«Рожденные воевать». Часть 19. Костобоки и Ко (окончание)

Jun 16, 2022 19:08

В римской Дакии лимес - система оборонительных сооружений (военных крепостей, сигнальных и сторожевых постов и башен), соединенных военными дорогами, - был построен лишь на восточной границе, которой была избрана р. Алута (совр. Олт). Попытка сдвинуть лимес к востоку от этой линии при Септимии Севере была неудачной. Северные и западные рубежи были фактически открыты для вторжений. Очевидно, здесь римляне расчитывали на систему «буферных царств», роль которых отводилась в первую очередь маркоманам, квадам и языгам. Ю.К. Колосовская справедливо заметила, что само создание задунайской провинции разрушило эту систему.
Проблемы начались уже при Траяне. Зимой 107/108 г. языги, не дождавшись выполнения каких-то обещаний императора, напали на Нижнюю Паннонию и Дакию. Наместником Нижней Паннонии был будущий император Адриан, которому удалось разгромить сарматов, но не умиротворить их. Уже в 117-118 гг. Подунавье стало ареной борьбы с языгами и роксоланами. Для обеспечения эффективной обороны Адриан (уже будучи императором) вручил управление Нижней Паннонией и Дакией Квинту Марцию Турбону Публицию Северу. Этот старый соратник Траяна и Адриана, сделавший гранидиозную для незнатного человека карьеру, оправдал оказанное доверие, за что был удостоен двух конных статуй и нескольких почетных декретов (один из них был найден в Сармизегетузе). Впрочем, конфликт с языгами и роксоланами продолжался и позднее. Установить мир удалось лишь восстановлением выплаты дани - субсидий от Рима.
Царь роксоланов Публий Элий Распараган и его сын Публий Элий Перегрин получили от Адриана римское гражданство (сын даже женился на римлянке). При неизвестных обстоятельствах они поселились в Пуле на полуострове Истрия, где еще при жизни установили эпитафии, из которых мы узнали о существовании этого семейства.
Уже Адриан высказывал желание покинуть Дакию, но Евтропий (VIII. 6) сообщает, что императора отговорили друзья Траяна. Тем не менее, император распорядился разобрать верхнюю часть Траянова моста через Дунай, чтобы им не могли воспользоваться противники империи. При Адриане сократилась и территория провинции - были оставлены захваченные Траяном Мунтения и Южная Молдова, а лимес прошел по реке Олт. Оставшиеся территории (Банат, Олтения и Трансильвания) были разделены на Верхнюю и Нижнюю Дакию, а из в Верхней Дакии был выделен особый военно-административный округ - Дакия Поролисская, включавшая северные районы провинции.
Война с какими-то северными племенами случилась при императоре Антонине Пие. Судя по выпадению кладов, вторжение началось с востока Трансильвании. Это заставляет меня подозревать костобоков. Наместник провинции Марк Стаций Приск Лициний Италик сумел отбить нападение. Но, это был лишь первый звоночек. Вскоре вся дунайская граница стала ареной самого грандиозного вторжения северных племен, которое до сих пор приходилось испытывать римлянам. Эта серия войн длилась 15 лет (165-180 гг.) и положила конец т.н. «золотому веку» Антонинов. Речь конечно идет о Маркоманнских войнах. Но, обо всем по порядку.


