Загадки летописания. История легендарная.

Jun 10, 2012 13:08





Отличительная черта ПВЛ, особенно этнографического Введения, ее противоречивость. Еще Шахматов объяснил это поздними вставками, разорвавшими изначальный текст. Одной из таких вставок является достаточно позднее предание о призвании варягов. Важнейшей частью Введения является предание о происхождении Славянского народа, его расселении и разделении на многочисленные племена и народности, которое примыкает к библейскому перечислению потомков Ноя, в которое вставили и славян. Само сказание о расселении славян служит прологом к уже собственно описанию полян и полянской дорусской истории, закрываемого легендами о князе Кие и основании Киева. Далее начинается уже история Киевского княжества русов, привязанная хронологически к византийской истории и русскому походу на греков 860 года, происхождения киевской династии - «откуда есть пошла земля Русская, кто начал в Киеве первее княжить и откуда Русская земля стала есть». Однако, истинные предания о появлении русов в земле Полян, варианты которых были зафиксированы византийскими (волшебник Рус) и арабо-персидскими (Сказание о Русе и Хазаре) источниках, оказались  скрыты за Варяжской легендой. А потому особенно важно становится выделить в «Сказании о Славянах» собственно русские предания.

«Сказание» приводит две противоположные версии:

- о происхождении всех славянских народов и полян, в том числе, из древней Иллирии  (в незапамятные времена) и позже из дунайских земель «Венгерской и Болгарской», то есть Паннонии и Фракии;

- о происхождении полян-руси из Норика, лежащего к западу от Паннонии.

Первое сказание является вариантом общеславянского предания (его знают также чешские и польские хроники), в то время как Норийское предание является в славянской культуре уникальным, что уже само по себе привлекает к себе внимание исследователя. Это, а также то, что именно в этой версии фигурируют «поляне-русь», а не «поляне», заставляет именно Норийское предание считать частью собственно русских сказаний. А.Г. Кузьмин связал память о Норике с тем, что в 5 веке он входил в состав русского королевства Ругиланд (былинная Святая Русь, Русциналанд германского эпоса «Тидрек Бернский» ) и во владения Одоакра, почитаемого русскими (о нем знали даже запорожские казаки Богдана Хмельницкого!) и поляками еще в 17 веке, как древнего русского государя.

Предания о Кие, городе Киеве - память о первом поляно-русском государстве?



История непримечательного вплоть до второй половины 10 века народа полян поглотила реальную и легендарную историю русов - героев войн Великих переселений! Мы не  раз уже обращались к былинам, которые, как было доказано в специальных исследованиях, есть именно племенной эпос этнических русов и является частью общеевропейского эпоса Великих переселений. В былинах неизменным центром русов является город Киев, который стоит… на Дунае!  Но самое удивительное, что мы действительно находим в Подунавье целую россыпь поселений с названием Киев, в том числе и довольно значительные, к примеру, моравский Киёв! Наибольшая концентрация дунайских Киевов приходится как раз на область влияния ругов. Это наводит на мысль, что изначально предание о князе Кие и его братьях принадлежало вовсе не полянам, а именно русам! Косвенно эту гипотезу подтверждает и то обстоятельство, что легенда о Кие была известна уже армянскому историку 7 века Зенобу Глаку, который приспособил ее к своей «Истории Тарона». По всей видимости, легенда попала к армянам от славянских поселенцев, которых расселяли арабы и ромеи на границе Империи и Халифата. С другой стороны вроде бы именно славяне рассказали армянам легенду о Кие, Щеке и Хориве, которые стали у армян Куаром, Мелтеем и Хореаном. Причем в армянском варианте упоминается «земля палуни», то есть полян! Однако с полянами тут связан только младший брат - Хореан\Хорив. То, что уже в 7 веке существовало эпическое сказание о трех братьях-градостроителях, говорит о том, что сложилось оно еще ранее и вероятно в те времена, когда русы и поляне входили в одно объединение, как и в 10 веке. Такое предположение находит подтверждение с одной стороны в том, что летописец выводит из Норика именно «полян-русь» (быть может изначально «полян И русь»?), а с другой стороны в «Саге о Тидреке Бернском» конунг Вальдемар/Владимир Красно Солнышко называется правителем русов и полонов, то есть полян\поляков (германский эпос вообще выделяет в массе безликого Вендланда, не считая русов, только полян и велетов-лютичей)! О древности полянского племени говорит и то, что уже в 7 веке они оказались расколоты на три крупных группы - днепровскую, балканскую (вошли в состав Болгарии) и вислянскую, ставшую основой польского народа. Полян постигла судьба всех древнейших славянских народностей - хорватов, дулебов, сербов, северян, дреговичей - другувитов, ободритов, оказавшихся разбросанными в самых разных уголках Центральной, Восточной и Южной Европы.

