Теорий о том, почему Русь называлась у скандинавов "Гардарика" и что сие означает не то, чтобы очень много, но и не мало. Версия 1. Классическая версия, которую можно назвать "патриотической" - скандинавы были поражены количеством городов и обозвали эту страну "Страна городов". Для 18-19 века, наверное, это было вполне приемлемое объяснение.
(
Read more... )
Помимо того, сопоставляя предания о Хедине и Хёгни, Хетеле-Этене и Хагене, а также Осантриксе и Милиасе (и сватовстве былинного Хотена Блудовича?) с династическими отношениями ругов и гуннов после Харатона (=Хертнида Русского) и некоронованного Вандалария, а именно при Ругиле и Гесимунде, опекуне Валамира (=Вальдимара) с братьями, обращаю внимание на упоминание в «Кудруне» договора графа (не короля) Гарадеи с Хагеном. В этой Гарадее усматриваю отголосок той же Гарды, с которой при некоронованном Вандаларии судя по всему договорился полуругский Ругила. То есть в немецких преданиях тоже можно усмотреть след этого названия, так или иначе связанного с русскими/ругами.
Reply
Reply
Что до единого полотна, то уже давно не подразумеваю некий единый эпический субстрат, но выявляю именно единую историческую канву, сначала отразившуюся в нескольких параллельных эпических традициях (ругской или точнее ругских, готских, гуннских, херульских), большие и малые куски которых потом смешались в позднейших традициях (русской, немецкой, скандинавской). Но чтобы изложить это последовательно особый талант нужен )
А в рамках комментария укажу в качестве примера, что в стоящей особняком «Кудруне» вотчиной Хагена (которого сопоставляю с Ругилой) и его отца Зигебанда назван Балиан. Сравни Белиан, которого сопоставляю с Балам(б)ером, покаравшем «карателя венетов» (ср. граф Гарадеи пеняет Хагену: «Твои друзья лихие вредили мне не раз, / Презрев добрососедство, набегом, как злодеи, / Разбили, разгромили моих храбрецов в Гарадее»). По счёту поколений Ругила как раз мог быть внуком Баламера и «кончить с древней распрей между ним и людьми Гарадеи». Соответствия с реконструируемыми династическими отношениями ругов и гуннов выстраиваются также в предшествующих и последующих поколениях.
Так, род Хетеля, которого (как и Осантрикса) сопоставляю с опекуном малолетних Амалов Гесимундом, назван Хегелингами, а во Второй песни о Хельги, которого сопоставляю с Венетарием, его воспитателя зовут Хагелем. К слову, вариацию имён можно проиллюстрировать на примере младшего брата Теодориха-Дитриха, который у Малха назван Теудемундом, а в эпосе - Дитхером, ср. Гесимунд > Озерих-Осантрикс.
К тому же роду так сказать потомственных регентов отношу и отца Осантрикса Хертнида (или отца Хедина Хьярранди), которых сопоставляю с Харатоном «первым из риксов» (Гесимунду тоже предлагали взять власть самому, но он отказался). В последней таблице, посланной тебе он показан как племянник Баламера, с которым сопоставляю Оли(мара?) скандинавских родословных и Белиана, с которым бился Вольфдитрих, сопоставленный с Венетарием.
Reply
Сына Оли тоже зовут Даг, и здесь делаю правку: именно у него, а не его деда, как в родословной, был брат Браги - они же соответствуют Дагу и Браги, сыновьям Хёгни, с которым воевал Хельги, которого сопоставляю с Венетарием. Хёгни в данном случае соответствует Баламеру, а имя по всей видимости просто отражает гуннский титул каган (как и в случае с Хагеном (Хёгни), убившим Зигфрида и сопоставленным с Атаульфом, который согласно Зосиму «имел под своим началом весьма значительные силы готов и гуннов»).
В «Истории Норвегии» 12 века Даг назван отцом Хёгни (у Снорри Стурлусона Агни, внук Дага и сын Альрека, тестя которого тоже звали Даг, здесь по-видимому путаница). По «Пряди о Сёрли» Хёгни, тесть Хедина, был женат на Хервёр, дочери Хьёрварда, сына Хейдрека Волчья Шкура, но здесь явное нарушение хронологии (по Саксону Хетин и Хогни были современниками Фрото III и Олимара). Можно предположить здесь тоже путаницу с Хервёр, взявшую имя Хервард до замужества с Хофундом, то есть Оффой или Олафом Скромным (англ. humble), который у Саксона в качестве отца Дана и Ангула смешан с Хумбло, то есть Хумли, тестем Хейдрека I, брата Ангантюра II и сына Хофунда и Хервёр.
Возможно, Агни-Хёгни был не просто свояком Альрека и Эйрика, которых сопоставляю с Ангантюром II и Хейдреком I, но и их отчимом (вторым мужем Хервёр «Хервардской»), превратившимся в их отца в «Саге об Инглингах». Как бы то ни было Хёгни, которого сопоставляю с Ругилой, тоже связывался с династией Хейдрека. А Альва, убитого своим братом Ингви, или Хлёда, убитого своим братом Ангантюром III, то есть сыновей и/или племянников Альрека и/или Хейдрека-Эйрика, можно сопоставить с Бледой, убитым своим братом Аттилой, возможно в союзе с готами Ингви-Ангантюра III (Онигисия?).
Наконец, в той же «Кудруне» говорится, что Гарадея была отдана в лен Людвигу (ср. Хлёд?), отцу Хартмута, похитившего Кудруну, дочь Хетеля, что сопоставляю с похищением Аттилой Эрки, дочери Осанрикса (ср. в фарерских балладах Атли зовут Арталой, а его женой называется Гудрун, заместившая бургундскую Кримхильду). И именно здесь вновь всплывает Гарадея, совпадение?
Reply
Leave a comment