В последнее время столица Чехии сделала всё для того, чтобы отойти от образа города, где главное и чуть ли не единственное культурное развлечение, это осмотр средневековых достопримечательностей с кружкой дешёвого пива в руке. Теперь, гуляя по старинным улочкам Праги, может показаться, что город решил сбросить с себя груз веков и превратиться в столицу современного искусства. Во всяком случае, нигде в восточной Европе вы точно не найдёте такого количества необычных, а порой действительно провокационных скульптурных творений!
Для любого знакомого с современным искусством человека Прага прочно ассоциируется с именем известного скульптурного провокатора Давида Черни. Этот продуктивный художник заставил улицы родного города изрядным количеством своих эпатажных работ. Руководствуясь принципом: "Чем страннее, тем лучшее", Черни не знает жалости! Для него ничего не стоит изобразить
Болгарию в виде стоячих, "турецких" туалетов, представить Италию мастурбирующими футболистами, а Германию в виде автобанов, связанных формой свастики! Потом взять и повесить это непотребство под названием
"Entropa" на здании консульства европарламента! Мастерски играя на потаённых страхах европейцев и удачно разбавляя злободневные политические проблемы порнографическими мотивами, Черни стал признанной знаменитостью. Теперь вокруг его пражских творений проводят экскурсионные туры, а в интернете можно легко найти подробнейшие инструкции, где какой шедевр находится, с иллюстрированными пояснениями, gps-координатами и прочими атрибутами.
Казалось бы всё просто, цели известны, иди и приобщайся к искусству. Ничего подобного! Из изображённых на схеме работ, две, Пистолеты и плавающий в баке с формалином Саддам Хуссейн, уже давно находятся неизвестно где. Шагающее ГДРовское авто, надёжно спрятано в саду немецкого посольства, а галерея, где выставляется живописный памятник подхалимству в виде двух согнувшихся 5-метровых мужских фигур (с дополнительной
опцией, т.е. возможностью взобраться по лестнице и заглянуть им прямо в задницу) оказалась закрыта! Специально ехал туда минут 25 на трамвае, чтобы посмотреть на запертую дверь галереи "Futura", хотя по идее время было рабочее. Не повезло. Прибавьте к этому отсутствующую в этом году беременную красотку, известную также под именем:
"Внутриутробно", целую россыпь композиций мастера, рассеянных по спальным районам Праги, до которых я банально не доехал, и вы поймёте, что "Черновая" программа осталась не выполнена. Тем не менее кое что увидеть удалось. В первую очередь посмотрел на перевёрнутого мёртвого коня и восседающего на нём Святого Вацлава. В одном интервью, отвечая на вопрос о своей популярности, Давид Черни сказал примерно следующее: "Это не я популярен, а лошадь." Скромно, но похоже на правду. Некоторые искусствоведы утверждают, что известность пришла к Черни сразу же после его первого "перфоменса", когда он с товарищами раскрасил розовым цветом, стоящий на пьедестале советский танк. Но по настоящему знаменитым чешский скульптур стал лишь после презентации этой сдохшей лошади.
Не буду заваливать вас информацией о каждом объекте. Поделюсь лишь парочкой забавных фактов и конечно же своими впечатлениями. Возвращаясь к перевёрнутому памятнику Вацлава, то ходят упорные слухи, что по договору с хозяйкой торгового центра, в котором сейчас висит эта композиция, "Конь" может продолжать там висеть до момента восстановления в Чехии монархии, т.е. ещё долго.
Черни осталось построить какую-нибудь церквушку и тогда он с чистой совестью сможет считать себя пражским Гауди. Думаю, никто не поспорит, что незабвенного Церетели он уже давно превзошёл! В книге с двусмысленным названием "Fucking Years", скульптор сравнил успех своих произведений за единицу времени с количеством израсходованной им спермы. Не знаю что за интервал времени брался в расчёт, но в книге мелькнула цифра 30 литров. Наверное в это время и было создано шедевральное светящееся творение: "Эмбрион". Сразу видно на что пошли литры!
Отдам дань уважения художнику, чтобы создать парочку уринирующих на карту своей страны мужчин, надо иметь определённую гражданскую смелость. Местные скинхеды даже организовали моторизированный марш, чтобы разрушить эту скульптуру, но благодаря оперативному вмешательству полиции, писающих парней удалось отстоять, на радость множества фотографирующих туристов.
Больше всего меня в этой скульптуре удивил не тот факт, что определённые части тел двигаются и таким образом "пишут" на воде. Кстати, если вы хотите, чтобы парочка написала ваше сообщение, то надо послать текст на указанный возле статуй телефонный номер. Удивили меня не все эти технические навороты, а то что вода питьевая! Правда, желающих попить водички не заметил, возможно народ отпугнуло жёлтое, имитирующее цвет мочи, дно.
"Висящий человек" изображает подвешенную фигуру похожую на Зигмунда Фрейда. Некоторые утверждают, что висит не разработчик психоанализа, а Ленин Владимир Ильич. Однако зная ярую антикоммунистическую позицию Черни, в это верится с трудом. На этапе подготовки я нашёл в Праге ещё три "висящие" фигуры, но ни одну из них в живую так и не увидел. Остался лишь один старина Фрейд.
