Журнал Московской Патриархии. 1953, №4. С.3
Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные - его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.
Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами - пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники. Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках.
Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством.
Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, "в путь всея земли", горячей молитвой.
В эти печальные для нас дни со всех сторон нашего Отечества от архиереев, духовенства и верующих, и из-за границы от Глав и представителей Церквей, как православных, так и инославных, я получаю множество телеграмм, в которых сообщается о молитвах о нем и выражается нам соболезнование по случаю этой печальной для нас утраты.
Мы молились о нем, когда пришла весть об его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души.
Вчера наша особая делегация в составе Высокопреосвященного митрополита Николая; представителя епископата, духовенства и верующих Сибири архиепископа Палладия; представителя епископата, духовенства и верующих Украины архиепископа Никона и протопресвитера о. Николая, возложила венок к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.
Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом. И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память.
«Церковная Жизнь», Изданіе при Архіерейскомъ Сѵнодѣ РПЦЗ,
№№ 3-4, мартъ-апрѣль, 1953 годъ, сс. 63-65
Смерть Сталина - это смерть величайшаго въ исторіи гонителя вѣры Христовой. Преступленія Нерона, Діоклетіана, Юліана Отступника и др. нечестивцевъ блѣднеютъ предъ лицомъ его страшныхъ дѣяній. Никто не можетъ сравниться съ нимъ ни въ количествѣ жертвъ, ни въ жестокости къ нимъ, ни въ лукавствѣ при достиженіи своихъ цѣлей. Вся сатанинская злоба, казалось, воплотилась въ этомъ человѣкѣ, который въ еще большей степени чемъ фарисеи заслуживаетъ названія сына діавола.
Православнаго человѣка особенно потрясаетъ его подлинно сатанинская, жестокая и лукавая политика въ отношеніи Церкви.
Сначала попытка къ уничтоженію ея какъ черезъ убійство выдающихся пастырей и вѣрующихъ, такъ и черезъ внутреннее разложеніе ея съ помощью искусственно созданныхъ разколовъ. Потомъ вынужденіе искусственно подобранныхъ ея возглавителей поклониться ему и всей руководимой имъ безбожной системѣ. И не только поклониться, но и восхвалять гонителя Церкви, какъ якобы ея благодѣтеля, предъ лицомъ всего міра называя черное бѣлымъ и сатанинское Божіимъ.
Когда этого злейшаго гонителя Церкви восхваляли падшіе подъ тяжестью гоненій архипастыри и пастыри при его жизни, это было знаменіемъ величайшаго униженія Церкви. Утѣшеніемъ для насъ могло служить то, что ложь эта посрамлялась подвигомъ безчисленныхъ безстрашныхъ мучениковъ и тайныхъ христіанъ, отвергшихъ всѣ соблазны Сатаны.
Древнія гоненія тоже бывали причиной паденія и іерарховъ и мірянъ. И въ тѣ времена бывали люди, которые, будучи не въ силахъ выдержать мученія за Христа, или явно окрекались отъ Него, или дѣлали видъ, что приносятъ жертву идоламъ, окольными путями получая удостовѣреніе въ принесеніи жертвы, которую они на самомъ дѣлѣ не приносили (либеллатики). Церковь осудила не только первыхъ, но и вторыхъ за ихъ лукавое малодушіе и отреченіе отъ Христа если не въ сердцѣ, то предъ людьми.
Но исторія Церкви не знаетъ другого примѣра созданія цѣлой церковной организаціи, во главѣ съ Патріархомъ и Соборомъ, которая была бы основана на преклоненіи колѣнъ передъ явнымъ врагомъ Божіимъ и прославленіи его какъ якобы благодѣтеля. Кровь милліоновъ вѣрующихъ взываетъ къ Богу, но этого какъ бы не слышитъ іерархъ, именующій себя Патріархомъ всея Руси. Онъ униженно благодаритъ ихъ убійцу и осквернителя безчисленныхъ церквей.
Смерть Сталина привела этотъ соблазнъ къ своему высшему кощунственному проявленію. Газеты сообщили, не только о поклоненіи Патріарха Алексѣя праху безбожнаго врага Христова, но и о совершеніи по немъ панихидъ.
Можно ли себѣ представить что-нибудь болѣе кощунственное, чемъ панихида по Сталинѣ? Можно ли нелицемѣрно молиться о томъ, чтобы величайшаго отъ вѣка гонителя вѣры и врага Божія Господь учинилъ « въ раи, идеже лицы святыхъ и праведницы сіяютъ яко свѣтила». Воистину, молитва эта въ грѣхъ и беззаконіе не только по существу, но и формально, ибо Сталинъ, вмѣстѣ съ другими народными Комиссарами, былъ отлученъ отъ Церкви Святейшимъ Патріархомъ Тихономъ и самъ Патріархъ Алексѣй, какъ онъ ни кланялся передъ Сталинымъ, никогда не рѣшился объявить о снятіи съ него этой анаѳемы.
Молитва объ упокоеніи со святыми нераскаяннаго отлученнаго отъ Церкви грѣшника есть кощунственная ересь, ибо является исповеданіемъ того, что якобы можно стяжать на небѣ Царство Божіе, гоня и истребляя сыновъ его на землѣ во имя уничтоженія самой вѣры въ Бога. Это есть смѣшеніе Царства Божія съ царствомъ тьмы. Это не меньшій грѣхъ, чемъ явное отреченіе отъ Христа, вѣра въ Котораго т.о. исповедуется какъ необязательная для приобщенія къ Его Царству.
Въ этомъ актѣ Московской церковной власти получилъ самое яркое проявленіе тотъ лежащій въ основѣ ея грѣхъ, который такъ убѣдительно съ 1927 года отличали наши исповедники въ Россіи и понынѣ обличаетъ наша Церковь заграницей.
via
lackmann