Я думал, ахинея только в богословском отделе.
Но там с первых же слов в практическом - какой-то треш и угар.
Вот, взгляните.
"Кипарисовые доски не коробятся от воздействия атмосферных изменений, в них не заводится жук-точильщик, благодаря специфическому запаху кипариса. Липовые и ольховые доски удобны своей легкостью , так как иконопись требует горизонтального положения доски (в отличие от станковой живописи) и позволяет для удобства иконописца поворачивать икону в различных направлениях." (с. 46)
Считаем.
1) Вот этот красавец называется "кипарисовый лубоед", потому что жрет древесину кипариса.
2) Плотность кипарисовой древесины 470 кг/м3 а липовой 530 кг/м3. Самая тяжелая из них ольха - 550 кг/м3.
Да даже и без знания этих фактов даже обычный человек , далекий от работы с деревом и иконописью, должен был слышать, что кипарис имеет одну из самых легких древесин вообще.
3) главная причина предпочтения кипарисовых досок для икон - из кипариса был сделан Ковчег Завета (кстати, прямоугольная выемка в центре иконы, образующая бортик по краям и называется "ковчегом"). Вторичная причина - та же самая, по которой Бог повелел использовать его для Ковчега Завета - кипарис
а)легок
б)не гниет.
Кроме того, липа, кипарис и ольха (в отличие от ели и сосны) легко позволяют выбрать резцами ковчег.
4) традиционно на Руси писались не на столах, а на аналоях (причем стоя!) ,т.е. икона всегда лежала под наклоном 25-45 градусов . Это имело во-первых священный смысл, во-вторых дисциплинарный, и в-третьих - технический, поскольку жидкая плавь требует для точного контроля горизонтального положения кисти или пера (а древние иконы писались и перьями). Если кисть наклонена или вертикальна, то сила тяжести заставляет вытечь на лицо иконы всю краску большой каплей, а не понемногу. При горизонтальном же положении движение краски с кисти на лицо происходит только под действием капиллярных сил ворса кисти и сил поверхностного натяжения текущей краски. Кстати, именно по этой же причине современные профессиональные акварелисты пишут на наклонных столешницах преимущественно в 30 градусов
Горизонтально же писались только большие иконы (например, для местного ряда иконостасов) ,где сами линии больше толще и не критично если и плавь чуть растечется.
5) Если икона не велика, то даже ребенок не заметит разницы в весе между верчением ольховой и кипарисовой доски. Большие же иконы никогда не вращаются на столе, вращаются иконописцы вокруг лежащей неподвижно иконы.
Это не из-за удобства, а потому что большая доска, которая всегда со шпонками с обратной стороны, под своим весом может незаметно прогибаться, и тогда есть риск повреждения работы , поэтому обычно кроме шпонок под нее подкладывают бруски, чтобы уровнять опору поверхности , . И вращать всю эту конструкцию не придет никому в здравом уме.
В одном абзаце пять совершенно очевидных неувязок, которые вызывают большие сомнения, лежали ли авторы этого "труда и болезни" хотя бы рядом с практикой иконописания.