Пеоны и Пеония от Троянской войны до потери независимости. Часть 1.

Jan 20, 2020 22:04


Лично меня смущает то обстоятельство, что мой журнал по мимо того, что он называется «Деяния русов», также носит название «Потерянные царства Европы». Между тем, этой второй половине некогда заявленной тематики я почти не уделяю внимания, за исключением нескольких десятков постов о Фракии. Теперь пришла пора вспомнить о своих обязательствах. Надеюсь, что кто-то где-то интересуется на просторах русскоязычного Интернета и этой специфической тематикой. А кто-то, возможно, откроет для себя новую страничку прошлого. Тем более, что статьи в Википедии на данную тему оставляют желать лучшего.
Итак, пеоны… В письменных источниках под этим именем в разное время скрываются довольно разные по смыслу явления. Наиболее раннее дошедшее до нас известие о пеонах мы находим в «Илиаде» Гомера. В ней пеоны представляют собой могущественных союзников Трои, проживающих на просторах будущей Македонии: «Вел за собою Пирехм криволуких пэонов, далеко / Живших в стране Амидонской, где Аксий струится широкий, - /
Аксий, прекрасную воду свою по земле разносящий».
Спустя полтысячи лет после событий Троянской войны, пеоны по-прежнему оставались господствующей силой на юго-западе Фракии. Основным нашим источником по ранней истории пеонов является Геродот. В частности, он сообщает пеонийское предание о том, что они считали своими предками троянских тевкров (Her. V, 13). Это предание перекликается с рассказом того же Геродота о том, что до Троянской войны Приам с тевкрами и мисийцами перебрался в Европу и покорил ее вплоть до Фессалии (https://ortnit.livejournal.com/155109.html). Что стоит за этой традицией судить не возможно. Среди историков мнения об этнической и лингвистической природе пеонийских племен разнятся. Часть, опираясь на Геродота, главным образом, и тот факт, что пеонов всегда помещают во Фракии, относит их к числу фракийцев. Другие, используя данные римского историка Аппиана, считают их иллирийцами. Советский ученый-балканист Л.А. Гиндин считал, что это ветвь прагреческих племен, родственная армянам. В пользу родства с греками говорят имена имена пеонийских царей, которые, как и у македонян звучат по-гречески.
История пеонов по письменным источникам прослеживается с VI в. до н.э. О том, что было ранее очень приблизительное представление нам дает археология и географ Страбон (I в. до н.э.). Родиной пеонов была обширная область в верховьях реки Вардар, которая приблизительно соответствует границам совр. Республики Северная Македония. Географ так описывает ее границы: «Пеония лежит к востоку от этих племен и на запад от Фракийских гор, от македонян же - к северу; по дороге, идущей через город Гортиний и Стобы, она оставляет [узкий] проход [к югу], через который протекает Аксий, затрудняющий проход из Пеонии в Македонию, так же как Пеней, устремляясь со стороны Греции через Темпейскую долину, ограждает, таким образом, Македонию. На юге же Пеония граничит со страной автариатов, дарданов и ардиеев; простирается Пеония вплоть до Стримона (Exc. Vat.)» (Strabo. Fr. VII, 4). Те данные из ранней истории пеонов и их соседей, которые мне удалось найти у специалистов, относятся к Нижней Македонии, где центр пеонов помещает Гомер. Начать следует с того, что македонян в этой стране, древнее название которой Эмафия, не знает, судя по сохранившимся фрагментам, даже Гекатей (писавший свой географический трактат приблизительно в последних десятилетиях VI в. до н.э.). Река Аксий (совр. Вардар), вдоль которой живут пеоны, для Гекатея являлась границей Фракии. Все, что к востоку от реки - Фракия, включая Халкидский полуостров. Впрочем, к Фракии относилась также Пиерия, протянувшаяся к северу от г. Олимп. То есть, вся территория будущей Нижней Македонии входила вплоть до греко-персидских войн в географические границы Фракии. Это важно для понимания этнической природы македонян.
От самого Гекатея сохранились лишь фрагменты, представленные у Афинея и Стефана Византийского, представляющие собой перечисление географических объектов и племен вдоль побережья, в том числе фракийского. Касаемо пеонов сохранилось также замечание, что «Гекатей, в «Описании Европы» пишет, что пеоны пьют брагу из ячменя и пиво (παραβίη) из проса и мелколепестника». «А намазываются они, - говорит он, - маслом, приготовленным из молока» (Athen. X, 67, p. 447). Кроме того, как считается, на труд Гекатея опирался Страбон. По данным Гекатея/Страбона большая часть Эмафии до македонского завоевания принадлежала боттиеям (им приписывается критское происхождение, что подтверждается некоторыми особенностями их культуры) в центральной части страны и фракийцам: пиерам к северу от Олимпа, пеонам на берегах Аксия, в т.