольда и Дира. По версии ПВЛ это сделал Вещий Олег, а по версии НПЛмл, которая восходит к реконструируемому мною "
(
Read more... )
1. Русский каганат (с ядром в Прикарпатье) возник примерно когда? после сложения ЛРК в 7-8 веках или параллельно?
Сам сложение ЛРК связываю вслед за Е. Шинаковым, Н. Милютенко и В. Седовым с политическим объединением наследников «царства Валинана», «за которым скрывались не только волыняне, но и древляне, дреговичи и даже поляне» (Шинаков 2009 с. 156), добавлю - вплоть до «царства ал-Дир».
2. Если РК просто подчинил ЛРК (примерно когда?), отразилось ли это в её развитии?
Для сравнения - после создания Русской державы с центром в Киеве на основе ЛРК возникла собственно древнерусская культура, или в данном случае дело в массовом переселении руси, чего не было раньше?
3. Насколько понял, также русы, возглавлявшие объединение ЛРК, возглавили переселенцев оттуда в воронежское Подонье, которых источник ХАА называл русами (в отличие от славян ЛРК). Или же часть руси сами переселились туда (с 8 века?), принеся с собой влияние ЛРК?
Сам полагаю, что именно донские русы торговали с мусульманами во времена Ибн Хордадбеха, при этом дирхемы выпадали только в Подонье (не считая Волго-балтийского пути), но не в ареале ЛРК. Хоть как получается отдельная группа русов (к тому же, Ибн Хордадбех не указал русов среди народов, возглавляемых хаканами).
Ну и по новой версии, уточним археологический фон:
После разрушения волынцевских поселений в 830-х годах городская жизнь на территории Киева возобновляется в 880-х годах. Укрепление, схожее с новгородским Городищем, по К. Михайлову создаётся на рубеже 9-10 веков и функционирует не позже первой четверти 10 века, с этим можно сопоставить приход варягов Аскольда и Дира с их последующим убийством. Небольшое укрепление в Гнёздово также создаётся на рубеже 9-10 веков, а к середине 10 века оно то ли разрушается, то ли застраивается (со сломом старых укреплений?), тогда же там проявляется «киевское влияние» с распространением камерных захоронений. Сами камерные захоронения, имеющие аналоги в Великой Моравии, по С. Ширинскому появляются в Поднепровье на рубеже 9-10 веков, с этим можно сопоставить приход руси на Киевщину.
В памяти почему-то было (из другой статьи?), что укрепление в Киеве было создано в 890-х и функционировало как раз до рубежа 9-10 веков, но сверка данных такой однозначности не даёт. Однако обращу внимание на твою догадку, что намёк о приходе руси к Киеву из подугорских земель остался в рассказе НПЛ, то есть в собственно «игоревой традиции».
И снова подчеркну, что в отношении Олега помимо предания об успешном походе на Царьград, который вероятно относится к 860 году (возможно с первым крещением), не выявляется некая цельная традиция, вроде того же «Сказания», увязывающая его с Игорем, его женой, покорением древлян и уличей. Отдельно имеется договор 911 года, не связанный с Игорем, а также предание о подчинении северян и радимичей, которого не было в «Сказании» о киевских князьях (к слову, сообщение Устюжской летописи: «Иде Олег на древляны и на северы и на козары, и наложи на них дань по чернои кунице (NB) с человека на год», скорее всего просто сокращение ПВЛ, где хазары упоминаются в связи с радимичами).
Reply
2. Русский каганат - создание носителей ЛРК + довольно аморфное и эфемерное объединение. Экономических связей тесных еще не сложилось. Наконец, сама ЛРК плохо изучена. Хронология памятников не разработана в достаточной мере. В таких условиях сложно делать какие-то выводы.
3. Я не исключаю, что часть русов из Прикарпатья мигрировала с массой других славянских переселенцев в Подонье. Вятичи, радимичи и отчасти севера шли в этом направлении. Там и хорватов можно искать, как помнишь. Выпадение и невыпадение дирхемов можно объяснять разными причинами. Мы это обсуждали. То, что в Прикарпатье их не находят в большом количестве можно объяснять отсутствием традиции закапывания кладов в качестве вотивного приношения богам (я подозреваю, что большое количество кладов на Готланде, например, именно с этим связано), отсутствием опасности, которая заставляла людей прятать добро, и тем, что русы были экономически активными - им было куда и на что тратить серебро, в отличие от жителей восточных регионов.
