Не прошло и суток, как моя романтическая гипотеза о "белых уграх" (ох, не зря я не стал оформлять все это в статейном формате!) была разгромлена. Виноват во всем мой соавтор и непревзойденный знаток письменных источников -
Aloslum. Со свойственной ему въедливостью к деталям и широтой кругозора, он указал на слабые места моих рассуждений, ткнув носом в то, что я пропустил, по лени своей не став закапываться в византийские хроники, откуда черпали свои исторические познания наши летописцы. А этот пинок, в свою очередь, помог мне посмотреть на текст летописи, вдохновивший меня на все эти размышлизмы, с другой стороны: "Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян. Затем пришли белые угры и заселили землю Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом, персидским царем" - здесь фраза про Ираклия и поход против персидского царя никак не привязывается к появлению "белых угров" на Дунае! Это скорее экскурс в историю уже самих "белых угров", которые появились на страницах истории в связи с войной Ираклия и Персии. Как справедливо указал мой суровый критик, в греческом первоисточнике речь все таки шла о "турках". Впоследствии, так ромеи называли и венгров. Славянский или уже русский переводчик, вставивший эту фразу в конспект "Сказания о славянской грамоте", просто перевел "турков", которые в контексте войны Ираклия с персами, подразумевали древних тюрок и хазар, перевел уже как "угров". Проблему противопоставления "белых" и "черных" угров это не решает, но объясняет самый туманный момент. При таком толковании исчезает противоречие с множественным числом ("Си бо угри почаша быти при Ираклии цесари, иже ходиша на Хоздроя, цесаря пѣрьскаго") и исторической логикой (дунайские "белые угры" не могли ходить на "Хоздроя"). То есть, в силе остается перевод Лихачева, а не Кузьмина. Решается проблема также и со смешением "белых" и "черных" угров в статье 898 г., где цитируется "Сказание о славянской грамоте". В таком случае, остается признать, что первое упоминание о вторжении "белых угров" и их победе над "волохами" на самом деле относится не к былинным временам царя Ираклия, а к "Обретению Родины" мадьярской ордой. Хотя, сказанное не решает всех проблем, связанных с "Белой Венгрией". Поскольку сама она существовала, от "Черной Венгрии" отличалась, а в венгерской версии предания о вторжении мадьяр в Подунавье не упоминалась.
Так что, это еще не конец.