Смоленск. Долгая-долгая дорога к вере Христовой

Nov 05, 2017 22:55

Сразу скажу, что про Смоленск только вторая половина поста, а про веру Христову и вовсе почти ничего. А начнем мы с Подмосковья.
Итак, сегодня, благодаря Л.Р. Прозорову ознакомился с двумя интересными статьями (1, 2). В связи с их содержанием, разразился я объемным комментарием, который решил опубликовать и здесь. Тем более, что давненько ничего своего не публиковал. Собственно, о чем речь в статьях, которые на первый взгляд ничего не связывает? В первой статье рассказывается помимо прочего о формировании населения Подмосковья в 11-12 вв. Подмосковье в это время представляло собой довольно глухой, с точки зрения русской администрации, край. Эдакую "Америку", между Черниговским, Рязанским, Суздальским, Смоленским и Новгородским "административными округами", куда бежали те, кто не хотел платить налоги русским князьям, боярами и епископам. Население это оказалось весьма многочисленным, что объясняет откуда у Московского княжества вдруг появились такие ресурсы в ордынский период. Но, в интересующий нас период это население представляло собой хорошо организованное и хорошо вооруженное сообщество свободных общинников с собственными укрепленными поселками и т.д. Часть этого населения составляли беженцы из Северской земли, о которых мне уже приходилось писать в своих " Очерках истории Северской земли". Собственно, Подмосковье на юг от Москвы входило в территорию Вятичей, которые были чем-то вроде автономии в составе Черниговского княжества с 1070-х гг., а до этого и вовсе были сами по себе. И ещё получается, что Вятичи вобщем-то не входили даже частично в Ростово-Суздальское княжение. Поэтому Москва, в отличие от черниговских владений и Рязани никогда в летописной традиции с вятичами не ассоциировалась.
Археологический материал указывает, что в освоении Подмосковья участвовали также переселенцы из Смоленского Поднепровья - кривичи. Севера бежала к вятичам и в Подмосковье от геноцида, который ей устроил Ярослав Мудрый, а что такого происходило на Смоленщине? Во второй из упомянутых статей есть интересная ссылка на недошедший источник собрания Погодина, в котором указана дата крещения Смоленской земли - 1013 г. Я думал про начало планомерного освоения региона русской администрацией в целом. Там же как раз возвышение Смоленска современного начинается. Но, как известно, христианизация со времен Владимира была неотъемлемым элементом процесса "администрирования" подчиенных областей. С администрированием именно в Смоленске кажется не очень ладилось. Там подозрительно высокая смертность была и князья туда не очень спешили, судя по всему. Вообще, с большим сомнением отношусь к местам княжения трех младших Владимировичей, особенно, это касается Судислава. Но, предположить, что Станислав действительно был посажен в Смоленске ничего не мешает. То, что он вообще никак не отметился в событиях 1015-1024 гг. указывает, что прожил он явно мало. Кто знает, может сказалось христианское рвение? Потом аж в связи со смертью Ярослава Мудрого там княжеская администрация появляется и... Вячеслав помер, следом Игорь помер... А Борис Вячеславович и Давыд Игоревич даже и в мыслях не держали укрепиться во славном батюшкином наследии, хотя казалось бы, чего еще жаждать обездоленным изгоям. Но, Борис ввязывается в черниговскую авантюру, а Давыд предпочитает пиратствовать на Черном море, пока дядя Всеволод его к семейному бизнесу не пристроил и не выдал Волынь в пользование. Вот и пришлось старшим братьям Смоленск пилить на троих, пока его окончательно в переяславскую долю не выделили. И потом следующие без малого сто лет была княжеская чехарда. Мономах менял там сыновей как перчатки. И никто не рыпнулся. Видимо, такой замечательный городок был, что оттуда только и мечтали свалить хоть куда-нибудь. Это к вопросу о знаменитом пути из варяг в греки с его процветающими от торговли городами. Ну, собственно, в такой политической обстоновке, когда правительство и глава местной церковной администрации сидят в Переяславле, а на местах молодые княжата меняются чуть не каждый год, трудно представить успешную христианизацию. Вот пришел Ростислав Мстиславич и сразу дело пошло: землю описали, налоги распредилили, епископию утвердили...

кривичи, крещение, северяне, Русская земля, славяне, вятичи, Смоленск

Previous post Next post
Up