Автариаты - самый слабый гегемон. Часть 2

Jun 15, 2020 21:18

Наиболее полную версию истории автариатов мы находим у Аппиана. От этого легче нам не становится, так как этот римский автор, во-первых, ничего не сообщает о гегемонии автариатов, а во-вторых, явно запутался в своих источниках, смешав события нескольких столетий в одну кучу.
Итак, согласно Аппиану: «Говорят, что эта страна была названа по имени Иллирия, сына Полифема; ведь у циклопа Полифема и у его жены Галатеи были дети Кельт, Иллирий и Гала; они ушли из Сицилии и властвовали над кельтами, иллирийцами и галатами, получившими от них свои названия. Это предание мне более всего нравится, хотя другие передают много иных мифов. У Иллирия, рассказывают, были сыновья Энхелей, Автариэй, Дардан, Майд, Тавлант и Перреб и дочери Парто, Даорто, Дассаро и другие, откуда пошли тавлантии, перребы, энхелеи, автариэи, дарданы, партены, дассаретии и дарсии. У самого Автариэя, считают они, был сын Панноний или Пеон, а у Пеона Скордиск и Трибалл, от которых равным образом произошли народы, носящие их имена». В этой легенде, явно возникшей в греческих полисах иллирийского побережья, Автариэй, прародитель наших героев, был также предком больших народов пеонов или паннонцев (Аппиан явно путал эти племена, проживавшие на существенном расстоянии друг от друга - Пеония занимала территории современной республики Северная Македония, а Паннония приблизительно соответствует Венгрии к западу от Дуная; это не очень удивляет, так как римляне с пеонами, как политической силой, непосредственно дела не имели - македоняне окончательно аннексировали Пеонийское царство накануне Первой Македонской войны), а также кельтов - скордисков и фракийцев - трибаллов. Как относится к этой информации? Проще всего сказать, что все это плод фантазии Аппиана или его источников. В первой части этой генеалогии к потомкам Иллирия отнесены фракийцы - меды и фессалийцы - перребы. Однако, следует отметить, что такой крупный специалист по истории античных Балкан как Н. Хаммонд с доверием относится к преданию об иллирийском происхождении медов и даже приводит археологические доказательства иллирийского вторжения на Стримон, где, по его мнению, одна из иллирийских групп осела, положив начало медам. О перребах, кроме того, что они частично входили в состав Фессалийского союза, а частично в Молосское царство (будущий Эпир), мы ничего не знаем. Они вполне могли быть и иллирийцами в окружении греческих племен. Кто знает, может быть и трибаллы, жившие на границе фракийского и иллирийского племенных миров, когда-то были иллирийцами. Учитывая огромную территорию (15 дней пешего пути), занимаемую трибаллами во времена их расцвета, как минимум в состав их племенного союза могли входить иллирийские племена. Однако, тут существенно другое: потомками Автариэя названы именно те племена, земли которых входили в автариатскую «империю» по Страбону.
Далее Аппиан пишет: «Иллирийских племен, как и естественно в такой большой стране, было много, известных еще и теперь; они занимали большую область скордисков и трибаллов, которые так истощили друг друга войнами, что, если что-либо осталось от трибаллов, то они бежали за Истр к гетам, и племя, процветавшее до Филиппа и Александра, является теперь угасшим, и его имя едва ли известно живущим здесь; скордиски же, ставшие по той же причине очень слабыми, впоследствии претерпели нечто подобное от римлян и бежали на острова этой реки, но со временем некоторые из них вернулись и поселились на краю земель пеонов, поэтому и теперь в пределах пеонов есть племя скордисков. Таким же образом и ардиэи, отличавшиеся своими морскими силами, так как они наносили автариеям, бывшим сильнейшими на суше, много вреда, были уничтожены ими. После ардиэев моряками сделались и либурны, другое иллирийское племя, которое на быстрых и легких судах грабило Ионийское море и острова; поэтому еще и теперь римляне легкие и быстрые суда с двумя рядами весел называют либурнскими».
Здесь Аппиан вполне соответствует тому, что сообщает Страбон. Следует, правда, уточнить, что трибаллы и скордиски сохранялись и позднее. Их общины упоминаются в римских надписях примерно там, где они жили в V-IV вв. до н.э. (трибаллы) и вo II-I вв. до н.э. (скордиски). Также следует отметить, что либурны были прославленными моряками еще во времена, когда имя ардиэев было никому не известно. С либурнскими пиратами приходилось бороться еще коринфских тиранам и колонистам в VII в. до н.э.
