Apr 27, 2014 16:18
Принято считать, что Фома имеет некую ущербность в своей вере, что он не такой молодец, как те, кто верует не видевши, - ему нужно обязательно дополнительно увидеть, чтобы поверить. Но здесь м.б. и иной, обратный смысл - его вера имеет более высокое наполнение, нежели простая - не видевшая, не имеющая утверждения, полного знания. Вот, например, что говорится в начале стихиры на стиховне: О преславного чудесе! Неверие веру известную (т.е. сознательную) роди.... Ведь и среди нас есть немало не видевших и от того, в какой-то степени неверующих. Но если будем просить подтверждения веры, а не слепо, безпричинно, несознательно веровать, то Господь нам обязательно даст это подтверждение, как особый дар тому, кто его просит.
Можно еще сказать, что Господь радуется тому, что человек хочет верить не слепо, фанатично, - словно с закрытыми глазами, но с разумом. О том говорится и в одной из стихир 4-й песни канона на Фомино воскресение: Радуешися испытаемь: темже Человеколюбче на сие повелеваеши Фоме, простирая неверующу ребра, мирови уверяя Твое Христе, тридневное востание. Тут даже не одна только радость у Господа, что Фома хочет Его испытать, но и та, что через это испытание получается польза не одному только Фоме, но и всему миру: мирови уверяя Твое Христе, тридневное востание. Т.е. человек, по слову преподобного Серафима, если стяжет Дух Мирен, то, обогатившись им, сможет спасти и тысячу других вокруг себя.
Бог-Слово