История скифов от Таргитая до гуннов. Часть 9. Цари скифов и «скифы-цари» (начало)

Jul 26, 2023 10:17

Скифам очень повезло в античной историографии. Едва ли найдется еще один варварский народ, истории которого древние греки уделили бы столько внимания, за исключением Македонии. Речь, конечно, идет не о полноценном историческом нарративе, а именно о прошлом скифов к тому моменту, когда создавались те или иные нарративы. В первую очередь, «История» Геродота имеется ввиду, но как мы видели, существовали и другие попытки написания / описания скифской истории, которые частично сохранились в трудах Юстина/Помпея Трога, Диодора и других авторов. В частности, у нас есть целая генеалогия скифских царей, начиная с VII в. до н.э. Кроме скифов такой глубокой генеалогией обладают у Геродота только несколько династий великих восточных держав (Мидия, Лидия, Персия) и македонские Аргеады. К примеру, одрисские цари, несмотря на свое могущество (по меньшей мере, сравнимое с Македонией на момент создания «Истории» Геродота) такого внимания не удостоились. Кстати, надо отметить, что генеалогия эта тоже сохранилась в нескольких вариантах. Думаю, причин такого внимания к родословной несколько. Во-первых, экзотический для греков образ жизни кочевников всегда привлекал внимание эллинов. Во-вторых, это конечно уникальная судьба мудреца Анахарсиса.
Согласно преданию, знатный скиф, сын царя, он проникся древнегреческой культурой и образованностью настолько, что отправился в Элладу. Ему приписывали знакомство с мудрецом и законодателем Солоном Афинским, лидийским царем Крезом, ему приписывали изобретение якоря, усовершенствование гончарного круга и паруса, а также периодически причисляли к Семи древним мудрецам, в числе которых он был единственным варваром (если не считать совсем уж мифических «фракийцев» Лина и Орфея). В реальности Анахарсиса сомневаются, но, думаю, что он действительно существовал, оставил глубокое впечатление после посещения Греции, после чего его образ оброс фольклорными чертами. В эллинистическое время ему приписывали философские послания к различным историческим деятелям VI-V вв. до н.э.


Вернемся к генеалогии скифских царей. Классический ее вариант, так сказать, представлен Геродотом: Спаргапиф родил Лика, Лик - Гнура, Гнур - Савлия и его брата - эллинофила Анахарсиса, Савлий - победителя персов Иданфирса. Имя последнего известно также в форме «Антир» / «Иантир». Расхождения с геродотовой версией генеалогического древа скифских царей VII-VI вв. до н.э. небольшие. Диоген Лаэртский называет убийцу Анахарсиса другого скифского царя - Кадуита. Не очень понятно, идет речь о том же Савлии (почему тогда имя отличается?) или это другой человек. Также мы не знаем о том, какими источниками пользовался Диоген. Возможно, как считают некоторые исследователи, Кадуит и Савлий были братьями. Либо, Кадуит был царем одного из скифских племен, который вместе с Савлием убил Анахарсиса. С последним связывают также одну надпись VI в. до н.э. из Ольвии. Это посвящение Аполлону Борею, сделанное от лица некоего Анаперра, «сына Анахирса, сколотом». Анаперр может быть сыном знаменитого скифского мудреца. Наконец, следует упомянуть еще одного брата скифского царя - Марсагета. Он упоминался в несохранившемся труде Ктесия, автора IV в. до н.э., написавшего «Персидскую историю», отличавшуюся от того, что рассказывал Геродот. В частности, он сообщает о персидско-скифской войне, что накануне похода царя Дария (о чем ниже), персы совершили морскую экспедицию, в ходе которой в плен попал брат скифского царя. Самого противника Дария Ктесий (точнее патриарх Фотий, из конспектов которого мы знаем этот рассказ Ктесия) называет не Иданфирсом, а «Скифарбом». Возможно, тут нужно читать просто нарицательное «Скифарх» - архонт скифов, либо это какое-то прозвище Иданфирса.
Помимо перечисленных имен, Геродот также упоминает некоего скифского царя Арианта, которого любили всяческие авторы «крипто-историй» в духе переводов «Велесовой книги». «Отец истории» не счел нужным уточнить, какое отношение Арианта имеет к «Спаргапифидам» или к царям, прославившимся в связи с походами в Переднюю Азию. Но, деятельность его, судя по всему, была связана именно с Северным Причерноморьем. Геродот описывает одну скифскую достопримечательность - огромный медный котел, который стоял в междуречье Днепра-Борисфена и Южного Буга-Гипаниса. В связи с этим он рассказывает предание о царе Арианте: «Один скифский царь, по имени Ариант, пожелал узнать численность скифов. Он приказал для этого всем скифам принести по одному наконечнику стрелы и каждому, кто не послушается, грозил смертью. Тогда скифы принесли такое множество наконечников, что царь решил воздвигнуть из них себе памятник: он повелел изготовить из наконечников этот медный сосуд и выставить в Эксампее» (Hdt. IV, 81). Исходя из этого краткого описания, можно предположить, что он был связан с родом Спаргапифа, но не являлся прямым предком Анахарсиса и Иданфирса. Вместе с последним, при описании войны скифов с царем Дарием, «Отец истории» упоминает еще двух царей - Скопасиса и Таксакиса. Они были своего рода «соправителями» Иданфирса. У каждого было свое «царство». Судя по тому, что войско Скопасиса должно было действовать против персов вместе с савроматами, а войско Таксакиса - с будинами и гелонами, их «царства» находились на юго-востоке и северо-востоке Скифии соответственно. Следовательно, «великое царство под властью Иданфирса» должно было находиться в западной половине Скифии. Впрочем, о географии и расселении племен нам еще предстоит отдельный и непростой разговор. О том, кем приходились Скопасис и Таксакис Иданфирсу ничего не говорится.
Продолжение следует...

античное, арии, скифы, сарматы

Previous post Next post
Up