Новая версия отношений Вещего Олега и Игоря

Aug 16, 2023 01:11

В комментариях к одному из последних постов, мой уважаемый соавтор и оппонент Aloslum вновь поднял вопрос о том, как связаны друг с другом Вещий Олег и Игорь. Точнее, кто из них захватил Киев, убив местных варяжских правителей Аскольда и Дира. По версии ПВЛ это сделал Вещий Олег, а по версии НПЛмл, которая восходит к реконструируемому мною " ( Read more... )

Игорь, Хазария, Олег Вещий, Русский каганат, поляне, русско-хазарские войны, русская торговля, Ольга, Русская земля, летописание

Leave a comment

aloslum August 17 2023, 17:06:32 UTC
Ещё раз хочу уточнить некоторые моменты твоей концепции:
1. Русский каганат (с ядром в Прикарпатье) возник примерно когда? после сложения ЛРК в 7-8 веках или параллельно?
Сам сложение ЛРК связываю вслед за Е. Шинаковым, Н. Милютенко и В. Седовым с политическим объединением наследников «царства Валинана», «за которым скрывались не только волыняне, но и древляне, дреговичи и даже поляне» (Шинаков 2009 с. 156), добавлю - вплоть до «царства ал-Дир».

2. Если РК просто подчинил ЛРК (примерно когда?), отразилось ли это в её развитии?
Для сравнения - после создания Русской державы с центром в Киеве на основе ЛРК возникла собственно древнерусская культура, или в данном случае дело в массовом переселении руси, чего не было раньше?

3. Насколько понял, также русы, возглавлявшие объединение ЛРК, возглавили переселенцев оттуда в воронежское Подонье, которых источник ХАА называл русами (в отличие от славян ЛРК). Или же часть руси сами переселились туда (с 8 века?), принеся с собой влияние ЛРК?
Сам полагаю, что именно донские русы торговали с мусульманами во времена Ибн Хордадбеха, при этом дирхемы выпадали только в Подонье (не считая Волго-балтийского пути), но не в ареале ЛРК. Хоть как получается отдельная группа русов (к тому же, Ибн Хордадбех не указал русов среди народов, возглавляемых хаканами).

Ну и по новой версии, уточним археологический фон:
После разрушения волынцевских поселений в 830-х годах городская жизнь на территории Киева возобновляется в 880-х годах. Укрепление, схожее с новгородским Городищем, по К. Михайлову создаётся на рубеже 9-10 веков и функционирует не позже первой четверти 10 века, с этим можно сопоставить приход варягов Аскольда и Дира с их последующим убийством. Небольшое укрепление в Гнёздово также создаётся на рубеже 9-10 веков, а к середине 10 века оно то ли разрушается, то ли застраивается (со сломом старых укреплений?), тогда же там проявляется «киевское влияние» с распространением камерных захоронений. Сами камерные захоронения, имеющие аналоги в Великой Моравии, по С. Ширинскому появляются в Поднепровье на рубеже 9-10 веков, с этим можно сопоставить приход руси на Киевщину.
В памяти почему-то было (из другой статьи?), что укрепление в Киеве было создано в 890-х и функционировало как раз до рубежа 9-10 веков, но сверка данных такой однозначности не даёт. Однако обращу внимание на твою догадку, что намёк о приходе руси к Киеву из подугорских земель остался в рассказе НПЛ, то есть в собственно «игоревой традиции».

И снова подчеркну, что в отношении Олега помимо предания об успешном походе на Царьград, который вероятно относится к 860 году (возможно с первым крещением), не выявляется некая цельная традиция, вроде того же «Сказания», увязывающая его с Игорем, его женой, покорением древлян и уличей. Отдельно имеется договор 911 года, не связанный с Игорем, а также предание о подчинении северян и радимичей, которого не было в «Сказании» о киевских князьях (к слову, сообщение Устюжской летописи: «Иде Олег на древляны и на северы и на козары, и наложи на них дань по чернои кунице (NB) с человека на год», скорее всего просто сокращение ПВЛ, где хазары упоминаются в связи с радимичами).