Наши сведения о Маркоманнских войнах носят несколько путанный и отрывочный характер. Точную картину событий восстановить крайне сложно. Источники сообщают нам имена множества племен, многие из которых впервые начинают взаимодействовать с римлянами. В натиске приняли участие: германские племена - хавки из долины Везера, хатты с Нижнего Майна, маркоманны и квады из Чехии и Моравии, гермундуры и наристы с верховьев Эльбы, лангобарды, виктуалы, обии, вандалы - асдинги и лакринги - с Нижней Эльбы, буры из Словакии; скифо-сарматские кочевники - языги из Потисья, роксоланы с восточных границ Дакии, аланы с Дона и степей Предкавказья; кельто-иллирийские племена котинов и озов с гор Словакии; бастарны и певкины из Прикарпатья; и конечно костобоки и бессы с северных рубежей Дакии. Римляне находили среди трупов женские тела, что свидетельствует, что переселялись целыми племенами. Все указывает на то, что Маркоманнские войны следует считать первым этапом Великих Переселений народов или репетицией оных, если хотите.
Все перечисленные племена пришли в движение практически одновременно. Трудно понять, что стало толчком, вызвавшим лавину, но скорее всего причины были связаны с климатом. Римляне подозревали некий глобальный заговор варварских племен, поскольку одновременно им пришлось отражать нападение на громадном протяжении дунайской границы. Этого исключать нельзя. Империя в это время переживала трудные времена: свирепствовала эпидемия чумы, соправитель императора Марка Аврелия Луций Вер еще не вернулся из парфянского похода, куда были отправлены в том числе солдаты из Паннонии. Граница, таким образом, была ослаблена.
По всей видимости, сначала маркоманны и квады, которые собственно должны были прикрывать границы империи, испытали давление германцев из внутренних районов Германии, а затем решили не рисковать и присоединились к ним в едином порыве - разграбить доступные им провинции. На это намекает то, что уже в 162-165 гг. пришлось отражать вторжения хаттов и хавков в Реции и Верхней Германии. В конце 166 или начале 167 г. в Верхнюю Паннонию попытались прорваться 6 тыс. лангобардов и убиев. Это вторжение отбили Виндекс, командующий конницей, и Кандид, командующий пехотой. Последовали переговоры паннонского наместника Яллия Басса с вождями 11 племен, среди которых был царь маркоманнов Балломар, клиент Рима. Итогом стало шаткое перемирие. Полководцы Помпеян и Пертинакс (также будущий император) отражали набеги из-за Рейна.
Маркоманны во главе с Баломаром, сколотив коалицию племен (тех самых, что принмиали участие в переговорах?), прорвались через Дунай, разгромив 20 000 - ную римскую армию близ Карнунта. Большая часть войска двинулась в Италию, а остальные разоряли Норик. Союзники разрушили Опитергий (Одерцо) и осадили Аквилею. Враг впервые со времен вторжения кимвров и тевтонов вступил на землю Италии. Скорее всего, эти события имели место в 167 г., хотя некоторые исследователи склоняются к 170 году.
Из-за чумы лишь в 168 г. удалось организовать карательную экспедицию под командованием Марка Аврелия и Луция Вера. Впервые за сто лет был объявлен набор легионов в Италии. Узнав о приближении императоров, противники поспешили отступить и начать переговоры. Зимой 169 г. умер Луций Вер, Марк Аврелий был вынужден вернуться в Рим на похороны. Осенью 169 г. римская армия под командованием Помпеяна (сам император также постоянно находился в Паннонии) перешли в контрнаступление.
