История скифов от Таргитая до гуннов. Часть 9. Цари скифов и «скифы-цари» (окончание)

Jul 27, 2023 10:22

Геродот также приводит данные о скифском царском семействе, правившем в V в. до н.э.: Ариапифе и его трех сыновьях - Скиле, Октамасаде и Орике. Подробнее нам предстоит говорить о них ниже. Когда я читал Геродота, то всегда воспринимал это семейство как непосредственных наследников Иданфирса, то есть Ариапиф - это сын Иданфирса. Однако, исследователи обратили внимание на то, что Геродот об этом не говорит. Будучи современником, как минимум, сыновей Ариапифа, он ни разу не подчеркивает родство царей V в. до н.э. с Иданфирсом. Подобно тому, как «род Спаргапифа» не связан с «переднеазиатскими» царями скифов Партатуа и Мадием, так и Ариапиф со своими сыновьями не связан с Иданфирсом.
Не менее сложной проблемой является связь Спаргапифидов и Ариапифидов с так называемыми «царскими скифами». Казалось бы, все просто. Геродот, описывая скифов, четко и ясно указывает, что в Северном Причерноморье господствовала группа скифов (племя, племенной союз или орда), которую он называет «царскими скифами», «скифами - басилеями», то есть «скифами - царями». Они упоминаются в «Скифском логосе» неоднократно, в связи с происхождением и расселением племен, размещением рек, религиозными и погребальными обычаями. В общем, очевидно, что «царские скифы» - это реалии Северного Причерноморья V в. до н.э. Геродот довольно точно локализует их на карте Скифии: «Их область к югу простирается до Таврики, а на восток - до рва, выкопанного потомками слепых рабов, и до гавани у Меотийского озера по имени Кремны. Другие же части их владений граничат даже с Танаисом» - пишет он. На севере их соседями указываются меланхлены, не скифское племя. Танаис отделял «царских» от савроматов. Река Герр отделяла «скифов царских» от «скифов-кочевников». Эта река была притоком другой загадочной реки - Гипакириса, которая в те времена брала начало из какого-то озера и впадала в море в районе нынешней Евпатории. В общем, «царская» орда скифов занимала степной Крым и западное побережье Азовского моря до устья Дона. На Северском Донце с ними соседствовали меланхлены (запомним это), а между Днепром и Северским Донцом / Нижним Доном, видимо, пасли свои стада «скифы - кочевники». В другом месте Геродот сообщает, что скифы, живущие «по эту сторону рва», когда замерзает Боспор Киммерийский (Керченский пролив) перекочевывают в землю синдов (Таманский полуостров). Кстати, любопытно, что Геродот вообще не упоминает о греческих полисах Восточного Крыма и Тамани - Боспорского государства. В любом случае, здесь явно речь идет именно о «царских скифах» их кочевках.


