После античности. Крым в IХ-Х вв. Ч. 1

Oct 04, 2020 12:40

Период господства хазар над Готией продолжалось не более 10-15 лет. В любом случае уже в начале IX в. Хазария утрачивает контроль сначала над Юго-западом Крыма, а затем и над всем полуостровом. К середине IX в. правительство империи создает здесь новую территориально-административную единицу - фему.
Создание фемы Климатов, как первоначально называлась эта имперская провинция, была создана по мнению ряда исследователей, летом 841 г. Ее появление эти исследователи связывают с появлением в степях Северного Причерноморья новой волны кочевников - венгров . В середине 830-х гг. венгры или мадьяры полностью перекрыли хазарам пути в Крым с севера. Однако, император Константин Порфирородный, в своем трактате «Об управлении империей», созданном около 948-952 гг. , приводит иные подробности создания Херсонской фемы, связанной с основанием хазарской крепости Саркел на Дону: «Название «Саркел» объясняется у них как «белый дом».

Он был построен спафарокандидатом Петроною, по прозванию Каматиром, когда Хазары попросили императора Феофила построить эту крепость; ибо хаган и бек Хазарии, отправив послов к царю Феофилу, попросили построить им крепость Саркел. Царь, согласившись на их просьбу, послал им вышеназванного спафарокандидата Петрону с судами царского флота и суда катепана Пафлагонского. И вот Петрона, прибыв в Херсон, нашел там суда и, посадив людей на транспортные суда, отправился к тому месту р. Танаида (Дон), где намерен был строить крепость. Так как на месте не было камня, годного для постройки, то он, устроив печи и обжегши в них кирпич, воздвиг из него крепостные строения, причем известь вырабатывал из мелких речных голышей. После постройки крепости Саркела вышеназванный спафарокандидат Петрона, получив аудиенцию у царя Феофила, сказал ему: «Если ты хочешь подлинно владеть городом Херсоном и его областью и не выпускать их из-под своей руки, то назначь туда собственного стратига и не доверяй их «первенствующим и начальникам». Ибо до царя Феофила там не было стратига, посылаемого отсюда, а всеми делами правил так называемый «первенствующий» с лицами, носившими название «отцов города». Царь Феофил, обсудив, послать ли стратигом то или другое лицо, наконец, решил послать вышеназванного спафарокандидата Петрону, как хорошо ознакомившегося с краем и искусного в делах. Почтив его чином протоспафария, он назначил его стратигом и отправил в Херсон, повелев тогдашнему первенствующему и всем прочим подчиниться ему. С той поры и до сего дня принято назначать отсюда стратигов в Херсон». Посольство хазар с просьбой о помощи в строительстве крепости, датируется около 836-837 гг. Вероятно, создание фемы было той ценой, которую хазары, судя по всему, переживающие сложные времена, заплатили за помощь . Новая фема с центром в Херсоне включала в себя без сомнения Южный и Юго-Западный Крым, что свидетельствует о полном переходе Готии к началу 40 -х гг. под полный контроль империи. К сожалению, входил ли в ее состав Восточный Крым и Боспор, достоверной информации у нас нет, но судя по тому, что еще в 795 г. упоминается «наместник Боспора», вероятно Константинополь восстановил свое влияние на всем полуострове.
К. Цукерман считает, что в 50-х гг. IX в. империи принадлежал только Херсон и его ближайшая округа, поэтому фема Климатов была переименована в фему Херсон . Ю. Могаричев в связи с этим заметил, что переименование фемы также можно связывать не с утратой территорий, а с коррекцией византийское политики, переносу центра фемы из горного Юго-Западного Крыма в Херсон, с чем и связано изменение названия, но, судя по сообщению Константина Порфирородного, Херсон изначально являлся центром нового военно-административного округа .
