Приближаемся уже к концу и сегодняшние две главы посвящены снам и пустым наблюдениям (которые у нас обычно понимаются при произнесении слова "суеверие" )
ГЛАВА 30. О гаданиях по снам.
Прежде чем разрешить этот вопрос, необходимо заметить следующее.
То, что обозначает нечто, должно иметь с этим нечто некую связь.
Очевидно для всех, что по разуму виноградная лоза обозначает вино. И в природе дым обозначает наличие огня. Каждое событие связано с другим событием или как причина, или как следствие (букв. эффект), или по совпадению. Например,когда кто-нибудь ночью увидит во сне, что убивает другого человека, а днем по стечению обстоятельств будет убит другим человеком. Поэтому необходимо думать, по богословскому учению, что сны в некоторых случаях являются причиной будущих событий, например, когда кто в уме размышляет о виденном во сне и или подвигается к совершению этого дела или к уклонению от него.
Сны являются знамениями грядущих событий в тех случаях, когда выходят из причины общей как для сна так и для будущих событий. Во- вторых, многие сны «сбываются» в будущем потому, что происходит совпадение или случайность, которая расценивается сновидцем как подтверждение сна.
Следует знать, что у снов есть причины внутренняя и внешняя. Внутренняя заключается в самом сновидце. Внешняя - вне спящего. Внутренняя причина также имеет двойственную природу. Одна - в душе, из которой и вытекают человеческие фантазии во сне. Это то, о чем человек думал и переживал во время бодрствования. Вторая же телесная, когда в телесном составе формируется некое предрасположение к соответствующей фантазии. Так люди, которым холодно, видится во сне что они или в воде или в снегу.
Внешняя причина сновидений тоже двойная - телесная и духовная. Телесная - когда воображение спящего возбуждается и изменяется или от состояния воздуха вокруг или от воздействия небесных тел (имеются в виду солнце, луна, тучи, и т.д.) , так что фантазия спящего оказывается соответствующей с расположением небесных тел.
Духовная причина так же может быть двойственной. По одной Бог открывает нечто служением ангелов или иным образом. По другой злой, когда злые духи от себя всеивают фантазии спящим и открывают им нечто для дальнейшего обмана. Все эти причины снов более подробнее открывает св.Григорий Великий в 8 книге «Моралий», глава 7. Также об этом предмете трактует святой Фома (не святой - Орф.) и нечто сказано Антонием в цитированном уже месте в 7 параграфе.
Вопрос 1: Следует ли верить снам или выполнять если что в них сказано?
Ответ: Не всем снам должны мы верить и не все из них исполнять. Причина: потому что не все сны лживы, но и не все истинны. Это найдешь у Аристотеля в книге о сне и бодрствовании. И в Священном Писании запрещается некогда обращать внимание на сны (Второзаконие 18) . «Да не обрящется в тебе наблюдаяй сония». В некоторых случаях наблюдение снов рекомендуется. В книге Бытия 40 и 41 главах Иосиф истолковал сны виночерпия фараонова а затем самому фараону
(Изъяснение православного святоотеческого учения о роли снов даже вкратце затруднительно по его объемности и важности в аскетие, но все же необходимо здесь сказать, что в Церкви Аристотель не имеет никакой силы и значения, а сны виночерпия и фараона имели характер чрезвычайный именно для спасения Израильского народа и самого Иосифа, поэтому были сверхъестественным действием Бога в критических обстоятельствах. Св. Филарет также отмечает, что все пророческие истинные сны в Ветхом Завете видели только цари (Иакова как этнарха можно и должно считать царем) , причем даже нечестивые и языческие (как фараон или Навуходоносор). И причину этого он ставит в том, что «сердце царево в руце Божией» - царские сны являются неким инструментом руководства царя даже не ради него ,а ради народа, которым он управляет. )
Вопрос 2: Может ли когда-нибудь причина сна, находящаяся внутри тела, может произвести сон в человеке, который предвидит последствия причины?