Наконец, Аппиан переходит к популярному сюжету о катастрофе, постигшей автариатов, но в этой части своего рассказа он явно что-то путает: «Автариеи же, говорят, были доведены до крайнего бедствия вследствие мщения Аполлона. Рассказывают, что они вместе с Молистомом и с кельтами, называемыми кимбрами, пошли походом на Дельфы и большинство из них тотчас погибло за одно только намерение, так как на них обрушились дожди, бури и молнии, а когда они возвращались, на них напало неисчислимое количество лягушек, которые, загнивая, портили все воды; затем из земли стали подыматься небывало вредные испарения, и среди иллирийцев пошел мор, от которого особенно погибали автариеи; когда они убегали из своих мест, неся с собой болезнь, никто не хотел их принимать вследствие страха заражения. Пройдя двадцатитрехдневный путь, они поселились в земле гетов, болотистой и необитаемой, около народа бастернов. У кельтов же бог поразил землю землетрясениями и разрушил города; эти бедствия не прекращались; тогда и они, бежав из своих мест, напали на иллирийцев, погрешивших вместе с ними и ставших слабыми от мора, и разграбили их страну; заразившись от них болезнью, они бежали и до Пирены предали все опустошению. Когда же они повернули на восток, римляне, помня о воевавших с ними некогда кельтах и боясь, как бы и эти не вторглись через Альпы в Италию, вышли им навстречу под предводительством двух консулов, которые, однако, погибли вместе со всем войском. Это поражение римлян внушило великий страх перед кельтами во всей Италии, пока римляне, выбрав себе военачальником Гая Мария, недавно победоносно окончившего войну с народами ливийцев, номадами и маврусиями, не победили кимбров и не производили неоднократно страшное их избиение, как это мной рассказано, когда я говорил о войнах с кельтами. Они же, став уже слабыми и вследствие слабости не принимаемые ни в одной земле и совершив и испытав многое, вернулись в свои места.
5. Такое вот наказание за святотатство бог возложил на иллирийцев и кельтов; но они не воздержались от святотатства, и вновь, вместе с кельтами многие из иллирийцев, особенно скордиски, меды и дарданы, сделали набег одновременно на Македонию и на Элладу и ограбили многие храмы, в том числе и дельфийский, потеряв на этот раз равным образом многих. Уже прошло 32 года с того времени, как римляне в первый раз столкнулись с кельтами; все это время с перерывами они воевали против кельтов. Теперь они двинулись на иллирийцев под начальством Луция Сципиона из-за этого ограбления ими храмов, так как римляне уже правили Элладой и Македонией. И говорят, что соседние племена не пришли на помощь этим святотатцам, но охотно предоставили их Сципиону без всякой поддержки, помня, что из-за автариеев случилось со всеми иллирийцами. Сципион истребил большую часть скордисков, а бежавших переселил на Истр и на острова этой реки; с медами и дарданеями, будучи подкуплен священным золотом, Сципион заключил мир. И один из италийских историков сказал, что из-за этого у римлян после Луция до установления монархии особенно усилились внутренние войны. Вот что нужно сказать сначала о тех, которые у эллинов считаются иллирийцами». В этой части Аппиан явно смешал два эпохальных события - галатское нашествие на Балканы в 280-278 гг. до н.э. с одной стороны (нашествие на Дельфы, дельфийское золото, проклятое Аполлоном) и вторжение кимвров и тевтонов с другой. С проклятьем Аполлона Аппиан связал также дождь из лягушек, но как мы видели в первой части, это событие произошло задолго до галатского вторжения. Источником Аппиана был скорее всего тот же текст, которым пользовался Помпей Трог или же сам труд Трога. В XXXII книге (глава 3) этого автора, писавшего на рубеже эр, как раз в одном контексте рассказывалось о нашествии галатов, о проклятом Аполлоном дельфийском золоте и нашествии кимвров. Рассказ Трога до нас дошел лишь в сокращении Юстина. О проклятом золоте там рассказывается в качестве отступления в связи с подготовкой к Третьей Македонской войне: «Дело в том, что галлы, после того как они неудачно вели с Дельфами войну, в которой им больше дало почувствовать свою силу божество, чем враги, потеряв вождя своего Бренна, бежали, [точно] изгнанники, частью в Азию, частью во Фракию. (7) Отсюда теми же путями, по каким пришли, они возвратились на исконную свою родину. (8) Но какой-то из их отрядов осел у слияния Дуная и Савы и назвал себя скордисками. (9) А тектосаги, когда возвратились в Толозу, на исконную свою родину, были поражены пагубной заразной болезнью и избавились от нее только тогда, когда, повинуясь советам гадателей, погрузили в Толозское озеро золото и серебро, добытое войнами и святотатством. (10) Спустя много времени это золото и серебро достал оттуда римский консул Цепион. Серебра было там сто десять тысяч, а золота пятьсот тысяч фунтов. (11) Этот святотатственный поступок впоследствии был причиной гибели Цепиона и его войска. Да и римлян постигла война с кимврами, как отмщение за [это присвоение] священного достояния. (12) Из племени тектосагов многие, привлеченные надеждой на добычу, возвратились в Иллирик и, ограбив остров, поселились в Паннонии».