Дакия страдала от набегов языгов, роксоланов и буров. Около 167 г. в Дакию вторглись в союзе с языгами вандалы асдинги и лакринги. В бою с ними погиб наместник Кальпурний Прокул. Какие-то крупные силы проникли с северо-запада в золоторудный район, где римлянам был нанес большой ущерб. Рудники перестали работать, пострадали города. В какой-то момент в Дакию прибыл царь Тарб (имя его идентифицируется специалистами как фракийское), требовавший денег и угрожавший войной в противном случае. Это случилось, когда Марк Аврелий находился в Паннонии, то есть уже после смерти Луция Вера. Тогда он принимал посольства от различных племен, искавших союза или перемирия. Среди послов находился 12-летний мальчик Баттарий, который был, судя по всему, последним представителем царского рода своего племени. Ю. К. Колосовская считает его царем вандалов. Он обещал помощь в борьбе с Тарбом.
Уже в 170 г. в бою погиб очередной наместник Дакии (и Верхней Мезии) Марк Клавдий Фронтон. Не понятно, кто именно разгромил римлян в этот раз. Эпитома Кассия Диона сообщает, что Фронтон погиб «после нескольких удачных сражений с германцами и сарматами», но победой над римлянами воспользовались, однако, не языги, а костобоки. С ними же логичнее всего связывать царя Тарба. В 170 году костобоки нанесли страшный удар по балканским провинциям. Они могли переправиться близ Силистрии или в районе Истрии, которая была разорена в это время и оказалась заброшенной. Затем пострадали Каллатис, Аполлония, Филиппополь, Сердика. На территории Мезии, в Трофее Траяна, были найдены надписи в честь римлян, погибших во время вторжения костобоков. Из Мезии и Фракии они отправились в Дарданию, а затем через Македонию в Грецию. Надпись в честь Луция Юлия Вегилия Грата Юлиана сообщает, что он возглавил вексиляцию, сформированную для борьбы с костобоками в Македонии и Ахайе, другие надписи сообщают о вексиляциях под командованием Эптидия Модеста и Валерия Клемента, действующих на Дунае, в Трофее Траяна. На этом основании предполагают, что часть сил костобоков могла действовать на море. О борьбе жителей города Элатея с варварами сообщает Павсаний. Оборону города возглавил известный атлет, победитель Олимпийских игр Мнесибул. Он также погиб в одной из схваток. Затем костобоки проникли в Аттику, где разорили Элевсинский храм богини Деметры, в котором проводились знаменитые мистерии.
Ю.К. Колосовская предполагает, что костобоки возглавляли коалицию племен бастарнов, певкинов, аланов и роксоланов, которые упоминаются в «Жизнеописании Марка Аврелия». Учитывая масштабы нашествия, это более чем вероятно. Костобоки заработали славу, но не смогли ею воспользоваться. Пока основные силы их находились в походе коренные земли костобоков оказались беззащитными перед предательством. Многие племена стремились получить земли для расселения от римлян. Среди них были вандалы, перешедшие на сторону Рима. Первыми какие-то земли в Карпато-Дунайском регионе получили лакринги. Затем, в Дакию прибыли вожди асдингов Раос и Рапт. Они рассчитывали поселиться в пределах римской провинции, но наместник Дакии Секст Корнелий Клемент отказал им. Тогда (едва ли не с подачи наместника) они решили напасть на костобоков, оставив свои семьи под защитой Клемента. Захватив костобокские земли, асдинги начали совершать набеги на Дакию, но им также не удалось в полной мере воспользоваться плодами победы.Они стали жертвой нападения лакрингов, которые опасались, что Клемент отдаст их земли асдингам. Интересно, что в последствии лакринги исчезнут без следа, а вот асдинги напротив достигнут вершин славы, основав в Африке Вандальское королевство и разорив сам город Рим. До этого было еще далеко. Едва ли в 170 г. кто-то даже подумать мог о том, что это возможно. Пока Римская империя стояла непоколебимо, громя своих противников одного за другим. Костобоки же сходят с исторической сцены (хотя их еще будет упоминать Аммиан Марцелин среди «племен Скифии», но это больше похоже на выписки из более ранних географических описаний, вроде «Географии» Кладвия Птолемея).


