Другие надписи сообщают нам имя Бога Делопта, почитавшегося как Бог-Целитель.
(Бендида и Делопт. IV в. до н.э.)
Фракийские лекари славились своим искусством, и сами эллины признавали их первенство. Очевидно, Делопта греки называли Аполлоном, рассказывая о весьма высоком почитании солнечного бога. Одна из легенд об Орфее рассказывает, что он был основателем мистерий Аполлона во Фракии.
Поэт Софокл писал, что фракийцы обращаются к Солнцу, как к "древнейшему пламени, дорогому всем фракийским всадникам", как к "прародителю богов и отцу всех вещей". Эта характеристика, показывающая элитарный характер ("фракийские всадники" - аристократия) культа фракийского "Апполона", а также то, что Геродот не назвал в своем перечне фракийских богов столь важный культ, позволяет нам заключить, что Отец Истории именно его назвал "Гермесом", которого фракийские цари почитали как своего прародителя. Но почему Геродот счел уместным назвать солнечного бога именно этим именем? Очевидно, у фракийского "Аполлона" была какая-то особенная функция, которая роднила его с Гермесом. Этот эллинский бог не имел четких функций, как его родичи - олимпийцы - он был вестником богов, покровителем путешественников, воров, атлетов, магии и науки, поэзии (именно он изобрел первую кифару, которую подарил потом Аполлону), торговли, а еще он был проводником душ умерших в Преисподнюю. Здесь мы пока прервем наши рассуждения и продолжим описание фракийского «бога царей». Скорее всего, в позднеантичный период именно этого бога стали называть Дарзалас, а также просто "Великий бог". В римское время его имя окончательно табуировалось, а культ вышел за пределы фракийских княжеств - фракийские аристократы, переселяясь в эллинские города Причерноморья несли с собой и свой культ. Знаменитый храм Аполлона - «Великого бога» стоял в городе Аполлонии, процветал культ и в Боспорском царстве, где правила полуфракийская по происхождению династия Рескупоридов.
Северная ветвь фракийцев, геты и даки почитали божество Замолксиса или Залмоксиса. Этот культ привлекал особенное внимание греков и римлян, так как отличался своей экзотикой. Еще во времена Геродота существовала греческая легенда, что Замолксис на самом деле был мудрецом, бывшим рабом и учеником Пифагора, который хитростью и предсказаниями заставил гетов поверить в свою божественность. Как и фракийский Аполлон, Замолксис почитался, как покровитель медицины, а его храмы в Дакии носили следы несомненного солярного культа. Описание Геродотом культа этого бога наводят на мысли о гетском монотеизме, так как Отец Истории говорит, что геты не почитают никаких других Богов кроме своего, однако это не верно. Сам Геродот называет имя Гебелейзиса, которого считает лишь другим именем Замолксиса, но индоевропеское значение корня этого имени позволяет связать его с культом Громовержца. Скорее всего заблуждение Геродота было вызвано тем, что, как и у фракийцев простой народ почитал Верховным Богом Громовержца Гебелейзиса, а аристократы - Замолксиса.
(Реконструкция храмов дакской столицы Сармизегетузы)
Главным мифом о Замолксисе был миф о его исчезновении (смерти или пленении), а потом возвращении. Геродот также описывает обычай гетов во время грозы стрелять из луков по тучам. Он делает вывод, что таким образом они отгоняли враждебного Бога Грозы, защищая Замолксиса, но скорее всего это был обряд оказания помощи Громовержцу в его битве с демонами. Крометого есть сведения о почитании даками и гетами Марса (очевидно тот же Громовержец), жертвы которому вешали на дереве, Богини-Матери Бендиды (в римское время многочисленные надписи были посвящены богине Диане) и Диониса, с культом которого боролись царь Буребиста и верховный жрец Замолксиса Дикеней. Дионисийство и связанное с этим употребление вина привели к повальному пьянству и упадку грозного некогда народа. Буребиста и Дикеней были вынуждены запретить этот культ и даже вырубили виноградники, а пьянство сурово наказывалось. В итоге эти действия возродили доблесть гетов и даков, Буребиста создал могущественную державу, которой опасались даже римляне.