Эдоны: между мифом и историей

Dec 11, 2022 19:02

Эдоны, насколько мы можем судить, были одним из наиболее развитых фракийских племен. К тому времени, когда о них сообщают Геродот и Фукидид, они представляли собой небольшое племя, занимавшее склоны горы Пангей. После Фукидида о них вообще не упоминает в контексте современных событий ни один древний автор. Прямо противоположную картину мы находим в мифопоэтической традиции древних греков. Ни одно фракийское племя не появляется так часто в греческих мифах, как эдоны. Вот лишь небольшой список мифологических персонажей, связываемых с этим племенем: Дриант (Дриас), его сын Ликург, противник Диониса, и внук Дриант, Ситон (Сифон) - эпоним одного из эдонийских племен, его дочери Филлида и Паллена. Первая - героиня романтической истории ее любви к афинскому герою Демофонту. Сын героя Тесея Демофонт, возвращавшийся из-под Трои, прибыл в страну царя Ситона. Филлида полюбила афинянина и тот обещал за ней вернуться. Много раз она приходила к морю, а дороги, которыми Филлида ходила получили название «Девять Путей». Не дождавшись, царевна покончила с собой, хотя Демофонт все же выполнил свое обещание. Местность «Девять Путей» также называлась Филлидой. В честь Паллены назвали один из трех "пальцев" Халкидского полуострова. Еще один эдонский вождь времен Троянской войны - Гарпалик, раненный во время нападения ахейцев, возвращавшихся из-под Трои, и его дочь - воительница Гарпалика.


О былом могуществе эдонов свидетельствуют отрывочные факты позднейшей традиции. Страбон, видимо следуя за Гекатеем, сообщает, что эдоны представляли собой союз трех племен: мигдонов, ситонов/сидонов и одонов/эдонов (Strab. VII, frg. 11; Steph. Byz. 197.16). О том, что до македонского завоевания эдонам принадлежала Мигдония, говорит Фукидид (Thuc. II, 99, 4). Название «Ситония» носил один из трех «пальцев» Халкидского полуострова. Именно среди ситонов халкидяне основывали свои первые колонии. Одна из мифических генеалогий называет Мигдона братом Эдона. Его дети - Грас и Крусид. Крусидой называлась область на северо-западе Халкидики, на побережье Фермейского залива. Согласно Гелланику Лесбосскому, другой «палец» Халкидики, Паллену, населяли до прихода греков именно крусийские фракийцы (Hellan. fr. 127; Dionys. Halic. 1, 466). Таким образом, эдонам во времена их величия принадлежал весь Халкидский полуостров. Грас - эпоним грестонов или крестонеев. О том, что когда-то и эта область контролировалась эдонийскими племенами свидетельствует то, что пограничная река Эхедор, приток Аксия, в Крестонии когда-то называлась Эдоном. Наконец, о. Фасос прежде назывался Одоном. Как уже упоминалось выше, судя по мифопоэтической традиции, некогда эдоны составляли также некое единство с одомантами, живущими в V в. на левобережье Нижнего Стримона к северу от эдонов, и бистонами, занимащими окрестности города Абдеры и Бистонского озера к востоку от устья Неста.
Фасос/Одон с одной стороны и Эхедор/Эдон с другой маркируют крайние пределы племенного союза эдонов в эпоху наивысшего своего могущества. По мнению Н. Хаммонда эти границы сложились лишь в середине VII в., в ходе экспансии пеонов и фракийцев, занявших земли, контролируемые иллирийцами. Однако, данный тезис противоречит тому, что Гомер и Геродот рассказывали о границах пеонов. Также логично предположить, что название реки Эхедор вряд ли бы возникло в результате кратковременного господства эдонов в Крестонии. Уже в VI в. Крестония и Мигдония оказываются под властью пеонов (Strabo.VIIfr. 36), а значительная часть Халкидики оказывается под контролем боттиеев, основавших Олинф ок. 650 г. и греческих поселенцев.
То, что ранним греческим колонистам приходилось иметь дело прежде всего с эдонами, объясняет почему в мифах именно им отведено так много места. Как мне уже приходилось говорить, некоторые из мифических царей эдонов (Дриант, Ликург) на самом деле были древнейшими царями - жрецами "изначальных фракийцев" на Геллеспонте. Во всяком случае, так повествует традиция, которую сохранил Диодор Сицилийский. Думаю, что она восходит к непосредственно фракийской традиции.
В более позднее время свидетельством могущества эдонов служат датируемые приблизительно в пределах 520 - 465 гг. серебряные монеты царя Геты. Этот царь эдонов был первым правителем на Балканах, помещавшим на деньгах свое имя и греческий титул «базилевс», а возможно, также первым правителем в мире, помещавшим на монете свой портрет. Однако, правление Геты было скорее последним закатом величия эдонов, теснимых пеонами и Македонией и вынужденных подчиниться персам.
Монеты царя Геты из Каталога С. Топалова (2005):








