Современные проповедники (преимущественно ОВЦС-ного разлива) часто говорят о любви, очень мало - о вере, и совсем ничего - о надежде.
Попробую восполнить этот пробел, потому что особенно в настоящее время надежда на Бога представляется наиболее важным аспектом христианской жизни.
Про веру кажется все понятно - вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых - то есть вера это знание о невоспринимаемом в силу природы или временного расстояния, которое происходит от доверия Дающему это знание. По этой причине святой апостол Павел учит, что после Страшного Суда вера (как и надежда) прекратится- поскольку все будет открыто Богом лицом к лицу.
Но что такое надежда? Что значит надеяться на Бога ? И разве не лучше. как учат атеисты и "реалисты" - надеяться на самого себя или на деньги?
Человек по своей природе способен осознавать происходящее.
И для него все, что с ним происходит, словно вытекает из будущего как из крана.
Поэтому большая часть его мысленных усилий заключается в бесплодных попытках это будущее предусмотреть и на основании этого действовать.
Это получает выражение даже в физиологии человека.
Чтобы идти вперед, человек смотрит на поверхность, на которую он наступает, затем простирает одну ногу, переносит на нее вес, потом убирает заднюю ногу и переставляет ее вперед - и так и идет.
Подобно этому человек идет из прошлого в будущее. Каждое его действие - это шаг.
Надежда - это то, на что он становится, то, на что он опирается в своих действиях.
Ставящий ногу ожидает, что поверхность будет твердая и держать его тело.
Надежда человека - это то, на что он становится в своей жизни.
Тротуар - надежда человека в ходьбе.
Если он вдруг расступится и затянет его в глубину и утопит - это обманутая надежда.
На что же надеется человек в своей жизни? А без надежды он не может жить, как не может ходить без опоры.
Существует одна природная врожденная надежда , не спасительная и не гибельная, три - гибельные и только одна спасительная.
Давайте рассмотрим, как они образуются и почему губят и спасают.
Первая врожденная надежда- это надежда на родителей. Не будем рассматривать случаи сиротства , когда дитя не может получить такой надежды из-за отсутствия родителей. Возьмем обычную нормальную семью.
Ребенок с момента рождения окружен заботой матери и отца, его пеленают, одевают, кормят, поят, играют с ним, лечат, когда он заболеет.
Для ребенка это совершенно естественно, он не представляет , что может быть иначе. И он не только совершенно не заботится обо всех этих аспектах, но даже часто сопротивляется заботам - "Надень шапку" "Иди ешь!" "А ну садись за уроки!"
Во всех своих действиях он опирается на эту надежду, и даже не задумывается, что придет время , когда некому будет ему сказать "надень шапку" и "садись кушать".
Эта надежда естественна, не спасает (потому что родители не вечны, и сам ребенок не приучается к заботе о себе, надеясь на родителей) но и не губительна , поскольку оправдывается через силу родительской любви.
Однако по мере взросления уже не ребенок а молодой человек или девушка оказываются перед перспективой или необходимостью потери родительской заботы.
Но жизнь продолжается.
И нужна иная надежда, опора для своих поступков.
И первое, что приходит в голову ему - "Надеяться надо только на себя"
Вторая надежда - губительная - надежда на себя.
Надежда на себя невероятно популярна среди безбожников - ее одной достаточно для того, чтобы ясно осознавать что безбожие - это тяжелое и общественно опасное психическое заболевание.
В самом деле.
Представьте себе человека, который вдруг решил, что он сам является превосходной опорой для ходьбы своих ног.
Это даже не барон Мюнхгаузен с вытаскиванием себя за волосы из болота . Если вы попробуете метод барона, всего лишь впустую потратите время и облысеете. Но если вы попытаетесь по самому себе идти - вы обязательно переломаете себе ноги и много чего другого.
На что надеется атеист, надеющийся на самого себя?
На свою хитрость, свои ресурсы( силу, здоровье, связи), на способность совершать преступления и свое везение.
Если бы атеист не был слишком сумасшедшим, то при таком раскладе он бы сразу покончил с собой, поскольку не говоря о том что всегда есть хитрее, ресурснее , преступнее и везучее, ведь всегда можно стакнуться двум- трем людям и перещеголять надеющегося на себя.
Но надеющийся на себя гибнет намного быстрее и безнадежнее.
Как практически выражается надежда на самого себя?
Человек действует преследуя личные желания и средствами, которые подсказали собственные размышления.
И сложно сказать, что губительнее - первое или второе.
Личные желания - то есть похоти - у него совершенно идентичные с другими аналогичными сумасшедшими. И эти желания сводят их вместе в вечной не прекращающейся драке за исполнение этих желаний - драке за власть, деньги и разврат. Я бы сказал - за женщин, но времена уже не те.
Таким образом как только человек решил надеяться на себя - он мгновенно бросается в самое пекло непрекращающейся драки на смерть, которая началась Каином и закончится только последним антихристом.
Даже если он добьется желаемого - на секунду, это только делает его сосредоточением злобы всей остальной толпы.
И что хуже всего, исполнение этих желаний - пьянство, разврат и почивание на лаврах - по своему свойству отключает все те свойства (хитрость, предусмотрительность, силу), на которых строится вся надежда.
Не менее убийственны изобретаемые для достижения целей способы, поскольку они или явно преступны,за что полагается уголовное наказание - или омерзительны по безнравственности (предательству, подлости и т.д.)
Таким образом всякий понадеявшийся сам на себя - подобен свинье, которая мгновенно бежит в море топиться.