Важнейшим историческим источником по истории Крыма и греко-хазарских отношений в 860-е гг. является «Житие Константина Философа», принявшего в монашестве имя Кирилл. Это знаменитый создатель славянской письменности. Житие рассказывает, что император Михаил III в 860 г. направил талантливого ученного и богослова с миссией к хазарскому кагану. Миссия отправилась сначала в Херсон, где согласно традиции, Константин организовал поиск и перенос мощей папы Климента в городской собор (откуда они потом отправились в Рим), а также познакомился с неким русином, у которого увидел Евангелие, написанного загадочным «русским письмом». Вскоре Константин узнал, что: «Пришел же с войском хазарский полководец, окружил христианский город и осадил его. Узнав же об этом, Философ пошел к нему без колебаний и, беседуя с ним и поучая, укротил его и, обещавшись ему креститься, отошел, не причинив никакого вреда этим людям. Вернулся же и Философ на свой путь, и, когда в первом часу он молился, напали на него венгры, воя как волки, желая убить его. Он же не испугался, не прервал своей молитвы, лишь взывая «Господи помилуй», ибо кончал уже службу. Они же, увидев (это), по божьему повелению стали кроткими и начали кланяться ему и, выслушав из уст его слова поучения, отпустили его со всеми сопровождающими». После этого, философ и проповедник узнал, что у некого фульского народа, очевидно, живущего в Фуле, где сидел в тюрьме Иоанн Готский, есть огромный дуб, у которого местное население приносило языческие жертвы. Отправившись туда, Константин убедил их срубить дерево .
Рассказы о чудесных спасениях Константина из рук хазар и венгров, могут быть частью агиографической традиции . Но, сам факт присутствия этих враждебных империи народов в округе Херсона, трудно подвергать сомнению, тем более, что он находит подтверждение и в других источниках. К примеру, арабская географическая традиция знает о том, что венгры продавали рабов в «румском» городе К-р-ц, то есть в Керчи/Боспоре. Географ Х века ибн-Русте, использующий источники IX в. сообщает о мадьярах: «Предпринимают походы против славян и идут с пленными вдоль берега, пока ни прийдут с ними к пристани на земле Рума, которая называется К.р.дж» . Анастасий Библиотекарь, заведующий канцелярией папы римского, в одном из писем, опираясь на текст Константина Философа и на устное сообщение митрополита смирнского Митрофана, сосланного в то время в Херсон, также пишет: «место лежит на окраине царства и различные варварские толпы весьма часто наезжают туда ... место опустело и сделалось необитаемым ... вся та часть Херсонской страны пришла в упадок, так что видно было, что епископ Херсона с очень немногочисленным народонаселением оставался внутри того города, да и те, казалось, были скорее жители тюрьмы, чем города, из которого не смели выходить, этот город пограничен с хазарской землею» .
Приведенные источники свидетельствуют о возобновлении хазарских вторжений на полуостров около 860 года. На основании известия Анастасия часто делают вывод о прохождении греко-хазарской границы недалеко от Херсона или византийских территорий в его округе , однако Ю. Могаричев справедливо отмечает поспешность таких выводов. В «Житии Константина Философа» Херсон является «ближайшим к хазарам византийским городом, перевалочной базой, где перед поездкой непосредственно в Хазарию можно было запастись всем необходимым и узнать обстановку на границах византийских владений», поэтому и слова Митрофана нужно понимать так, что Херсон «не пограничный (буквально), но ближайший к хазарам византийский город, откуда Константин начинал свое путешествие, занимался миссионерской деятельностью и куда вернулся на обратном пути» . Далее Ю. Могаричев отмечает, что угроза Херсону со стороны врагов несколько преувеличена. Хотя, Анастасий пишет о жителях Херсона как о заключенных в тюрьме, Митрофан жил не в самом городе, а «недалеко» от него . Также, когда Константин и руководство Херсона организовали торжественную церемонию перенесения мощей Климента в город, они оставили мощи на ночь в одном из загородных храмов. Таким образом, в действительности, жизнь в византийских владениях в Крыму продолжала идти своим чередом, несмотря на состояние войны с соседями.