Черни гастролировал с висящим человеком по всему миру: Лондон, Берлин, Роттердам... Забавный случай произошёл в Чикаго, где прохожие приняли Фрейда за самоубийцу и вызвали пожарных. Вроде бы обошлось и психоаналитика спасать не пришлось. В 2007-м году среди жителей Праги провели голосование на предмет того, хотят ли они видеть настоящий памятник Фрейду. Так более 75% сказали решительное нет, мол, на площади Kozi Placek лучше поставить козла!
Аттракцион "Заберись на спину младенцу" появился в Праге тоже благодаря стараниям неустанного скульптора-провокатора. Есть много версий, что имел ввиду Черни, размещая на телевизионной башне (или в данном случае на земле) этих 3-х метровых младенцев без лица. Сам автор не любит объяснять смысл своих работ, не будем это делать и мы. Известно, что первоначально "Младенцы" предназначались для чикагского музея современного искусства, но средств у музея не нашлось, поэтому фигуры перекочевали в Прагу и можно сказать стали её символом! Куда там какому-то Карлову мосту и Собору Вита до славы безликих младенцев!
По башне должен бегать десяток детей, я разглядел лишь троих.
Черни предлагали полмиллиона крон, чтобы он на 3 дня одолжил своих "деток" для рекламы фирмы, продающей пылесосы. Мастер ответил категорическим отказом. Мало дали! Надо сказать, что все работы кроме одной (если не ошибаюсь, речь о писающих парнях) до сих пор принадлежат скульптору. Продавать он их вроде бы не собирается, поэтому все желающие ещё долго смогут наслаждаться провокационным творчеством художника.
И последнее творение Черни, до которого я успел добраться. Голова в стиле вращающегося дискотечного зеркального шара. Ну хорошо, это не дискотечный шар, а выполненный в 42-х двигающихся слоях Франц Кафка. Скульптура называется "Метаморфоза" и является как бы отсылкой к известной повести Кафки "Превращение", где главный герой неожиданно становится насекомым. На следующем
ролике кажется будто голова вращается с дикой скоростью, но на самом деле всё происходит довольно медленно. В общем, в реальности превращение выглядит не так эффектно. Современные технологии вполне позволяют превратить человеческую голову, скажем, в навозного жука, или в богомола, спрашивается, на что потратили 30 миллионов крон?
Другой памятник Кафке мне понравился гораздо больше. Вид сидящего на пустом костюме писателя получился вполне шизофреническим, под стать его творчеству.
В средние века было принято представлять водостоки зданий в виде мифических чудовищ, демонов или гаргуль. Таким образом строилась противогаргульная оборона католических соборов. В Праге пошли дальше и поместили на водостоки собора Святого Вита строителей! Логика ясна, проштрафился на стройке - получи навечно своё изображение с длинным высунутым языком.
Конечно можно было бы пройтись по Карловому мосту и сфотографировать каждую из 30, стоящих там скульптур. Но как понимаете, это не наш метод. Поэтому исторические монументы в моей теме закончились на тех двух строителях. Хотя нет, ещё одно относительно старое творение я вашему вниманию предоставлю. Что хотел сказать автор не совсем понятно, но выглядит влюблённо смотрящий на оленя охотник, немного зоофилически.
В том месте где раньше над городом возвышалась самая большая в мире фигура Сталина, сейчас сиротливо тикает 20-метровый метроном. Если честно, я бы с большим удовольствием посмотрел на Иосифа Виссарионовича, но уж что есть на то и смотрим. По идее, конструкция должна символизировать неумолимое течение времени и всё такое, но на самом деле метроном периодически ломается и получается, что движение времени в Праге замирает. Одна радость, подвешенная к метроному обувь не ломается и на неё можно любоваться в любое время.
Уже несколько лет в Праге проходит артистический фестиваль "Скульптурная линия", мне повезло и я застал фестиваль во всей красе. Ну как во всей красе, опять же дальше центра не выбирался и поэтому всю "Линию" не прошёл, но общее представление получил. Вот эта груда красных палок свалена здесь не просто так, это композиция: "Сено в горах уже высохло".
Эти дырявые, качественно проржавевшие баки тоже искусство и символизируют какой-то тихий разговор.
С металлическим деревом никаких сомнений возникнуть не может.
Со временем некоторые из представленных на фестивале работ оседают на улицах города. Так произошло с "Акулой". Если общая тенденция сохранится, то по количеству современных скульптур Прага скоро догонит Роттердам!
Были ли бетонные кресла тоже частью фестивальной программы мне неизвестно, но надо признать, что они удачно вписались в общий бетонный скульптурный ансамбль. Здесь же купается группа спортсменов-пловцов с первой фотографии.
И нежатся на солнце бетонные бегемоты. Культурное место, так сразу и не скажешь, что вокруг обычный бизнес-центр.
"Ноги в воде", особо нечего к этому добавить.
В том же парке увидел высокохудожественные скульптурные ульи.
Морщинистый розовый медведь, ещё одно творение "Скульптурной линии", про которое мне нечего сказать.
