Случилось мне как-то познакомиться с работами украинского историка Игоря Мыцко, которого многие возможно знают как автора гипотезы (вроде бы, никто ранее не писал такого) о том, что наш Вещий Олег на самом деле датский правитель Хельги Смелый, о котором сообщает Адам Бременский: «Я слышал из уст правдивейшего короля данов Свена 215, когда он в
(
Read more... )
Смешению деда и внука, причём в сторонней по отношению к ним "дитриховой" традиции (в которой даже Вальдимар-Валамир остался за скобками), могло способствовать представление (предание), что после Харатона, как последнего "негуннского" первого рикса, а по времени после или при Хертниде "Младшем", как наследника Осантрикса-Озериха, которого сопоставляю с регентом Гезимундом, то есть после пресловутого "безкоролевья" по Иордану, власть снова досталась роду Амалов (Вольфдитриха или самого Тидрека в версии Тидрек-саги), хотя и пришлось признать верховенство Аттилы.
Отсюда наверное и размытость (и как следствие раздвоение) образа предшественника Харатона-Ортнита в лице Альбриха, совершающего те же подвиги что и Волх (=Вольфдитрих, к слову тоже завоёвывшего город и дочь басурманина) в русской ("владимировой") традиции, с одной стороны, а с другой стороны - образа преемника Ортнита (Ортнитов) в лице Вольфдитриха или самого Тидрека, олицетворяющих Амальский род в "дитриховой" традиции.
Ещё пишу всё это прорабатывая свои схемы с некоторым образом твоим участием ))
Reply
Возможно, в западной традиции чудодейственные возможности племянника Владимира и Ильи были склонны отделять от носителя, приписывая ему всевозможных супер-помощников (папу, жену).
Про стороннюю "дитрихову традицию". Возможно, что в преданиях о Дитрихе, из которых выросла немецкий эпос, никогда не было русских персонажей. В "Сагу о Тидреке" русские и вильтинские персонажи попали из соответствующих поэм, о которых упоминает миннезингер 12 века. Возможно, там был Дитрих (поскольку действующие лица часто амелунги, например убийца Озантрикса, в одной из версий), а возможно и нет. Тот же Ортнит в немецкой традиции не был современником Дитриха и добывание жены с участием могучего Илиаса имело место до рождения Дитриха. Создатели "Саги о Тидреке" могли сшивать популярные сюжеты с популярными героями, чтобы интереснее было слушать. Сага - произведение вторичное и для чистоты эксперимента необходимо сначала расчленить ее, по возможности, на исходные сюжеты. В связи с русско-вильтинскими эпизодами это более-менее можно сделать, учитывая, что авторы саги не доглядели и сохранили два разных варианта смерти Озантрикса. Один скорее всего восходит к "Песни о вильтинах", а второй к "Песни о русских бойцах".
Reply
Что касается Ортнита, то подчеркну, что его правление в Гарде и Ломбардии (что могло иметь историческую основу не ранее конца 5 века) и родство с Ильясом Русским включены в само сказание, а то что это было задолго до Дитриха просто добавлено в самом конце. О том, что к Вольфдитриху (то есть его роду?) перешли владения Ортнита, говорится именно в поэмах о Вольдитрихе ("дитриховой" традиции). Также именно в "Бегстве Дитриха" говорится, что Ортнит был братом матери Зигфрида, здесь речь могла идти об Ортните "Старшем" (о родстве с Ильясом при этом не упоминается), которого впоследствии смешали с одноимённым героем отдельного сказания (при этом в "дитриховой" традиции остался ещё Хертнит Русский, сподвижник Дитриха).
В самой же поэме об Ортните образ его предшественника, схожего с русским Волхом, которого сопоставляю с Вольфдитрихом (точнее его прототипом), представлен отлично от Вольфдитриха "дитриховой" традиции.
Про колдовскую жену Хертнида Вилькинского (племянника/сына Осантрикса) вопрос остаётся неясным за неимением аналогий. В одном варианте молодой Ермак сам бьётся с бабищей Мамаишной, но ведь Ортнит, как и Ермак, сам погибает, а не "правит своим царством, землей вилькинов, как еще сказывается в саге о нем", так что может и тут путаница с другим Хертнидом.
Reply
Leave a comment