Reply

ortnit August 18 2023, 11:30:16 UTC
1. Русский каганат в моей реконструкции появляется примерно около 820-х - 830-х гг.Те события, которые можно гипотетически, но с высокой долей вероятности увязать с русью, говорят скорее о группе племен, со своими вождями. Они совершают набеги вдоль побережья (Бравлин по Крыму, три вождя, напавших на ромеев при юном Феофиле и проклятых его придворным колдуном = набег на Амастиду?), соперничают друг с другом (те самые три вождя). Ничто не указывает на существование относительно единого и крупного объединения. А вот к 830-му происходит консолидация. Соблазнительно увязать это с тем, что произошло после "проклятия", когда из трех вождей вернулся только один. Консолидация позволяет начать экспансию против соседних славянских племен ЛРК. Еще один соблазн - увязать с этими событиями крах волынцевской культуры и распространение роменско-боршевской культуры к востоку от Днепра. Тут и ХАА с русами рядом с внутренними болгарами и мадьярами, но тут ты со мной не согласен. Уже во 2-й половине 870-х, судя по всему, "Русский каганат" распадается. Русов на Днепре сменяют хазары. ДУмаю, между 894 - 913 годами Вещий Олег воссоздает, а после 913 года происходят акции на Левобрежье.

2. Русский каганат - создание носителей ЛРК + довольно аморфное и эфемерное объединение. Экономических связей тесных еще не сложилось. Наконец, сама ЛРК плохо изучена. Хронология памятников не разработана в достаточной мере. В таких условиях сложно делать какие-то выводы.

3. Я не исключаю, что часть русов из Прикарпатья мигрировала с массой других славянских переселенцев в Подонье. Вятичи, радимичи и отчасти севера шли в этом направлении. Там и хорватов можно искать, как помнишь. Выпадение и невыпадение дирхемов можно объяснять разными причинами. Мы это обсуждали. То, что в Прикарпатье их не находят в большом количестве можно объяснять отсутствием традиции закапывания кладов в качестве вотивного приношения богам (я подозреваю, что большое количество кладов на Готланде, например, именно с этим связано), отсутствием опасности, которая заставляла людей прятать добро, и тем, что русы были экономически активными - им было куда и на что тратить серебро, в отличие от жителей восточных регионов.

По поводу "Сказания" и "Слова". Надо все таки учитывать природу этих произведений. Олегов цикл - это разрозненные сказания, возникающие по различным поводам. Короткие песни "а-ля былины", вероятно, или прозаические "сказы", в духе того, что попало в НПЛмл и ПВЛ о царьградском походе и гибели Олега. "Сказание" - это прозаическое произведение, написанное конкретным автором с конкретной целью по конкретному поводу на основе тех самых песен/сказов.

Reply

aloslum August 18 2023, 18:23:57 UTC
Насчёт Русского каганата также полагаю, что он был создан после падения Аварского, вроде как «взамен» его. Но тогда связь с ЛРК прослеживается только у новой Русской державы Рюриковичей. Из наших давних споров у меня засело в голове, что русов в ХАА ты отождествлял с самой ЛРК, только сейчас выяснил, что по вопросу русов к востоку от славян у нас как раз консенсус, разве что связываю их ещё с Русом и Хазаром, что были от одной матери и отца, ещё до прихода Славянина, а также с хрусами Псевдо-Захарии и русиями Псевдо-Калисфена.
Из источников в пользу твоей концепции остаётся Баварский географ с русами рядом с хазарами, но там они могут относиться к разным «блокам», как и венгры например, которые тогда ещё были в Причерноморье, а не по соседству с вислянами. К слову, напомню, что ещё раньше писал по поводу трёх вождей: по моему мнению больше оснований связывать их с распрей у болгар после Крума.

Составитель НПЛ (как и составитель Хронографа до него) несомненно знал предание о походе Олега, и судя по всему связывал их с той же русью, с которой «И сѣде Игорь княжа в Кыевѣ; и бѣша у него варязи мужи словенѣ, и оттолѣ прочии прозвашася русью» (и придя с которой к Киеву «творящася подугорьскыми гостьми»). Однако описывая его новые владения / завоевания (причём уже будто бы с Олегом, притянутым из Хроногрофа), не привлёк никаких сведений о северянах и радимичах, хотя с первыми можно связать черниговский фронтир и упоминание у Константина Багрянородного.
Если «Сказание» складывалось при Владимире («снова» покорившем радимичей), то возможно его современники, даже если и знали предания о покорении северян и радимичей Олегом, не связывали их со «своей» державой и «своим» Олегом.