Очевидно, обострение отношений между империей и Хазарией было вызвано попытками хазар вернуть утраченные в прежние годы владения или их желанием получать дань с крымских территорий. Вероятно, именно с целью урегулировать отношения с хазарами, Михаил III и отправил посольство, в которое попал будущий создатель славянской азбуки. Как убедительно показал К. Цукерман, ко времени миссии Константина Философа у хазар на полуострове уже не оставалось постоянных баз . По мнению А.И. Айбабина, хазары были изгнаны из Крыма после 861 г., около 873 г. Свое предположение исследователь обосновывал анализом археологического материала и письмом константинопольского патриарха Фотия архиепископу Боспорскому Антонию, в котором высказывал одобрение желаниям последнего крестить иудеев, проживающих в Боспоре . Действия Антония полностью соответствуют политике Византии в отношении еврейского населения при императоре Василии I Македонянине . Не однозначен и археологический материал. Поэтому ничего определенного в отношении присутствия хазар на берегах Керченского пролива мы сказать не можем, но вероятным кажется, что хазары в 60-70-е гг. могли совершать походы на полуостров из-за его пределов .
В IX в. в истории Крыма появляется также еще один фактор, помимо империи, Хазарии и венгров, который, однако, играет пока еще эпизодическую роль. Это Русь. Проблемы возникновения Русского государства, его локализации, этнической природы русов, выходят за пределы данного исследования, поэтому ограничимся упоминанием известий, которые можно связать с ранней русской историей по мнению историков, и которые либо затрагивали на прямую, либо могли затрагивать побережье Крыма. Приблизительно 798 г. датируют известие «Жития Стефана Сурожского» о нападении на Крым некоего Бравлина или Пролиса, которого в русской пространной редакции жития называют князем из Новгорода. Последнее утверждение является скорее всего домыслом русских редакторов, знакомых с летописной традицией происхождения Русского государства. Армянская версия жития не уточняет этнической природы «варваров», а краткая греческая редакция вообще не знает этот эпизод. Согласно «Житию» Бравлин со своей ратью «пленил» все крымское побережье от Херсона до Керчи. При попытки овладеть сокровищами Сурожской (Сугдейской) церкви, он был наказан святым Стефаном, умершим незадолго до этих событий. В результате такого посмертного чуда Бравлин крестился и вернул добычу. Следующим по времени источником, фиксирующим русь в Черноморском регионе, является «Житие Георгия Амастридского», которое описывает нападение русов на крупнейший византийский город южного побережья Черного моря - Амастриду. События, датируемые как правило около 820-842 гг. (хотя есть и другие датировки в широком диапазоне 810-941 гг.), закончились похожим образом: покойный покровитель Амастриды Георгий совершил посмертное чудо, наказав русов. Важнейшим событием русской истории IX в., прославившим имя этого народа, стала осада Константинополя в 860 году, описанный патриархом Фотием и другими источниками, за которым последовало первое крещение Руси, хорошо известное византийской традиции, но долгое время, остававшееся неизвестным русским летописцам. Кроме того, о Руси, которой правит каган, сообщают франкские «Бертинские анналы» под 839 г. и целый ряд арабо-персидских авторов . Популярностью среди некоторых историков и в околонаучной среде пользуется теория о существовании некой Крымской или Черноморской Руси, основанная в том числе на описанных выше известиях и на традиции называть русов в Византии «таврами» или «тавроскифами», по имени античных аборигенов Горного Крыма. То, что русы могли контактировать с крымскими владениями подтвреждает «Житие Константина Философа», согласно которому будущий святой встретил в Херсоне русского христианина. Однако, ни письменная традиция, ни археологический материал не дают основания предполагать сколько-либо постоянного присутствия в Крыму значительного русского населения и тем более Русского государства , которое в IX веке, согласно источникам, подчинило многие соседние славянские народы, поддерживало дипломатические и торговые отношения с франками, Багдадским халифатом, Хазарией, Византией, способного организовать военное предприятия масштаба осады Константинополя в 860 г. Это политическое объединение следует искать где-то во внутренних землях Восточной Европы . Реальное присутствие русов в Крыму фиксируется источниками лишь в Х веке, чем и следует объяснять появление «крымского» прозвища русов в византийской литературной традиции .

хазары, Хазария, Русь, русско-хазарские войны, русы, Византия, Рим и варвары, болгары, Северное Причерноморье, мадьяры, русская торговля, готы

Previous post Next post
Up