В связи со всем вышесказанным большую важность представляют те поздние летописи, которые относят строительство Киева к  4 веку. Полянский летописец, споря с теми, кто считал Кия простым перевозчиком или даже разбойником, опирался на предание о том, что Кий ходил к Царьграду и там получил от императора, имени которого сказание не сохранило, большие дары и почести. После Кий пытался утвердиться на Дунае, где построил городок Киевец, но встретил упорное сопротивление со стороны дунайцев и был вынужден покинуть негостеприимное место и вернуться в Киев. Скорее всего, последовательность была иной: приход Кия к императору - неудачная попытка закрепления на Нижнем Дунае (летописные дунайцы жили на территории современной Румынии до прихода валахов) - строительство Киева. Возможно, что летописец или его информатор несколько отредактировали предание, и изначально конфликта с дунайцами не было, а рассказывалось о строительстве на Дунае именно Киева. Только вот о каком Киеве речь? В  поздней  византийской хронике Никифора Григоры (1я пол. 14 века) мы находим сообщение о службе при дворе Константина Великого (ум. 337 г.) русского князя. Русы-руги становятся федератами Империи в начале 4 века, что было зафиксировано в Веронском документе (307-314 гг.).  При последующих императорах  отношения русов не были такими дружественными. mso-bidi-theme-font:minor-latin;color:black">Между 379-395 гг. Степенная книга (XVI в.) говорит о «брани с русскими вои» императора Феодосия. Сведение заимствовано, видимо, из жития Ивана Пустынника Египтянина. Здесь же упоминается о нападении русов на «Селунский град». Известие восходит к Житию Дмитрия Селунского. Эти даты совпадают со временем основания Киева Дунайского. Только римско-русским союзом можно объяснить появление латинских имен у русов. В преданиях, которые использовал Саксон Грамматик в «Деяниях данов» упомянут конунг Веспазий, которого он называет правителем Палтиски, он же знает вождя русов Флокка, очень напоминающего Флакцитея, одного из последних королей Ругиланда, имя которого вероятно связано с латинским «Флакк». От этих же времен надо полагать и РУСское слово «комент» - совет вождей войска, которое сообщает Лев Диакон.

color:black">   Но если Сказание о Кие восходит к событиям 4 века, когда поляне были еще едины и входили в состав Дунайской Руси - Ругиланда, то не сохранилось ли схожих преданий у поляков - потомков тех же полян? К сожалению, польский эпос в целом виде до нас не дошел. Отдельные сказания о рождении Польского государства были записаны поздними хронистами. Однако, именно эти сказания находят удивительные параллели в русских былинах! К примеру, один из древних легендарных князей полян Лешко Попелюш, победивший хитростью завоевателя «Александра Македонского» с бумажными крыльями - двойник Алеши Поповича, победившего чудовищного Тугарина Змеевича с бумажными крыльями! В преданиях о князе Краке рассказывается о междоусобице его сыновей, одного из которых зовут также Крак - тот же сюжет использован в былине «Королевичи из Крякова», в которой один из братьев Петр - тезка своего отца, при этом польские королевичи оказываются «святорусскими богатырями»! Наконец, только в польском языке «богатырь», как и в русском (не в белорусском и украинском, что странно!) сохранилось в значение «герой».Предок-эпоним польского народа Лях или Лех оказывается сыном праотца Слава и братом Руса и Чеха. Этот сюжет, а также предание о князе Краке-Кроке объединяют польские сказания с преданиями чехов о происхождении чешской династии Пржемысловичей. Это заставляет и чехов включить в число племен, входивших в древнее Русское государство, тем более, что Ругиланд располагался именно в древней Богемии, а главный богатырь русских сказаний Илья носил изначально прозвище не Муромец, а Моровлин - Моравец!

