Иконоксероксы

Nov 11, 2023 15:09

Новый шедевр из "Горести и льсти иконописца"

"Копируя икону человек всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен".

В иконе не заключено никаких миров. Это как раз и есть особенность иллюзорности светской живописи, которая формирует ощущение некоего иного мира, а картина - дескать,  окно в него.

Духовный мир не в иконе, он в действительности,  а икона не клетка для духовного мира, а указание связи с Первообразом  для души.

И я могу представить, что при копировании человек знакомится с техникой, обнаруживает цветовые решения , привыкает к особенностям рисунка и светотени (ой. простите, пробелов с санкирем) . Но как он узнает, почему и как автор первоначальной иконы поступил так , а не иначе, например, святой изображен именнно так ? Разве для этого не надо его житие например читать и иконописный подлинник?

Я уже не говорю о том, что на практике при копировании человек не в соприкосновения с мирами входит. а в проблемы точного воспроизведения пропорций и цветовых оттенков, которые мало того что недуховны, но даже недушевны а сугубо материальны, математически и я бы даже сказал механические. В той же "Ерминии" автор не в тайны соприкосновения с мирами посвящает, а сколько надо взять водки, чтоб позолота не отлетала и сколько какой краски взять чтобы составить телесный цвет.

Копирование в принципе - сугубо механический и технический процесс, и где там авторы "труда и болезни иконописца" нашли духовный мир - не объясняется.

-----------------------
Вообще , у иконописных "ксероксов" есть одна огромная проблема, которая почему-то даже не приходит к ним в головы.

А с чего они взяли, что те древние и святые иконы , которые мы имеем сейчас, при написании выглядели именно так, как они выглядят сейчас?

Вопрос совершенно непраздный.

В свое время один иконописный киевский авторитет - давно почивший (по крайней мере в ЖЖ) byzantuim с пеной у рта доказывал, что черные крылья у святых ангелов - это иконописный образец, который можно и нужно воспроизводить. И ссылался на древние иконы и росписи , в которых действительно черные крылья у ангелов. Поезжай и посмотри.

А крылья эти при написании были белыми, но написаны были свинцовыми белилами (а другие белила в древности были очень редки) , поэтому с течением времени как и положено свинцовым белилам почернели.

За столетия и тысячелетия со всеми  красками и с древесиной и происходят большие изменения,

Извините, про вечную яичную темперу автор может рассказывать в каком-нибудь дурдоме на факультете  эпилептических припадков.

Когда  иконоксероксы,  учат, что единственной практикой обучения и идеалом является копирование древних икон,  подобны дурным юным послушникам, которые увидев, что их 80-летний старец кашляет и , согнувшись в три погибели хромает , сами стали надрывно кашлять , согнулись в три погибели и будучи здоровыми захромали, потому что они хотят во всем быть , как их святой старец.

Это не послушание, это издевательство над святыней. Которое простительно для глупых учеников, но совершенно неизвинительно для людей, которые с таким пафосом и с такой требовательностью пытаются учить других.

Иконопись, В лоб

Previous post Next post
Up