Удивительное дело, но до 2005-го года в Чехии не было ни одного памятника в честь автора "Похождений бравого солдата Швейка"! Сам Швейк мелькает чуть ли не в каждой второй пивной, а Ярослав Гашек отсутствовал как класс! Возможно в современной Чехии помнят о комиссарском прошлом писателя, но почему тогда памятник не поставили в советское время? Несправедливость устранили, взгромоздив бюст Гашека на помесь барной стойки и лошади. Вместо барной стойки скульптор собирался поставить наполненную пивом бочку, но к сожалению, власти города не позволили воплотить гениальный замысел.
Жутковатая версия пражского голема, то ли робот-эксгибиционист, то ли творчески переработанный экспонат анатомической выставки.
Я был не совсем точен, говоря что кто кроме Зигмунда Фрейда не встретил в Праге висящих скульптур, а как же тогда эти люди с зонтами?
Висящие на зонтах фигуры, постоянные участники уличного искусства, а вот разноцветные мозаичные кресла стали появляться в городе после недавних фестивальных "Скульптурных линий".
Придорожные столбики в старом городе выполнены в виде стражников.
Одна из многочисленных механических инсталляций возле музыкального клуба "Cross Club", о котором я немного рассказал в прогулочной пражской теме. В той же теме я уже продемонстриравал светящихся пингвинов, полагаю, что пингвинную тему той фотографией можно закрыть.
Во дворе бывшего дворца пионеров (сейчас в том здании находится музей игрушек) поставили голого подростка, задумчиво глядящего на небо. Статуя называется "Юность" и, как видите, вызывает у туристов повышенный интерес.
Мемориал в память о жертвах коммунизма представляет из себя довольно-таки пугающее зрелище. Скульптурная группа из 7 бронзовых мужчин, находящихся на разной стадии разложения, вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Феминисткам не понравилось, что среди фигур нету ни одной женщины. Представители прогрессивной интеллигенции провели серию демонстраций, под лозунгами: "Уберите этот дикий китч". Неизвестные радикалы несколько лет назад взорвали 3-ю фигуру. Почему выбрали именно её так и осталось не выяснено. В июле этого года не совсем трезвые студенты повалили вторую фигуру, сломав ей при этом ступню. Напрашивающийся вывод - прочнее надо строить антикоммунистические мемориалы!
Памятник жаворонку, сидящему на микрофоне. Сперва подумал, что птицу поместили на микрофон в честь какого-нибудь артиста, скорее всего певца. Но нет, это оказался ещё один мемориал в память об очередной жертве коммунистического режима.
Завёрнутая в плащ фигура привратника из оперы Моцарта "Дон Жуан" по замыслу автора должна символизировать образ совести. У меня же возникли совершенно другие ассоциации. Не будем спорить с художницей, к тому же Анна Хроми наклепала целую мраморную серию привратников и разбросала их по всему свету, так что искусство ушло в массы!
Известная скульптура водяного над речкой Чертовка. По-моему, без фотографии этой курящей нечистой силы не обходится ни один пражский туристический обзор.
Необычную скульптурную группу поставили возле хоккейного стадиона.
Некоторые называют эту парочку "Красавицей и чудовищем", не понимаю, как знатоки смогли разглядеть чудовище в общем-то милом вратаре.
Памятник городского бродяги превратился в памятник инвалиду! Первоначально нога у
скульптуры присутствовала, логичный вопрос, куда дели конечность? Может это авторский замысел, этакий памятник-хамелеон? Один год бьём по проблемам босоногих бездомных, на следующий год снимаем ногу и показываем незавидную участь пражских инвалидов. Как понимаете, это лишь моя версия.
Завершу же свой скульптурный обзор выразительными фигурами музыкантов, танцующими с повязками на глазах вокруг фонтана. Композиция так и называется "Чешские музыканты" и как ни странно посвящена не музыкантам и не Чехии, а четырём рекам мира.
Интересно, как можно догадаться какой музыкант какую реку представляет? Не буду тянуть с ответом. Девушка с дудкой, это Амазонка.
А, например, музыкантша со скрипкой представляет Дунай, кто бы мог подумать. На мой скромный взгляд, "Музыканты", самое интересное скульптурное творение Праги! Так что если вы будете в столице Чехии обязательно загляните на Сеноважную площадь.
Чтобы вы не думали, будто это все интересные скульптуры города, коротко перечислю неувиденное. Как я написал в начале темы, многие из работ Черни находятся на окраинах города, поэтому ни розового танка, ни отжимающегося красного
автобуса, ни огромного
штатива с фотоаппаратами я так и не увидел. Также не поехал в его мясную мастерскую-музей "MeetFactory", где можно было бы посмотреть на другие работы современных авторов. Почему-то меня не заинтересовала последняя инсталляция Черни, поставленная в честь олимпиады в Рио и изображающая двигающиеся ноги Эмиля Затопека, легенды чешской лёгкой атлетики. Не нашёл сидящую на карнизе здания девушку и стоящего на берегу Влтавы молящегося буддистского монаха. Совершенно забыл о танцующей группе ведьм в самом центре города. Что поделать, всё увидеть невозможно!