Сказ про то, как мир терял связь с Богами

Nov 19, 2016 22:21

Судить о реакции египтян на наступление македонского времени позволяет, в частности, такой памятник, как гробница жреца Петосириса в Туна эль-Гебель близ Гермополя, относящаяся примерно к рубежу IV-III вв. до н.э. Сцены ее погребальной камеры, выдержанные в традиционной египетской стилистике, изображают старших родственников Петосириса, умерших еще при последних легитимных египетских царях, в соприкосновении с миром богов, обеспеченном погребальным ритуалом. Зато переднее помещение этой гробницы - пронаос - конструирует уже для самого Петосириса т.н. «мир-Двойник», т.е. систему изображений всего достояния владельца гробницы, которая образуют замкнутое на себя его обиталище после смерти и, по сути дела, не требует для своего функционирования ритуального взаимодействия с богами. При этом изображения пронаоса, по сравнению с традиционными сценами погребальной камеры, подчеркнуто эллинизированы, и в них мы видим предметы греческого и восточного импорта - ритоны, украшенные головами животных, парадную кровать с ножками в виде протом львов и украшенную фигурами греческих крылатых сфинксов, сосуды, воспроизводящие формы греческой керамики, предмет наподобие курильницы, не вполне понятный по своему назначению, но увенчанный крылатым Эротом. Порой эти вещи на раскрашенных рельефах пронаоса Петосириса изготовляют египетские ремесленники - и это в провинциальном Гермополе! Разумеется, такие предметы престижного потребления импортировались в Египет; однако инобытие «мира-Двойника» гробницы Петосириса возможностей для импорта не предоставляло, и оставалось лишь, прилгнув «по обычаю кладбищенскому», как выражались египтяне, изобразить, будто они могут производиться непосредственно там. По-видимому, ключевым для выяснения, почему в пронаосе гробнице Петосириса для ее владельца созидается именно «мир-Двойник», функционирующий фактически без совершения ритуала, следует считать тот факт, что любой ритуал, в том числе связанный с воскрешением человека после смерти при помощи богов, обязательно должен был совершаться легитимным сакральным царем или от его царя. Мастера, создавшие гробницу Петосириса, и их заказчик как будто заявляют македонским хозяевам Египта: да, мы не прочь пользоваться всем тем, что вы дали нам, создав ваш огромный единый мир и втянув в него нашу возлюбленную землю; мы даже хотим унести это с собой туда, где будем после смерти; но мы не верим, что обретем бессмертие в мире богов при посредстве ваших царей, потому что они обычные люди и сами жертвы, которые они попробовали бы принести, боги не примут.
(Ладынин И.А. Птолемей III и Береника \ Эллинистический мир: государства и правители \\ Отв. ред Габелко О.Л. М., 2013)

Боги, эллинизм, Египет

Previous post Next post
Up