Рассказывая о «царских скифах», «Отец истории» также сообщает, что они считают прочих скифов «себе подвластными» или в других переводах более жестко - «своими рабами». Их господство характеризуется как «иго»: «Над иирками к востоку живут другие скифские племена. Они освободились от ига царских скифов и заняли эту землю», - пишет Геродот, описывая дальних соседей Скифии. Когда «царские скифы» хоронили своих царей, то они «отрезают кусок своего уха, обстригают в кружок волосы на голове, делают кругом надрез на руке, расцарапывают лоб и нос и прокалывают левую руку стрелами». По мере того, как тело царя везут на тайное царское кладбище в области Герры, прочие племена, через земли которых проходит погребальная процессия, обязаны делать тоже самое. В религиозном плане «царских скифов» отличает то, что помимо общескифских богов («Гестии»-Табити, «Зевса» - Папая или Папея, «Геи» - Апи, «Аполлона» - [Г]Ойтосира, «Афродиты Урании» - Аргимпасы, «Ареса» и «Геракла» (Таргитая?)) они почитали восьмого бога - «Посейдона», которого называли Фагимасадом.
Так в чем же сложность? Есть «царские скифы», которые правят в Скифии, и есть цари скифов, которые правят «царскими скифами». А сложность в том, что если сравнивать то, что нам Геродот сообщает о «царских скифах» с тем, что он нам рассказывал о скифских царях, то выявляются серьезные противоречия. Начнем с самого имени «царских скифов». Рассказывая разные варианты преданий о происхождении скифов, Геродот в легенде о сыновьях Таргитая говорит о их потомках: «Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата - племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев - царя - племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, т. е. царскими. Эллины же зовут их скифами». Б.А. Рыбаков считал, что тут речь идет о «скифах-пахарях», живших в Среднем Поднепровье и лесостепной зоне к западу от Днепра (также он считал сколотов праславянами). Опирался он на то, что в легенде сыновья Таргитая получают золотые предметы, упавшие с неба, которые подходят скорее земледельческим народам - ПЛУГ, ярмо, секиру и чашу. Но, сам Геродот, как мы видим, связывает этот этноним именно с «царскими скифами». Выходит, что они сами называют себя «сколотами», а скифы - это греческое прозвище. Однако, орда, вторгшаяся когда-то в Переднюю Азию, без сомнения называлась «скифами» (шкуда, ишкуза, ашкеназ ближневосточных источников). То есть, выходит, что «скифы» и «царские скифы» - это вроде как и не одно и тоже.
Описывая Скифию V в. до н.э., Геродот делит ее на пять частей. Помимо «царских скифов» в Крыму и Приазовье и «скифов-кочевников» в днепро-донском междуречье, он также называет уже упомянутых «скифов-пахарей» (аротеры) в лесостепи, «скифов-земледельцев» (георгои) между «пахарями» и «кочевниками», а также каллипидов или эллино-скифов в окрестностях Ольвии и ализонов, живущих между каллипидами и «пахарями» где-то в междуречье Днепра и Днестра. Впрочем, есть мнение, что «пахари» и «земледельцы» - это на самом деле одно и тоже племя. Это весьма убедительно доказывал все тот же Б.А. Рыбаков, опираясь на археологию и историческую географию. Именно такой вариант предлагается в переводе Геродота, сделанного Г.А. Стратановского - аротеров и геогроев он просто перевел как «земледельцев». В таком случае, речь должна идти о том, что «земледельческие скифы» живут по обе стороны Днепра - в одном случае между ализонами и неврами, обитавшими в Полесье, а в другом случае - между Днепром, «скифами-кочевниками» и северной пустыней, выше которой обитали какие-то людоеды - андрофаги. С юга эти заднепровские «скифы-земледельцы» граничили с лесистой областью Гилея.
В тоже время, Геродот вроде как разделяет «пахарей» и «земледельцев». Последних, именно, греки из Ольвии называли еще борисфенитами, то есть «днепрянами». При этом, существует гипотеза, что «скифы-земледельцы» - это на самом деле фикция, порожденная неправильным пониманием этнонима, который на самом деле был связан со скотоводством или что-то в этом духе. Звучал он примерно, как «хаурвага» или вроде того. К сожалению, не могу найти статью, где рассматривалась эта гипотеза. В пользу последнего говорит то, что Геродот ничего не говорит о том, что заднепровские «земледельцы» - георгои занимаются земледелием. При этом, в случае с ализонами отмечено, что они «сеют и питаются хлебом, луком, чесноком, чечевицей и просом», а «пахари» - «сеют зерно не для собственного пропитания, а на продажу» (думаю, это надо понимать, как «не только для собственного пропитания, но и на продажу).
В общем, в любом случае, Скифия времен Геродота должна делится на 4 или 5 частей. Когда Геродот описывает войну с Дарием, то, как мы уже видели, он сообщает, что Скифия делилась на 3 части, каждая из которых представляла собой отдельное «царство». При этом, те области, которые примыкали к будинам, гелонам и савроматам как раз должны располагаться на землях «скифов царских» и «кочевников», тогда как господствующая орда Иданфирса явно была западнее - за Днепром, где в геродотово время жили ализоны и каллипиды. Об этом же говорит и одно из описаний похода Дария, которое мы находим у Страбона.
Когда речь заходит о царях V в. до н.э., казалось бы, противоречия должны устраниться. Но, не тут-то было. Из описания Геродота следует, что владения Ариапифа и его сыновей по-прежнему располагаются именно к западу от Днепра. В пользу этого говорят следующие факты:
1. Вся известная нам политика Ариапифа направлена на запад: его «опекун» сидит в Ольвии (об этом позднее);
2. Две жены Ариапифа родом из Фракии - одна из греческого полиса Истрия, вторая - дочь одрисского царя Тереса;
3. Ариапифа убивает царь агафирсов Спаргапиф, владения которого явно примыкали к Скифии с запада.
К этому надо добавить, что именно с Ариапифом следует связывать, по всей видимости, поход во Фракию в 493 г. до н.э. (об этом также позднее). При сыновьях Ариапифа ситуация не меняется. Скил, сын гречанки из Истрии, связан с Ольвией (где у него дом), Никонием (греческой колонией на восточном берегу Днестровского лимана, где чеканили монету Скила) и Фракией, куда он бежит после переворота, устроенного его братом. Из описания Геродота явно следует, что мимо Ольвии проходил путь, которым орда Скила кочевала. Но, кочевки «царских скифов», как мы помним, проходили в других местах - в Крыму, Приазовье и на Тамани. Позднее, примерно около 430 г. до н.э., в Ольвии чеканили монету с именем «Арих». Скорее всего, это был третий сын Ариапифа, которого Геродот называет Ориком. Также в Ольвии чеканили монету с именем «Эминак». Их относят ко второй трети V в. до н.э. или к последней четверти этого столетия. Я склоняюсь к последнему варианту. В Орике и Эминаке видят обычно наместников скифских царей в Ольвии, но факт чеканки от их имени заставляет видеть в них именно царей скифов.
Итак, в то время как «царские скифы» ориентированы на юго-восток - на Приазовье и Керченский пролив, «цари скифов», описанные Геродотом, явно ориентированы на юго-запад. Если следовать описанию Геродота, то они скорее должны быть связаны с ализонами и/или каллипидами. Тут стоит упомянуть одно любопытное замечание Геродота. Он, рассказывая о походе Дария, внезапно перечеркивает все, что ранее рассказывал о Скифии: «99. Фракия дальше Скифии выдается вперед к морю. Скифия же начинается за Фракией в том месте, где море образует залив и где Истр впадает в море (устье Истра обращено на юго-восток). Я сейчас опишу прибрежную полосу - собственно Скифии, начиная от Истра, для определения ее длины. Это - исконная Скифия, она начинается от устья Истра, обращена к югу и простирается до города, называемого Каркинитидой». Итак, выходит, что у нас есть две Скифии в Северном Причерноморье. Первая - это великая «Геродота Скифия» во главе с «царскими скифами», протянувшаяся от Дуная до Дона. Вторая - «исконная Скифия», которая начинается от устья Дуная до Каркинитиды (совр. Евпатория). То есть, «исконная Скифия» заканчивается там, где начинаются кочевья «царских скифов». И границы этой «исконной Скифии» совпадают с границами «царей скифов» из рода Спарагапифа и рода Ариапифа. Все становится еще интереснее, когда мы узнаем, что археологи тоже выделяют две разные Скифии - Скифию VII-VI вв. до н.э. и Скифию V-IV вв. до н.э.
Продолжение следует...

античное, Древний Восток, арии, скифы, сарматы

Previous post Next post
Up