По поводу "Сказания" и "Слова". Надо все таки учитывать природу этих произведений. Олегов цикл - это разрозненные сказания, возникающие по различным поводам. Короткие песни "а-ля былины", вероятно, или прозаические "сказы", в духе того, что попало в НПЛмл и ПВЛ о царьградском походе и гибели Олега. "Сказание" - это прозаическое произведение, написанное конкретным автором с конкретной целью по конкретному поводу на основе тех самых песен/сказов.
Reply
Из источников в пользу твоей концепции остаётся Баварский географ с русами рядом с хазарами, но там они могут относиться к разным «блокам», как и венгры например, которые тогда ещё были в Причерноморье, а не по соседству с вислянами. К слову, напомню, что ещё раньше писал по поводу трёх вождей: по моему мнению больше оснований связывать их с распрей у болгар после Крума.
Составитель НПЛ (как и составитель Хронографа до него) несомненно знал предание о походе Олега, и судя по всему связывал их с той же русью, с которой «И сѣде Игорь княжа в Кыевѣ; и бѣша у него варязи мужи словенѣ, и оттолѣ прочии прозвашася русью» (и придя с которой к Киеву «творящася подугорьскыми гостьми»). Однако описывая его новые владения / завоевания (причём уже будто бы с Олегом, притянутым из Хроногрофа), не привлёк никаких сведений о северянах и радимичах, хотя с первыми можно связать черниговский фронтир и упоминание у Константина Багрянородного.
Если «Сказание» складывалось при Владимире («снова» покорившем радимичей), то возможно его современники, даже если и знали предания о покорении северян и радимичей Олегом, не связывали их со «своей» державой и «своим» Олегом.
Reply
Reply
С моей точки зрения это можно объяснить тем, что предания о покорении северян и радимичей Олегом, были восприняты от них самих или через них, когда они стали данниками киевских Рюриковичей, и эти предания стали соотносится с собственной историей, как и давнее предание о походе Олега на греков. А вот предания о походах на Каспий, даже если были известны, соотносились с другой русью (вроде «пургасовой» в 13 веке, о которой летописец даже не счёл нужным что-то пояснять, в смысле о её «инаковости», судя по всему тривиальной для него, и тривиальность эта по всей видимости давняя).
Сведения Устюжской и других летописей о дани, установленной Олегом, не выглядят уникальными, но простым сокращением и выборкой из ПВЛ (черная куница из сообщения о древлянской дани, хазары из сообщения о радимичах, не указанных в Устюжской летописи).
- Софийская первая и Новгородская четвёртая летописи (из свода начала 15 века):
В лѣто 6391. Иде Олегъ на древляны и на сѣверы, и возложи дань на нихъ по чернѣ кунѣ.
(в СПЛ В лѣто 6392. В лѣто 6393. В лѣто 6394)
В лѣто 6395. И Леонъ царствова и т. д. (в СПЛ нет) с перечнем княжений и списками греческих и русских епархий.
О Мефоді и Костянтинѣ. В лѣто 6406. Идоша угри мімо Киевъ горою и т. д.
- Никаноровская и Вологодско-пермская летописи (из свода конца 15 века):
В лѣто 6391. Иде Олегъ на древляны и на сѣверы, и возложи дань на нихъ по чернѣ кунѣ.
В лѣто 6392. В лѣто 6393. В лѣто 6394.
В лѣто 6395. Перечень княжений.
В лѣто 6411. Игореви же возрастъшу и т. д.
- Воскресенская (1530-е):
Въ лѣто 6391. Иде Олегъ на древляны и на сѣверы, и возложи дань на нихъ по чрънѣ кунѣ.
Въ лѣто 6392. Посла Олегъ къ радимичемъ: «Кому дань даете?». Они же рѣша: «Козаром» и т. д.
О угрехъ. Въ лѣто 6406. Идоша угри мимо Кіевъ горою и т. д.
- Никоновская (из свода митр. Даниила, дополненного по Воскресенской летописи):
Въ лѣто 6391. Иде Олегъ на древляны и на сѣверы, и возложи дань на нихъ по чрънѣ кунѣ.
Въ лѣто 6395. Леонъ царствова и т. д. с Перечнем княжений.
Въ лѣто 6406-е. О угрехъ. Идоша угри мимо Кіевъ горою и т. д.
- Устюжская летопись:
В лѣто 6391-го. Иде Олег на древляны и на северы и на козары, и наложи на них дань по чернои кунице с человека в год и т. д.
В лѣто 6408-го (а не 6415). Иде Олег на греки и т. д.
Reply
Leave a comment