Reply

ortnit August 19 2023, 14:54:51 UTC
//Если «Сказание» складывалось при Владимире («снова» покорившем радимичей), то возможно его современники, даже если и знали предания о покорении северян и радимичей Олегом, не связывали их со «своей» державой и «своим» Олегом// - все может объясняться куда проще. Особенно, учитывая, что эти самые северяне и скорее всего радимичи таки платили дань Игорю. Кто-то же их должен быть обложить этой самой данью. А значит, автору "Сказания" они были просто не инетерсны, так как его произведение было посвящено довольно узкой темой, под которую он подбирал материал. А летописец, разбавивший "Сказание" (и, судя по всему, сокративший его) походами на греков, не сильно заморачивался, в отличие от автора ПВЛ, поиском новых сведений. Можно предположить, еще, что в Начальной летописи покорение "воеводой Олегом" северы и радимичей было, но новгородский летописец выкинул эти сведения для экономии. В пользу последнего косвенно свидетельствуют уникальные известия Никоновки, Воскресенской и Устюжской летописей, которые могли быть почерпнуты с наибольшей вероятностью именно из Начальной летописи.

Reply

aloslum August 19 2023, 18:36:06 UTC
В рамках моей схемы Игорь мог покорить северян (откуда их упоминание у Багрянородного) заодно с вытеснением донской руси и установлением контроля над Приазовьем. По твоей схеме мы вполне могли бы ожидать, что наряду и даже заодно с преданием о покорении Олегом данников хазар ходило предание о походе на Каспий, пусть даже отдельно, но тоже связанное с Олегом. Однако в летописи это не отразилось, разве что в ремарке НПЛ о том, что «Друзии же сказають, яко идущю ему за море», которую впрочем составитель ПВЛ, привлекавший дополнительные сведения об Олеге, вовсе опустил.
С моей точки зрения это можно объяснить тем, что предания о покорении северян и радимичей Олегом, были восприняты от них самих или через них, когда они стали данниками киевских Рюриковичей, и эти предания стали соотносится с собственной историей, как и давнее предание о походе Олега на греков. А вот предания о походах на Каспий, даже если были известны, соотносились с другой русью (вроде «пургасовой» в 13 веке, о которой летописец даже не счёл нужным что-то пояснять, в смысле о её «инаковости», судя по всему тривиальной для него, и тривиальность эта по всей видимости давняя).

Сведения Устюжской и других летописей о дани, установленной Олегом, не выглядят уникальными, но простым сокращением и выборкой из ПВЛ (черная куница из сообщения о древлянской дани, хазары из сообщения о радимичах, не указанных в Устюжской летописи).

- Софийская первая и Новгородская четвёртая летописи (из свода начала 15 века):
В лѣто 6391. Иде Олегъ на древляны и на сѣверы, и возложи дань на нихъ по чернѣ кунѣ.
(в СПЛ В лѣто 6392. В лѣто 6393. В лѣто 6394)
В лѣто 6395. И Леонъ царствова и т. д. (в СПЛ нет) с перечнем княжений и списками греческих и русских епархий.
О Мефоді и Костянтинѣ. В лѣто 6406. Идоша угри мімо Киевъ горою и т. д.

- Никаноровская и Вологодско-пермская летописи (из свода конца 15 века):
В лѣто 6391. Иде Олегъ на древляны и на сѣверы, и возложи дань на нихъ по чернѣ кунѣ.
В лѣто 6392. В лѣто 6393. В лѣто 6394.
В лѣто 6395. Перечень княжений.
В лѣто 6411. Игореви же возрастъшу и т. д.

- Воскресенская (1530-е):
Въ лѣто 6391. Иде Олегъ на древляны и на сѣверы, и возложи дань на нихъ по чрънѣ кунѣ.
Въ лѣто 6392. Посла Олегъ къ радимичемъ: «Кому дань даете?». Они же рѣша: «Козаром» и т. д.
О угрехъ. Въ лѣто 6406. Идоша угри мимо Кіевъ горою и т. д.

- Никоновская (из свода митр. Даниила, дополненного по Воскресенской летописи):
Въ лѣто 6391. Иде Олегъ на древляны и на сѣверы, и возложи дань на нихъ по чрънѣ кунѣ.
Въ лѣто 6395. Леонъ царствова и т. д. с Перечнем княжений.
Въ лѣто 6406-е. О угрехъ. Идоша угри мимо Кіевъ горою и т. д.

- Устюжская летопись:
В лѣто 6391-го. Иде Олег на древляны и на северы и на козары, и наложи на них дань по чернои кунице с человека в год и т. д.
В лѣто 6408-го (а не 6415). Иде Олег на греки и т. д.

Reply


Leave a comment

Up