н. Амфакситиде, эдонам (по разным данным во время своего расцвета эдонские племена занимали обширные территории - Халкидику, Мигдонию, побережье за рекой Стримоном до горы Пангей, а также о. Фасос когда-то), бисалтам вдоль западного берега Нижнего Стримона и крестонам (см. карту). Рядом с боттиеями жили прежние владыки этой страны - бригги, протофригийцы, часть племен которых некогда мигрировала в Малую Азию, захватив большую часть на западе и в центре полуострова. Геродот и Страбон считают их фракийским племенем. В горной Верхней Македонии проживали родственные грекам племена оресты, элимиоты, линкесты, которые бытом своим были ближе, впрочем, к иллирийцам и фракийцам. Страбон и Гекатей определяли этих «диких греков» как «молосские» или «эпиротские» племена. Между бриггами и орестами жили загадочные эорды.
Страбон также сообщает, что часть Нижней Македонии принадлежала эпирским и иллирийским племенам. Если под «эпирскими» племенами нужно понимать тех же орестов и элимиотов, то с иллирийцами все интереснее. Их присутствие определяется археологией в окрестностях будущего центра раннего Македонского царства, Вергины и долины Нижнего Вардара, в пределах VIII в. - 650 г. до н.э. Македоняне в это время проживали вне пределов будущей Македонии, скорее всего на т.н. Македонской горе между фессалийской областью Перребия и Пиерией (Her. VII, 131). Иллирийцы также занимали ряд территорий к северу, вдоль реки Вардар: в районах совр. Ауксиуполиса, Гевгелии и Хавхицы. Судя по археологическим данным все группы иллирийцев действовали независимо друг от друга. Следы иллирийского нашествия обнаруживаются также к востоку от среднего течения Аксия/Вардара, на обоих берегах нижнего течения и в бассейне реки Стримон. Английский историк Н. Хаммонд считал, что потомками этой волны иллирийцев были фракийцы - меды (знаменитого Спартака считают медом). Аппиан также называл Меда сыном Иллира. Хаммонд считал также, что после того, как натиск иллирийцев иссяк, их сменили пеоны и эдоны. Однако, учитывая то значение, которое эти племенные группы имеют в греческой мифологии и эпосе, уместнее говорить о том, что пеоны и эдоны восстанавливают свое господство. Причем, Хаммонд считал, что фракийцы опирались на помощь киммерийцев, материальная культура которых отмечена археологами и в иллирийских землях.
Большую часть Нижней Македонии к востоку от Нижнего Вардара (Крестонию, Мигдонию, «Крусиду» на Халкидике, м.б. Бисалтию) контролировали фракийцы - эдоны. Из данных Хаммонда не очень понятно, каким временем нужно датировать это доминирование. Конец господства иллирийцев он датирует ок. 650 г., однако эдонское могущество относит к 550-му, если только здесь не опечатка.
Около 650 года в истории региона происходят важные изменения. В Вергине, которая была изначально центром бриггов-фригийцев (здесь находился их царский некрополь), родина мифического царя Мидаса, а затем стала базой для одной из иллирийских группировок, была захвачена македонянами. Пришедшие с гор на севере Фессалии, они во главе с кланом аргеадов захватывают сначала окрестности Вергины, а затем вытесняют около 630 г. боттиеев в Халкидику (именно боттиеи основали там знаменитый Олинф). Не позднее конца столетия были вытеснены пиеры из Пиерии (они в итоге осели на склонах горы Пангей за Стримоном). Затем последовало истребление эордов и изгнание племени алмопов. Все эти деяния, которые нужно датировать приблизительно 650 - первой половиной VI в. были совершены под предводительством легендарных царей из династии Теменидов, которые во времена Геродота возводили свое происхождение от аргосской ветви царского рода Гераклидов. По счету поколений македонских царей, ранние списки которых приводят Геродот и Фукидид, основатель династии Пердикка I правил приблизительно в сер. VII в. до н.э. Македоняне и их противники были по преимуществу скотоводческими племенами. После завоеваний Тименидов все они переходили к земледелию, что вызвало резкое увеличение населения. Дальнейшее их продвижение было остановлено встречным натиском пеонов и новой волны иллирийцев. Борьба с иллирийцами занимает, судя по легендам, сохранившимся в «Истории» Помпея Трога (I в. до н.э.), ключевое место в истории ранних Теменидов. Интересы пеонов были направлены в VI в. на восток.
По датировкам Хаммонда к 525 г. до н.э. пеоны прорвались к морю вдоль западного берега Аксия и отняли у эдонов Крестонию, Мигдонию и Бисалтию. Вероятно, сами эдоны должны были подчиниться гегемонии пеонийских племен. И вот здесь, собственно, начинается исторический период пеонийской истории.

пеоны, иллирийцы, Пеония, фригийцы, Фракия, Балканы, македоняне, фракийцы

Previous post Next post
Up