Выше мы упоминали о том, что пеонам ( подробнее см. в цикле о пеонах) мы говорили о том, что этому могущественному племенному союзу удалось подчинить в VI веке до н.э. себе значительную часть некогда эдонийских земель. Но, после прихода персов Пеонийский союз потерял все свои приморские земли, часть племен обрела независимость. Можно предполагать, что в это время эдонам удалось восстановить свое было положение. Краткие сведения Геродота и Фукидида указывают на тесный союз, сложившийся между этим племенем и Ахеменидами (после 513 г. до н.э. на земле эдонов Дарий I выделил землю под строительство города Миркина бывшему милетскому тирану Гистиею; в 480 г. до н.э. эдоны принимали участие в походе Ксеркса на греков; в 475 г. до н.э. эдоны помогали персидскому гарнизону крепости Эйон на Стримоне, осажденной афинянами). Характерно, что именно этим временем датируются и монеты Геты. Вполне уверенно можно говорить о том, что эдоны служили опорой персидской власти на Стримоне также, как западнее эту роль выполняли македонские цари. Это видно уже по тому факту, что монеты многих фракийских и пеонийских племен, живших в бассейне Стримона и Пангейской области, использовали в своей чеканке символы царя Геты.
Однако, если Македония продолжала усиливаться после ухода персов, благодаря умелой политики Александра I Македонского, сумевшего наладить связи с сильнейшими центрами Эллады, у эдонов судьба сложилась иначе. Эдоны были вынуждены защищать свои земли от посягательств афинских колонистов и македонян. Македонские цари изгнали эдонов из Мигдонии, скорее всего в 470-е гг. до н.э., пользуясь поражением эдонов во время осады Эйона. Во время войны Афин с Фасосом за золотые рудники последнего, в эдонские земли были отправлены 10 000 воинов - колонистов из афинских и союзных им граждан. Эдоны собрали союзников и совместными силами им удалось уничтожить греческое войско. Но, это было последней победой эдонов. Далее начинается медленный период упадка. По всей видимости, коалиция, возглавляемая эдонами распалась. Уже в 436 г. эдонам не удалось помешать новой попытке афинян основать на их землях колонию. Афинский военачальник Гагнон занял стратегически важную переправу "Девять Путей", где основал город-крепость Амфиполь. С этого момента эдоны все больше теряют свое влияние. Из земли переходят во владение Афинской державы и соседних племен, из которых наиболее влиятельным были одоманты. Показательно, что в 429 г. до н.э., когда царь одрисов Ситалк вторгся в Македонию, эдоны даже не упоминаются в числе независимых фракийских племен междуречья Стримона и Неста, собравших против него войско.
Последнее упоминание эдонов в качестве субъекта истории мы находим у Фукидида под 424 г. до н.э. Оно фиксирует глубокий упадок Эдонского царства, страдающего от междоусобиц, подчиненного афинянами. В это время против афинян восстал город Амфиполь, пользуясь поддержкой спартанского военачальника Брасида, вторгшегося с войском в афинские владения во Фракии. Царь Питтак (видимо союзник афинян) был убит своей супругой Бравро и сыновьями некоего Гоаксия, после чего эдонский город Миркин перешел на сторону Брасида. В последующие годы земли, населенные эдонами на Стримоне, Пангейской области и п-ове Акте, становятся ареной борьбы между Спартой и Афинами, а само их имя исчезает.

Фракия, античное, Балканы, мифы, фракийцы, эллины

Previous post Next post
Up