На дальних берегах. Конец античности в Северном Причерноморье. Ч. 3

Oct 01, 2020 20:35

Северное Причерноморье не ограничивалось только Боспором. В 4-7 вв. многие интересные события разворачивались также к западу от Пантикапея. Кроме того, многие вопросы истории Крыма этого периода мы затрагивали поверхностно или вовсе не затрагивали. Поэтому имеет смысл уделить чуть большее внимание этим событиям. В центре внимания теперь будет процесс утверждения Восточно-Римской империи на полуострове и ее борьба против варварских народов Северного Причерноморья.
Начало формирования Восточно-Римской империи связано с основанием новой столицы на месте античного Византия в 324- 330 гг. и последующим разделом империи Феодосием I между его сыновьями на две части в 395 г. Приблизительно в тоже самое время в Крыму появляются гунны, которые фиксируются в Северном Причерноморье и Приазовье приблизительно в 375-395 гг. Концом IV в. датируется заселением гуннскими племенами степей восточной части полуострова . С появлением гуннов связывали разрушение в Пантикапее и других городах Боспорского царства , однако последующие исследования показали, что поселения Боспора не пострадали от этого нашествия, продолжали существовать и государство, и править местная династия . Есть основания полагать, что боспорские правители состояли с Византией в союзнических или вассальных отношениях, ввиду гуннской угрозы . Кроме гуннов Крым населяли и другие варварские народы. В Горном Крыму проживали готы, а также аланы, перебравшиеся сюда под натиском гуннов .
Форпостом Восточно-Римской империи служил Херсон. Вопрос о том, входил ли город в состав империи в V-VIII вв. или находился с ней в союзнических отношениях остается дискуссионным . Ряд авторов придерживаются мнения, что при императоре Зиноне (474- 491 гг.) город все же стал управляться византийской администрацией . По мнению других, Херсон оставался «формально независимым» от империи . В любом случае, влияние Византии и здесь, и на полуострове вообще ощущалось очень сильно во всех сферах, в том числе в сфере религии. Очевидно, именно при посредстве империи среди населения увеличивалось число христиан. Первые христиане появились на Боспоре и в Херсоне не ранее конца III - начала IV века . В течение IV в. образуются общины местных христиан, число которых стало особенно расти в течении V в. О полной победе христианства по мнению исследователей можно говорить не ранее VI века .
Боспорская агиографическая традиция не сохранилась. Херсонская же традиция, напротив, весьма богатая. До наших дней сохранились три независимые друг от друга версии возникновения христианства в Херсонесе. Не ранее VIII в. появляется так называемая «римская» версия, связанная с именем св. Климента. Согласно преданию, третий римский епископ Климент был сослан императором Траяном в окрестности Херсонеса в 94 г. за пропаганду христианства, на каменоломни Инкермана. В ссылке он ежедневно крестил по 500 человек и основал 75 церквей. За такую активную деятельность он был подвергнут мученической казни: вывезен в море, привязан к якорю и утоплен. Эта традиция была хорошо известна в IX в. Ее знал создатель Константин Философ, в монашестве Кирилл, который во время своей «хазарской миссии» нашел «останки святого» и затем перевез их в Рим. Вторая версия связывает возникновение крымского христианства с деятельностью апостола Андрея Первозванного. Эту версию связывают с кафедрой константинопольского патриархата. Сведения о деяниях св. Андрея в Крыму мы находим в сочинения «О житии, деяниях и кончине святого и всепохвального первозванного апостола Андрея», монаха Епифания, побывавшего в Крыму около 815-820 гг. : «... апостол пришел в Воспор, находящийся по ту сторону Понта, город, до которого и мы достигали. Жители его, увидев чудеса, которые творил Андрей, скоро оказали послушание, как они сами нам рассказывали. ... Из Воспора Андрей прибыл в Февдесию (Феодосию), город многолюдный и образованный ... Уверовали здесь немногие. Оставив их, апостол отправился в Херсон, как (жители Херсона) нам рассказали. ... Андрей, пробыв у них довольно дней, воротился в Боспор и, нашедши корабль херсонский, приплыл в Синоп» . Возможность пребывания в Херсоне апостола Андрея и папы Климента вызывает сомнения у ряда исследователей , однако полностью отрицать возможность этого мы не можем. В любом случае, едва ли деятельность Андрея и Климента привела к широкому распространению новой религии в Северном Причерноморье.