color:black">

color:black">Западнославянские предания о первых князьях и их русские параллели.

color:black">      Итак, в чехо-польских преданиях рассказывается о праотце Славе из Паннонии (отражение преданий о Славянской прародине), сыновья которого Лех, Чех и Рус дали имена своим племенам. Чех передал власть мудрому судье Кроку, так как у него не было своих наследников. Крок же передал власть трем дочерям - Либуше, Кази и Тэтке. После бунта чехов, не хотевших подчиняться женщине, Либуше взяла в мужья обладавшего полубожественным могуществом пахаря Пржемысла, который и стал родоначальником чешской династии. Этот Пржемысл удивительно напоминает былинного полубога - пахаря Микулу Селяниновича, хранителя тяги земной, превосходящего и горного титана Святогора и оборотня Волха Всеслвича! Анализ былин о Микуле привел Льва Прозорова к мысли, что Микула изначально был князем, какого-то славянского племени (по мысли автора это были кривичи). Он отождествлял богатыря-пахаря с героем белорусских сказаний князем-пахарем Радаром, но Радар пропахавший на краковском драконе-цмоке (!) Западный Буг - границу с королем Лехом (!!!) был скорее героем эпоса дулебско-волынских, а не кривских сказаний.

color:black">    Сказания чехов помнят о борьбе чехов с братством или точнее сестринством женщин-воительниц во времена перед избранием Пржемысла. Это были настоящие славянские амазонки, которые не раз одерживали верх над мужчинами. О существовании этих амазонок сообщает и лангобардский историк Павел Диакон, отмечающий, что по слухам город амазонок существует в глубинах Европы и в его время. Германский король Оттон color:black;mso-ansi-language:EN-US">ICalibri;mso-bidi-theme-font:minor-latin;color:black"> рассказывал о Городе женщин послу халифа Ибрагиму ибн Якубу, позже, вероятно опираясь на него же о амазонках сообщают и другие арабские географы. Наконец, сирийский автор 6 века ПсевдоЗахария Ритор называет амазонок по соседству с мифическими псоглавцами, загадочными амазаратами и «народом Рос». Это триединство - амазонки, псоглавцы и русы - в Средние Века становится постоянным. Мы встречаем его в «Саге о Вельсунгах», у Адама Бременского. Обычно известие сирийца пытаются привязать к Поднепровью и объявить «амазонок» женоуправляемыми сарматами, но все вышеперечисленные предания о амазонках, известия о ругах-русах на Дунае и наконец, тот факт, что по словам ПсевдоЗахарии амазонки, народ Рос и амазараты живут   к северо-западу от 13 народов Великой Степи, некоторые из которых, например авары, в его время проживали в Северном Причерноморье, заставляют меня, вслед за Прозоровым, перенести амазонок и русов в Центральную Европу. Постоянными персонажами русских былин являются амазонки - полянницы. Аналогии русской княгине Ольге мы также находим также в польских и чешских преданиях о дочери Крока Либуше и дочери польского Крака Ванде. Как можно заметить все польско-чешские предания о воительницах и правительницах связаны именно с именем Крака-Крока и вероятно отражают какие-то реалии. Еще одной удивительной параллелью, подтверждающей реальность существования некогда в Чехии амазонок-полянниц, является скандинавский цикл саг о Бравалльской битве, в которой принимали участие славянские воительницы Висна, Хете и Вебьерг. Согласно чешским преданиям одной из сильнейших воительниц в окружении предводительницы амазонок княгини Власты была дева Хета! Совпадают и примерные хронологические рамки Бравалльской битвы и разгром чехами амазонок, так что можно утверждать, что потерпев поражение в Чехии амазонки могли бежать на Север и принять участие в легендарном сражении северных героев!

