Зачем нужен знаменный распев.

Apr 04, 2023 09:42


Восприятие живописи и музыки как некоего внешнего генератора , выдавливающего из человека эмоции  - типично для нечестивых.

И здесь мы видим удивительное единодушие китайского буддиста 17 века и профессора Герцмана, который , будучи завкафедрой древнерусского пения (и будучи той самой национальности), запрещал возобновлять и восстанавливать в Церкви знаменное пение (именно так! запрещал!).

Под каким предлогом ? Под тем, что музыка - это средство возбуждения эмоций. А поскольку люди очень сильно меняются в разные эпохи, то в каждую эпоху нужна своя музыка, которая оптимальным способом выдавливала бы эти эмоции из людей. Поэтому возобновление знаменного пения не будет вызывать нужных эмоций, поэтому знаменный распев "не будет работать".

Здесь в один узел связано даже несколько безумий.

Первое - человеческие эмоции - это душевные проявления, призванные реагировать на внешние события.  Эмоции - реакция на события в действительной жизни. Искусственное воспроизведение фейкового события, вызывающая эмоцию при реальном отсутствии события - это примерно такая же дрессировка человека, как эксперименты Павлова, который добился слюновыделения у собаки не на кусок мяса, а на звон колокольчика, заменяющий кусок мяса. Профессор Герцман хочет, чтобы этим занимались в храмах Божиих.

В костелах и кирхах (и буддийских капищах) этим и занимаются - там все только для выдавливания неестественных искусственных истерических эмоций и настроено.

Главное же безумие состоит в том, что человек не сферический болван в вакууме. Он приходит в храм Божий как правило взбудораженный, уже переполненный эмоциями - гневом, страхом, вожделением. По этой причине многие и молиться не могут, потому что какая молитва, когда человек уже три дня переживает ,что его могут уволить, или дома с женой ссора?

И вот человек приходит в герцманов храм (Божиим его назвать нельзя).  И там из него начинают выжимать другую эмоцию. Часто противоположную. Человек счастлив, а ему начинают условно говоря погребальный марш Шопена играть. Человек в смертельной опасности, а ему - "Оду к радости" Бетховена.

Причем всех под одну гребенку - чтобы добиться "единомыслия" в церкви по герцмановски-католически нужно чтобы все, суки, радовались, а кто не будет радоваться , будем бить палками.
Человека буквально раздирают на части - та буря мирских эмоций, которая следствие зла, в котором лежит мир - накладывается на технологию выжимания эмоций в костеле - и вуаля - предел выносливости, предел терпения превышен - и человек уже буйная истеричка , причем хуже всего, что он эту истерику воспринимает за благодать Божию.

Знаменный распев, как и иконопись (как и подлинная живопись)  преследует прямо противоположную цель. Он призван не раздувать эмоции  и не генерировать их, а утишать, успокаивать, умирять.

Покажу это на примере.

Вот прибегает плачущий ребенок , который подрал коленку , к матери-католичке. Мать католичка ему отвешивает затрещину и орет на него "Ты чего, сука, плачешь, у нас тут праздник! А ну заткнулся и начал радоваться! Что значит не можешь? Лыбу выдавил и пошел!"
Мать православная ему смазывает коленку мазью, успокаивает " ну, мой родной, не плачь, все будет хорошо, сейчас все пройдет, вот тебе яблочко, покушай,  а потом мы пойдем к папе".

Знаменный распев, как и другие церковные распевы (например, партесный обиход) подчеркнуто внеэмоционален, он своим своим существованием , первое же нотой говорит христианину, что его эмоции - это бурные волны моря, которые сейчас одни, завтра другие, а есть иной мир,мало того , что  недоступный для этих волн, но который позволяет по этим волнам ходить - т.е. хотя испытывать их, как человек, но всегда оставаться выше их, так что не то , что сердце, но даже стопы человека эти эмоции не в состоянии возмутить.  Он масло, которое проливается на волны, чтобы они стихли.

Вот что пишет св.Григорий Нисский о Псалтири в трактате " О надписании псалмов".
Отсюда следует объяснить и те великие дела божественной музыки, которые свидетельство истории приписывает Давиду: всякий раз, когда Давид заставал Саула в состоянии душевной омраченности, он так врачевал своими напевами его недуг, что к тому возвращался здравый рассудок. Из этого ясно, на что намекает скрытое в псалмах таинство: оно учит, как успокаивать болезненные возбуждения, возникающие в нас под действием многоразличных житейских событий
"

И на этом фоне бесстрастия от бури мирских эмоций  уже раскрывается вечный мир, с вечными истинами и вечными же эмоциями подлинной веры, неослабевающей надежды и вечной любви. "Раскрывается"  - потому что эти эмоции не генерируются музыкой, а рождаются естественным образом самой душой, приведенной в безмятежное состояние.

церковно-славянский

Previous post Next post
Up