Третья версия была составлена, судя по всему, в Херсоне. Она выводит корни местного христианства из Иерусалима и отражена в Житиях св. епископов Херсонских : около 299 г. иерусалимский епископ Ермон направил в Херсон для проповеди христианства епископа Василия. После первых успехов Василий был убит язычниками. Ермон вновь отправил в город миссионеров Евгения, Агафодора и Елпидия. Они также были убиты местными язычниками и иудеями. Их преемник Эферий направился в Константинополь с жалобой на херсонцев, «угнетающих христиан». В 325 г. Константин Великий отправил в Херсон 500 воинов для сопровождения нового епископа Капитона. Капитон под защитой имперских солдат совершил ряд чудес, чем окончательно приобщил жителей города к христианству. Эти сообщения вызывают большее доверие в свете современных научных представлений данные, но датируются 2-й четвертью - концом IV века .
Все три версии проникновения христианства в Крым были хорошо известны уже в 1-ой пол. - сер. IX в. В связи с этим вызывает удивление, что ни в одном из списков «Житий св. епископов херсонских» не попали сведения об Андрее Первозванном и Клименте. Возможно, эти традиции окончательно создавались приблизительно в одно время сторонниками различных политических направлений. Это объяснило бы, почему единой легендарной традиции в Херсоне так и не создали .
После определенного упадка римского присутствия в Крыму в IV-V вв., усиление влияния Константинополя на полуострове началось в VI в. Никогда больше византийская власть и влияние не распространялись настолько в глубь полуострова так далеко и с такой силой. Возвращение империи в этот регион связывают с одним сообщением Прокопия Кесарийского в «Войне с персами» (кн. 1, раздел XII), который по мнению некоторых историков сообщает о присоединении к империи Боспора императором Юстином I (518-527 гг.). Ок. 523 г. Юстин «отправил племянника прежнего басилевса, Анастасия, патрикия Прова с большими деньгами в Боспор, чтобы, склонив дарами войско гуннов, послать их на помощь в качестве союзников ивирам. Боспор - город приморский; кто вплывает в так называемый Понт Эвксинский, для того он находится налево, а от Херсона, самого отдаленного города римской земли, он находится на расстоянии двадцати дней пути. Расположенные между Херсоном и Боспором местности заняты гуннами. Жители Боспора издревле жили независимо, но недавно они отдали себя под власть басилевса Юстина. Однако Пров возвратился оттуда, не достигнув своей цели, и басилевс отправил в Лазику военачальника Петра с небольшим количеством гуннов, чтобы он, насколько возможно, помог Гургену» (Proc. Caes. De bell. I, 12).
Как видим, Прокопий не сообщает о том, что Боспор (в данном случае речь идет о городе Пантикапее) вошел в состав империи . Это подтверждает и тот факт, что уже в начале правления Юстиниана I городом владели гунны. Именно Юстиниан присоединил Боспор к своим владениям. Прокопий Кесарийский следующим образом передает обстоятельства этого события: гуннский вождь Грод (Горд) заключил союз с Юстинианом, взяв на себя обязанности охранять Боспор (Proc. Caes. De bell. II, 3, 40), при этом Грод принял крещение, что должно было укрепить отношения с империей. Вероотступничество, по всей видимости, вызвало недовольство гуннов и вождя убили. Юстиниан направил против гуннов войско и флот приблизительно весной-летом 528 г. В Боспоре был размещен римский гарнизон . Судя по надписи Юстиниана азиатский берег древнего Боспорского царства также попал под власть императора. В последующие годы там также осуществлялись строительные проекты императора (De bell. VIII, 18-19). Историю Грода сообщают кроме Прокопия и другие византийские источники: Феофан, Малала, Псевдо-Дионисий, Иоанн Никиусский, Михаил Сириец, Кедрин. Иоанн Малала (Iohan. Mal. 432) сообщает также о том, что Юстиниан разместил здесь гарнизон под командованием трибуна . Прокопий Кессарийский в трактате «О постройках» (3. VIII) пишет, что Юстиниан, вернув под власть империи Боспор, укрепил и восстановил оборонительную систему города. На Боспоре был размещен гарнизон, состоящий из готов-федератов . При Юстиниане Боспор оставался крупным морским портом, а по Керченскому проливу велась оживленная торговля.