Впрочем, мы вполне можем согласится с Аппианом в том, что автариаты или какая-то их часть принимали участие в нашествии галатов на Балканы. Письменные источники предоставляют нам факты (пусть и редкие) того, что ряд иллирийских и фракийских племен предпочли сотрудничать с галатами. Болгарский исследователь Ю. Эмилов склонен даже отождествлять вторжение автариатов в Пеонию с первым вторжением галатов, которое отбил Кассандр, а оба эти события - с вторжением галатов вождя Камбавла, датируемого обычно 281 г. до н.э. («второе» вторжение галатов на Балканы, непосредственно предшествующее большому галатскому нашествию).
Попробуем восстановить порядок событий, описанных Помпеем Трогом, Аппианом и Юстином. Если следовать Аппиану, то автариаты присоединились к галатам во время похода на Балканы и принимали участие в захвате Дельф. Мы знаем, что после этого многие галаты вернулись в места своего прежнего обитания под предводительством вождя Батаната. С этой группой галатов исследователи связывают основание «царства Скордисков». Помпей Трог, как мы видели, также сообщал о том, что часть племени тектосагов с проклятым золотом вернулась в далекую Галлию, где утопила золото в озере под Тулузой (кто знает, может быть отсюда растут ноги у Святого Грааля и Приората Сиона (смайлик)).
Вероятно, по возращению из Греции галаты Батаната напали на автариатов. С этим событием уместно связать сообщение Страбона о том, что скордиски одолели автариатов и отобрали у них их земли. Страбон пишет, что после этого поражение автариатам нанесли уже римляне. Произойти это могло только в ходе римско-скордисских войн 141-84 гг. до н.э. Аппиан не упоминает об участии автариатов в войне со скордисками Луция Сципиона. При этом Аппиан пишет, что автариаты еще после настигшего их проклятия Аполлона ушли на восток и поселились в стране гетов по соседству с бастарнами. То есть, автариаты ушли на территорию совр. Румынии или Молдовы. Логично связывать это переселение именно с последствием образования Скордисского царства на их прежних землях. Разобраться в этих сведениях очень сложно. Возможно, упоминание о том, что автариаты принимали участие в войнах римлян со скордисками нужно толковать так, что часть их оставалась на прежних землях и подчинялась скордискам, как и трибаллы.
Так, когда же могло иметь место создание автариатской гегемонии и их подчинение трибаллов? В 335 г. до н.э. автариаты явно не внушали ни страха, ни почтения своим соседям. С ними легко справились агрианы собственными силами. В 310 г. автариаты были вынуждены покинуть свою родину и попали в зависимость от македонского царя Кассандра. Весьма сложно представить, что между 325 и 310 гг. автариаты могли бы господствовать над могущественными трибаллами. В 281-278 гг. до н.э. автариаты оказались так или иначе замешаны в событиях галатского нашествия на Балканы и ни о какой их гегемонии говорить тут не приходится, а затем их земли были завоеваны скордисками и автариаты были вынуждены покинуть Балканский полуостров и поселились по соседству с гетами и бастарнами. Есть несколько вариантов решения этой проблемы:
1) Гегемония автариатов - дело далекой древности, как и их войны с ардиэями за соляные варницы;
2) Гегемония автариатов была установлена на короткое время между 325-310 гг. до н.э., но как уже говорил выше, это сложно представить.
3) Гегемония автариатов была установлена после смерти Кассандра и пала в ходе галатского нашествия. Этот вариант кажется соблазнительным, но есть одна проблема: все имеющиеся у нас описания галатского вторжения (наибольшую ценность представляют Павсаний, Диодор Сицилийский, Помпей Трог/Юстин и Мемнон) ничего не говорят о нападениях галатов на автариатов, но при этом Павсаний сообщает, что одна из галатских группировок во главе с Керетрием напала на трибаллов. То есть, они продолжали сохранять политический суверенитет.
