Казань

May 30, 2015 11:07

Куда отправиться избалованному красотами мира туристу из Москвы на выходные? Скептическое изучение карты России практически не оставило альтернатив. Казалось, достойные цели закончились после того как в прошлые визиты я успел "опробовать" лучшие куски золотого кольца и северной столицы. Что осталось? Казань и только Казань!

План был следующим: поехать в Казань на фирменном поезде с 2-х разовым кормлением в купе с национальным орнаментом. Tак сказать, окунуться в ностальгическую атмосферу путешествия на колёсах с наименьшими последствиями для организма. Возвращаться же цивилизованно на самолёте, билет на который, кстати, оказался почти в 2 раза дешевле. Не понимаю, кто при таких ценовых условиях предпочтёт ночь в трясущемся вагоне, комфортному 1,5 часовому перелёту? В теории всё было замечательно, но на практике возникли непредвиденные осложнения с авиакомпанией "S7". Ну как осложнения, просто они взяли и за несколько недель до старта отменили рейс! Мол, если хотите летите следующим через 5 часов. Следующий рейс мне уже не подходил и пришлось в спешном порядке искать альтернативы, т.е. и обратно ехать поездом, но уже не фирменным, а "обычным". Скажу честно, принципиальной разницы между поездами я не увидел. Национальный орнамент, хорошо выглядящий на интернет-картинках, в действительности оказался не совсем национальным. Да, в фирменном поезде в туалете была 3-х слойная туалетная бумага, колёса стучали тише и не пришлось проходить квест: "Заправь постель на замкнутом пространстве", а так один чёрт. То что поездка пройдёт с гастрономическим уклоном стало понятно уже в поезде. За сухим пайком (шоколадка, булочка, паштет и что-то ещё) последовала пластиковая упаковка грудинки с рисом и чай. Всё на удивление съедобно!

Бонус купейных поездок, познавательные разговоры со случайными попутчиками. Долго пытал молодого казанца на предмет того, что есть в городе такого, что я не увидел ни в одном интернет-отчёте. Оказалось, в интернете было всё кроме голубых озёр. Ехать туда мы не собирались, поэтому когда утром наконец-то добрались до станции Казань-Пассажирская, то стали действовать по обычной туристической схеме, т.е. сдали багаж и пошли в сторону кремля. С погодой снова не повезло, лил противный дождь. Значит самое время проехаться на туристическом автобусе. Только прежде чем сесть в автобус пришлось выдержать довольно активное рекламное наступление, собравшихся у дверей автобуса "падальщиков" частных извозчиков. Дикое зрелище, группа шакалов-таксистов вырывает туристическую добычу из лап льва (двухэтажного автобуса) практически заходя внутрь салона и рекламируя там свои услуги! Про саму экскурсию могу мало что сказать, вроде бы провезли по всему историческому центру (т.е. по 3,5 улицам) рассказывали чего-то там про Шаляпина, Горького и Ленина, но из-за дождя впечатление осталось скомканное. Поездку в Казань можно было смело назвать настоящим "Жор-туром". За 1,5 дня мы посетили: 2 ресторана, 3 столовые, 2 кафе и несколько раз заходили в "Бахетле". Элиши, бэлиши, кыстыбыйи и прочие эчпочмаки сплелись в моих воспоминаниях в один сплошной пирожковый ком. Тут надо сказать, что у меня накопился некоторый опыт пирожковых блиц-путешествий, я уже докладывал о своих лиссабонских и рижских похождениях, но в Казани пришлось гораздо сложнее. Как можно пройти мимо, когда татарская кулинария повсюду преследует тебя своими мясными ароматами, даже в метро от неё не спрячешься!

Национальная столовая в райончике татарской слободы, скромненько и со вкусом. По телевизору крутили процесс приготовления национальных блюд, познавательно.

Понятное дело, что нельзя было посетить столько мест и всюду полноценно пообедать. Поэтому приходилось ограничиваться одним-двумя блюдами. В национальной столовой это было татарское азу, т.е. тушёное мясо с картошкой и всем что нашлось на кухне. Замечу, что обычные пельмени в татарской столовой понравились гораздо больше чем в специализированных московских вареничной и корчме. Цены, как видите, даже в самом туристически ориентированном месте, сравнимы с дешёвыми московскими муму-едальнями.

Долго ломал голову, что же за "Дусларами" были Высоцкий и Влади. Ничего путного не придумал и глянул в словарь татарского языка. Оказалось, что они были друзьями. Надо же.

Чёрт (шурале) и батыр, герои местного фольклора отдыхают на бревне. На заднем фоне виднеется кусочек слободы.

