Три "славянских царя" в труде Масуди

Jan 04, 2023 12:37

Тема меня не отпускает. За обсуждением поста о 11 племенах меня посетило очередное "гениальное озарение". А что, если мы вообще не верно понимаем текст? Точнее, один из его эпизодов, известное перечисление трех "славянских" царей, следующее за перечнем племен. Известно оно тем, что многими рассматривается как единственное упоминание в иностранных источниках летописных Дира и Вещего Олега. Правда, на мой взгляд, тут больше желание увидеть хоть где-то Дира и Олега, чем их реальное упоминание.
Итак, для начала сама цитата: "Первым из славянских царей есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами. Подле этого царя из славянских царей живет царь Аванджа, имеющий города и обширным области, много войска и военных припасов; он воюет с Румом, Ифранджем, Нукабардом и с другими народами, но войны эти не решительны. Затем с этим славянским царем граничит царь Турка. Это племя красивейшее из Славян лицом, большее них числом и храбрейшее из них силой".
С именами все далеко не так просто. Приведу, для краткости, комментарий Гаркави:
Имя царя Дира или Альдира Шармуа предлагает, либо читать Ад-дин и принимать за Оттона, императора Германии, либо читать Лудир и считать его Лотаром, Саксонским князем, или читать Альдебур и понимать Альденбург, славянский Старигард на Балтийском море, в земле Вагриев. Лелевель же принимает, что здесь подразумеваются русские князья в Киеве, и потому, что Дир из русских Варягов отнял этот город у Хазар, посему Арабы называли всех его преемников, властителей Киева, его именем. Царь Авандж или Альавандж назван в Итал. рукоп. Арфандж или Альарфандж, а в Лейденск. рукописи - царем Ифранджи, Франков. Последнее чтение опровергается словами самого Масуди, который говорит, что этот царь воюет с Франками. По описанию Масуди, что этот царь воюет с Греками, Франками и Лонгобардами, Лелевель считает невозможным отождествлять его с Венцеславом, королем Чешским, "набожным псалмопевцем в церкви", а посему полагает, что это есть имя какого нибудь кроатского или нарентанского князя".
Вот этого самого Аванджа/Альарфанджа/Ифранджи иные издатели текста предалагали читать как "ал-Олванга", отождествляя с Вещим Олегом. И так все замечательно билось при этом: и Дир, и Олег в одном тексте! Сам когда-то разделял это мнение.
Ситуацию еще больше запутал Д.Е. Мишин, когда привел свои доводы в пользу того, что "ал-Дир" - это Альмуш, царь сакалиба (по ибн-Фадлану), то есть правитель Волжской Болгарии.
"Царя Турка" (то есть венгров) большинство комментаторов тоже причисляли к славянским, хотя сам Масуди в своем трактате последовательно разделял "турков" и "славян". Гаркави сразу же отметил, что упоминание его нужно воспринимать как вставку в рассказ о "царстве Аванджи". Я пришел к такому же выводу, еще не читая Гаркави (сам себя не похвалишь...). Самого Аванджу я был склонен отождествлять с упоминаемым выше "царем Ванджаславом", правителем "дулаба". Гаркави, как мы видим в его комментарии, не исключал этого. Аванджа воевал с франками, Румом и "нукабардами", которых одни отождествляют с лангобардами, а другие с одним из 4-х племен "турков" с похожим названием (возможно, речь о венгерском племени ньек).
Но, что если мы вообще не верно читаем этот отрывок?
Если разбить текст на смысловые блоки, то он принимает вообще иной вид:
1й блок:
Первым из славянских царей есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами.
2й блок:
Подле этого царя из славянских царей живет царь Аванджа, имеющий города и обширным области, много войска и военных припасов; он воюет с Румом, Ифранджем, Нукабардом и с другими народами, но войны эти не решительны.
3й блок:
Затем с этим славянским царем граничит царь Турка.
4й блок:
Это племя красивейшее из Славян лицом, большее них числом и храбрейшее из них силой.
Делаем выводы:
3й блок, как мы выяснили, не относится к славянам вообще. 4й блок я зря отнес к Авандже, так как он противоречит 2му блоку. По сути, это все описание Страны "царя Дира": он богат, имеет много городов, к нему прибывают купцы из мусульман, его народ самый красивый из славян лицом и самый многочисленный, самый сильный и храбрый.
Это подтверждается также фразами из 2го и 3 го блока: "подле этого царя" живет царь Аванджа. Причем, вообще не факт, что речь идет о славянском правителе. Скорее "ал-Дира" нужно понимать как "царя из славянских царей". А "ЗАТЕМ с этим славянским царем" (то есть, снова ал-Диром!) граничит "царь Турка".
То есть, мы видим здесь одно цельное описание страны некоего могущественного "царя царей славянских", с землями которых граничит страна царя Аванджи (тут можно прочитать и "франков", которые вполне могли воевать с другими франками, лангобардами, ромеями и венграми, хотя могли и не воевать - есть над чем подумать). ЗАТЕМ, с "царством Дира" граничит страна "царя Турка", то есть, скорее всего Венгрия.
Пока что, на мой взгляд, самым подходящим на роль "Царства ал-Дира" будет подходить Моравия в последние годы ее независимости. Хотя, принимаются любые мнения.

Чехия, славяне, русы, Масуди, Моравия, арабы о русах, историческая география, Польша

Previous post Next post
Up