4) Гегемония автариатов была итогом галатского нашествия на Балканы. На мой взгляд, пока что это наиболее приемлемый вариант. Галатские вторжения неизбежно должны были ослабить иллирийские племена, Пеонию и трибаллов. Это позволило автариатам, которые судя по всему находились с галатами в союзе, подчинить разоренные земли. Как долго это продолжалось, мы не можем судить. Но, скорее всего, гегемония была очень непродолжительной. Как только окрепло новое галатское объединение скордисков, оно сокрушило, частью покорило, а частью изгнало автариатов из Иллирии. Эти события должны были занять 270-е - 210-е гг. до н.э., когда северо-запад Балканского полуострова выпадает из письменной истории. Датировки можно уточнить. Страбон и Аппиан характеризуют ардиэев и автариатов как самые могущественные племена иллирийцев (здесь они явно снова пользуются общим источником). При этом Аппиан уточняет, что одни из них были могущественными на море, а вторые - на суше. Это «сухопутное могущество» автариатов можно связывать только с их гегемонией. Могущество ардиэев привело к созданию могущественного «пиратского царства» около 250 г. до н.э. Уже в связи с Иллирийскими и Македонскими войнами автариаты не упоминаются. Таким образом, их гегемония в Среднем Подунавье и бассейне Савы и Дравы не могла продлиться долее 270-х - 230-х гг.
Превосходство автариатов над соседями было достигнуто не благодаря их силе, но только в следствие ослабления всех соседей. Как только на горизонте появился воинственный и хорошо организованный соперник - скордиски - автариаты оказались неспособными им сопротивляться. О том, что ждало автариатов в Стране гетов нам остается только предполагать. В литературе высказывалась смелая гипотеза о том, что автариатов следует связывать с одним из племен декрета в честь Протогена из Ольвии - савдаратами. Однако, эта идея не получила развития. Подавляющее большинство исследователей видит в савдаратах какое-то ираноговорящее скифо-сарматское племя. Следует отметить, что хронологически савдараты вполне могли бы оказаться потомками автариатов, так как декрет датируется приблизительно 230-170 гг. до н.э., а в других источниках они прежде и позднее не упоминались. Также можно было бы автариатов отождествить с галатами, которые внушали ужас соседним с Ольвией племенам. В этом случае они могли бы назваться именем прославленных галатов, чтобы напугать местных. К тому же, есть основания предполагать, что автариаты входили в коалицию галатских племен 280-278 гг. до н.э. Наконец, с автариатами есть соблазн связать «царство Ремакса», правителя, установившего свою гегемонию над греческими полисами и скифами Добруджи (Малой Скифии), которому пришлось столкнуться с агрессией гетского вождя Золта против Истрии. Эти события описаны в истрийском декрете в честь Агафокла, изданного приблизительно в тот же период, что и декрет в честь Протогена. Большинство исследователей считает Ремакса царем гетов. П.О. Карышковский отождествлял «царство Ремакса» с «галатами» Протогенова декрета и бритолагами, упоминаемыми мельком Клавдием Птолемеем в устье Дуная в римское время. Он отмечал, что имена Ремакса и его сына Фрадмона имеют кельтское происхождение. Скорее всего, это безымянное племенное царство стало жертвой «галатов», бастарнов или гетов вскоре после описанных в «декрете Агафокла» событий. Его положение между этими двумя народами, связь с кельтами (имена Ремакса и его сына) и хронология позволяют осторожно предположить, что «царство Ремакса» могло быть создано бежавшими за Дунай автариатами.
Ремакс представляет собой весьма любопытную фигуру. С одной стороны, он единственный, кого «декрет Агафокла» называет «царем». Вожди гетов в истрийских декретах этого времени (Золт и его предшественник Залмодегик) всегда называются «архонтами». В сферу влияния Ремакса входят, как было сказано выше, земли современной Добруджи, но собственные владения Ремакса, судя по тексту декрета, находились где-то за Дунаем. Так как Агафоклу не требовалось проезжать земли гетов, чтобы попасть к своему «царю», народ Ремакса проживал скорее всего на противоположном от Истрии берегу Дуная. Эта локализация соответствует расстоянию, которое должны были преодолеть автариаты из Северной Сербии, чтобы поселиться между гетами и бастарнами за 23 дня. Скифы и греки должны платить ему дань. В тоже время, Ремакс ведет себя крайне неуверенно. Он не спешит защищать своих данников от набегов Золта и создается впечатление, что он побаивается гетов. Неуверенность «царь Ремакс» компенсирует требованием дани с Истрии, обратившейся к нему за помощью. Все это вновь напоминает нам «слабого гегемона», утвердившего свою власть, пользуясь временным ослаблением соседей.
P.S. В конце планировалось представить некий дайджест упоминаний автариатов в источниках, но за меня это любезно сдедал уважаемый Aloslum в своем комментарии к первой части.
В этой части используются обширные цитаты из Аппиана и Юстина. Пунктуация и орфография остались мною неизменными, хотя я немного редактировал текст Аппиана, убрав из используемого мною перевода то, что посчитал лишним.
За орфографию и пунктуацию в этом и других моих постах, в случае косяков, прошу прощения у читателей.

римляне, Иллирия, античное, иллирийцы, македоняне, кельты, фракийцы

Previous post Next post
Up