Херсон в это время становится форпостом империи в Северном Причерноморье. Прокопий сообщает о восстановлении или реконструкции всех важнейших объектов оборонительной системы города. Археологические исследования подтверждают эти данные . При следующем императоре Юстине II (545-578) в Херсоне разместили дукса - командира всех византийских войск в Крыму, который, возможно, выполнял функции гражданского правителя византийских владений в Таврике . Это был период экономического расцвета Херсона: город производил строительные материалы, процветали кораблестроение, гончарное ремесло, сельское хозяйство, торговля . При Юстиниане I и его ближайших преемниках в городе проводилось широкомасштабное церковное строительство .
На южном берегу Крыма при Юстиниане, согласно Прокопию, были сооружены крепости в Гозубитах и Алуста, вероятно, на территории современных Алушты и Гурзуфа . Это свидетельствует о том, что Константинополь полностью контролировал морской путь из Херсона в Боспор и осуществлял контроль над всем побережьем. При Юстиниане были построены «длинные стены» для защиты страны Дори, населенной готами , «которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию» . Расположение страны Дори остается предметом дискуссии. Прокопий так описывает ее: «Сама область Дори лежит на возвышенности, но она не камениста и не суха, напротив, земля очень хороша и приносит самые лучшие плоды» . Для локализации страны предлагались: южный берег Крыма , Юго-Западный Крым , Юго-Западный и Южный Крым , плато горы Мангуп , долина реки Черной, район современного Инкермана , высокогорные равнины Главной гряды Крымских гор . С «длинными стенами» отождествляют остатки каменных стен на перевалах Главной гряды .
Большинство исследователей соглашаются, что страна Дори - это территория позднейшей Готии или Климатов, то есть горные районы Юго-Западного и, возможно, и части Южного Крыма. Под «длинными стенами», в таком случае, нужно понимать оборонительные сооружения, перекрывавшие наиболее ущелья Юго-Западной Таврики, которые препятствовали проникновению крупных военных отрядов степных кочевников из степей в Дори и к Херсону. В первой половине 1980-х гг. археологи выявили такие фортификационные сооружения в ходе работ, проводившихся в балке Каралез под Мангупом , отмечены следы подобных укреплений и в других местах .
«Длинные стены» не могли служить надежной защитой при масштабном вторжении, поэтому с изменением политической обстановки в начале последней четверти VI в. имперские наместники должны были укреплять систему защиты своих владений на полуострове. Это время совпало с кризисом империи, вызванные финансовыми затруднениями и военными неудачами, которые выразились в потере многих завоеваний Юстиниана I. На границы империи усилился нажим на границы . В том числе и города Северного Причерноморья.
В 548 г. Юстиниан принимал посольство готов-тетракситов (De bell. VIII, 4, 9-13): «Рядом с теми местами, откуда начинается устье «Болота», живут так называемые готы тетракситы; они немногочисленны и тем не менее не хуже многих других с благоговением соблюдают христианский закон… Принадлежали ли эти готы когда-нибудь к арианскому исповеданию, как и все другие готские племена, или в вопросах исповедания веры они следовали другому какому-нибудь учению, этого я сказать не могу, так как и сами они этого не знают, да и не задумывались над этим: но доныне с душевной простотой и великой безропотностью чтут свою веру. Незадолго перед этим, а именно, когда исполнился двадцать один год единодержавного правления императора Юстиниана, они прислали к Византию четырех послов, прося дать им кого-либо в епископы, потому что тот, который у них был священнослужителем, незадолго перед тем умер: они узнали, по их словам, что и абасгам император прислал священник. Император Юстиниан, очень охотно исполнив их просьбу, отпустил их. Эти послы вследствие страха перед гуннами-утигурами открыто, в присутствии многочисленных слушателей, говорили довольно туманно, из-за чего они пришли, и ничего другого не объявили императору, кроме просьбы о назначении священнослужителя, но в беседе совершенно тайной, встретившись с глазу на глаз, они изложили все, насколько Римской империи будет полезно, если соседние с ними варвары будут находиться в вечных распрях друг с другом».
Вскоре ситуация в регионе Боспора ухудшилась. Согласно Прокопию незадолго до того, как он описал эти события, Кепы и Фанагория, связанные с Херсонесом, которые «издревле были подчинены римлянам», были разрушены «до основания» какими-то варварскими племенами. Возможно, эти события следует связывать с появлением новой группы кочевников. В таком случае, вероятно, это были авары, которые около 560 г. подошли к Боспору Киммерийскому . Они бежали от тюрок Ашина из восточно-евразийских степей. Евагрий Схоластик в «Церковной истории» сообщает о появлении аваров у Боспора, войнах с причерноморскими варварами на дальнейшем пути к Дунаю и посольстве аваров к Юстиниану с дунайского берега (V, 1, 3).
