Круглый стол журналистов на конференции "Христианская соборность и общественная солидар

Aug 23, 2007 01:43

Второй день конференции завершился круглым столом журналистов "Христианская соборность и общественная солидарность: что они значат для современных СМИ?"
Вместе с журналистами размышляли и другие участники конференции.
Заместитель главного редактора журнала "Новый Ковчег" свящ. Димитрий Карпенко, один из ведущих круглого стола, начал обсуждение с постановки проблемы разобщенности в церкви, предложив присутствующим попытаться найти способы ее преодоления для достижения если не соборности, то хотя бы солидарности между православными журналистами.
Проф.-свящ. Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского содружества, заострил поставленную проблему, предложив решать её из глубины опыта церковной соборности, что ведёт к обретению честности, открытости, смелости в церковной жизни. Отсутствие как самой соборности, так и вырастающей из нее солидарности приводит к тому, что из страха и отсутствия любви и свободы рождается желание крушить всех, несогласных с "единственно верной линией". Такие тенденции часто проявляются, по мнению о. Георгия, в деятельности церковных СМИ. Он также напомнил об этическом аспекте проблемы - о том, что некоторые люди зачастую ведут себя в церкви так, что потом им бывает трудно, а иногда и невозможно подать руку: например, зная правду, они намеренно распространяют клевету и т.д. Отец Георгий говорил о том, что такое раздвоение жизни особенно опасно в сфере СМИ, которые заведомо имеют довольно большое влияние на людей. Такое поведение сразу выводит за рамки не только христианских отношений, но элементарных человеческих приличий.
Борис Колымагин, заместитель главного редактора журнала "Библио-глобус", отметил, что реальные возможности проявления подлинной церковной позиции в самых разных СМИ гораздо больше, чем принято думать. Да, конечно, существует такая проблема, как тотальная ангажированность "четвертой власти": "кто платит деньги, тот и заказывает музыку". В то же время миссии религиозных журналистов мешает не столько это, сколько то, что в течение последних лет они становятся все менее способны ощущать единство друг с другом и со всей церковью. Продолжая эту мысль, Борис Колымагин засвидетельствовал, что когда он начинал работу в "Московском церковном вестнике" в первые годы его существования, этот вопрос для него не стоял, однако теперь ситуация кардинально изменилась.
Мнение о неизбежности ангажированности журналистов оспорил известный публицист Владимир Кейдан (Италия, Рим). Он рассказал о том, как в течение нескольких лет работал автором катехизических программ русской редакции "Радио Ватикана". И хотя было известно, что он член православной церкви, а тексты передач основаны на православных источниках, ему ни разу не пришлось столкнуться с какой бы то ни было цензурой.
Вслед за Владимиром Кейданом факт отсутствия жесткой цензуры своих изданий со стороны "вышестоящих инстанций" засвидетельствовали несколько участников обсуждения, в т.ч. о. Дмитрий Карпенко и заместитель главного редактора газеты "Кифа" Александр Буров, который вспомнил в этой связи благотворное влияние некоторой дистанции между епархиальным руководством и редакцией газеты "Вера-Эском" (Сыктывкар).
Затем участники дискуссии обратились к проблеме солидарности - проблеме, которая, по мнению Бориса Колымагина, в церковных СМИ стоит более жестко, чем в светских. Одним из ярких примеров здесь явилась ситуация с Марфо-Мариинской обителью. Ее некоторые православные газеты и журналы в течение многих лет шумно хвалили в связи с ее благотворительной деятельностью в то время, как о произошедшем недавно болезненном конфликте, о том, как была изгнана настоятельница и дети основанного ею приюта, предпочли промолчать.
Александр Огородников продолжил эти размышления в контексте недавней истории страны, сказав о том, что в советское время гонораром за честную публикацию на церковную тему, как всем известно, была тюрьма. Теперь же порыв, существовавший тогда, исчез, и люди часто предпочитают идти туда, где есть деньги. Свободные СМИ, по его оценке, существуют недолго, т.к. для них нет "среды обитания". Думающие честные талантливые люди - потенциальные журналисты - есть, в т.ч. среди православной молодежи, но они оказываются невостребованными и часто уходят или во "внутреннюю эмиграцию", или в иные юрисдикции.
После этого в ходе оживленного разговора практически все участники круглого стола вспоминали те или иные примеры, иллюстрирующие или опровергающие эти тезисы. Особенно часто в самых разных контекстах вспоминался пример газеты "НГ-религии" времен Максима Шевченко - прежде всего, как пример попытки создать площадку для открытого и честного разговора на самые разные темы, связанные с жизнью церкви. Об отсутствии ныне такой площадки и в то же время о ее необходимости говорили разные участники дискуссии, как журналисты, так и выступающие, которые охарактеризовали себя как православные читатели. При этом вспоминался и опыт предсоборной дискуссии начала ХХ века, и опыт англиканской церкви, и опыт интернет-дискуссий, где иногда может состояться разговор людей, стоящих на диаметрально противоположных позициях при условии, что они готовы слушать друг друга.
Завершая разговор, второй ведущий круглого стола, главный редактор газеты "Кифа" Александра Колымагина, заметила, что никакое сетевое общение не может заменить живого разговора глаза в глаза. "Разговор о том, что необходима площадка для диалога, что нужен разговор друг с другом, я слышу далеко не в первый раз", - сказала она, вспомнив различные попытки собирания православных журналистов, состоявшиеся в последние годы. - "Очень хотелось бы, чтобы эти центры кристаллизации общения, способствующие воплощению в нашей общей жизни соборности, не только вспыхивали, но продолжали свою жизнь, что предполагает некоторый ритм встреч". Она предложила собравшимся подумать о продолжении разговора в формате подобных круглых столов и о расширении их состава. 

круглый стол, задачи православной журналистики

Previous post Next post
Up