Под командованием Помпеяна и Пертинакса была освобождена Аквилея. К концу 171 г. маркоманны были изгнаны из Паннонии и Норика. Римлянам удалось переманить на свою сторону многие племена антиримской коалиции. Был заключен мир с квадами и языгами, а асдинги и лакринги стали союзниками империи. В 172 г. римские легионы перешли Дунай. Были покорены маркоманны, наристы и котины. Марк Аврелий принял титул «Германский» и выпущены монеты с надписью «покоренная Германия».
В 173 г. последовала атака против квадов, нарушивших мирный договор и оказывавших помощь маркоманнам. С этой операцией связано т.н. «чудо о дожде». Квады заманили римлян в безводную область, но внезапно пошел дождь, который спас легионеров, а в квадов ударила молния.


Дион Кассий приписывал это чудо египетскому жрецу, а христиане - молитвам христиан, служивших в римской армии. Тогда же Дидий Юлиан разгромил хаттов и гермундуров на Рейне, а хавки совершили набег на Белгику.
В 174 г. квады восстали вновь, свергнув римского ставленника Фуртия. Его место занял Ариогес, который сумел вызвать невероятную ярость миролюбивого в целом философа Марка Аврелия. Император, миловавший даже опасных противников, назначил награду в 1000 золотых за живого и 500 за голову квадского царя. Когда Ариогеса все-таки пленили и предоставили Марку Аврелию, он тем не менее ограничился лишь тем, что сослал того в Александрию. На этом покорение квадов было завершено. Побежденные должны были выдать заложников и предоставить солдат в римскую армию. На их территории были размещены гарнизоны.


Следующий удар был направлен против языгов. Их удалось замирить уже в 175 г. Скорее всего, к этому же периоду относится красочное описание битвы римлян с языгами на замерзшем Дунае, в котором римская стойкость одолела сарматскую отвагу (Ю.К. Колосовская датирует его около 170 г.). Из эпитомы Кассия Диона мы знаем, что языги после этого поражения просили мира, но Марк Аврелий им отказал, так как ранее его обманули квады, помогавшие сарматам. В конечном итоге, мир все же был заключен. Языги свергли царя Банадаспа, поставив на его место Зантика. Он освободил 100 000 римских пленных, прислал 8 000 всадников в римскую армию, большую часть которых отправили в Британию. Марк Аврелий принял титул «Сарматский». Было принято решение основать две новых провинции за Дунаем - Маркоманнию и Сарматию, но из-за восстания Авидия Кассия в Сирии от этого пришлось отказаться. Против мятежника была отправлена армия Марка Валерия Максимиана с вспомогательными отрядами маркоманнов, квадов и наристов. После разгрома Кассия император вернулся в Рим, где 23 декабря 176 г. справил триумф со своим сыном Коммодом и воздвиг колонну, подражая Траяну. Ее также покрывали рельефы, изображающие сцены войны.
Квады вновь восстали в 177 г. Маркоманны поддержали соседей. Марк Аврелий вновь отправился на север. В августе 178 г. он прибыл в Карнунт, а затем выступил против маркоманнов. В 179-180 гг. Марком Валерием Максимианом были разгромлены квады. Решающее сражение произошло около совр. Тренчина в Словакии. Еще одно поражение им нанес позднее Публий Таррутений Патерн. 17 марта в Виндобоне скончался Марк Аврелий, а его преемник Коммод поспешил заключить мир с маркоманнами и квадами, вопреки советам полководцев.


До 182 г. продолжались какие-то военные действия против языгов, буров и «свободных даков». В середине 182 г. Коммод посчитал, что одержанных побед достаточно. 12 000 даков, изгнанных со своих земель вдоль границ провинции получили право на поселение в пределах римской Дакии в обмен на прекращение набегов. Буры получили мир после того, как выдали пленных и дали клятву не пасти скот и не занимать земли ближе 40 стадиев от границы Дакии.
Что касается костобоков, то остатки их могли также поселиться в римских пределах или бежать к другим племенам, например, карпам. Имена костобоков встречаются в римских надписях, что указывает на то, что какая-то часть их вполне могла оказаться либо в качестве пленников, либо добровольно в империи. С событиями 170-171 гг. связывают иногда также упоминавшуюся уже надпись в честь царя костобоков Пиепора и его супруги Зиасис, дакийки. Но, я склоняюсь к тому, что Пиепора следует относить ко временам Траяна.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

античное, костобоки, германцы, Рим и варвары, Дакия, бастарны, геты, фракийцы, сарматы

Previous post Next post
Up