Спустя несколько лет Крым становится целью вторжений войск Тюркского каганата. Тюрки преследовали аваров через весь континент. Уже в 562-563 гг. западно-тюркский каган Истеми, которого византийские авторы называли Дизавулом или Сильзивулом, пытался заключить соглашение с Константинополем против аваров . К 567-568 гг. тюркам подчинились Дагестан, хазары в степном Дагестане и Нижнем Поволжье, утигуры в Приазовье, Кавказскую Аланию . Владения Западного Тюркского каганата вплотную приблизились к границам Восточной Римской империи на Боспоре и в Закавказье. В 570 г. тюрки вели переговоры с Византией о союзе против персов. После смерти Истеми-кагана из-за двойственной политики по отношению к тюркам и их врагам аварам отношения первых с империей испортились настолько, что войну римлянам объявил сын Истеми Турксанф. Он был правителем областей, прилегающие к Боспору: Поволжья, Предкавказья и Северного Кавказа . Менандр Протиктор (Maen. Prot. De legat. 14) так описывает действия тюрок на Боспоре: «Итак, там, на горе Эктель, после ухода Валентина, Турксанф пригрозил тотчас же осадить Боспор. И вот, когда тюрки выступили с огромными силами, он послал Бохана, чтобы взять Боспор, притом, что Анагей уже расположился там лагерем с другим тюркским войском. Так был взят город Боспор…».
В 576 г. тюрки вновь разграбили Боспор, в 581 г. осаждали Херсон, но взять город не смогли. Военные вторжения привели к серьезному экономическому кризису на Боспоре и в других византийских владения в Крыму. Об этом свидетельствует новела императора Тиберия 575 г., освобождавшая Боспор и Херсон от морской повинности. Несмотря на разрушения тюрко-византийской войны, римская власть в регионе сохранилась, о чем свидетельствует надпись императора Маврикия 589-590 гг . Осада Херсона стала последним эпизодом в этой войне. Смута в Тюркском каганате привела к тому, что в том же году держава Ашина распалась. Тюркские отряды ушли из Крыма, что позволило восстановить византийскую власть на полуострове . От вторжений тюрок пострадали в первую очередь Боспор и его округа, в Юго-Западном Крыму разрушений, связанных с их походом, не выявлено.
Тюркские вторжения представляли собой опасность нового масштаба, появление которой ставило перед имперскими властями на полуострове задачи модернизации системы обороны как главной базы в Херсоне, так вообще в Крыму. Нужно было укрепить и дальние подступы - территорию Дори. В конце правления Юстиниана I, судя по всему, начинаются работы по укреплению дальних подступов к приморским владениям империи. Была сооружена крепость на плато современной горы Мангуп, где многие авторы помещают Дорос, столицу страны Дори . Уже при Юстине II в городе была сооружена еще одна оборонительная стена или башня . Затем строят опорные пункты на дальней округе Херсона. Пик этого строительства, по мнению специалистов, приходился на период правления Маврикия (582 - 602), когда был заключен мир с Персией, что дало возможность использовать освободившиеся ресурсы для укрепления обороны на западных и северных границах. Надпись 590 г., найденная на Тамани, дает нам некоторое представление о деятельности Маврикия в Крыму. Из надписи следует, что дука Херсона Евпатерий управлял всеми владениями империи на полуострове. Он, вероятно, восстановил на Боспоре византийское правление и возобновил «кесарское здание» . К этому, приблизительно, времени, относится сооружение крупных крепостей на юго-западе Горного Крыма (Эски-кермена и Чуфут-Кале ) и ряда укреплений поменьше (Баклы , Тепе-кермена , Каламиты ).
Скорее всего, тогда же во всех крепостях были возведены храмы, что должно было способствовать распространению христианства среди местного населения. Базилики Раннего Средневековья известны на Мангупе и в Эски-Кермене , хотя не все согласны со столь ранней их датировкой . С большой долей вероятности можно предполагать существование базилики на Чуфут-Кале .
