Аскольд и Дир (10 лет спустя)

Jan 05, 2023 21:05

Неизбежно последний пост о трех «славянских» царях потянул за собой проблему «царя Дира» и его соответствие летописному варягу Диру, правящему, согласно преданию, Киевом вместе со своим братом Аскольдом (Оскольдом) и убитым по одной версии Вещим Олегом, а по другой - Игорем Рюриковичем. Убийство это положило начало Русскому государству, но как само по себе вероломное деяние основателей Киевской Руси, так и братья - варяги, вызывают много вопросов.
С легкой руки Б.А. Рыбакова Аскольд и Дир превратились в великих правителей «Руси Изначальной», которую Рыбаков помещал все там же, в окрестностях Киева, в Среднем Поднепровье. В его версии братья были потомками Кия, которых убили варяги - норманны, пришедшие с Севера. Так, во главе славянского протогосударства под названием Русь встала северная варяжская династия Рюриковичей. В таком случае, Дир и Аскольд - те самые «каганы Рус», о которых сообщают франкские и арабские источники IX-X вв. В таком виде они представлены и у меня в книге 2013 г. Однако, более внимательное изучение летописных и археологических источников заставило меня отказаться от романтического образа братьев - варягов.
Дело в том, что письменная традиция вовсе не знает никаких могущественных правителей с такими именами. Традиция связывать Аскольда и Дира с «Русским каганатом» IX века восходит, конечно, к ПВЛ. Там рассказывается о том, что братья-варяги были боярами Рюрика, отпросились у него в Византию, а по пути заняли городок Киев, за что были убиты Вещим Олегом. Этим братьям автор ПВЛ приписал осаду Царьграда в 860 г. русским флотом. Концепцию развил автор Никоновского летописного свода XVI века, в которой приводятся несколько цитат из разных летописей и византийских хроник, рассказывающих под разными годами о событиях 860 года. Но, еще в Начальном своде XI века, который отразился в Новг. Первой летописи мл. извода осада Царьграда не связывалась с Аскольдом и Диром, а сами братья не связывались с Рюриком.
Обратимся к источнику. Рассказав легенду о Кие и основании Киева, летописец сообщает:
«В си же времена бысть въ ГрЂчько земли цесарь, именемъ Михаилъ, и мати его Ирина, иже проповЂдаеть покланяние иконамъ въ пръвую недЂлю поста. При семъ приидоша Русь на Царьград в кораблех, бещислено корабль; а въ двусту вшедше въ Суд, много зло створиша Грекомъ и убииство велико крестияномъ. Цесарь же съ патриархомъ ФотЂемъ молбу створи въ церкви святыя Богородица ВлахернЂ всю нощь; тацЂ святЂи богородици ризу изънесъше, въ море скудь омочиша; а во время то яко тишинЂ сущи, и абие буря въста, и потапляше корабля рускыя, и изверже я на брегь, и во своя сы возвратишася.
По сих лЂтех братиа сии изгибоша; и быша обидими Древьляны, инЂми околними. И наидоша я Козаре на горах сих сЂдяща влЂсЂх, и рЂша: «платите намъ дань». Съдумавши же ПолянЂ и даша от дыма мечь. И несоша Козаре къ князю своему и старЂишинамъ своимъ. Князь же созва старЂишины своя и рече имъ: «се налЂзохомъ дань нову». ОнЂ же рЂша ему: «откуду». Он же рече: «в лЂсЂ на горахъ надъ рЂкою Днепрьскою». Они же рЂша: «что суть далЂ». И показа им мечь; и рЂша старци козарьстЂи: «не добра дань, княже; мы ся доискахомъ оружьемъ одиноя страны, рекше саблями; а сих же оружье обоямо остро, рекше мечи; сии имут и на нас имати дань и на иных странахъ». Се сбысться все; не от своея воля рекше, от божиа повелЂниа. Якоже при фараонЂ цесари египетьстЂ, егда приведоша МоисЂа, и рЂша старЂишины фараоня: «сеи хощеть смирити власть Египетьскую»; яко и бысть; и погыбоша Египтяне от Моисиа, а первЂе бЂша работающе имъ; тако и си пръ†владЂша, послЂ же самими владЂша; якоже и бысть: владЂют бо Козары князи рускыи и до днешьняго дни. Нь мы на преднее возратимъся. И по сих, братии тои, приидоста два Варяга и нарекостася князема: одиному бЂ имя Асколдъ, а другому Диръ; и бЂста княжаща в КиевЂ, и владЂюща Полями; и бЂша ратнии съ Древляны и съ Улици».
Мы видим, что появление Аскольда и Дира в Киеве относится уже ко времени после похода русского флота и никак с ним не связано. Братья - варяги появляются в Киеве ДО призвания Рюрика. Это навело меня на мысль о том, что этих варягов необходимо связывать с первой варяжской волной, которую изгнали словене, чудь и прочие накануне приглашения Рюрика. В НПЛ мл. об этом рассказывает в следующем же абзаце. В ПВЛ же последовательность событий искусственно меняется: 1. Изгнание варягов; 2. Призвание Рюрика; 3. Уход Аскольда и Дира на юг; 4. Поход русов на Царьград, приписанный братьям; 5. Убийство братьев Олегом.
В НПЛмл сообщается, что Аскольд и Дир, утвердившись в Киеве, начинают войну с древлянами и уличами, но не облагают их данью, в отличие от Олега и Игоря! Это подчеркивает слабость новых киевских правителей, у которых не могло быть крупных военных сил и материальной базы для их создания. Поляне описываются в летописном предании как небольшое и слабое племя, земли которого едва ли не ограничиваются киевскими горами. Это в полной мере подтверждается археологией.
Никоновская летопись, на основе известий которой Б.А. Рыбаков создал свой образ великих киевских каганов дорюриковской эпохи, содержит уникальную информацию о правлении Аскольда (Оскольда), но не Дира. Историки склонны с опаской относиться к этим известиям, подозревая фальсификацию, однако не объясняют с какой целью летописцам XVI века могло понадобиться придумывать подробности правления никому не нужного киевского князька (которого летописная традиция и князем не считала!).
6372 (864) - болгары убили сына Осколда
6373 (865) - Рюрик сажает своего мужа в Полоцке, поход Аскольда и Дира на полочан
6374 (866) - поход Аскольда и Дира на греков (ранее об этом походе уже сообщалось в недатированной части)
6375 (867) - возращение Аскольда и Дира из неудачного похода на греков; голод великий в Киеве; Осколд и Дир избили множество печенегов; приход в Киев множества новгородцев, бежавших от Рюрика
Ниже приводится еще одна версия рассказа о походе Аскольда и Дира на Царьград и последующем крещении русов. Поскольку поход 860 г. уже со времен ПВЛ (где он датируется ошибочно 866 г.) приписывался Аскольду и Диру, соответственно Аскольду же приписано было первое крещение Руси. Любопытно, что в первом и последнем упоминании Аскольда и Дира они называются «князьями русскими», тогда как в известиях «Аскольдовой летописи», как ее окрестили исследователи, они никогда не называются ни князьями, ни русскими. Еще Б.А. Рыбаков предположил, что эти уникальные известия (об убийстве сына Аскольда, походе на полочан, битве с печенегами, бегстве в Киев новгородцев и других, относящихся к правлению Рюрика в Новгороде, но составляющих единый комплекс с «Аскольдовой летописью») восходят к утраченному Начальному своду. Очевидно, они сохранялись в какой-то недошедшей до нас летописи, родственной НПЛмл. Эти уникальные известия плохо согласуются с версией ПВЛ, но идеально дополняют НПЛмл. Последнюю можно охарактеризовать как краткую версию Начального свода, тогда как «Аскольдову летопись» в составе Никоновского свода - пространной версией.
Что же мы видим в «Аскольдовой летописи»? За исключением сообщения о походе на Царьград мы видим активных, но не слишком могущественных вождей - никакой реакции на убийство сына болгарами, поход на полочан - обычный набег за добычей, не имевший последствий. Свое защитить от древлян и печенегов киевские правители могут, но не более. Да и само описание Царьградского похода явно списано из другого источника, так как отличается стилем изложения с прочими известиями «Аскольдовой летописи», больше напоминая первое и третье упоминания о походе «князей рустих» на столицу Византии. В общем, ничего похожего на могущественный «Русский каганат», известный по иностранным источникам IX века.
В полном согласии с версией НПЛмл/«Аскольдовой летописи» находится археология. Выявлены некоторые связи с Приильменьем, но Киев - мелкое укрепленное поселение. Более того, выводы археологов позволяют сдвинуть деятельность Аскольда и Дира на 20 лет вперед, что в свою очередь подтверждает наш отказ от приписывания братьям похода на Царьград (разве что в качестве наемников в русском воинстве на заре своей политической карьеры) и позволяет с большим доверием относиться к упоминанию о конфликте с печенегами, появившихся в степях Северного Причерноморья в последних десятилетиях девятого столетия. Кроме того, выводы археологов больше соответствуют хронологической сетке НПЛмл. В Начальном своде, судя по тому, что мы видим в новгородской его версии, правление братьев - варягов едва ли имело какие-то относительно точные датировки. Скорее всего, автор Никоновского свода или его предшественник, подогнали эти данные под хронологическую сетку ПВЛ, подчерпнув оттуда же информацию о походе на Царьград (хотя сам рассказ о походе не из ПВЛ взят).