Ответ: Утвердительно, и в этом нет никаких сомнений, поскольку сами медики говорят, что по снам можно распознать внутреннее состояние человека. Так Аристотель в книге о сне и бдении повествует о снах, которые происходят от внутренних причин и могут быть использованы для различия болезненного и здорового состояния. Например, если кому часто снится , что он охвачен огнем, это знак что в нем доминирует холерический темперамент. Если летает , как на крыльях - это признак сангвиника. Если же плавает в воде или иной жидкости - это знак флегматика. Если же в грязи или песке - то это - знак меланхолика. И это важно знать медикам для понимания телосложения человека (и соответствующего назначения лекарств и процедур)
Вопрос 3: Используются ли сны для предсказания будущего , которое имеет внешнюю природную причину такую как влияние небесных тел, или перемен в воздухе , если только о таком будущем предсказывается по сну, которое имеет связь с телесной силой спящего , дозволительно ли это?
Ответ: Утвердительно. Причина: Поскольку последствие (эффект) пропорционально своей причине и по своим свойствам и познается, об этом у св.Фомы (несвятом- Орф.) и других докторов в цитированных местах.
Вопрос 4: Согрешает ли ворожбой тот, кто по сну предсказывает будущее, которое происходит от свободной воли спящего или воли других людей?
Ответ: Утвердительно. Причина: Поскольку в этом случае будущее не определяется причиной, но связано с причиной случайным образом, по Философу( Аристотелю) о сне и бдении. То же, что не определено, а случайно, не является наукой. Поэтому тот, кто таким образом предсказывает будущее, или обязательно солжет, или узнает его по пакту заключенному с демоном.
Вопрос 5: Согрешает ли тот, кто предсказывает будущее по сну, который был явлен по откровению Божию?
Ответ: Отрицательно. И это подтверждается Священным Писанием. В 1 главе Евангелия от Матфея Ангел является Иосифу во сне и предсказывает будущее. И во 2 главе Евангелия от Матфея волхвы во сне получают ответ , да не возвратятся ко Ироду и иным путем да отойдут в страну свою.
Вопрос 6: Почему Бог чаще открывает будущее во сне, чем в бодрственном состоянии?
Ответ: Святой Бонавентура (не святой - Орф.) в D.2 , 25, последний вопрос. Во-первых, потому что душа во время бодрстования рассредоточена между органами внешних чувств и поэтому менее способна принимать откровение от Бога. Эту причину приводит также Гиппократ в начале книги о снах, когда учит, что душа людей тяжелее обременяется делами во время бдения и отвлекается от лечебных процедур. И наоборот, во время сна дух полностью освобожден от любых прерывающих воздействий и запинаний. Его силы собраны воедино, он существует сам по себе и внимает сам себе. Вторая причина - потому что Богу так угодно, совершать в тайне Своего света, поскольку «положи тьму закров свой» (Пс. 17,12) . В-третьих - потому что человек во сне больше сподвигается, чем сподвигает, и более расположен к принятию откровения, чем к действию. Наконец, потому что Бог говорит в Исх 33: «Не бо видит Мене человек и жив будет». Посему по Григорию не может человек видеть Бога и Его откровений , если говорить по естественному порядку веще, если не абстрагируется как-нибудь от чувств и не наречется словно неживым, очевидно по использованию внешних чувств. Поскольку же сон является средним состоянием между жизнью и смертью и человек , засыпая, словно сходит в смерть, поэтому Бог установил порядок , чтобы сверхъестественные откровения были во сне, когда у человека отсутствует естественное использование разума, чтобы Богу а не себе воздавал хвалу славы.
Вопрос 7: Позволительно ли откровение будущих событий, внушенное через внушение демона?