В VII в. в Восточно-Римская империя по-прежнему переживает кризис, вызванный внутренними междоусобицами и потерями обширных территорий из-за вторжений славян, аваров и других народов. Об истории крымских владений Византии этого времени мы практически ничего не знаем, так как письменные источники дошли до нас в небольшом количестве. Наиболее ценными из них являются письма своим соратникам в Константинополь папы римского Мартина I из Херсона, куда он был отправлен в ссылку, написанных в 655 г.: «... голод и нужда в этой земле таковы, что хлеб в ней только упоминается по названию, однако его совсем не видят. Поэтому, если нам не пришлют содержания из этой страны или из области Понта, жить здесь мы вовсе не сможем. ...Ведь в этой стране невозможно ни за какую цену найти ... хотя бы умеренное пропитание» «Ведь те, кто обитает в этой области, все являются язычниками и языческие нравы восприняли те, которые известны как живущие здесь; они не имеют совершенно никакой человечности, кою природа людей, даже среди самих варваров постоянно обнаруживает... если бы не с суденышек, которые приходят из пределов Романии ... не смог бы я купить хлеба, происходящего из этой страны» . Письма Мартина свидетельствуют о крайне напряженной ситуации в регионе, о голоде, который скорее всего был вызван враждебными действиями соседних варварских племен . Впрочем, далеко не все исследователи считают, что все было так плохо, как описывает изгнанник, опираясь на археологические материалы, которые свидетельствуют о том, что в VII в. Херсон, несмотря на некоторый упадок, оставался значительным городским центром . По нашему мнению, Мартин, конечно, мог в некоторой степени преувеличивать свое бедственное положение, так как письма безусловно должны были воздействовать на определенные круги его сторонников в Константинополе, однако и археология не способна уловить колебания в обеспечении продовольствием Херсона, особенно если проблемы такого рода обострялись эпизодически. К концу столетия, впрочем, ситуация стабилизировалась настолько, что империя смогла позволить себе основание новой крепости - Сугдеи, которая впоследствии превратилась в крупный город. Археологами было обнаружено большое число византийских свинцовых печатей VII - XI в. (в основном, X-XI вв.), являющихся, по их мнению, остатками архива (возможно, при таможне) .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что возникновение «пещерных городов» Крыма, насколько можно судить по имеющимся источникам, следует связывать с формированием и укреплением здесь восточно-римской, а позднее византийской, власти. Планомерное утверждение в Крыму римской власти следует отнести ко второй половине - концу IV в., когда окончательно складывается Восточная Римская империя, как особое государство, со столицей в Константинополе. Главным опорным пунктом империи на полуострове служил Херсон, однако статус его в IV-VIII вв. пока остается дискуссионным. В тоже время в Крыму распространяется христианство. Эти процессы совпадают с появлением в Северном Причерноморье гуннских племен, что не могло не оказывать влияния на проникновение восточно-римской администрации здесь. Усиление римского влияния начинается уже в VI веке, при императоре Юстиниане и его приемниках. В частности, в Боспоре (Пантикапее) появляется римский гарнизон. Тогда же Херсон становится центром восточно-римского военного присутствия в Крыму. С этой строительной программой связано также строительство «длинных стен» страны Дори. Эту страну большинство историков отождествляет с Готией на Юго-западе Горного Крыма, следовательно, есть основания отождествлять «длинные стены» с горными укреплениями в этом районе. При масштабных вторжениях эти укрепления не могли выполнять свою основную функцию, поэтому уже при Юстиниане и его преемниках фортификационное строительство активно продолжалось. Одним из таких оборонительных комплексов становится крепость Эски-Кермен, строительство которой следует, по-видимому, относить к правлению императора Маврикия. Конец VI века ознаменовался появлением на границах Восточной Римской империи в Северном Причерноморье угрозы нового масштаба - Тюркского каганата. Тюркские вторжения 570-х гг. стали для крымской окраины империи катастрофой, которая положила конец античному периоду в этом регионе. В VII веке можно констатировать продолжительный кризис, связанный с кризисом в Византии, ставшим последствием разрушительных вторжений персов, аваров и славян на Балканы и в Малую Азию, а затем с арабскими завоеваниями восточных провинций империи. Тем не менее, можно утверждать, что византийское господство в Херсоне и на Боспоре сохранялась, о чем свидетельствуют данные сфрагистики. Сохраняют свое значение и продолжают развиваться также «пещерные города», значение которых как убежищ в этот тяжелый период только возрастает.

гунны, античное, Великая Степь, Византия, Рим и варвары, болгары, Северное Причерноморье, Великое Переселение народов, Боспор, готы, тюрки, эллины

Previous post Next post
Up