Помню несколько лет назад поднялась шумиха, когда сверху спустили призыв срочно начать играть в бадминтон. Похоже, приказ дошёл до Казани!

Кто бы мог подумать, что огромный дворец с башенками, скульптурами и прочими прибамбасами, это обычный кукольный театр. Стоимость проекта по самым скромным оценкам около 1,5 миллиарда. Однако! Внутри сказка продолжается: мраморные полы, величественные колонны, есть даже свой кукольный музей и что я, в самом деле, всё о деньгах, да о деньгах.

Напротив кукольного театра раскинулась этнографическая деревенька с кулинарным уклоном: ресторан, блинная, детское кафе, кальянная и т.д. плюс 3 музея и всякие развлечения для детей. В Риге тоже есть нечто похожее, но масштаб "Лидо" и этого чуда совершенно не сравним.

Удивительно, но мечеть в декоративной ресторанной деревне оказалась самая что ни на есть настоящая, т.е. вполне себе действующая с аутентичным объявлением на двери.

На сколько понимаю, чёрные купола должны означать монашескую обитель, но ничего похожего на территорию монастыря в том заброшенном месте не увидел.

Свой Гум в Казани тоже имеется, только на вид он гораздо скромнее московского.

Через каждые 50 метров на главной пешеходке города висела реклама музея советского быта. Пришлось туда заглянуть и увидеть невероятное собрание знакомых с детства артефактов.

Сколько же вещей можно поместить всего в 3-х комнатах обычной коммуналки! Чтобы не засорять многочисленными экспонатами казанский отчёт, надо будет как-нибудь сделать отдельную тему, посвящённую этому барахолко-музею. Но одно творение перестроечной эпохи стоит выделить, это кооперативная куртка, сшитая из обложек партбилетов. Шедевр!

Чак-Чак в одноимённом кафе. Правда, никакой разницу между оригинальным чак-чаком и шоколадным чак-чаком в Бахетле я не заметил. Разве что с шоколадом чак-чак был ещё вкуснее. В планах было посещение музея чак-чака, но видимо из-за черезмерного потребления этого сладкого блюда о музее мы совершенно забыли.

Кремль с центральной мечетью "Кул-Шариф" в ночном освещении особенно хорош.

Символ Казани, падающая башня Сююмбике. Не буду превращать свой короткий отчёт в скучную историческую лекцию, тем более что информации про самое известное сооружение города хватило бы на целую книгу. Отмечу неплохую идею, построить президентский дворец рядом с главной достопримечательностью, так сказать, чтобы в каждой туристической фотографии обязательно присутствовал символ власти!

Татарская слобода, десяток аутентичных небольших мечетей и несколько отреставрированных (или построенных заново) деревянных домов на фоне советских многоэтажек. Мы жили на соседней улочке в похожем особнячке и надо сказать, это было самое дешёвое и самое лучшее жильё во время всей моей поездки. Ну хорошо, сравнивать приходится с 3-мя московскими отелями и как понимаете, найти в Москве комфортабельный ночлег (с завтраком) за 1200 рублей нетривиальная задача.

Другой красочный домик, здесь находится общежитие местного исламского университета. Неплохо устроились.

Магазин, названный не иначе как в честь очередного рублёвого кризиса.

У вокзала взяли частника и поехали смотреть Храм всех религий. По дороге нам всё подробно рассказали про это сооружение, включающее в себя архитектурные элементы 16-и основных религий мира. По словам водителя, автор сего творения был целителем-шарлатаном и архитектором-недоучкой, построившим на своём огороде уродливый китч на деньги доверчивых пациентов. Водитель не забыл добавить, что мы мало что увидим, т.к. внутри всё будет закрыто. Так и оказалось.

Увидели мы вечное строительство.

И много-много грязи.

Можно по разному относиться к подобной идее, понятно, что никакой это не храм, но надо признать, здание выглядит весьма необычно. Даже не смотря на то, что строительство всё ещё идёт полным ходом.

Эффектный фотомотив. Провели обязательную фотосессию: "Я и 16 куполов". Отдельный вопрос, стоило ли брать такси, т.к. рядом находится автобусная остановка и как понимаю, маршрут идёт с той же привокзальной площади. Тяжело сказать сколько времени мы сэкономили.

Другой мотив я проморгал, когда возвращались из "Храма" прямо на дороге стоял памятник теплоходу "Ракета", т.е. сам корабль на постаменте и стоял. Пирамидальная конструкция тоже не похожа на храм, но тем не менее, это именно храм, построенный в память о павших при взятии Казани воинов. Еле успел сфотографировать.