Ответ: Отрицательно. Причина: Поскольку в этом случае откровение происходит от молчаливого или выраженного пакта с демоном, который всегда намеревается обмануть. Когда же есть сомнение - откровение , полученное во сне , от демона или от благого духа, не подобает выносить суд, но искушать духа, от Бога ли он. В этом же вопросе много рассуждений об испытании духов - св.Винсент (несвятой-Орф.) в трактате о духовной жизни и св.Фома 3.p.q.25.a.3
ГЛАВА 31 О пустых наблюдениях.
Вопрос1: Что такое пустые наблюдения?
Ответ: Пустые наблюдения - когда через молчаливое призывание демона ищут в предметах и явлениях тех действий , которые не свойственны им по природе.
Вопрос 2: Сколько их рановидностей?
Ответ: 1) Искусство делать заметки , в которых содержатся какие-то обряды и молитвы для достижения запрограммированного результата без труда.
2) Суеверные целительства - когда людей какими-то тайными молитвами, нашептываниями, знаками, определенными числами и изображениями астрономическими лечат от болезней.
3) Когда думают узнать будущее из разных событий, не соотносящихся логически, применяя их к себе или к другому что должно произойти.
4) Обереги , когда или носят пустые реликвии (т.е. не связанные с верой христианской или не имеющие смысла) , или настоящие, но в напрасных обстоятельствах. Например, такой амулет надо носить в такой-то день, или с такой-то травой, или заложить его в книгу и т.д.
(У католиков помимо нательных крестиков, икон и мощевиков, которые имеются и у православных, которые не являются амулетами в собственном смысле слова, а являются свытяней, имеющей религиозный характер и значение, - есть еще и особые амулеты. Амулеты крафтят ксендзы (за денежку) . Они имеют три главных разновидности - индульгированные, бенедикции и антимагические. Крафт и ношение индульгированных является компенсацией вреда , нанесенного грехом, которую обязан выплачивать каждый католик Богу несмотря на отпущение греха в исповеди. Амулеты-бенедикции являются баффом на удачу, богатство и семейное счастье. Антимагические препятствуют ведьмам и колдовству. )
Вопрос 3: Является ли это смертным грехом своего рода, если кто-нибудь знает, что такие вещи бесполезны и запрещены и однако продолжает считать, что для него они действительны?
Ответ: Утвердительно. Причина : поскольку относит божественную честь и ожидание благодеяний от творения, когда они могут относиться только к Богу, тогда все равно, что призывается демон. И хотя в таких случаях нет основания (букв. материи) для заключения молчаливого пакта с демоном, однако гибельные последствия могут произойти от невежества, ибо если пакт не подразумевается или к этим действиям даже не присоединяется вера в них, следует бояться, что они или есть на самом деле или появятся в будущем.
Вопрос 4: Как можно узнать о примете , что это пустое наблюдение?
Ответ: Оно может быть распознано так:
- Когда предмет по своим свойствам и силам не имеет природного действия, которое от него ожидается, каковы суть - узнавание тайны сердца далекого человека или исцеление на расстоянии. Если есть сомнение, происходит ли нечто по природным свойствам, нужно предполагать, что здесь все же природные свойства.
- Когда эффект происходит без местного движения, как если бы кто сотворил трапезу или заставил мгновенно появиться саду, как сотворил божественной силой святой Альберт Великий (не святой- Орф. Альберт «Великий»- один из родоночальников алхимии и оккультизма наряду с Раймоном Луллием)
- Если действие (букв. эффект) мгновенно исчезает.
- Если прибавляются некие бессмысленные обстоятельства и бесполезные условия. Например, что бичевание (католическая религиозная практика - Орф.) должно происходить в таком-то публичном месте, должно бичевать такую-то часть тела, в такой-то час, столько то раз , и яростным бичеванием.
- Когда действие приписывается природной силе каких нибудь действий, слов, знаков или чужеземным буквам (букв. characteribus peregrinis букв. блуждающим буквам, может пониматься и как перестановка букв- Орф.) или надежда возлагается на образ письма , как например то, что Евангелие должно быть написано на девственно чистой бумаге.
Все сказанное позволяет легко отличить антимагические средства (лекарства) суеверные от несуеверных.