color:black">     Можно с определенной долей уверенности говорить, что комплекс русских, чешских и польских сказаний формировались в одно время и восходят ко временам, когда все три народа входили в состав единого королевства русов-ругов на Дунае. При этом встает вопрос о совпадении в русском и польско-чешском сказании мотива трех князей, которые делят между собой владения. В древнейшей армянской записи сказания о Кие с полянами (палуни) связаны не все три брата, а только младший - Хореан. Многие авторы обращали внимание и на сходство имен Щека и Чеха. Старший же из трех братьев - Кий, как правитель русов, может быть отождествлен с Русом. Кий считался основателем династии («Calibri;mso-bidi-theme-font:minor-latin">И после этих братьев стал род их держать княжение у полян», в летописи Яна Длугоша сказано, что потомками Кия были Дир и Аскольд - вожди русов!), а Ян Длугош сообщает, что потомком этого Руса был Одоакр. Западнославянское предание называет нам имя отца трех братьев - Слава, который жил в Паннонии (воспоминания о федератстве русов или все таки влияние сказания о происхождении славян?). Отца Владимира Красно Солнышко согласно былинам звали также Славом или Всеславом («Слово о полку Игореве» называет всех русских князей «внуками Всеславлевыми»!), в новгородском книжном переложении этого предания - «Сказании о Словене и Скифе (или Русе)» - прародитель русских князей назван Словеном, а Владимир Древний превратился в его внука и сына Вандала. Любопытная параллель этой генеалогии находится в родословной готского королевского рода Амалов: Винитарий (Венед\Словен) - Вандаларий (Вандал) - Валамир (Владимир), дядя Теодориха Великого. Возможно, что именно под готским влиянием в русской генеалогии появился Вандал. Показательно, что «Сага о Тидреке Бернском» не знает Вандала. Отцом Владимира\Вальдемара здесь назван Гертнит - «Славный» (калька со славянского Всеслав\Слав). Вероятно, этот Всеслав\Гертнит был приемником Кия и потомком первого Слава. А славянские имена «Всеслав», «Владимир» - отражали власть русов-ругов над славянскими племенами. «Тидрек-сага» показывает, что имя «Гертнит\Всеслав» было очень популярно в Русском роде: кроме Гертнита - отца Владимира, сага называет Гертнита - сына Ильи Греческого (брат Владимира, некоторые былины называют Илью Муромца королевичем) и Гертнита - сына Озантрикса (еще один брат Владимира, конунг велетов-вильцинов). Хорив\Хореан - князь полян - в таком случае должен соответствовать Леху. Характерно, что ни у Леха, ни у Чеха предание не отмечает потомков. Чех передает княжение роду Краков-Кроков, а поляне-ляхи несколько раз избирают князей из числа простых людей, одним из которых был и Лешко Попелюш, двойник русского богатыря Алеши Поповича, пока на престоле не утверждается род Пястов.

color:black">    Несколько раз уже упоминался некий древний князь Крак или Крок, которого знают и чешские и польские легенды. В Польше Крак почитался основателем Кракова - древнего племенного центра вислян, главных соперников полян-поляков. По легенде на горе Вавель, на которой возник Краков прежде жил свирепый дракон-цмок, державший в страхе всю округу (Краковский цмок короля Ляха из белорусских преданий!). Крак убил дракона и основал на горе град, назвав в свою честь. После смерти змееборца его сыновья, одного из которых тоже звали Крак, повздорили и оба пали в междоусобице, а престол унаследовала их сестра Ванда (былина «Королевичи из Крякова»). В чешской версии Крок был мудрым судьей, которому праотец Чех передал власть над своим народом. Крок не имел мужского потомства и после смерти ему наследовала дочь Либуше, которая в свою очередь передала власть Пржемыслу. Аналогии несомненно есть, но есть и отличия . Вероятно, некогда и Краков и Чехия входили в какое-то славянское объединение, возглавляемое родом Краков, в котором это имя превратилось в своего рода титул (краковская версия и русская былина).С.В. Алексеев полагает, что Краки были правителями Хорватского племенного союза. Действительно, Краков оказывается между чешскими и галицкими хорватами, но этой версии противоречит то, что ни в Галиции, ни в балканской Хорватии не знают легенд о Краке. Но попробуем разобраться в хронологии.