(Традиционно исторические карты безбожно льстят полянам)
Когда речь заходит об Аскольде и Дире, у исследователей почему-то сразу возникают сомнения в том, что они правили одновременно. При этом, либо Аскольда помещают после Дира, либо Дира после Аскольда (отталкиваясь от «ал-Дира» Масуди). При этом, фактически основание для сомнений только одно: могилы, приписываемые Аскольду и Диру в Киеве находились в разных местах (соответственно: «погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины»). Но, учитывая, что убийство Аскольда, согласно традиции было совершено там же, где его похоронили, вполне вероятно, что Дир мог умереть раньше этого события. Кстати, тот факт, что в летописном предании братья всегда выступают парой, в которой Диру отводится второстепенное место, также указывает на незначительность этого персонажа. Причин подвергать сомнению его существование, как и существование Аскольда (такие мысли высказывались недавно в статье М. Жиха и его соавтора о Русском каганате) я не вижу. Ничего «легендарно-эпонимного» о братьях - варягах летописные сказания не сообщают. Но, также нет оснований видеть в них значительных политических деятелей своего времени тоже нет.
Аскольд и Дир были, судя по письменным и археологическим данным, правителями небольшого племенного княжества, сил которого (благодаря появлению варяжской дружины) хватало для обороны от соседей и организации набегов, но не более. И, конечно, Аскольд и Дир не имеют никакого отношения к "Русскому каганату". В равной степени серьезные сомнения вызывает попытка отождествления летописного Дира с могущественным "царем ал-Диром/ал-Дином", о котором сообщает Масуди

Русь, Русский каганат, Аскольд, Оскольд и Дир, Дир, арабы о русах, Аскольдова летопись, летописание

Previous post Next post
Up