Однако следующий объект пропустить никак не мог. На берегу Казанки, напротив кремля, стоит гигантская чаша. После огромной этнографической ресторанной деревни, я был практически уверен, что этот казан является очередным рестораном-переростком. Ошибся, на самом деле это загс-переросток. Действительно, если кукольный театр может походить на дворец, министерство сельского хозяйства на Версаль (его фотографию ещё покажу) то почему бы загсу не быть 40-метровой чашей?

Помните дракончика с первой фотографии, так вот, рядом с чашей осенью этого года планируют поставить целых двух драконов (Зилантов) Похоже, они должны символизировать брачные парыжаль, что я их не застал.

На крыше чаши действует смотровая площадка. Лифты в современном здании не предусмотрены, заплатите 50 рублей и через 8 этажей лестниц, пожалуйста, с одной стороны река с кремлём, с другой горизонт новостроек.

Вдоволь насмотрелись на современную архитектуру и поехали в центр, т.е. снова в кремль. Хотели взять гида для досконального осмотра кремлёвских достопримечательностей, вроде бы рядовая процедура обернулась напрасным получасовым ожиданием у кассы. То гид был, то гида не было, то он уже вышел к нам на встречу, но не дошёл. Короче, бросили мы это дело и пошли бродить по территории самостоятельно. Благо там есть что посмотреть, например, на такое кремлёвское кофе на колёсах. Не могу себе представить, чтобы в Москве кто-нибудь смог сделать подобное в кремле!

Мечеть выглядит просто замечательно, что внутри, что снаружи. Ничем не хуже чем где-нибудь в Абу Даби! И бахилы там по вполне божеским ценам, да простит меня Аллах за такое богохульское сравнение.

Мечеть шикарная, а вот музей истории Татарстана жуткая жуть! Начать с того, что за каждую часть малюсенькой экспозиции приходится платить отдельно, а сами экспонаты находятся в разных частях здания. Сам "музей" напомнил краеведческий уголок в каком-нибудь сельском районном центре времён позднего застоя. Среди разных монеток, бумажек, парочки национальных костюмов и прочей второсортной исторической шелухи выделялся макет казанского кремля.

Да обширная коллекция подарков первому президенту Татарстана. Было очень информативно посмотреть на то с кем виделся и сколько сабель получил господин Шаймиев.

После неудачного опыта с музеем истории уже не решился идти в другие кремлёвские музеи. Ограничился осмотром окрестностей. Вид на министерство сельского хозяйства. Что сказать, нет, это не Версаль, это больше похоже на памятник королю Эммануилу Второму в Риме. Там понятно, король-объединитель, на дворе конец 19-го века и всё такое, но кто в 21-м веке строит такие административные здания мелкого республиканского значения?

Наконец-то подошли к действительно важному, к "Дому национальной кулинарии". На мой не совсем объективный взгляд, это главная туристическая достопримечательность города! Пусть вас не смущает слово "Кулинария" в названии заведения, это настоящий ресторан самого серьёзного уровня, т.е. со швейцаром с фонтаном, красавицами официантками в национальных одеждах и серебряными блюдами.

Ну а самое главное, там действительно вкусно! Отведал суп с вермишелью на первое и бастурму на второе, плюс по мелочи кыстыбый с эчпочмаком. Цены конечно по казанским меркам высокие, но после Москвы они меня совсем не удивили.

Что там говорить, достойное место. Могу только всячески посоветовать.

Дошли до арки влюблённых. Забавнейшая конструкция, позволяющая услышать даже шёпот человека, стоящего с другой стороны арки. К сожалению арка находится не в лучшем состоянии, странно, что у города находятся средства на гигантские сооружения, а чтобы отремонтировать такой культовый объект денег нет.

Японский креатив.

Казанско-японская очевидность.

Ещё одно яркое воспоминание о столице Татарстана, меню небольшого национального ресторанчика.

Центральная пешеходка города, собрание странных скульптур и странных часов. Посмотрели на циферблат, перевели арабские буквы в арабские цифры и медленно пошли в сторону вокзала.
Подвожу итог. Пусть мы практически не выходили за пределы исторического центра и если честно, видели не так уж и много, но то что видели оставило приятное впечатление. На улицах много молодёжи студенческой наружности, нефтедолларовая "движуха" идёт, объекты строятся, на радость туристам и местным жителям. Свой колорит тоже ощущается: мечети, эчпочмаки - всё на месте. Так что ехать в Казань однозначно стоит!