color:black">   Исторический Пржемысл пришел к власти примерно в середине 7 века, после распада «Волынского царства» Маджака, о котором известно из византийских хроник и славянского сказания, записанного арабом Масуди. Если верить чешским преданиям, то выходит, что Крок и Чех-Щек жили в начале 7 века! Многие реалии летописного предания о Кие - попытка закрепиться на Нижнем Дунае, борьба с дунайцами, потом приход на Днепр - также отражают реалии распада Словенского царства 6-7 вв.Но выше мы отнесли правление Кия-Руса к 4 веку, против поздней датировки говорит то, что легенда о Кие, причем без упоминания борьбы с каким-то племенем, была уже в 7 веке известна армянам, а «краковские королевичи» в былинах - современники Владимира Красно Солнышко (начало 5 века)! Противоречие устраняется, если мы предположим, что «Крак-Крок» воплощает в себе многие поколения одноименных вождей. Таким образом, первый Крок вполне мог оказаться современником и наследником русского князя Чеха-Щека!  Столь грандиозное событие, как распад словенского объединения, вероятно, слился в памяти бывших подданных Маджака с преданиями о первых князьях. Возможно, что князя, возглавившего в 7 веке Полянское княжество на Днепре тоже звали Кий. Можно говорить, что в представлении летописцев конца 10 - 12 века образ Кия слился с образом Маджака, которого помнили еще в начале 10 века (Масуди), так как появление независимых славянских княжений - Полянского, Древлянского, Дреговичского, Полоцкого, Словенско-Новгородского отнесено в ПВЛ ко смерти Кия.

color:black">    Лев Прозоров в книге «Варяжская Русь» отмечает еще одну неожиданную параллель между чешскими и датскими сказаниями. В «Саге о Хрольве Жердинке» и в англосаксонском «Беовульфе» рассказывается о золотом веке правления конунга Хрольва Краки, который был нарушен страшным чудовищем Гренделем, убить которое сумел только гаутский витязь Беовульф. Среди сказаний о Кроке и его дочери Либуше есть предание о витязе Бивое, который избавил Чехию от чудовищного вепря. Помимо сюжетного совпадения и сходства имен главных героев (Бивой-Беовульф) важно отметить и ряд важных фактов:

color:black">1.Беовульф пожалуй единственный король гаутов-геатов, которому нет соответствий в других сагах и хрониках, что говорит о том, что для Скандинавии персонаж этот абсолютно мифический;

color:black">2. Хрольв Краки, как и славянские Крок и Крак не оставил мужского потомства, а его прозвище было явно не понятно потомкам.

color:black">    Из всего этого можно сделать вывод, что предания «Беовульфа»  первоначально не имели отношения к Северу, были туда занесены из славянского Подунавья и искусственно присоеденены к циклу сказаний о Хрольве. Возможно, что случилось это во  времена Бравалльской битвы и сказания пренесли славянские амазонки, а может и раньше. Хрольв Краки правил примерно в тоже время, что и Крок чешских преданий - в конце 6-начале 7 века. Но кто мог  быть прообразом славянского и скандинавского Крака?

В поздних генеалогиях упоминается некий Крок, король вандалов, владения которого как раз располагались примерно на территории Богемии и южной Польше. Согласно Бухгольцу Крок был  сыном того самого Радагайса, который грозил всех римлян принести в жертву на алтарях северных Богов. Радагайс пал в 406м, а значит, что Крок (был ли он действительно сыном Радагайса и королем вандалов? Ни один источник не называет вандалом самого Радагайса, который был вожде «варваров») жил примерно в конце 4-начале 5 века! Он вполне мог стать наследником брата Кия и прообразом для скандинавского и славянских Краков!

color:black"> 

Дунайская Русь, Кий, русы, Русский род, Лех и Чех, Щек и Хорив, Мелтей и Хореан, Куар, Русская земля, легендарная история, Крок, поляницы, Рус, летописание, Одоакр

Previous post Next post
Up