Решил собрать все доводы ЗА и ПРОТИВ ругийской теории происхождения Руси.
Доводы ЗА
1. Русов называют ругами в документах и хрониках X-XI вв., рассказывающих о современных событиях. Все или почти все сообщения указывают на то, что представители русской знати могли сами себя презентовать как ругов.
2. В хрониках, рассказывающих о событиях V в. (об Одоакре), и эпических произведениях германских народов о событиях Великих Переселений народов "русскими" или "рутенами" называют ругов.
3. Руянов, жителей о. Рюген, называют ругами/ругинами и рутенами. Они явно смешиваются друг с другом в "Житиях" св. Оттона Бамбергского, "Деяниях данов" и других произведениях.
4. Руги в скандинавских преданиях гото-гуннского цикла называются "русскими", руциманами, Гардарики, Хольмгардом, рутенами (в "Деяниях данов"). В сагах Бравалльского цикла скорее всего о. Рюген называется Хольмгардом. В норвежско-исландской генеалогической традиции роги - потомки Гарда Агди. Также королевство легендарного Ортнита в германской героической традиции называется "Гарда".
5. Русская знать в договоре Олега носит германские имена, отличные от скандинавских и западно-германских, но сама знать явно разговаривала и называла себя по-славянски с тех пор, как впервые появляется в письменных источниках. Это можно объяснить тем, что германцы-руги были ославянены в ранние времена.
Доводы ПРОТИВ
1. Нет прямого указания в письменных источниках на то, что руги - предки русов и руян.
2. Нет археологических свидетельств преемственности культуры ругов и их предполагаемых славянских потомков (
за исключением одного предполагаемого элемента ругийского костюма).
Вроде бы, перевес налицо в пользу позитивной стороны, но все не так просто, как может показаться. Почти все доводы ЗА (№№1-4) можно объяснить "литературным влиянием", "книжной традицией" и т.д. №5 имеет и другие объяснения. В то время, как доводы ПРОТИВ... Ну вы понимаете.
Поскольку негативные доводы не могут ни доказать, ни опровергнуть ругийскую теорию, то попробуем предположить, как руги могли бы превратиться в восточнославянскую русь. Эпическая традиция "Деяний данов" и особенно "Саги о Тидреке Бернском", восходящей к немецкой поэме "О русских бойцах", позволяет связывать Русь с загадочными "росоманами/росомонами" готских сказаний, записанных историком Иорданом в VI в. Но, кто они? Высказывались различные гипотезы. Я некоторое время был склонен противопоставлять их и ругов, но это основывается на том, что Иордан отдельно упоминает "рогов" и "росомонов". В тоже время сведения о них могли быть разного происхождения. "Роги" упоминаются в перечне племен, якобы покоренных Германарихом, но его считают и искусственно присоединенным к готским преданиям перечнем племен, живущих на Волго-Балтийском пути или ином торговом маршруте, причем есть обоснованное мнение, помещающее рогов на Волге и даже мнение о том, что речь идет не о племени рогов, а о неверном толковании некоего слова, обозначающего "жители берега реки Ра", то есть Волги. А вот росомоны могут быть на самом деле готским прозвищем ругов - русских мужей - руциманов.
В таком случае, росомоны могут быть часть ругов, присоединившихся к готам в их движении на юго-восток. После событий, описанных в предании о Германарихе, росомоны или их часть могли остаться в Северном Причерноморье. Там они могли смешаться со славянскими племенами антов (часть черняховского населения влилась, как предполагают, в ряды антов) и положить начало славяноязычному этносу "русь", знать которого сохраняла германские имена и память о своем происхождении до X века.